Страхование "Демпинг как лекарство от страха"


 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Кризис основательно встряхнул страховой рынок России. В сложных условиях все выживают по-разному. В частности, многие страховые компании, пытаясь хотя бы сегодня удержаться на плаву, откровенно демпингуя на рынке. При этом вопрос о дне завтрашнем, о том, откуда завтра возьмутся суммы покрытия страховых случаев, уже как бы и не стоит. Неудивительно, что ситуация встревожила Федеральную службу страхового надзора (ФССН). 23 июля ФССН обратилась к страховым компаниям с информационным письмом, посвященным вопросам тарифной политики. Приводим текст обращения полностью.

 

«В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон) расчеты страховых тарифов и их обоснованность оказывают непосредственное влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость страховых организаций.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 3, пунктом 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 25, подпунктом 2 пункта 4 статьи 30 и подпунктом 11 пункта 2 статьи 32 Закона, Федеральная служба страхового надзора планирует проведение оценки тарифной политики и обоснованности страховых тарифов страховых организаций по видам страхования, на осуществление которых страховая организация получила лицензию.

В ходе проверки подлежат оценке следующие аспекты тарифной политики страховых организаций:

– соответствие базовых страховых тарифов и поправочных коэффициентов, применяемых при заключении договоров страхования в рамках соответствующего вида страхования, базовым страховым тарифам и поправочным коэффициентам, представленным в орган страхового надзора (в порядке лицензирования или в порядке уведомления);

– достоверность статистических данных, представленных в орган страхового надзора в качестве обоснования расчета страховых тарифов;

– соответствие фактических расходов на ведение дела величине расходов, предусмотренной в структуре тарифной ставки;

– обоснованность поправочных коэффициентов, применяемых страховой организацией;

– влияние тарифной политики страховой организации на выполнение требований к ее финансовой устойчивости и платежеспособности.

Федеральная служба страхового надзора обращает внимание страховых организаций на то, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 32 Закона для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Правила страхования, расчеты страховых тарифов, методика актуарных расчетов, источник исходных данных и структура тарифных ставок, представленные в орган страхового надзора в порядке уведомления, не подлежат обязательной оценке органом страхового надзора на соответствие законодательству Российской Федерации.

В то же время, в целях контроля за обеспечением страховыми организациями их финансовой устойчивости и платежеспособности, одной из гарантий которых являются экономически обоснованные страховые тарифы (пункт 1 статьи 25, подпункт 2 пункта 4 статьи 30 Закона), орган страхового надзора с учетом пункта 5 статьи 30 Закона вправе запросить у страховой организации информацию, подтверждающую обоснованность расчета страховых тарифов (исходные данные, использованные при расчете страховых тарифов, основания и порядок применения поправочных коэффициентов и т.д.).

Орган страхового надзора вправе выдавать предписания в случае осуществления страховой организацией деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии (подпункт 1 пункта 2 статьи 32.6 Закона), в том числе в случае применения страховой организацией страховых тарифов, не соответствующих представленным в орган страхового надзора в порядке лицензирования или в порядке уведомления, а также в случае несоблюдения страховой организацией установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности (подпункт 3 пункта 2 статьи 32.6 Закона).

В этой связи Федеральная служба страхового надзора рекомендует страховым организациям проверить соответствие тарифной политики требованиям действующего законодательства и принять меры по устранению выявленных нарушений».

Впрочем, встревожен ситуацией не только страховой надзорный орган, но и само страховое сообщество: ситуация уже дошла до того, что для борьбы с демпингом страховщики сами просят усилить надзор за собой же. В начале июля в ходе круглого стола «Страховой демпинг и методы борьбы с ним» представители страхового рынка обменялись мнениями по этой самой насущной проблеме.

В частности, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев обратил внимание на то, что понятие демпинга не закреплено на законодательном уровне, а в России, в отличие от большинства развитых стран, вообще отсутствует антидемпинговое законодательство:

- Разовыми проверками проблему демпинга не решить, – убежден глава «Ингосстраха». – Необходимы системные меры, в частности перевод рынка на МСФО и введение независимого актуарного аудита». Причем объективных препятствий для скорейшей реализации последней меры сегодня практически нет.

По оценке председателя правления СОГАЗа Вадима Янова, до кризиса тарифы ежегодно снижались на 15–18%, в то время как сейчас они обрушиваются в разы и даже на порядки.

– Проблема демпинга, несомненно, сегодня является одной из самых актуальных на страховом рынке, - считает В. Янов.- Демпинг порождается страховыми компаниями, которые пренебрегают элементарными законами экономики и живут по принципу «после нас хоть потоп», принося в жертву интересы своих клиентов и страхового бизнеса. Сегодня страховые тарифы снижаются в разы, а то и в десятки раз, тогда как ежегодно они падали не более чем на 15–18 %. Нужно придать проблеме демпинга публичный характер. На мой взгляд, одним из решений сложившейся проблемы может стать регулярная публикация в открытых источниках Росстрахнадзором информации по базовым тарифам на страховые продукты. Так страхователи смогут сравнить их с тарифами, зачастую необоснованно заниженными, предлагаемыми страховыми компаниями.

Демпинг – наиболее существенное последствие финансового кризиса для страхового рынка, – убежден В. Янов. – Ситуация, когда тарифы не отвечают себестоимости страхового бизнеса, может обернуться недоверием к отрасли и отбросит ее на несколько лет назад. Необходимо придать данной проблеме публичность, всемерно объяснять страхователям, что, страхуясь по бросовым ценам, они ввязываются в бесперспективную лотерею. Кроме того, рынку сегодня, как никогда, необходим мониторинг и публикация базовых тарифов – без регулятора на рынке сегодня просто не обойтись.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров скептически относится к возможности заключения «антидемпингового» договора между участниками рынка и идее создания гарантийных фондов для выплаты возмещения клиентам обанкротившихся компаний по добровольным видам. «Демпинг – не только следствие кризиса, – уверен Д. Маркаров. – Поскольку до кризиса стоимость компаний рассчитывалась зачастую только исходя из суммы сборов, то немало участников рынка росли любой ценой, не заботясь о резервах, в надежде в будущем выгодно продаться. Но пришел санитар – кризис. Многих «подстрелили на взлете»: убытки догнали, а инвесторы заняты своими проблемами».

Создание саморегулируемых организаций на страховом рынке и усиление роли надзора – два основных канала для борьбы с демпингом. Такое мнение высказал президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим. По его словам, на предстоящем 9 июля собрании Президиума ВСС будет поставлен вопрос создания специального комитета по контролю за тарифами.

Генеральный директор ЗАО «Гефест» Александр Миллерман констатировал безрадостную, но очень актуальную сегодня истину - он призвал: «Нужно помочь регулятору нас контролировать». А. Миллерман отметил, что если вчера демпинг мог работать как инструмент захвата рынка, то сегодня это средство спасения, способ привлечения cash-flow. Необходима совместная разъяснительная работа, что цена недолжна выступать единственным критерием выбора страховщика в процессе тендеров. В качестве примера Александр Миллерман привел норматив проведения тендеров при получении строительными организациями госзаказов, где показатель цены имеет лишь 20-процентный вес.

По мнению первого заместителя Правления СОАО «Русский страховой центр» Н. Николенко, не всякий демпинг опасен. Необходимо различать демпинг стратегический, оборонительный и непрофессиональный, или безответственный. Последняя категория, считает Н. Николенко, может быть разделена на демпинг «циничный» и демпинг «по причине необразованности», причем опасен именно «циничный» демпинг крупных компаний. С ним и нужно бороться.

Участники круглого стола подчеркнули необходимость введения стандартов актуарного оценивания, высказались в пользу идеи помесячной отчетности страховщиков перед ФССН, а также желательность выработки Федеральной антимонопольной службой и Минфином единой точки зрения по вопросу демпинга.

Ситуация на российском рынке автострахования действительно осложняется не по дням, а по часам. И это требует принятия безотлагательных и нестандартных мер. Поэтому ФССН обратилась в Госдуму РФ с просьбой поддержать ее предложение о возврате от уведомительного порядка лицензирования страховщиков к разрешительному. По словам руководителя ФССН Александра Коваля, одновременно Росстрахнадзор вышел с инициативой отмены 60-дневного срока для надзора, отведенного законом на рассмотрение предложенных страховщиками правил.

По словам главы ФССН, служба начала выборочную проверку правил, предложенных компаниями в уведомительном порядке, первыми под проверку попали правила страхования ответственности по госконтрактам.

- Мы проверили 30 правил из 70 по этому виду страхования, предоставленных компаниями. Анализ показал, что все без исключения правила содержат нарушения действующего законодательства РФ, – сообщил А. Коваль.

Он добавил, что Росстрахнадзор предусматривает два типа реакции в отношении нарушителей:

- Те компании, которые еще не начали заключение договоров в соответствии с присланными правилами, содержащими нарушения, наказываться не будут. Если же по таким правилам заключается договор страхования, ФССН предполагает применять меры воздействия к страховщикам, – отметил он.

Глава Росстрахнадзора подчеркнул, что если сама компания, приславшая правила, не вполне уверена в их адекватности, у нее остается возможность отзыва этого документа.

Руководитель ФССН сообщил, что служба обсуждает ряд мер, которые могли бы способствовать противодействию демпингу на страховом рынке. В частности, ФССН планирует обратиться в Минфин РФ с просьбой о регламентации экономического обоснования, которое при лицензировании страховщики обычно прилагают к разработанному ими бизнес-плану. Сегодня эти обоснования компаниями пишутся «кто во что горазд», признал глава Росстрахнадзора.

Большую проблему А. Коваль видит в порядке расчета страховых тарифов, который также предоставляется надзору в документах на лицензирование:

- Дело в том, что к тарифам прилагается также целый набор поправочных коэффициентов, которые могут изменять базовый тариф по виду бизнеса в диапазоне от нуля до бесконечности. Обоснование применения таких поправочных коэффициентов к тарифам для страховщиков не обязательно. Зато это позволяет допускать любой произвол при применении тарифа, – сказал А.Коваль. Он подчеркнул, что надзор будет строже следить за установлением тарифной политики страховыми компаниями. «Мы также не станем допускать страхования, которое базируется на убыточной ценовой политике», – отметил глава Росстрахнадзора, добавив, что в настоящее время ряд компаний выглядят совершенными альтруистами и, судя по всему, предоставляют бесплатные услуги клиентам.

Позицию ФССН поддержал генеральный директор компании «РОСНО» Ханнес Чопра. В большинстве развитых стран органы надзоров осуществляют детальный контроль за обоснованностью продуктовых предложений страховщиков и ценами на них.

В условиях кризиса, по его мнению, компании важно проведение стресс-тестирования, которое показывает способность страховщика выдержать воздействие негативных факторов с тем, чтобы продолжать получать положительные результаты по различным линиям бизнеса. Часть проблем российских страховщиков, по мнению Х. Чопры, связана не с финансовым кризисом, а с искажениями в политике управления компаниями, в том числе в сфере установления тарифов.

О введении нормативных и законодательных изменений в этой сфере говорила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева:

- Мы обсуждаем возможность введения положений, предусматривающих большую информационную открытость страховых компаний. Нам кажется, что такие изменения позволят акционерам лучше отслеживать состояние дел в компаниях, в том числе с точки зрения мониторинга их рентабельности и финансовой устойчивости..

Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ сказала, что откровенно демпингующие в одних видах страхования компании, как правило, одновременно повышают тарифы по другим линиям бизнеса, и этот рост достигает 25 % от прежде действовавшей ставки. Такую ценовую политику представитель Минфина считает необоснованной.

По материалам РСА, ФССН

 

 

 

«Зеленая карта»: полгода в России

По информации главы Российского национального бюро «Зеленой карты» Сергея Разувана, страховщики РФ, входящие в систему международного страхования «Зеленая карта», в первом полугодии 2009 года, по предварительным данным, собрали около 15 млн евро премий.

Напомним, что в международную систему «Зеленая карта» входят 44 страны (все европейские государства, Украина, Беларусь, а также Израиль, Марокко, Тунис, Иран). В России бюро «Зеленая карта» создавалось под эгидой Российского союза автостраховщиков и при поддержке Минфина РФ как представителя государства.

После вступления России в систему «Зеленая карта», где страна имеет статус участника переходного периода, российские автостраховщики начали проводить операции с 1 января 2009 года.

На Федеральную таможенную службу РФ законодатель возложил обязанность проверки наличия полиса «зеленая карта» при пересечении границы автотранспортом. Российские «зеленые карты» продают 12 страховых компаний – члены бюро «Зеленая карта». Среди них – «АльфаСтрахование», ВСК, «Двадцать первый век», ЖАСО, «Международная страховая компания «Айни», «РЕСО-Гарантия», «РГС-Столица», РОСНО, СК «Русский мир», СК «Согласие», СГ «Спасские ворота», «ЭРГО Русь».

Сергей Разуван напомнил, что по ранее сделанным оценкам, страховщики международного ОСАГО рассчитывали получить в первый год действия системы на территории РФ от 20 млн евро до 50 млн евро.

В настоящее время в РФ реализуется «умеренный» сценарий развития этого вида страхования, сказал С. Разуван:

- За первую половину года участники собрали примерно 15 млн евро. Если динамика продаж будет сохраняться, до конца 2009 года объем сборов национальных автостраховщиков по международному ОСАГО может достигнуть 30 млн евро.

Глава бюро подчеркнул, что «оценки убыточности в первый год проведения операций следует считать ориентировочными, поскольку показатель убыточности в этом виде страхования рассчитывается на более длительных периодах. Пока можно сказать, что ничего экстраординарного с точки зрения убыточности в этом сегменте за первые шесть месяцев текущего года не наблюдалось».

До этого С. Разуван заявлял, что этот вид страхового бизнеса относится к низкорентабельным: «Специалисты прогнозируют возможный уровень убыточности по операциям в системе «Зеленая карта» на уровне 70 % в первый год с начала операций. В дальнейшем этот показатель может увеличиться до 90 %».

Согласно предварительному анализу автотранспортных потоков и статистике национального бюро, примерно 60 % полисов «зеленая карта» компании продают в РФ для поездок в европейские страны. Остальные 40 % полисов покупают водители, выезжающие на Украину, в Молдавию и Беларусь.