Подвижной состав "Американский размер"


 

Роман КЛОЧКО

 

В Украине последние десять лет наблюдается активное заполнение рынка грузовых автомобилей американской техникой, среди которой основная масса приходится на так называемый 8-й класс, иначе говоря, магистральные тягачи (напомним, что в основе классификации грузовиков лежит полная масса автомобиля. По этому параметру в США различают восемь видов грузовиков - в отличие от привычных нам трёх европейских классов).

Благодаря разнице между долларом и евро стоимость машин производства США получается ниже, чем у европейских автомобилей в среднем на 20%. И это не последний фактор, благодаря которому американские траки активно осваивали украинский рынок, во всяком случае, в докризисные времена, ведь сейчас что-либо конкретное о рынке сказать сложно, разве что констатировать 50-процентное падение продаж.

-Volvo Truck-International-Kenworth самые популярные марки американских магистральных тягачей в Украине

 

Реалии

Конечно, говоря о американских грузовиках, мы имеем в виду только б/у, поскольку даже в США с их всеобщим достатком многие останавливают свой выбор на подержанной технике. Новые тягачи слишком дороги. Допустим, если купить в США новый тягач, скажем, за 80 тыс. долларов, то в Украине конечная цена составит почти 130 тысяч.

Да и с эксплуатационной точки зрения  разницы между покупкой б/у и новых тягачей почти нет, потому что у американских траков ресурс основных деталей составляет не меньше миллиона миль (1,6 миллиона километров) и после трёх-четырёх лет эксплуатации он ничем не уступает новому, а стоит в два раза дешевле. 

Если свести воедино все мнения менеджеров по продаже американских грузовиков, с которыми нам удалось пообщаться, то при покупке тягача первостепенное значение имеют финансы покупателя, внешний вид, интерьер, а вот техническое состояние, что характерно, вообще не является определяющим.

Как объяснили нам в занимающейся продажей американских б/у автомобилей компании American Fleet, американские тягачи рассчитаны на полную массу автопоезда до 60 тонн, что в условиях украинского ограничения 10 тонн на ось предполагает работу основных агрегатов машины под нагрузкой всего в 2/3 от максимальной расчётной. Следовательно, ресурс основных агрегатов увеличивается.

Сегодня на украинском рынке следует выделить четыре основные марки подержанных американских тягачей: Freightliner, International, Kenworth и Volvo американского производства. Есть еще Peterbilt, но они слишком дороги и просто так в объявлениях о продаже их не найти - только под заказ. А иначе и быть не может. Peterbilt - машина для дальнобойщиков-индивидуалов, коих в США 60%. В большинстве случаев Peterbilt делают с учётом множества пожеланий клиента, что существенно поднимает ценовую планку. Например, Peterbilt 2005 года в Украине стоит порядка 150 тысяч долларов.

- Я привожу Peterbilt на свой страх и риск, потому что в Украине не так много состоятельных частников, которые готовы приобщиться к культуре американского дальнобоя, - поведал нам один из одесских бизнесменов, занимающийся единичными поставками этих гламурных грузовиков.

Если Peterbilt - это грузовики как средство самовыражения, то Kenworth это машины для крупных компаний. Минимум внимания уделяется внешнему лоску, максимум усилий направлено на практичность. На нашем рынке Kenworth представлен в основном моделью Т2000, в меньшей мере Т800.

А вот самая распространенная нынче марка в Украине - Freightliner. Особенно пользуются спросом модели Century и Columbia, реже FLD 120.

- В Украине тягачи Freightliner по объемам продаж лидируют. Наша компания в среднем в месяц продает 5-6 грузовиков этой марки, - рассказывает менеджер по продажам компании American Fleet Юрий Федорович. Между прочим, в США Freightliner тоже лидер продаж.

По прогнозам экспертов и участников рынка, лидирующие позиции совсем скоро в Украине займут американские Volvo. Основным спросом у украинских автоперевозчиков пользуются седельные тягачи Volvo линейки VNL (модели 660 и 610). Уже сейчас американские Volvo занимают второе место по ввозу в Украину, после Freightliner.

- Это сочетание лучших черт американских тягачей и европейских традиций, - объясняют растущую популярность Volvo Truck в компании  US-Truck Import.

Третье место по популярности занимают грузовики серии International. Самые популярные модели – International 9200. Они обладают самой короткой базой из всех тягачей, да и по цене самые доступные.

Общая же статистика приблизительно такова. Тягачей марки International по дорогам Украины колесит приблизительно 500, причем треть из них -бескапотные. В конце 90-х в Украине была крайне популярна модель International 9800. По поводу Freightliner мнения сильно разнятся, а самые оптимистические цифры говорят о 800 экземплярах. Volvo еще пять лет назад было пару сотен, а сейчас минимум в три раза больше. Kenworth - не больше 300.

Основными покупателям американских грузовиков выступают южные портовые регионы, точнее перевозчики, тягающие грузы из портов, ведь американские грузовики даже с самым маломощным двигателем могут без проблем таскать прицепы любой максимально разрешённой массы.

Стоимость машин-одногодков из Европы и Америки примерно одинакова, только в разных валютах. Разность курсов порой дает чистую выгоду порядка 10 тысяч долларов, но в среднем покупатель, останавливая свой выбор на американском варианте, экономит 7-8 тысяч долларов.  Украинский рынок представлен в основном автомобилям 3-6 летней давности с диапазоном цен от 25 до 55 тысяч долларов.

Kenworth пока не снискал должной популярности, но модель T2000 неплохая альтернатива своим соотечественникам

 

О технической стороне дела

С технической точки зрения различия в марках американских грузовиков символические. У каждой марки свои модели, свои рамы, свой внешний вид, свои нюансы в оформлении, но основные  узлы (двигатели, трансмиссия, подвески, электрооборудование) - одинаковые.

Все американские автомобили Class 8 оснащены двигателями Cummins, Caterpillar и Detroit Diesel. Некоторые перевозчики удивляются: мол, почему грузовики Volvo не оснащаются «родными» двигателями или почему мерседесовский дизель не встречается на Freightliner, ведь марка принадлежит немецкому концерну? Сложно сказать почему, но попытки предлагать на американском рынке европейские дизели не удались однозначно.

Поэтому в Украине на американских тягачах чаще всего установлены двигатели именно этих трёх производителей. Все двигатели - низкооборотистые шестицилиндровые дизели большого объёма (от 11 до 14 литров), с удельной мощностью от 30 до 40 л.с./литр, номинальной мощностью в 370-500 л.с.  Двигатели крайне просты в обслуживании и долговечны. Например, возможный пробег до капремонта (расточка под новые размеры) при соблюдении правил технической эксплуатации – 1 миллион миль (1,6 млн. километров). Достигается это благодаря большему, по сравнению с европейцами, рабочему объёму и меньшей степенью сжатия, что в свою очередь способствует меньшей напряженности конструкции.

Справедливости ради, нужно отметить, что двигатели Caterpillar – наиболее дорогие в обслуживании, как и запчасти для них. Дизели Cummins ставятся на многие типы грузовиков, в том числе и на спецтехнику.  Двигатель Cummins N 14 в США приобрёл репутацию самого безотказного. По этой причине запчасти для него в Украине найти весьма сложно. Двигатели модельного ряда Detroit Diesel – самые популярные из всех, установленных на американской коммерческой технике, продаваемой в Украине. Запчасти и сервис для двигателей этой серии возможно найти у всех, кто занимается поставками запчастей или обслуживанием техники из Америки. Наибольшее распространение в Украине имеет модель DD S 60, с объёмом 12,7 литров.

Примерно такая же ситуация и с ведущими мостами (Arvin Meritor, Eaton, Dana Spicer). Размер посадочного места у всех американских мостов одинаков, поэтому одна и та же деталь подходит ко всем грузовикам.

С трансмиссиями ситуация ещё проще – там один основной изготовитель (Eaton Fuller). Отметим, что для американских тягачей используются коробки передач бессинхронизаторного типа, что позволяет переключать передачи без отжима сцепления. 

Ещёу всех американских грузовиков есть общая особенность в электрооборудовании: оно рассчитано на 12 В, а значит, имеет много взаимозаменяемых элементов. Ёмкость стандартных АКБ составляет 140 Ач. Раньше такие батареи были у нас в дефиците, а сейчас они встречаются даже у европейских продавцов. Узлом, подходящим на все американские траки, можно назвать стартер.

На «расходниках» к изделиям вышеперечисленных производителей обычно и опирается ассортимент обычного украинского магазина, торгующего запчастями.

Директор одного из таких магазинов поведал нам, что стандартный ассортимент фильтров, покрывающий все предлагаемые в Украине модификации грузовиков, составляет 20 вариантов. Перечень тормозных накладок и вовсе перекрывается десятью видами. Три варианта картриджей воздушной системы осушителя подойдут любому владельцу американского тягача. Впрочем, на заказ детали тоже поставляются.

«Осуществить заказ изделия можно согласно оригинальному VIN-номеру автомобиля» - утверждают в компании Baltimor Trucks. Заказать можно всё - от какой-нибудь мелочевки,  вроде фары или ремня, до узла в комплекте.

Срок поставки деталей морским путем может составлять от двух недель до трех месяцев. Авиадоставка тоже существует, но очень дорого.

В целом рынок запчастей для американских тягачей соответствует запросам потребителя. Уже нет необходимости, как шесть-семь лет назад, планировать свои маршруты вдоль дорог с магазинами, торгующими американскими запчастями или идти к продавцу с оригиналом детали, имея минимум надежды, что найдется подходящая.

На одной из СТО, занимающейся ремонтом грузовиков из Америки, отметили что стоимость запчастей на 20 % ниже, по сравнению с европейскими тягачами, а в целом суммарные затраты на содержание одинаковые по причине того, что «европейцы» ломаются реже, но из-за разнообразия и дороговизны запчастей затраты выходят на один уровень с «американцамиговизны запчастей затраты выходят на один уровень с "по причине того, что европейцы ломаются реже но за счет разнообразия и дор». 

 

Нитка для иголки

Магистральный тягач без прицепа - как иголка без нитки. Поэтому - несколько слов о рынке прицепной техники. Если учесть тот факт, что пробег прицепов и полуприцепов раза в три превышает возможности тягачей, то украинскому водителю подойдут «старожилы» возрастной категории 10-15 лет. Продавцы б/у траков отмечают, что возить прицепы и полуприцепы из-за океана нецелесообразно, поэтому покупателю предлагаются европейские варианты. Самыми популярными являются контейнеровозы, далее идут рефрижераторы и тентованные полуприцепы.

Ценовой сегмент (для б/у 10-летнего возраста) начинается с 7 тыс. дол. (тент), контейнеровозы от 15, изотермические - с 18 тыс. дол.

Бескапотный американский тягач с европейским полуприцепом свободно вписывается в стандарты Европы по габаритам, массе и нагрузкам на оси.