Шинный эксперт "В борьбе за пробег"


 

Виктор ШУЛЯК,

руководитель экспертно-технической группы и Школы шинного мастерства компании «ТиДиСи»

 

Покупая дорогие шины, перевозчики рассчитывают на большой пробег.

Но вот беда: через какое-то время выясняется, что шины изнашиваются гораздо быстрее, чем ожидали покупатели. Кто же виноват и можно ли избежать подобных проблем?

 

Мы знаем, что для работы в офисе нужны модельные туфли, для спорта необходимы кроссовки, а для походов по горной местности подойдут водонепроницаемые ботинки с «агрессивной» подошвой. Если же обуть туфли в поход, то сотрёт человек ноги, устанет, а сама обувь придёт в негодность. Ситуация в точности повторяется, когда транспортные компании используют шины, которые не подходят (или не совсем подходят) для конкретных условий эксплуатации. Например, магистральные перевозки значительно отличаются от региональных, а тем более - от городских, поэтому и шины следует подбирать соответствующие. На магистрали от шин требуется высокая износостойкость, в городе — усиленная конструкция каркаса и боковин, а для строительных шин актуален запас прочности и сопротивляемость повреждениям. Кстати, специалисты рекомендуют и для обычных грузовиков подбирать шины с индексом нагрузки на 10 %, что увеличивает запас прочности.

 

Важные мелочи

Если шину смонтировать на диск несоответствующего размера, она будет изнашиваться неравномерно и довольно быстро может вообще выйти из строя. Существует несколько размеров дисков, подходящих для какого-то одного типоразмера шины. Но только один из них — рекомендуемый, а остальные — всего лишь допустимые. На «допустимых» дисках эксплуатация шины возможна, но всегда хуже, поэтому если вы переходите на шины другой размерности (например, устанавливая «фурную шину» на рулевую ось), не забывайте вместе с ними менять и диски.

Для хорошей ходимости нужно правильно смонтировать шину на диск. С увеличением количества шинных сервисов с хорошим оборудованием водители теряют бдительность и не уделяют должного внимания этому вопросу, слепо доверяя процесс монтажа шиномонтажникам. Такой подход оправдан, если вы обращаетесь на фирменную сервисную станцию, принадлежащую крупной сети. К сожалению, есть и такие организации, где персонал неопытный. Там могут выполнить неточный монтаж шины на диск. Для грузовых шин смещение колеса относительно оси вращения не должно превышать 2 мм, поэтому допустить ошибку вполне возможно. Вот только исправлять последствия намного сложнее: если дисбаланс ещё как-то «лечится», то изменение геометрических параметров шины можно считать приговором. В этом случае начинается неравномерный износ и шина пройдёт меньше, чем ей положено. Иногда монтажом шин занимаются сами водители с помощью подручных средств - монтировки, лома или газа (бензина). Непредвиденные обстоятельства и экстренные случаи могут послужить хоть слабым, но оправданием подобного шага. Когда же водители пытаются сэкономить на монтаже и при этом наносят шине колоссальный ущерб, понять это невозможно.

Ещё один известный способ псевдоэкономии — отказ от балансировки. Действительно, новые шины балансируют на заводе, но сделать идеальную шину непросто. Всегда есть какой-то остаточный дисбаланс, находящийся в пределах допуска. Казалось бы, без балансировки можно обойтись, но ведь шина сама по себе не эксплуатируется. Есть ещё диск, у которого свой остаточный дисбаланс. Кроме того, во время длительного или неправильного хранения геометрические параметры шины могут измениться, что приведёт к появлению нового дисбаланса. Хорошо, если эти остаточные дисбалансы будут компенсировать друг друга. Если же они будут суммироваться, то итоговый дисбаланс может оказаться значительным, и шина начнёт изнашиваться неравномерно. И если ничего не предпринимать, то через пару десятков тысяч километров шину придётся выбросить. Так стоит ли экономить 40 – 50 гривен (около 200 – 250 рублей), чтобы в итоге потерять намного больше?

 

Всё дело в отношении

Как человек относится к собственной вещи, так она ему и служит. Но порой случаются недоразумения: за грузовиком следят, ухаживают, вовремя ремонтируют, а на шины никакого внимания не обращают. А ведь что стоит раз в день осмотреть их на предмет мелких порезов и повреждений и выковырять из протектора камешки? Причём, согласно требованиям ежесменного обслуживания  это входит в обязанности водителя. Сильно ли утомится водитель, если раз в неделю проверит давление? А от этого напрямую зависит, сколько пройдёт та или иная шина. Нельзя пренебрегать регламентными работами: после первых 15 тыс. км пробега проводится ТО-1, а через каждые 40 тыс. км делают ТО-2. В данном случае в перечень работ входит перестановка колёс по позициям, выполняется их балансировка и проверяется геометрия подвески.

 

Эх, раз, да ещё раз…

После основного износа шина ещё может служить, поэтому её отправляют на восстановление. Но для этого нужно кое-что сделать. Во-первых, остаточная глубина протектора должна быть не меньше 2 мм. Этим гарантируется нормальное качество шероховки. А во время всего периода эксплуатации нужно вовремя ремонтировать мелкие повреждения, чтобы в дальнейшем каркас не попал в число бракованных.

 

Стиль вождения

Если кто-то скажет, что ходимость шин не зависит от манеры езды, не верьте. Большие нагрузки, приходящиеся на шины гружёного автопоезда, сопоставимы с нагрузками при разгоне спортивных автомобилей. Даже лишние 5 км/ч в крутом повороте могут оказать негативное влияние на износ. Резкие разгоны приводят к появлению продольного гребенчатого износа на шинах приводной оси, а крутые повороты на большой скорости «съедают» плечевые зоны рулевых шин, поэтому любителям активной езды не стоит рассчитывать на большие пробеги. В особенности это касается шин тягача, поскольку именно на них приходится большая часть нагрузок.

 

 

Заманчивый вариант

Транспортные компании, занимающиеся перевозкой объёмных грузов, всегда стараются максимально заполнять свои полуприцепы. Это — залог их прибыли. Но от ограничений габаритных размеров автопоезда зачастую никуда не деться, и просто так увеличить объём грузового пространства не получится. Однако выход из ситуации есть.

Мы привыкли к тому, что стандартная комплектация трёхосного полуприцепа с нагрузкой на ось 9 т, как правило, выполняется одиночно устанавливаемыми шинами типоразмера 385/65 R22,5 с максимально разрешённой нагрузкой на шину 4500 кг. Учитывая стремление к экономии расходов, связанных с грузоперевозками, современные производители шин вывели на рынок для комплектации полуприцепов шины типоразмера 385/55 R22,5, что в полной мере соответствует директиве ЕЭС и позволяет увеличить максимальный объём перевозимых грузов при ограничении габаритной высоты автопоезда до 4 м. Как это выглядит на практике, мы решили рассмотреть на примере шин Bridgestone.

Из приведённых данных видно, что типоразмер шины 385/55 R22,5 обладает рядом преимуществ по сравнению с шиной 385/65 R22,5 при одинаковых силовых и скоростных характеристиках, а также сравнимых пробегах. Меньший вес колёс влияет на момент инерции автопоезда и снижает интенсивность износа подвески. Уменьшается расход топлива, а значит - экономятся средства компании. Снижение высоты грузовой платформы приводит к понижению центра тяжести (плюс к устойчивости и безопасности транспортного средства) полуприцепа и добавляет полезный объём. Кроме того, при низкой платформе удобнее выполнять погрузочно-разгрузочные работы.

 Специалисты подсчитали, что наиболее эффективно использование прицепных шин 385/55 R22.5 при установке на седельный тягач шин типоразмеров 315/70 R22,5 и 315/60 R22,5. Для оценки практических выгод сравним варианты стандартной комплектации автопоезда с версиями, используемыми для полуприцепа шин 385/55 R22,5.

Исходя из всего вышесказанного: наилучшее применение типоразмера 385/55 R22,5 на полуприцепе — в сочетании с шинами на тягаче типоразмеров 315/70 R22,5 и 315/60 R22,5.

 

Как Европа борется с шумом

Принесут ли пользу здоровью общества малошумные автомобильные шины? По мнению Европейской комиссии, менее шумные шины помогут уберечь граждан от стрессовых заболеваний, возникающих от угрожающего здоровью уровня шума.

Автомобильные производители и производители шин ставят под сомнение предложения комиссии и считают, что шины с пониженным уровнем шума утратят возможность останавливать транспортное средство быстро, а это — прямая угроза жизни людей.

Сторонники «тихих» шин утверждают, что снижение шумности не повлияет на безопасность. Они высказывают аргументы в пользу того, что сегодняшний уровень шума угрожает здоровью тех, кто его слышит.

 

Нарастающий шум

По данным лоббистской группы по вопросам окружающей среды «Транспорт и окружающая среда», 40 % европейцев беззащитны перед высоким уровнем шума, потенциально опасным для их здоровья. В Западной Европе это 170 млн человек.

Часто шум возникает от грузового транспорта. Новые транспортные средства более тихие, но с ростом количества участников движения общий уровень шума возрастает. Катящиеся шины — основной его источник.

Европейский союз принял законодательство о шумности шин в 2001 г., но до октября прошлого года не было издано предложений по уровню шумности.

Некоторые организации по защите окружающей среды приветствуют такие предложения. Другие же критикуют и утверждают, что этого недостаточно. Однако производители автомобилей и шин отбрасывают эти предложения как нереальные. Ограничения шумности «попросту не могут быть достигнуты шинной индустрией», говорят в Европейской шинной и резиновой ассоциации производителей.

 

Вопросы баланса

Цель производителей — создать шину, в которой будет максимально сочетаться большое количество параметров: невысокая шумность, сопротивление качению, хорошее сцепление с мокрой поверхностью и, конечно же, долговечность шины.

«Каждый сам выбирает те параметры, которые для него более приоритетны», — говорит вице-президент по связям с общественностью компании Brigestone Дес Коллинз. «Низкая шумность и сопротивление качению сами по себе весьма коварные параметры, — продолжает он. — Но производство шины - это прежде всего вопрос сбалансированных качеств. Существует семь или восемь критериев, о которых нужно постоянно помнить».

Руководитель подразделения разработки автомобильных шин в немецком концерне производителей шин Continental A.G. Букхард Вайс, говорит, что низкие сопротивление качению и сцепление с мокрой поверхностью — два самых конфликтных параметра. «Реализация этих двух параметров (согласно нормам ЕС) — это полный компромисс между эксплуатационными качествами и требованиями безопасности».

«Максимизация эксплуатационных качеств в одной области может привести к их ухудшению в другой», — утверждает Д. Коллинз. Но эти ухудшения у каждого производителя шин — свои, индивидуальные.

В концерне Daimler A.G считают, что предложение по ограничению уровня шумности «противоречит правилам безопасности и угрожает окружающей среде».

«Даймлер» организовал исследования по изучению уровня шума современных автомобильных шин. Их проводил форум европейских национальных лабораторий высокоскоростных трасс. По результатам исследований, уровень шума практически всех шин был ниже существующих шумовых ограничений. А у половины и вовсе ниже 3 децибел. Форум не обнаружил очевидной взаимосвязи между снижением уровня шума, ухудшением условий безопасности и сопротивлением качению.

Разочарованные результатами исследований производители шин выдвинули свои собственные ограничения и предложили «снизить уровень шума до 2-х децибел на шины всех классов». Д. Коллинз отмечает, что это значительная часть, эквивалентная устранению одного полного колеса.

 

Поможет ли маркировка?

Производители считают: это нереально, чтобы все шины обладали прекрасными качествами во всём. Поэтому они предлагают ввести систему маркировки по основным критериям:

– сопротивление качению;

– сцепление с мокрой поверхностью;

– сцепление с сухой поверхностью;

– аквапланирование;

– шумность;

– срок службы.

 

Никаких компромиссов

Исследовательские институты и лоббистские организации считают, что результаты исследований форума повлияли и могут ещё больше повлиять на производителей шин.

«Предлагаемые стандарты уже выполнены в большинстве шин, представленных на рынке», — сообщает сотрудник организации «Транспорт и окружающая среда» Нина Реншоу. — Многие общества говорят, что компромисса не будет».

Медленный процесс превращения данного предложения Европейского союза в директиву может занять больше года. Н. Реншоу надеется, что это произойдёт нынешним летом. «Если совет ЕС хочет протолкнуть данный проект, а законодатели — его принять, то это может произойти уже в конце 2008 года».

 

Уровень шума зависит от шин

Шум при качении генерируется движением блоков протектора по дорожному покрытию и потоком воздуха, который «выдавливается» из канавок протектора при сжатии шины.

Гоночные слики (абсолютно гладкие шины) — самые бесшумные шины, поскольку они не имеют протектора. Уровень шума потенциально зависит от глубины протектора и ширины шины. Производители используют сложные компьютерные программы и технические симуляторы для того, чтобы предсказать уровень шума шины и уменьшить его. Текстура дорожного покрытия влияет на шумность шины больше, чем она сама. Экспериментальные покрытия (например, гранулят из старых шин) снижают уровень шума сильнее, чем самые лучшие современные шины.

 

Неравномерный износ – кого лечить будем?

Когда шина изнашивается неравномерно, во много раз сокращается срок её службы. В этом случае следует задаться вопросом: готовы ли вы покупать шины во столько же раз чаще? Нет? Тогда нужно предотвратить появление неравномерного износа.

 

Причины

Вообще, менее 1 % случаев неравномерного износа происходит по вине самой шины. Современное производство построено таким образом, что попадание брака на рынок практически невозможно. Учитывая массовость этого изделия, в подобное      утверждение приходится верить. А неравномерный износ всё равно появляется. Откуда? Вспомним каблуки своих ботинок. Купив вместе с другом совершенно одинаковые туфли, вы через несколько месяцев можете заметить, что каблуки у разных хозяев стираются не одинаково. К такому результату приводят отличия в походке. То же происходит и с грузовиками, у которых состояние подвески несколько отличается друг от друга.

Почему же шины изнашиваются неравномерно? Причин тому несколько. Одна из самых распространённых – это воздействие боковых сил. Возникает вопрос: откуда они берутся? Примером служат шины рулевой оси, изнашивающиеся больше в районе плечевых зон. Это происходит потому, что во время поворота передние колёса пытаются увести автомобиль в сторону, а силы инерции толкают машину в прежнем направлении. В результате такого противостояния больше всего страдают плечевые зоны. К сожалению, полностью предотвратить неравномерный износ на шинах рулевой оси практически невозможно, поскольку характер работы накладывает свой отпечаток. Единственное, что можно посоветовать водителям, это перестать ездить на грузовиках, как на спортивных легковушках — плавное прохождение поворотов может свести на нет негативное воздействие боковых сил.

Или такой пример: на всех шинах оси появился односторонний износ. В этом случае шины также испытывают воздействие боковых сил, а причина кроется в нарушении взаимного положения осей относительно направления движения транспортного средства (ось перестала быть перпендикулярной направлению движения). Водитель слегка подруливает и препятствует уходу машины с заданной траектории. При этом страдают шины не только перекошенной, но и рулевой оси.

Чтобы распознать эту проблему, нужно проследить за поведением машины на ровной и прямой дороге. Незначительный увод вправо ещё ни о чём не говорит, поскольку дорога имеет поперечный уклон. Но если такое происходит постоянно, на разных скоростях и в любых дорожных условиях, водитель просто обязан осмотреть шины на всех осях и обязательно проверить геометрию ходовой части транспортного средства. Даже если машина не попадала в ямы и не было других серьёзных перегрузок, параметры геометрии подвески могут со временем измениться — плохая дорога и постоянные вибрации делают своё дело. В то время, когда очевидные поломки водитель может обнаружить сам, изменение геометрии ходовой части и состояние подвески определяется только на СТО. Кроме того, у специалистов есть инструмент, с помощью которого можно выявить неравномерный износ в начальной стадии. Разницу в десятые доли миллиметра не определит даже самый «остроглазый» водитель.

Проверить соосность можно только на специальном оборудовании. Но и это ещё полдела. Если найдена неисправность, её нужно устранить. А это кропотливая, требующая внимания и времени работа. Потому как за 10 – 20 минут выровнять оси вашего автопоезда - нереально, а за несколько часов – вполне возможно.

Как показывает практика, самое негативное влияние на движение автопоезда оказывает перекос приводных и прицепных осей. Приводная ось находится в этом списке на первом месте. А наиболее безобидной можно назвать рулевую, поскольку её отрицательное воздействие в какой-то мере нивелируется поворотом колёс.

Сами колёса тоже могут повлиять на равномерность износа. Это случается при неправильном монтаже или несоответствии шины и диска. На спаренных колёсах ведущей оси нельзя устанавливать шины с разной степенью износа – в этом случае более изношенная шина начнёт проскальзывать и износится в несколько раз быстрее. Или, скажем, пожалеет водитель денег на удлинитель и будет подкачивать только наружное колесо: за два-три месяца давление в нём снизится, наружный диаметр шины уменьшится и начнётся такое же проскальзывание. Подсчитано, что наружный диаметр шины уменьшается на 8 мм при снижении давления от нормативного на 0,4 бар.

Давление воздуха в шине — один из важнейших факторов, влияющих на неравномерный износ. Повышенное давление вызывает усиленный износ центральной зоны протектора, а при пониженном больше страдают плечевые зоны.

Для снижения возможности неравномерного износа специалисты рекомендуют пользоваться системой SMART, где каждая буква обозначает конкретное действие:

- S – selection — правильный выбор шины для транспортного средства и условий его эксплуатации;

- M – maintenance — системное обслуживание шин и самого транспортного средства;

- A – alignment — диагностика и коррекция геометрии ходовой части ТС;

- R – replacement — периодическая перестановка шин по позициям ТС с изменением направления вращения;

- T – taking into account — учёт «судьбы» каждой шины в процессе её эксплуатации.

Выполняя все пункты системы SMART, можно добиться значительной экономии не только благодаря меньшим затратам на покупку шин. Эти мероприятия помогут сэкономить топливо и уменьшить износ деталей подвески, что сократит расходы транспортной компании.

Если колесо не отбалансировано, на нём появляется так называемый пятнистый износ. Представьте себе, что всё то время, пока автомобиль движется, по колесу (дисбаланс — 20 г, посадочный диаметр — 14 дюймов, скорость движения автомобиля — 100 км/ч) бьют молотком с частотой более 800 ударов в минуту. Конечно, такое воздействие оставляет свой след в виде «лысины» на протекторе. Чтобы предотвратить этот вид неравномерного износа, следует перед установкой нового или отремонтированного колеса делать его балансировку. Если колесо «бьёт», через 10 – 20 тыс. км его придётся выбросить. А потраченные 30 – 40 гривен (150 – 200 рублей) помогут сберечь гораздо большую сумму. Кстати, балансировка также может нарушиться, если во время движения водитель применил экстренное торможение, попал в серьёзную яму или наехал на какое-то препятствие.

Пятнистый износ может появиться и по причине неисправной тормозной системы и элементов подвески. Если тормозной диск или барабан в каком-то одном месте подклинивает, участок протектора, который в этот момент соприкасается с дорогой, будет истираться намного интенсивнее. Неработающая ABS приводит к такому же результату, только гораздо быстрее.

Продольный гребенчатый износ характерен для шин ведущих осей и представляет собой неравномерное истирание блоков протектора (сбегающего и набегающего краёв). Шина становится похожа на диск циркулярной пилы. Чтобы предотвратить развитие продольного гребенчатого износа, специалисты рекомендуют: устранить причины (убрать резкие ускорения и торможения, активное маневрирование на высоких скоростях) и выполнить перестановку с изменением направления вращения, для минимизации последствий такого неравномерного износа. И только в том случае, когда на шине нарисована стрелка с направлением вращения, перестановку делать нельзя.

В заключение - несколько слов о самом подходе к решению проблемы неравномерного износа. Есть машины откровенно «убитые», которые и ремонтировать вроде бы не нужно. В этом случае перевозчик покупает самые дешёвые шины и беззаботно «убивает» их за 30 – 50 тыс. км. Так продолжается до тех пор, пока он не подсчитает свои расходы, скажем, за год-два. Только после этого он задумывается, а не слишком ли велика шинная статья расходов и не дешевле было бы отремонтировать подвеску и купить качественные шины, которых хватило бы на 200 – 300 тыс. км? Поэтому первым делом должны быть устранены причины неравномерного износа.

Мы установили, что основная причина неравномерного износа — техническое состояние автомобиля. Почему все производители шин борются за начальную комплектацию? Да потому, что на новой машине шины «ходят» лучше, и перевозчик вряд ли захочет менять то, что его устраивает. Переход же на шины другого производителя может вызвать нарекания из-за неравномерного износа, хотя на самом деле это вопрос технического состояния автомобиля.