Буква закона "Бомбы на колёсах"


Разъезжают по российским дорогам. Речь идёт о водителях, не имеющих достаточной квалификации, перевозящих грузы (в том числе - опасные). В Госдуме РФ решили попробовать навести порядок в этой сфере. А заодно – пополнить исхудавший в кризис бюджет…

 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Весной текущего года Государственная Дума РФ организовала «Круглый стол» с руководителями транспортных компаний, чтобы обсудить совершенствование системы государственного регулирования в сфере грузовых автомобильных перевозок.

На заседании рассматривалось несколько новых законопроектов. Больше всего перевозчиков заинтересовал  проект  закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», основная часть которого посвящена системе налогообложения.

 

Осведомлён – значит, вооружён

В настоящее время государственного регулирования деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом просто не существует, - выразил своё мнение начальник Центрального Управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Иван Меженин.

Количество перевозчиков, занимающихся этим видом деятельности, никто точно назвать не может. И лишь потому, что большинство доставок грузов осуществляются теневыми организациями, не прошедшими регистрацию в налоговых органах. Например, почти 70 % автомобильного парка Москвы эксплуатируется лицами, деятельность которых находится вне какого-либо учёта и контроля со стороны государства. Кроме того, с прекращением лицензирования с 1 июля 2005 г. перевозки грузов автомобильным транспортом, так же отменилась лицензия на доставку машинами опасных грузов, поэтому осуществление контрольных функций за соблюдением правил таких перевозок практически невозможно. А на железнодорожном, водном, воздушном транспорте этот вид работ подлежит лицензированию. Сегодня в результате контрольных мероприятий на предприятиях, осуществляющих грузовые перевозки, действующее законодательство позволяет применять только одну меру – выдавать предписание на устранение выявленных нарушений. В Кодексе об административных правонарушениях РФ отсутствуют статьи, по которым можно привлечь перевозчика, допустившего нарушение транспортного законодательства, например такого, как режим труда и отдыха.

Летом 2009 г. вступает в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который устанавливает уведомительную систему начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Является ли эта мера достаточно эффективным инструментом государственного регулирования? Вовсе нет: такая система, конечно, даст возможность узнать количество начинающих транспортников, но не позволяет зарегистрировать тех, которые эту деятельность уже осуществляют. А Федеральный Закон № 294 и Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривают административных мер ответственности за непредоставление сведений о начале предпринимательской деятельности.

Даже в случае, если перевозчик сообщит в орган исполнительной власти о начале своей работы, то закон не позволяет провести проверку. Только через три года можно осуществить плановую инспекцию и установить, что организация выполняет транспортное законодательство. Значит, уведомительную систему нельзя назвать государственным регулированием по перевозке грузов автомобильным транспортом. В связи с этим, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выступает за упорядочение его деятельности либо лицензированием, либо допуском.

Насколько правильно говорить о необходимости проверки предпринимателя в самом начале его деятельности? Любому предприятию необходимо «встать на ноги», привести в порядок всю надлежащую документацию, перечень которой меняется не по дням, а по часам. Иначе «добросовестный» инспектор такое предписание «накатает», что у новоиспечённого предпринимателя никаких денег не хватит на его выполнение. Порой и давно работающие компании попадают с такими проверяющими в «историю», а что говорить о новичке? Конечно перевозка грузов – это дело опасное, и самым ответственным лицом здесь является перевозчик (водитель), которому права тоже не на улице дали, а в определённых государственных организациях, так в случае чего, может стоить и на них обратить внимание Центральному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

 

«Крепче за баранку держись, шофёр!»

«Институт проблем автомобильного транспорта» провёл анализ в сфере профессиональных требований к водителям, занимающимся перевозкой грузов.

В настоящее время в России более 90 % грузового автомобильного парка находится в частной собственности. Большинство водителей являются одновременно и предпринимателями, оказывающими по договору транспортные услуги. Чаще всего они не имеют соответствующей подготовки, что негативно сказывается на качестве выполняемых работ, создаёт неоправданные риски и ущербы, и, как следствие, приводит к неконкурентоспособности российских перевозчиков даже на внутреннем транспортном рынке. Поскольку практика эффективного государственного регулирования грузовых перевозок в РФ отсутствует, институт решил, что целесообразно обратиться к опыту европейских стран на примере Австрии и Германии. В первую очередь, в отношении профессиональных требований к водителям грузовых автомобилей. 

Порядок и программа обучения профессии водителя в Австрии и Германии предусматривает трёхлетний период обучения, включая как практическое обучение на предприятии, так и очную учёбу в учреждении специального профессионального образования. Курс подготовки к заключительному экзамену состоит не менее чем из 264-х занятий продолжительностью 50 минут каждое. Водители Австрии обязаны при выполнении перевозок иметь при себе квалификационное удостоверение. Для его получения законодательством предусмотрены условия успешной сдачи теоретического и практического экзаменов. Порядок проведения и содержания которых регламентированы законом и Постановлением Федерального министра (Австрии) по транспорту.

Как и в Германии, в Австрии закон предусматривает регулярное последующее образование водителей.   Они обязаны до истечения срока действия квалификационного подтверждения каждые пять лет проходить обучение. Кроме того, водителям, не достигшим 21 года и получившим лишь базовую квалификацию, не разрешено выполнять перевозки, для которых необходимо водительское удостоверение категории «С».

Законом Германии «О базовой квалификации и последующем образовании водителей» впервые введены положения, несоблюдение которых рассматривается как административное правонарушение, за это предусмотрены санкции – штраф водителю в размере до 5 тыс. евро или предпринимателю – 20 тыс. евро.

Представители института сделали выводы, которые вынесли на рассмотрение в Государственную Думу РФ для применения в российской практике подготовки водителей:

- допускать водителей к осуществлению грузовых автомобильных перевозок только по регламентированному действующему законодательству;

- требования, предъявляемые к водителю, осуществляющему грузовые автомобильные перевозки не должны ограничиваться только его навыками по управлению автотранспортным средством, он обязан иметь широкий спектр знаний, умений, навыков, и способен решать задачи возникающие в процессе перевозки;

- соответствие водителя перечисленным требованиям должно подтверждаться документами о его профессиональной подготовке и своевременной переподготовке.

Вопрос о качестве подготовки водителей возникает довольно часто, только почему-то вразумительного ответа пока нет. В новом проекте Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом» всё же сказан о неком водительском разрешении, которое выдаётся после месячной стажировки под руководством водителя, имеющего права соответствующей категории и разрешение, выданное в соответствии с настоящим ФЗ. Только вот образовательных программ и аттестаций водителей, о которых говорится  в ст. 5 данного проекта, и которые разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, пока нет, и когда они появятся в данном проекте, ничего не сказано. Вступление закона в силу предполагается 1 января 2010 г., а значит - продолжение следует…

 

Заплати налоги и … езди на велосипеде

Для многих предпринимателей вопрос налогообложения является «животрепещущим», ведь приходится отдавать часть прибыли, а куда идут эти деньги? Например, глядя на российские дороги сложно поверить в то, что кровно заработанные средства налогоплательщиков вложены в эти выбоины, колеи, ямы и другие недостатки асфальтового покрытия.

Итак, депутаты Госдума решили рассмотреть проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дабы облегчить жизнь грузоперевозчиков.

Сегодня на автомобильный транспорт приходится 47 % грузов, перевозимых всеми видами транспорта. Действующие системы налогообложения в отношении организаций, осуществляющих перевозку грузов автомобильным транспортом, не обеспечивают полноту сбора налогов, а неэффективность системы приводит к потерям для бюджетов РФ в сумме от 645 до 1270 млрд рублей в год. Подобные потери не поддаются реальному устранению в рамках действующего законодательства. В связи с этим законопроект предусматривает введение в действие с 1 января 2010 г главы 26 «Система налогообложения деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом (единый налог на перевозку грузов автомобильным транспортом)» Налогового Кодекса РФ, действие которой будет распространяться исключительно на организации и индивидуальных предпринимателей. Новый порядок сбора налогов предполагает установление единого налога на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Организации, перешедшие на уплату единого налога, предлагается освободить от обязанности по уплате налога на прибыль, имущество, единого социального и транспортного налога. Индивидуальных предпринимателей предполагается также освободить от уплаты единого социального и транспортного налога и налога на физических лиц. Помимо этого законопроектом предусматривается освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением тех товаров, которые ввозятся на таможенную территорию РФ.

Представители власти считают, что одним из самых обременительных, является единый социальный налог, который заставляет многих руководителей организаций скрывать реальную заработную плату своих кадров. От этого страдают прежде всего работники, потому что при переходе на накопительную систему пенсионного страхования пенсионное обеспечение зависит от суммы взносов в Пенсионный фонд РФ. Предполагается, что организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого налога, должны быть освобождены от выплаты единого социального налога.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % величины вменённого дохода.

Для стимулирования перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога ставка транспортного налога в отношении грузовых автомобилей увеличится в шесть раз. Это приведёт к необходимости легализации своего бизнеса.

Таким образом, введение единого налога на автомобильные грузоперевозки позволит:

- снизить вдвое налоговую нагрузку на деятельность;

- повысить реальные поступления в бюджеты различного уровня;

- защитить законопослушных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны нелегального использования грузового транспорта в коммерческих целях;

- снизить транспортную составляющую в цене отечественных товаров и услуг за счёт снижения тарифов на перевозки грузов.

 

Деньги любят счёт

Чтобы не быть голословными в своих доводах, депутаты представили финансово-экономическое обоснование проекта закона.

 Необходимость внесения предлагаемых изменений определяется тем, что в рамках действующего налогового законодательства одни и те же результаты деятельности в сфере грузовых автомобильных перевозок облагаются налогами по различным режимам с различными объёмами налоговой нагрузки.

В приведенной ниже таблице представлено технико-экономическое обоснование эффективности применения единого налога на перевозку грузов автомобильным транспортом.

1. Численность и структура грузовых автомобилей РФ

 

 

 

 

По грузоподъёмности, тонн

По численности, тыс. единиц

 

Происхождение

Всего

%

 

ИП

Организации

 

До 1,5 включительно

263,2

1437,1

1700,3

34,5

 

Свыше 1,5 до 3 включительно

93,1

508,2

601,3

12,2

 

Свыше 3 до 5 включительно

145,0

791,4

936,4

19,0

 

Свыше 5 до 7 включительно

47,3

258,3

305,6

6,2

 

Свыше 7 до 10 включительно

26,7

145,8

172,5

3,5

 

Свыше 10 до 15 включительно

37,4

204,1

241,5

4,9

 

До 1,5 включительно

84,7

462,4

547,1

11,1

 

Более 20

65,6

358,2

423,9

8,6

 

Всего

763,0

4165,5

4928,5

100,0

 

По возрасту, %

По экологической категории, %

до 3-х лет

от 3-х до 5 лет

от 5 до 10 лет

более 10 лет

ЕВРО0

ЕВРО 1

ЕВРО 2

ЕВРО

3

ЕВРО 4 и более

8

11

19

62

62

18

15

3

2

                         

 

2. Расчёт предельного налогового потенциала парка грузовых автомобилей РФ при использовании общего режима налогообложения.

 

Предельный налоговый потенциал грузовых автомобилей определён исходя из нормированной производительности в расчёте на полное использование нормативного фонда рабочего времени одного водителя, нормированных значений затрат на перевозки, нормы прибыли по ставке рефинансирования Центрального банка РФ и размера налоговых ставок по действующим режимам налогообложения.

 

Грузоп

одъ-ёмность в

тоннах

НДС

Налог

На приб

ыль

Нало г

на иму-щест

во

Тран

с-порт-ный налог

Земе­льны й

налог

ЕСН

НДФ Л

Всег о

Чистая прибыль перевоз чика

 

Автомобили зарубежного производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

 

до 1,5

92,5

22,9

15,9

0,9

2

40,2

20,1

194,5

32,2

 

от 1,5 до З

140

42,7

29,7

2

3,5

43,8

21,9

283,7

91,3

 

от 3 до 5

177, 4

55,1

38,4

2,4

5,2

48,4

24,2

351,1

126,2

 

от 5 до

7

214,7

65,2

45,4

3,8

7

52,4

26,2

414,7

154

 

от 7 до 10

251, 1

86,8

60,4

4,3

9,8

51,8

25,9

489,3

222,9

от 10 до 15

274, 1

120

83,3

8,6

11,6

62,4

31,2

590,7

316,2

от 15 до 20

303, 6

145,7

101,5

16,6

14

62,8

31,4

675,7

398,7

более 20

354, 7

191,7

133,6

22,2

17,3

70,2

35,1

825

536,9

Автомобили российского производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

до 1,5

86,8

18

12,5

0,9

2

39,6

19,8

179,5

17,3

от 1,5 доЗ

126, 2

31,4

21,9

2

3,5

42,8

21,4

249,3

56,8

от 3 до 5

159, 2

40,6

28,3

2,4

5,2

47,2

23,6

306,4

81,4

от 5 до 7

196, 2

49,1

34,2

3,8

7

51,3

25,6

367,2

104,1

от 7 до 10

228, 7

65,3

45,5

4,3

9,8

50,7

25,3

428,9

155,9

от 10 до 15

250, 6

91,1

63,4

8,6

11,6

61,3

30,4

515,6

227,1

от 15 до 20

265, 4

103,4

72

16,6

14

60,9

30,6

559,7

266,4

более 20

288, 3

128,1

89,2

18

17,3

66,9

33,5

641,3

338,6

                                   

 

3. Расчёт предельного налогового потенциала парка грузовых автомобилей при использовании упрощенной системы налогообложения

 

Грузоп одъ-

ёмность в

тоннах

Налог,

уплачиваемый в связи с УСН

Тран

с-порт-ный налог

Земе­льны й

налог

ЕСН

НДФ

Л

Всег о

Чистая прибыль перевоз чика

 

Автомобили зарубежного производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

 

до 1,5

38,9

0,9

2

0

19,8

61,9

164,9

 

от 1,5 до 3

59,8

2

3,5

0

21,4

87,2

287,9

 

от 3 до 5

75,8

2,4

5,2

0

23,6

107,6

369,7

 

от 5 до 7

91,7

3,8

7

0

25,6

128,7

440

 

от 7 до 10

108,4

4,3

9,8

0

25,3

147,6

564,6

 

от 10 до 15

121,2

8,6

11,6

0

30,4

172,6

734,4

 

от 15 до 20

136,1

16,6

14

0

30,6

198,2

876,3

 

более 20

161,4

22,2

17,3

0

33,5

236,1

1125,8

 

Автомобили российского производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

до 1,5

36,1

0,9

2

0

19,8

58,8

137,7

от 1,5 до 3

53,2

2

3,5

0

21,4

80,1

226

от 3 до 5

67,2

2,4

5,2

0

23,6

98,4

289,4

от 5 до 7

82,8

3,8

7

0

25,4

119,2

352,1

от 7 до 10

97,4

4,3

9,8

0

25,6

136,1

448,7

от 10 до 15

109

8,6

11,6

0

30,4

158,2

584,5

от 15 до 20

116,6

16,6

14

0

30,6

174,6

651,6

более 20

128,6

18

17,3

0

33,5

197,4

782,6

                       

 

4. Расчёт предельного налогового потенциала парка грузовых

автомобилей при использовании ЕНВД

Грузоп

одъ-ёмность в

тоннах

ЕНВД

Тран

с-порт-ный налог

Земе­льны й

налог

ЕСН

НДФ

л

Всег о

Чистая прибыль перевоз чика

Автомобили зарубежного производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

до 1,5

10,8

0,9

2

0

20,1

33,8

193

от 1,5 доЗ

10,8

2

3,5

0

21,9

38,2

336,8

от 3 до 5

10,8

2,4

5,2

0

24,2

42,6

434,7

от 5 до 7

10,8

3,8

7

0

26,2

47,8

520,9

от 7 до 10

10,8

4,3

9,8

0

25,9

50

662,2

от 10 до 15

10,8

8,6

11,6

0

31,2

62,2

844,8

от 15 до

10,8

16,6

14

0

31,4

72,8

1001,6

20

 

 

 

 

 

 

 

более 20

10,8

22,2

17,3

0

35,1

85,5

1276,5

Автомобили российского производства, тыс. рублей на 1 автомобиль в год

 

до 1,5

10,8

0,9

2

0

19,8

33,5

163,3

 

от 1,5 доЗ

10,8

2

3,5

0

21,4

37,7

268,3

 

от 3 до 5

10,8

2,4

5,2

0

23,6

42

345,8

 

от 5 до 7

10,8

3,8

7

0

25,6

47,2

424,1

 

от 7 до 10

10,8

4,3

9,8

0

25,3

49,5

535,3

 

от 10 до 15

10,8

8,6

11,6

0

30,4

60

682,7

 

от 15 до 20

10,8

16,6

14

0

30,6

68,8

757,4

 

более 20

10,8

18

17,3

0

33,5

79,6

900,4

 

                             

 

5. Расчёт предельного налогового потенциала грузовых автомобилей при использовании единого налога на перевозку грузов автомобильным транспортом. При базовой доходности - 6 тыс. рублей в месяц на каждый грузовой автомобиль и налоговой ставке - 15 %.

Грузоподъёмность в тоннах

Налог

по базовой ставке, тыс. рублей в год

Учёт

грузоподъемности

Учёт мощности двигателя

 

 

 

 

коэффициент

налог

мощно сть, л. с.

коэффи циент

налог

до 1,5

10,8

0,6

6,5

100

1,05

6,8

от 1,5 до 3

10,8

0,8

8,6

150

9,5

от 3 до 5

10,8

1

10,8

 

 

 

 

11,9

от 5 до 7

10,8

1,2

13,0

200

1,15

14,9

от 7 до 10

10,8

1,4

15,1

 

 

 

 

17,4

от 10 до 15

10,8

1,6

17,3

250

1,25

21,6

от 15 до 20

10,8

1,8

19,4

 

 

 

 

24,3

Более 20

10,8

2

21,6

300

1,4

30,2

 

6. Расчёт налоговой эффективности от применения единого налога на перевозку грузов автомобильным транспортом, млрд рублей в год, выполнен исходя из реальной производительности грузовых автомобилей, а также вероятностной доле легальной коммерческой автотранспортной деятельности в различных сегментах рынка.

 

Сфера использования грузовых автомобилей

На предприятиях автотранспорта

общего пользования, %

На предприятиях других отраслей, %

У индивидуальных предпринимателей, %

У физических лиц, %

1,2

48,8

5

45

В рамках действующей системы налогообложения

использующих в действующих условиях налоговый режим, %

использующих автомобили в коммерческих целях, %

общ ий

упро-щенн ый

ЕН ВД

общ ий

упро-щенн ый

ЕН ВД

общ ий

упро-щенн ый

ЕН ВД

 

 

90

7

3

60

30

10

0

90

10

90

Возможный налоговый потенциал, всего

256,0

млрд рублей, в том числе:

7,2

0,18

0,07

195, 7

31,7

9,3

0,0

9,7

1,0

0

При доле легальной коммерческой автотранспортной деятельности, %

90

10

100

10

0

0

0

5

100

0

Реальный налоговый потенциал, всего

65,4

млрд рублей, в том числе:

6,6

38,8

9,1

10,9

В рамках системы налогообложения единым налогом на перевозку грузов

автомобильным транспортом

Гарантированный налоговый потенциал

127,9

млрд рублей при введении системы, в т.ч.

Предпринимателей               113,38       млрд рублей

Физ. лиц   14, 5 млрд рублей

 

Эффективность введения системы

62,5

млрд рублей

                     

 

Конечно, возникает резонный вопрос: «Куда пойдут эти средства?»

Ответ был прост (из пояснительной записки к проекту закона):

«Согласно изменениям, вносимым в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса РФ, сумма налога будет зачисляться в федеральный бюджет по нормативу 30 %, в бюджеты субъектов РФ по нормативу 60 % соответственно.

Доходы также предлагается распределять по установленным нормативам отчислений в бюджет Фонда социального страхования РФ по нормативу 5 %, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по нормативу 0,5 % и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования по нормативу 4,5 %».

Так что не стоит беспокоиться, уж как распорядиться деньгами, наше правительство знает.

 

И снова здравствуйте…

Кроме всего выше перечисленного, в проекте Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматриваются к принятию следующие ставки (в рублях) для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно – 30,

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 48,

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 60,

 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 78

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) – 102 рубля.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу - 5 рублей с каждой лошадиной силы.