Выставки "В погоне за клиентами"


На что готовы идти перевозчики ради достижения прибыли?

 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

 

Ежегодная выставка «ТрансРоссия», состоявшаяся в апреле текущего года, прошла с небывалым в сложившейся экономической ситуации размахом, чем отличалась от большинства мероприятий такого плана, организованных в нынешнем году. Стенды участников расположились в четырёх залах и заняли два павильона. Все компании хотели обратить на себя внимание и привлечь новых клиентов, поэтому на стоимости и оригинальности оформления выставочных мест не экономил почти никто.

 

Представители разных компаний рассказывали журналистам об изменениях в работе их компаний за последние полгода. Не всегда радужные стенды отражали действительный ход дел в организациях. Представители московской фирмы Trans-Avto сообщили, что в связи со сложившейся экономической ситуацией у компании на 40 % снизились объёмы перевозок, упали ставки, потому что клиенты занижают свои цены. Следовательно, уменьшилась прибыль.

А вот глава экспедиции литовской компании VKonstrukcia Андриус Залескас заметил, что кризис, разразившийся в мире, привёл их к положительным результатам: заставил работать, считать и думать. Люди стали размышлять, куда им вложить деньги, а не как раньше – взять большой кредит и бездумно его потратить. Фирма VKonstrukcia расширяется, если раньше она работала только со странами Евросоюза, то сейчас, разработав логистику, решила выйти на российский рынок, который в десять раз больше европейского. Руководители VKonstrukcia надеются, что в России им удастся заработать, потому что у компании приемлемые цены и широкий спектр услуг. Кроме того, в будущем организация хочет открыть свой офис в Москве.

Елизавета Титова, менеджер российской группы компаний Sotrans - одного из крупнейших международных перевозчиков на северо-западе России, сообщила, что объёмы перевозок снизились на 30 %, а подвижной состав, состоящий из 150 единиц, в ближайшее время обновляться не будет. Зато на фирме SW Trans - транспортировщике негабаритных грузов, по словам менеджера отдела международных перевозок Алексея Ярмакова, нестабильность в мире никак не отразилась. Все 50 транспортных средств для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов работают в обычном режиме. Цены на услуги компании остались на уровне прошлого года, а вот с введением временных сезонных ограничений увеличились расходы на получение пропусков. Самыми дорогими российскими автономными округами по «оформлению» весеннего пропуска, по словам А. Ярмакова, являются Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.

Менеджер по продажам организации международных перевозчиков AfTrans Николай Тимощенко сообщил, что объёмы работы снизились ненамного, потому что у компании нет узкой специализации. Автопарк состоит из автомобилей из Европы и контейнеров из Юго-Восточной Азии. Но в настоящий момент с доставкой контейнеров возникают трудности, связанные с сезонными ограничениями, из-за этого стало меньше заказчиков.

Компания ООО «ИТС Аир», предоставляющая полный комплекс услуг по доставке импортных грузов, осуществляющая международные автомобильные грузоперевозки, морские контейнерные перевозки, а также доставку сборных грузов из Европы, Юго-Восточной Азии и США, перевозки грузов по России, после объединения с фирмой ООО «Интра Логистикс» была представлена на выставке под новым брендом - «Спасибо.ру». Руководитель отдела продаж «Спасибо.ру» Наталья Семёнова рассказала, что, принимая участие в данном мероприятии, компания прежде всего хочет заявить о себе как о надёжной, постоянно совершенствующейся компании и привлечь новых клиентов. В настоящий момент сократились объёмы перевозок по ранее востребованным направлениям – Дальний Восток, Новосибирск, Омск. Хотя цены на услуги не увеличились, а в некоторых случаях даже уменьшились на 10 % по сравнению с прошлым годом, заказчики всё равно стремятся снизить свои затраты, поэтому ищут более дешёвого перевозчика. А снижать цены на перевозки невозможно, объяснила Н. Семёнова, поскольку транспортный бизнес зависит от топливных компаний и работать себе в убыток не может.

Генеральный директор ООО «Лидер Логистики» Павел Романенко сообщил, что объёмы перевозок компании сократились на 50 %, и это не связано с весенними ограничениями, потому что, по его словам, ГИБДД за определённую плату закрывает глаза на перевозку негабаритных грузов и даёт возможность работать в прежнем режиме. А вот руководитель отдела продаж ООО dls-Russija Фёдор Брякин сказал, что хотя объёмы перевозок упали, но количество заказчиков осталось прежним. Основную прибыль компании приносят тягачи с полуприцепами и специализированный транспорт, которых в их автопарке насчитывается около 300 единиц. Цены на услуги фирма не понижала и вообще ведёт взвешенную и разноплановую экономическую политику, предлагая разнообразные услуги в сфере транспортировки и организации грузопотоков в международном и внутрироссийском сообщении, чтобы не дать клиентам повода усомниться в стабильности и надёжности компании.   Кроме того, главный офис dls находится в Германии и его представительство – в Бельгии, так что она успешно обслуживает страны Европы.

А вот из беседы с бухгалтером компании «АвтоЛюкс» Иманой Ахмадовой выяснилось, что, несмотря на обширный спектр предоставляемых услуг, работать не только в России, но и в других странах СНГ, Азии и Европы стало сложнее. Поставщики нередко задерживают оплату перевозок, да и с привлечением новых клиентов возникают трудности. Подвижной состав компании невелик – десять единиц, но коллектив фирмы смотрит в будущее с оптимизмом в надежде на лучшие времена.

Стенд финской компании Kouvola Cargo Handling Ltd, располагавшийся во втором выставочном зале, выглядел весьма привлекательно, а сотрудники так широко улыбались, что не спросить о том, как влияет на их работу сложившаяся экономическая ситуация, было просто невозможно. Как ни странно, даже после вопроса лучезарные улыбки не сошли с лиц, и директор по маркетингу Ани Куянсу сообщила, что с автомобильными перевозками у них проблем нет, потому что в настоящий момент фирма занимается доставкой насыпных грузов - отходов производства деревообрабатывающей промышленности (стружки). Дело в том, что финны используют её для отопления жилых и производственных помещений, поэтому можно сказать, что компания нашла неиссякаемый ресурс.

Представители эстонской фирмы Tschudi тоже переориентировались с одного вида перевозок на предоставление разного спектра услуг - начиная с доставки в другие страны грузов на тентованных трейлерах через Финляндию, страны Балтии, Австрию, Венгрию, Румынию и заканчивая рефрижераторами, перевозящими небольшие портовые грузы. Глава представительства Tschudi в России и других странах СНГ Дмитрий Тулупников прокомментировал это так: «В одном месте убыло, в другом – прибыло. Мы работаем там, где можно больше заработать».

Среди зарубежных компаний в экспозиции третьего выставочного зала встречались и российские перевозчики, например, компания «Питер-Транс-Авто», у которой, по словам руководителя отдела международных перевозок Валерия Терентьева, как и у большинства российских участников выставки, не всё гладко. Заявки на доставку грузов снизились, пришлось уменьшить ставки на 20 %, но конкуренция всё равно остаётся жёсткой. В настоящий момент даже не приходится привлекать чужой транспорт, хватает своих 100 машин. Негабаритные грузы организация не перевозит, потому что, как говорит В. Терентьев, и без того хватает расходов со взятками на дорогах, а лишние затраты никому не нужны (особенно в период кризиса).

Самым заметным среди российских представителей автомобильных перевозок и иже с ними был стенд Группы транспортных компаний «АльфаЛайнер». Её баннер занял столько места, что на нём разместились и поезд, и самолёт, и пароход, и, конечно, грузовой автомобиль. А вот результаты работы за первый квартал у компании оказались не такими феерическими. Международные перевозки снизились на 30 %, эксплуатация автовозов остановилась - 90 % парка не работает в связи с отсутствием заказов. Как и многие другие, «АльфаЛайнер» снизила цены на услуги. Оставаться на плаву, по словам начальника отдела сборных перевозок Вугара Аббасова, помогает отсутствие у компании узкой специализации.

Freeroad – международная экспедиторская организация, центральный офис которой находится в Лондоне, а генеральное представительство - в Москве. Основным ориентиром в работе компании является Китай. Менеджер коммерческого отдела Анастасия Пономарёва объяснила это тем, что именно оттуда идёт большее количество импорта. Но даже с учётом этого изменились объёмы перевозок, стало больше сборных грузов.

Кроме непосредственно перевозчиков в выставке приняли участие и Интернет-компании, занимающиеся организацией доставки грузов. Кстати, они тоже отметили влияние кризиса на свою работу и уменьшение на этом рынке конкурентов. Это связано с закрытием большинства мелких Интернет-компаний, шансы которых выжить в сложившейся экономической ситуации    минимальны.

Также представители большинства фирм-перевозчиков отметили, что принимают участие в выставке с целью поиска клиентов. Однако в этом году они столкнулись с обратной ситуацией – их услугами почти никто не интересуется, зато активно предлагают свои.