Практика эксплуатации "Isuzu NQR: «Захар» в японском исполнении…"


Практика эксплуатации

Isuzu NQR: «Захар» в японском исполнении…

 

Роман МУРАШОВ,

фото автора

 

Мы продолжаем знакомить читателей с опытом эксплуатации коммерческих автомобилей в классе грузоподъёмности до 10 т. сегодня нас заинтересовала судьба ISUZU NQR, который неоднократно признавался лучшим автомобилем года в России по итогам конкурса «PROдвижение»

 

Из истории вопроса…

История марки ISUZU началась в 1916 г. с образования промышленной группы Tokyo Ishikawajima Shipbuilding and Engineering Co, приступившей к производству легковых автомобилей по английской лицензии. В 1918 г. компания приступила к выпуску первой модели грузовиков под названием A-9. В 1928 году была внедрёна в производство новая серия грузовых автомобилей под маркой Sumida. Одной из моделей грузовиков было дано название Isuzu, по имени священной для японцев реки.

Спустя пять лет после структурных преобразований в компании грузовик, выпущенный для министерства торговли и промышленности, получил название Isuzu. В 1934 г. компания основала комитет по исследованиям в области дизельных двигателей, а уже через два года в Японии появился первый дизельный двигатель, тогда ещё с воздушным охлаждением.

В 1949 г. компания получила своё нынешнее название Isuzu Motors Limited. Год спустя компания Isuzu разработала первый в Японии дизельный двигатель V8 с водяным охлаждением и камерами сгорания улучшенной конструкции с непосредственным впрыском. В 1959 г. из ворот предприятия вышел 2-тонный грузовик Elf, пользовавшийся хорошим спросом благодаря экономичному дизельному двигателю и отличной проходимости в сочетании с грузоподъёмностью и долговечностью.

В шестидесятые годы прошлого века предприятие бурно развивалось - открылся завод Фуджисава, основано отделение в Таиланде, создан первый в Японии 4-тактный дизельный двигатель с прямым впрыском для грузовиков. В 1971 г. Isuzu продала 34,2 % своих акций корпорации General Motors. Через четыре года была основана Isuzu Motors America - отделение в США. В 1980 г. началось производство микроавтобусов серии Fargo.

На исходе девяностых годов прошлого века началось массовое производство грузовика Elf CNG, работающего на сжатом природном газе. Тогда же General Motors увеличила свою долю в Isuzu до 49% и открылось польское отделение компании - Isuzu Motors Polska.

В гамме коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т микроавтобусы, фургоны, пикапы и грузовики серии ERV, бескапотные Elf NHR/NKR-серии. Под названием Elf 100 в США и Японии продавался грузовик Nissan Condor/Atlas. В 2000 г. в США началось производство дизельных двигателей компанией DMAX, Ltd., а также была основана компания General Motors Isuzu Commercial Truck, LLC. Дизельный двигатель Duramax 6600 в течение двух лет признавался одним из лучших в мире, по мнению профессионального сообщества.

 

Платформа эвакуатора и грузоподъёмность Isuzu позволяют перевозить автомобили общей массой до 3,5 т

 

На рельсах современности

Isuzu и по сей день удерживает лидирующие позиции в секторе производства коммерческого транспорта Японии. Автомобили изготовленные на заводах Isuzu известны во всём мире и пользуются заслуженной популярностью. Сегодня автомобили ISUZU поставляется более чем в 130 стран мира, а дизельные двигатели – на конвейеры многих ведущих мировых автопроизводителей.

Современная производственная гамма ISUZU включает легковые и коммерческие автомобили. К первым относятся внедорожники и пикапы, выпускаемые для рынков Европы, США и стран Юго-Восточной Азии. Линейка коммерческих автомобилей состоит из автобусов и грузовиков. Модели грузовых автомобилей ISUZU в свою очередь разделены на серии:

•        С и Е – тяжелые грузовики ISUZU снаряженной массой 16,8 -65,0 т c колесными формулами 4х2, 6х4 или 8х4;

•        F – средние грузовые автомобили снаряженной массой 9,0 – 21,0 т с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х2 или 6х4;

•        N – лёгкие, малотоннажные грузовики ISUZU NQR (в российской квалификации они входят в нишу среднетоннажных грузовых автомобилей) снаряженной массой 3,1 – 8,0 т с колесной формулой 4х2 (4х4 - только для модификации NPS).

Выпуск грузовиков серии N – самый успешный проект компании ISUZU. Это универсальные автомобили для городского и пригородного использования грузоподъемностью до 5,5 т, которые позволяют устанавливать на шасси большое количество надстроек различной специализации – от промтоварного фургона до строительного оборудования. В структуре продаж ISUZU в денежном выражении эти грузовики вместе со среднеразмерными автобусами составляют почти одну треть.

 

Секрет популярности

О ярких представителях грузовиков ISUZU - семействе NQR - и пойдёт речь сегодня. Формировать беспристрастное мнение об автомобиле нам помогали специалисты-практики из Проекта "Дженерал Эвакуатор" – пула автоэвакуаторных компаний Москвы, ежедневно эксплуатирующих, в том числе, интересующие нас машины.

Вплоть по 2008 г. российский рынок средне тоннажных коммерческих грузовиков отечественной сборки пополнялся моделями ISUZU NQR 71P и NQR 75. Сборка этих грузовиков осуществлялась «Северстальавто-Исузу» на Ульяновском автозаводе - производство было открыто 11 июля 2006 г. Ныне производственные мощности «Северстальавто-Исузу» располагаются на территории Особой Экономической Зоны «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан). Машины NQR 71P и NQR 75 (далее – NQR) сейчас не производятся, предприятие допродаёт остатки техники, произведённой в прошлом году. Но главный парадокс в том, что если с производством ещё не всё ладится, то на произведённых машинах этот фактор ни как не сказывается.

Неоспоримый факт, что шасси NQR имеет высокую популярность у покупателей коммерческих грузовиков. И на то есть веские причины. Грузоподъемность - 5 т, оптимальные габариты автомобиля позволяют рационально использовать Isuzu NQR во внутригородских и междугородних перевозках. NQR, благодаря высоким эксплуатационным показателям, обусловленным применением надёжного и экономичного дизеля, оптимальному комфорту рабочего места водителя, демократичной цене на автомобили российской сборки, высокой надёжности (заявленный ресурс автомобиля 1000000 км), адаптированности к российским условиям эксплуатации - очень интересен для автотранспортных предприятий.

Технические характеристики шасси ISUZU NQR 71P таковы: длина/ширина/высота, мм - 6860/2600/2250; колесная база, мм – 3815; радиус поворота, м 7,0; полная масса, т – 8,0; грузоподъёмность, т – 5,0; объём топливного бака, л – 100; двигатель - дизель Isuzu 4HG-1, 4570 см3, мощность, л.с./об/мин - 121/3200, крутящий момент Нм/об/мин (мах) - 304/1600; КПП механическая 5 ступенчатая; тормоза барабанные, подвеска рессорная зависимая на обеих осях, размерность колёс - 22,5 R16. Максимальная скорость - 104 км/ч, заявленный производителем средний расход топлива, 17-18 л/100 км. Межсервисный интервал – 10 тыс. км. На все автомобили концерна ISUZU распространяется гарантия в течение двух лет или 100 тысяч километров пробега.

Затраты на один километр пробега на ТО и ремонт в среднем не превышают одного рубля, а на дизтопливо – около четырёх рублей. Эти автомобили, в том числе и российской сборки, действительно мало стоят на ремонте.

Ульяновский автозавод выпускал две модификации шасси NQR - с короткой и длинной базой. Цены начинались от 900 тыс. руб., ныне остатки выпущенных партий продаются по цене от 1017 тыс. руб. Стандартная комплектация весьма богата - ABS, аудиоподготовка, топливный фильтр с подогревом и сепаратором воды, усилитель руля, тормозов и сцепления, “горный” тормоз и пр.

Конструкция грузовика проста - откидывающаяся бескапотная кабина, турбодизель, зависимые рессорные подвески спереди и сзади, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. Но эта простота и ценна.

Водительское место делает эргономичным регулируемая рулевая колонка, приемлемая «анатомия» сиденья и удобно расположенные приборы. Рычаги и переключатели тоже на своих местах. Двери распахиваются на 90°, что облегчает доступ в кабину. Сама же она в откинутом состоянии обеспечивает нормальный вполне рабочий доступ к двигателю. Впрочем, это требуется редко.

Мотор не резвый, но тяговитый, наиболее комфортная скорость 70 - 80 км/ч. Подвеска в меру жёсткая – на малых неровностях потряхивает, на больших работает хорошо. NQR имеет достаточно низко расположенный центр тяжести, поэтому он отличается устойчивостью при прямолинейном движении и устойчивостью на поворотах.

Барабанные исполнительные механизмы тормозной системы как нельзя лучше подходят для грязных дорог.

Задняя стенка и стойки – без обивки. Зимой это выхолаживает кабину, поэтому сзади её приходится утеплять. Этот нюанс был учтён производителем позже. В марте 2008 г. было прекращено производство Isuzu NQR 71. Вместо этих моделей началось производство Isuzu NQR 75. Отличительными особенностями этого модельного ряда стали двигатель увеличенной мощности (до 150 л.с.) и утепление задней стенки кабины.

 

Отличный. Даже страшно…

Такие слова, как «автомобили показали себя в эксплуатации великолепно, за все время на них практически ничего не ломалось», поначалу вызывали большие сомнения, словно произносили их сами производители техники. Но факты, добытые в полевых условиях, упрямая вещь.

Итак, что же удалось выяснить. В частности, после пробега около 200 тыс. км на грузовиках в плановом порядке меняются детали подвески: шкворни и амортизаторы. При объявленной грузоподъемности 4,5-5 т перегруз до 6 т сказывается на состоянии сайлентблоков.

Проводку, расположенную в нижней части автомобиля, нужно дополнительно защищать от влаги и грязи. По невыясненным причинам трескаются некоторые пластиковые детали - корпус воздушного фильтра, расширительные бачки.

Тем не менее, машины, которые прошли даже по 400 тыс. км, пока не знают, что такое запчасти к двигателю и к коробке передач. Так, что заявленный производителем ресурс 1 млн. км – скорее всего не рекламный трюк. Косвенным фактом, подтверждающим этог является ещё и то, что вторичный рынок этих машин в России ещё не сформировался.

У Isuzu-эвакуатора водители иногда отмечают недостаточную грузоподъёмность, но это скорее всего можно отнести к частным особенностям эксплуатации. Подавляющее большинство владельцев удовлетворены грузоподъёмностью своих автомобилей.

Расход топлива, в большинстве случаев, небольшой - 19 л на 100 км. Некоторые владельцы называют и вовсе сенсационные цифры – 12-14 л на 100 км, правда в загородном режиме.

В отдельных случаях водители жалуются на излишний шум в кабине и связывают это с высоким воздухозабоником двигателя, установленным за спиной водителя.

Грузовики в большинстве ночуют на улице и зимой, но в мороз всё равно заводятся хорошо. Правда, при этом нужно утеплять открыто расположенный топливный фильтр. В любом случае это не повредит и тем машинам, которые имеют тёплый бокс - на холоде солярка иногда замерзает прямо на ходу.

Ещё один не явный минус - коротки кронштейны боковых зеркал и поэтому в них плохо видно, что твориться позади автомобиля.

В аварии попадать вообще нежелательно, но на Isuzu нежелательно вдвойне – отсутствует рынок б/у, соответственно нет и «разборок», где по сходной цене можно было бы приобрести кузовные панели или другие детали для кабины. Новые же от дилера хоть и есть в наличии, но слишком дороги. В магазинах иногда встречается неоригинальный пластиковый обвес по демократичным ценам.

Этот автомобиль по большинству показателей опережает своих корейских одноклассников. При эксплуатации шасси в качестве автомобильного эвакуатора некоторые собеседники предпочли бы видеть грузовую платформу автомобиля на 20-30 см ниже её настоящей высоты.

Практически все владельцы, с кем мне удалось беседовать в этот раз, отказались от гарантии производителя и сами выполняют необходимое техническое обслуживание автомобиля. Замена масла, фильтров и колодок на наших СТО по-прежнему стоит излишне дорого.

Ещё один позитив: электронными системами управления различных агрегатов машина оснащена – в минимальном объёме. Поэтому ей самой практически никогда не требуется эвакуатор – многое можно исправить прямо на дороге.

Информация, которая не перестаёт радовать московских владельцев автомобилей – инспекторы ГАИ часто «сквозь пальцы» смотрят на эти машины, въезжающие в центр столицы. Одним словом, жемчужное зерно, а не машина.

 

Два слова о преемнике

Преемником всех этих положительных качеств NQR должен стать совершенно новое шасси ISUZU NMR85L – среднеразмерное лёгкое шасси в линейке автомобилей ISUZU нового поколения 700Р.

Кабина кубической формы обладает более высокими аэродинамическими показателями по сравнению с предшествующими моделями. Компактный ISUZU NMR85L обещает быть столь же удобным для маневрирования в плотном городском потоке с частыми парковками и погрузками-разгрузками и для пригородных перевозок.

Универсальная рама так же позволяет устанавливать на автомобиль бортовые платформы и фургоны различных типов. Вот только автомобиль ещё не производится и когда встанет на конвейер – пока не известно. Кризис. Как вариант, можно поискать товарные остатки предыдущей версии на складах дилеров. Спустя несколько недель видимо и их уже нельзя будет найти.