Безопасность "13 % смертельного риска"


 

Как успокаивают движение и ликвидируют очаги опасности на автомобильных дорогах Польши

 

Виктор СТЕПАНОВ

 

Работа в рамках Национальной программы обеспечения безопасности дорожного движения «Гамбит-2005» в Польше (о которой «АП» уже рассказывал, см. № 5, 2009 г.) ведётся по ряду направлений, которые приобрели характер самостоятельных программ. В качестве наиболее важных можно выделить Программу успокоения дорожного движения на период 2009 - 2014 гг. и Программу ликвидации опасных мест на дорогах страны.

 

Самые опасные дороги Евросоюза

Как отмечают специалисты, спустя пять лет после присоединения Польши к Евросоюзу польские дороги остаются в числе самых опасных в ЕС. На эту страну приходится 13 % всех смертей, которые происходят в результате ДТП на дорогах Европейского союза, в то время как численность населения Польши составляет 8 % от общей численности населения ЕС.

Таким образом, граждане Польши подвергаются в среднем в три раза большей опасности, чем жители других входящих в состав ЕС государств. Дорожно-транспортные происшествия наносят значительный ущерб обществу и экономике страны. Ежегодные потери в результате дорожных аварий в Польше составляют около 30 млрд злотых (около 6,4 млрд евро).

Наибольшую угрозу безопасности участников дорожного движения в Польше создаёт превышение скорости транспортными средствами. Это нарушение ежегодно становится причиной 31 % несчастных случаев со смертельным исходом, унося жизни более 1600 человек. В городах превышают скорость 85 % транспортных средств, но наихудшая ситуация на дорогах, проходящих через малые населённые пункты, где 94 % водителей превышают скорость. К важным причинам превышения водителями предела допустимой скорости создатели Программы относят состояние дорожной среды и организацию дорожного движения, которые благоприятствуют слишком быстрому движению транспорта.

Особенно тяжело приходится на дорогах пешеходам и велосипедистам, чья доля в общем количестве смертей на дорогах достигает 44 %. Чаще всего они попадают в ДТП на территории городов и посёлков. В 2007 г. из 5583 погибших в авариях 1951 человек - пешеходы, 498 - велосипедисты.

Согласно данным, приведённым в докладе Национального совета по безопасности движения, в 2007 г., несмотря на предпринятые заинтересованными ведомствами и неправительственными организациями усилия, в Польше выросло число ДТП и их жертв.

Как резюмируют составители доклада, это означает отклонение от установленной Программой «Гамбит-2005» (Krajowy Program Bezpieczeństwa Ruchu Drogowego 2005 – 2007 - 2013 Gambit-2005) цели, в соответствии с которой количество жертв дорожных происшествий должно к 2013 г. снизиться вдвое по сравнению с 2003-м. Причины этого явления, как отмечается в докладе, будут подвергнуты внимательному изучению с целью разработки дальнейших мероприятий и для проведения кампаний в средствах массовой информации.

Тем не менее уже сейчас известно, что до 25 % дорожно-транспортных происшествий вызываются в Польше превышением скорости движения. По этой причине гибнет более 30 % всех жертв ДТП.

 

Успокоение движения

В связи с этим среди мероприятий, которые намечено осуществить в ближайшем будущем, в докладе Национального совета по безопасности движения были названы разработка и реализация второй программы по повышению безопасности инфраструктуры подведомственных местному самоуправлению дорог - Программы успокоения движения (Program Uspokojenia Ruchu).

Она является ещё одной программой, осуществляемой Министерством инфраструктуры в рамках Национальной программы по безопасности дорожного движения «Гамбит-2005».

Программа успокоения движения на период 2010 - 2014 гг. будет осуществляться на дорогах, относящихся к ведению местных органов самоуправления, и на застроенных территориях в городах, деревнях в сельских районах.

Основной целью этой программы является повышение безопасности дорожного движения и снижение ущерба от ДТП путём обеспечения безопасной скорости движения транспортных средств, а также распространения среди членов местных органов власти знаний и передовой практики в области успокоения дорожного движения. Программа осуществляется на основе сотрудничества между министром инфраструктуры, руководителями воеводств и местными органами власти. Министерство инфраструктуры уже получило 2850 заявок на участие в программе от органов местного самоуправления со всей страны.

Ожидается, что эффективность её существенно возрастёт в результате синергетического взаимодействия с Программой строительства дорог и автомагистралей и Целевой дорожной программой Генерального директората национальных дорог и магистралей.

В рамках Программы будут выделяться инвестиции для реконструкции и модернизации участков местных дорог на застроенных территориях (в селах и городах) в целях обеспечения безопасной скорости движения и уменьшения нагрузки транспорта за счёт внедрения мероприятий по снижению скорости транспорта. Предполагается, что реализация программы позволит уберечь от смерти не менее пятисот человек, а ещё почти шесть тысяч - от серьёзных телесных повреждений.

В отличие от Программы ликвидации очагов опасности на дорогах, которая охватывает только те участки дорог, где ранее наблюдалось значительное количество происшествий, меры по снижению скорости движения транспорта осуществляются превентивно и комплексно. Они распространяются на всю территорию, где существует проблема чрезмерной скорости и риска аварий. Воздействие этих мер, таким образом, имеет гораздо более широкие масштабы.

В ходе реализации программы планируется введение градации скорости в зависимости от функции, которую выполняет та или иная дорога в данном районе. Технические параметры дороги приведут в соответствие с требованиями по допустимой скорости транспорта (50 км/ч или 30 км/ч), при этом движение будет замедлено с использованием таких инженерных решений, которые, кроме всего прочего, создают благоприятные условия для общественного транспорта.

Основную схему дорог адаптируют к предусмотренной правилами скорости 50 км/ч, а схему прилегающих дорог местного сообщения - к скорости 30 км/ч. Для успокоения движения транспорта применят физические средства. Они будут функционировать круглосуточно, фактически устраняя необходимость полицейского контроля. Причём, в такие районы ограничат доступ транзитного транспорта, который зачастую стремится сократить свой путь, используя неприспособленные для этого дороги. Также будут приняты меры по повышению эстетического состояния прилегающих территорий.

В 2008 г. было разработано руководство по снижению скорости транспорта на дорогах, а также каталог типовых решений. Эта задача осуществлена Министерством инфраструктуры, её решение потребовало 28 тыс. евро.

Также в прошлом году в стране началось обучение руководителей организаций дорожного хозяйства в рамках пилотного проекта по снижению скорости движения транспорта на базе учебного центра в Пулавах (проект «Голландский городок»).

Обучение специалистов, занятых в управлении дорогами, а также приглашение консультантов для оказания технической помощи на протяжении 2009 - 2015 гг. будет финансироваться из средств кредита Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка (8,2 млн евро) и государственного бюджета (1,2 млн евро).

Практическое осуществление мероприятий по снижению скорости движения транспорта в городах и посёлках (инвестиционная часть программы) планируется начать в 2010 г., а завершить – в 2014-м. В осуществлении этого этапа программы примут участие все партнёры: Министерство инфраструктуры, воеводства, местные органы власти.

В феврале прошлого года Министерство инфраструктуры обсудило с Европейским инвестиционным банком вопрос выделения средств для частичного финансирования Программы. Общая стоимость Программы оценивается в 270 млн евро. Предполагается, что средства на реализацию будут получены из кредита Европейского инвестиционного банка (130 млн. евро), из собственных ресурсов местных органов власти (135 млн евро), а также будут выделены Министерством инфраструктуры (5 млн евро).

Программа успокоения движения рассматривается в качестве продолжения сотрудничества между центральной администрацией и органами самоуправления, начало которому было положено в ходе реализации Программы ликвидации опасных мест на дорогах (Program Likwidacji Miejsc Niebezpiecznych Na Drogach). В основе её реализации будет лежать та же самая формула.

 

«Голландский городок»

В рамках Программы успокоения движения планируется проведение обучения для специалистов по управлению дорожным хозяйством и других заинтересованных лиц. Занятия будут проводиться в специально построенном учебном центре, который создан в г. Пулавы в рамках проекта «Голландский городок».

Этот проект является результатом сотрудничества между Министерством инфраструктуры Польши и Министерством транспорта Нидерландов. Сотрудничество между министерствами в основном сводится к обмену опытом и передаче знаний в области дорожного хозяйства и в деле повышения безопасности дорожного движения в регионах, определённых в качестве приоритетных в Национальной программе безопасности дорожного движения «Гамбит-2005».

Проект направлен на распространение практических знаний и современных концепций успокоения движения транспорта и пропаганду снижения скорости транспорта в качестве эффективного инструмента для обеспечения устойчивого повышения безопасности дорожного движения на основе инженерных методов.

 

«Чёрные места»

В число начинаний программы «Гамбит-2000» входила программа действий по выявлению особо опасных участков на дорогах страны с их дальнейшей реконструкцией. Эта программа выполнялась Генеральным директоратом национальных дорог и магистралей. Перечень таких участков был определён благодаря анализу данных о дорожно-транспортных происшествиях за предшествующий пятилетний период.

Местам значительной концентрации ДТП, которые в связи с этим признаются особо опасными, Генеральный директорат национальных дорог и магистралей уделяет повышенное внимание. Для них подбираются специальные инженерные решения, которые предусматривают реконструкцию участков дорог и перекрёстков, или изменения в организации движения путём устройства «островков безопасности» для пешеходов, переходов, велосипедных дорожек, специальных конструкций для разделения секторов движения автомобилей и пешеходов, световой сигнализации, изменения геометрии перекрёстков и т. п.

Об эффективности этих мер свидетельствует следующая статистика: если за период 1996 - 2000 гг. на вошедших в перечень участках произошло 1494 ДТП, в которых погибло 238 человек, то через год в этих точках было зафиксировано на 209 ДТП меньше, на 33 человека уменьшилось количество погибших.

Как оказалось, пользу приносит даже простое обозначение таких участков. Поначалу в рамках программы «Остерегайтесь чёрных мест!» (Uwaga Na Czarne Punkty) в местах, известных особенно большим количеством несчастных случаев и названных «чёрными», устанавливались специальные указатели.

На них чёрным цветом на жёлтом фоне сообщалось количество погибших и раненых, зафиксированное к моменту установки на этом участке, а также обращалось внимание участников движения на необходимость быть особенно внимательными.

Исследования, проведённые по заказу Генерального директората национальных дорог и магистралей Исследовательским институтом дорог и мостов, показали, что на обозначенных таким образом участках дорог число погибших снизилось на 23 %, раненых - на 28 %, а общее количество ДТП уменьшилось на 35 %.

 

Ликвидации очагов опасности

В рамках программы «Гамбит-2005» на период 2005 - 2009 гг. также был запланирован ряд мероприятий, направленных на ликвидацию очагов опасности на польских дорогах. Они должны были осуществляться на основе партнёрства между администрацией в лице Министерства инфраструктуры и глав воеводств и органами местного самоуправления.

Программа ликвидации опасных мест (Program Likwidacji Miejsc Niebezpiecznych na Drogach) выступает в качестве элемента системы поддержки из центра деятельности в провинции, где около 34 % всех ДТП    связаны с недостаточным уровнем безопасности инфраструктуры.

Целью Программы является сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них, а также числа столкновений на дорогах в воеводствах, поветах, гминах и провинциальных городах, округах, муниципальных и городских районах путём реконструкции перекрёстков и тех участков дорог, которые продемонстрировали высокую концентрацию происшествий.

Программа призвана привлекать внимание местных органов власти к эффективным способам повышения безопасности дорожной инфраструктуры и поощрять выделение ими средств на реконструкцию тех участков, которые требуют неотложного внимания. Руководители воеводств координируют выполнение мероприятий и поступление финансовых средств в местные органы власти на подведомственной им территории при посредничестве назначенных воеводскими администрациями координаторов.

Выбор конкретных объектов для реализации в рамках Программы производился в ходе конкурса на основе опубликованных критериев. Для реализации принимаются те решения, которые могут наилучшим образом повысить безопасность дорожного движения в конкретном районе.

Министерство инфраструктуры предоставляет дополнительное финансирование за счёт кредита Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка путём возмещения расходов, понесённых местными органами власти. Каждый год количество реконструированных объектов и сумма освоенных средств увеличивается, впрочем, как и возврат затраченных местными органами власти средств.

Проекты, реализованные в рамках программы и подвергнутые последующему анализу, показали высокую эффективность в профилактике ДТП. Они характеризуются высокими показателями рентабельности инвестиций.

В 2005 г. на основе анализа, проведённого после первого года эксплуатации реконструированных объектов, был сделан вывод о снижении в среднем числа аварий на 66 %, количества раненых - на 68 %, на 91 % - количества погибших и на 48 % - столкновений. Следует отметить также сокращение смертности на две трети - с 9 до 3 погибших на 100 происшествий.

Кроме того, инвестиции в сокращение числа ДТП, снижение травматизма, смертности и уменьшение количества столкновений, не считая предотвращения человеческих трагедий, превращаются в реальную экономическую выгоду. В течение первого года, когда чистые инвестиции составили 7017578 злотых (около 1,5 млн евро), была достигнута экономическая выгода на уровне 38810000 (около 8,3 млн евро). Таким образом, выгода превысила расходы в 5,53 раза.

В рамках Программы на 2005 - 2009 гг. предусматривалось выполнение 380 задач по повышению безопасности дорожной инфраструктуры в сфере компетенции органов местного самоуправления. Общая стоимость работ оценивается в более чем 410 млн злотых (около 87,7 млн евро).

В середине 2006 г. завершился пилотный этап реализации Программы ликвидации опасных мест на дорогах Польши. В 14 воеводствах было выполнено 49 предусмотренных Программой заданий с низким уровнем стоимости работ. Осуществлена реконструкция перекрёстков и участков дорог, где часто происходили ДТП.

В последний день марта 2008 г. были подведены итоги реализации «Программы ликвидация опасных мест на дорогах» в 2005 - 2007 гг. К концу 2007 г. выполнены работы по переоборудованию 205 опасных мест на сумму 148,2 млн злотых (около 31,7 млн евро).

По итогам двухлетнего периода реализации Программы сделан вывод о том, что реконструкция опасных мест на дорогах даёт конкретные результаты.

Сопоставление данных за период 2006 - 2007 гг. с состоянием дел до начала реализации Программы показывает, что на    конец 2007 г. на переоборудованных участках дорог было зафиксировано:

- сокращение количества ДТП в среднем на 70 %;

- сокращение числа смертей в результате ДТП в среднем на 92 %;

- сокращение числа раненых в результате ДТП в среднем на 74 %;

- сокращение числа столкновений в среднем на 52 %.

Иначе говоря, на этих участках произошло на 260 ДТП меньше; на 41 – смертельных исходов; на 353 -    меньше травм; на 689 - меньше столкновений.

До 30 июня 2008 г. во всех воеводствах было реконструировано уже 287 несущих опасность для участников движения объектов, что свидетельствует о выполнении практической части Программы приблизительно на 75 %.

Кроме того, Программа ликвидации опасных мест имела ряд других позитивных последствий. В частности, была отмечена активизация местного самоуправления, мобилизация средств и концентрация усилий на конкретных действиях по снижению опасности дорожного движения для населения. Благодаря проявленной заботе о безопасности населения произошло улучшение имиджа власти.

Укрепилось и получило дальнейшее развитие сотрудничество между правительством и различными уровнями местного самоуправления. Повысилась осведомлённость, получило поощрение использование передового опыта и надлежащего подхода к БДД    со стороны местных органов власти, администрации дорог и подрядчиков.

Были созданы дополнительные рыночные возможности для малого бизнеса в регионе, поскольку крупные компании не заинтересованы в контрактах на небольшие суммы. Наконец, меры по повышению безопасности дорожного движения получили признание у населения в затронутых Программой районах, после того как жители убедились в том, что внедрённые в их местности решения действительно служат сохранению    здоровья и жизни.

Как отмечает координатор программы Кшиштоф Ямрозик, опыт выполнения Программы ликвидации опасных мест оценивается весьма позитивно как в Министерстве инфраструктуры, так и в органах местного самоуправления и администрациях воеводств. Реализация поставленных в Программе задач освещается в средствах массовой информации на местном и региональном уровнях. Программа пользуется существенной поддержкой в органах местного самоуправления и вызывает положительное к себе отношение со стороны населения.