Таможня "На границе штиля не бывает"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границы Беларуси и государств-членов Европейского сообщества. Формирование таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Преобразование института добросовестного участника внешнеэкономической деятельности в институт уполномоченного экономического оператора. Эти и ряд других первоочередных задач решает сегодня Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси. О достигнутых результатах и сложившихся тенденциях рассказывает заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк.

 

– В феврале текущего года прошёл второй раунд переговоров между представителями ГТК Беларуси и Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Комиссии Европейских сообществ. Первый состоялся в июне 2008-го в Брюсселе, где были достигнуты договорённости о проведении регулярных технических встреч. Чем увенчались переговоры, каковы перспективы сотрудничества с Евросоюзом в таможенной сфере?

– Мы сделали особый акцент на том, что таможенная служба республики чрезвычайно заинтересована в налаживании со странами Евросоюза обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границы Беларуси и государств-членов ЕС. Данную инициативу поддерживают и таможенные службы стран Евросоюза, граничащих с Беларусью. Также необходимо отметить, что, согласно оценке миссии Всемирной таможенной организации, информационные технологии, имеющиеся в распоряжении таможенной службы республики, отвечают необходимым требованиям для налаживания инфообмена со странами ЕС.

Для делегации Еврокомиссии основной целью февральского визита было определение потенциальных возможностей таможенного сотрудничества между ЕС и Республикой Беларусь. Руководитель делегации таможенных экспертов Еврокомиссии особо подчеркнул, что проводимые переговоры носят технический и неформальный характер.

В ходе встречи делегацией Еврокомиссии озвучены три уровня развития взаимодействия между ЕС и Республикой Беларусь в таможенной сфере: уровень общеполитических рамок, т. е. вопрос о «размораживании» Евросоюзом ратификации Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами и Республикой Беларусь от 6 марта 1995 г. (СПС); концептуальный и правовой уровень (совершенствование пограничных и таможенных процедур, обмен информацией, сотрудничество по проектам, техническая помощь и т. д.); практическое взаимодействие в зависимости от общего контекста развития взаимоотношений между ЕС и Республикой Беларусь. При этом представители Еврокомиссии подчеркнули, что реализация второго и третьего уровней будет зависеть от решения вопроса по вступлению в силу СПС.

Следует отметить, что Еврокомиссия связывает решение вопроса об обмене информацией также со вступлением в силу соглашения. Представители ЕК сообщили, что в случае «размораживания» возможна реализация пилотного проекта по обмену предварительной информацией в формате «ЕС-Беларусь». Аналогичный пилотный проект в настоящее время проводится с таможенной службой Российской Федерации.

 

 


Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский:

– Мы долго не могли найти точек соприкосновения с Евросоюзом по многим вопросам приграничного сотрудничества, в частности, – по передаче информации о товарах, транспортных средствах. Сегодня мы достигли определённого понимания. Если мы договоримся, то это станет прорывом с точки зрения скорости оформления товаров, совместной борьбы с коммерческим мошенничеством.

По поводу возможных сроков разрешения вопроса руководитель белорусского таможенного ведомства отметил, что для организации предварительного информирования необходимо сначала создать программный продукт, совместить его, а также определиться с финансированием.

Руководитель Директората международных связей Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Еврокомиссии Антонис Кастриссианакас:

– Мы надеемся, что прогресс будет достигнут, но не хотим, чтобы были чрезвычайные ожидания. Еврокомиссия считает вопрос организации предварительного информирования очень важным. Однако его стоит рассматривать в более широком контексте двусторонних отношений и тех реформ, которые поводит Беларусь в деле функционирования таможенных органов.

 

 

– Как долго продлится процесс преобразования института добросовестного участника внешнеэкономической деятельности в институт уполномоченного экономического оператора? Предполагаются ли дополнительные полномочия?

– Введение института уполномоченного экономического оператора Государственным таможенным комитетом осуществляется в рамках подготовки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь», срок внесения которого на рассмотрение в правительство запланирован на октябрь текущего года. Статус уполномоченного экономического оператора позволит лицам, которым он будет присвоен, пользоваться привилегиями в виде упрощений в соответствии с таможенным законодательством.

Для определения объёма используемых привилегий между уполномоченными экономическими операторами и Государственным таможенным комитетом предполагается заключать меморандумы о взаимопонимании. В зависимости от определённого меморандумом объёма привилегий могут применяться упрощения, связанные с непредставлением обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита; осуществлением временного хранения товаров на складе получателя; помещением товаров под таможенные режимы до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов; наложением средств идентификации, применяемых таможенными органами, на товары и транспортные средства, представляемые для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита; иными упрощениями, предусмотренными таможенным законодательством.

 

 


Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский:

– Отношения между таможенными органами и субъектами хозяйствования всё больше перемещаются в плоскость сотрудничества на основе доверия и прозрачности. Наша задача – предоставить большую свободу для инициативы предпринимателей, исключить излишнее административное давление. От предпринимателей, в свою очередь, мы ожидаем честности и открытости, работы исключительно в правовом поле.

 

 

– Произошло ли снижение объёма транзитных перевозок через Беларусь в связи с финансово-экономическим кризисом?

– Мировые тенденции, наметившиеся в области транзитных перевозок во время кризиса, ощутила и Беларусь, т. е. спад их объёмов наблюдается и в нашей стране. Так, объём транзитных перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, за первый квартал текущего года снизился на 15 %. Мы считаем эти цифры достаточно оптимистичными в связи с тем, что наша страна – транзитный коридор в первую очередь для Российской Федерации. Экономический спад в России значительно превышает эти цифры. Уменьшение внешнеторгового оборота в Беларуси также эти цифры превышает.

– В настоящее время ведётся активная нормотворческая работа по формированию правовой базы таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. На какой стадии находится подготовка единого таможенного кодекса, рассмотрение унифицированных таможенных тарифов?

– У нас действует рабочая группа по данному вопросу. Около 80 % союзного таможенного кодекса уже положено на бумагу. Если таможенное право изучается как отдельная дисциплина в высших учебных заведениях, то естественно, что общие принципы и подходы к реализации таможенного регулирования уже давно сформированы и максимально унифицированы – в первую очередь с Россией.

Конечно, некоторые сложности есть, но они разрешаются путём компромисса. Отличий в реализации механизмов таможенного регулирования у нас нет, однако есть нюансы с возложением на таможенные органы дополнительных функций.

Унифицированный таможенный тариф – это, естественно, дело времени. Стороны согласовали сроки и мероприятия, которые приведут к отмене внутренних границ между нашими странами. Понятно, что данное мероприятие невозможно осуществить без принятия единого таможенного тарифа.

Есть ещё одна составляющая, одно условие – это принятие единых мер в том, что касается разрешений, лицензий на ввоз-вывоз, транзит товаров. В качестве отправных точек у нас определены две даты – 1 января и 1 июля 2010 г. К 1 января будущего года необходимо принять таможенный кодекс таможенного союза, в рамках которого будет определён порядок действий таможенных служб, а также заинтересованных компетентных министерств и ведомств.

Что касается единого таможенного тарифа, то, безусловно, он должен быть принят в эти сроки. Сейчас согласовано более 90 % позиций. Разногласий у нас – по крайне мере с Российской Федерацией – нет. Остальные 10 % позиций находятся в сфере полномочий и задач, поставленных перед Министерством иностранных дел.

 

 


Министр иностранных дел России Сергей Лавров:

– Таможенный союз является ядром интеграции в рамках ЕврАзЭС, и Россия рассматривает его как одну из приоритетных целей укрепления экономической стабильности на постсоветском пространстве. Мы считаем, что к январю 2010 г. реально создать общее таможенное пространство трёх стран. В связи с этим надобность в нахождении пунктов принятия уведомлений на белорусско-российской границе отпадёт. Исчезнет также и необходимость оформления удостоверений временного ввоза транспортных средств.

 

 

– Год назад Государственный таможенный комитет Беларуси начал эксперимент по электронному декларированию товаров. К чему пришли на сегодняшний день?

– На первом этапе мы решили привлекать к этому перспективному механизму только добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Данный статус введён соответствующим решением главы государства, определены критерии. Если субъект соответствует этим критериям, значит, мы его считаем, скажем так, добросовестным и применяем к нему ряд преференций, в том числе в части, касающейся допуска к электронному декларированию.

В системе электронного декларирования помимо ГТК задействованы министерства и ведомства, которые осуществляют разрешительную и контрольную деятельность в отношении внешнеторговых грузов, в первую очередь – Министерство торговли. Все лицензии, которые оно будет выдавать на ввоз или на вывоз товаров, мы будем использовать при электронном декларировании.

При наделении субъекта хозяйствования статусом добросовестного участника внешнеэкономической деятельности учитываются три критерия – это наличие основных фондов соответствующего размера и на соответствующую сумму, отсутствие правонарушений и таможенной задолженности в течение последних трёх лет и осуществление внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день большинство субъектов хозяйствования не испытывает каких-либо трудностей для получения данного статуса. Добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности в стране стали свыше 300 субъектов хозяйствования. Среди них – все гиганты промышленности. Но это не значит, что все остальные субъекты хозяйствования являются недобросовестными. Со временем данная система градации субъектов хозяйствования будет пересмотрена, сейчас мы уже осуществляем эту работу.

В Европе и России к этому тоже идут. Существует такой термин, как уполномоченный экономический оператор. Если субъект соответствует нужным требованиям, в первую очередь по техническому оснащению, определённому уровню внутренней безопасности, отсутствию правонарушений, то он будет, естественно, подключён к данной системе.

В нашей стране инерционность субъектов хозяйствования пока очевидна. Кто-то желает подключиться к системе электронного декларирования, кто-то нет. Понятно, что это дополнительные затраты на приобретение программного продукта, обеспечение безопасности.

– В Беларуси принята специальная программа по созданию транспортно-логистических центров. Представляется, что эта деятельность находится в одном русле с таможенной.

– Отчасти это так. Однако данное понятие намного шире и занимает большую часть народно-хозяйственных связей, нежели таможенная деятельность.

Со своей стороны мы, безусловно, заинтересованы в реализации этой программы. Достаточно длительное время мы идём по пути создания крупных пунктов таможенного оформления. На сегодняшний день в рамках законодательства мы можем так называть свои транспортно-логистические центры. В них может сутки размещаться более 200 транспортных средств. Там присутствует достаточное количество должностных лиц таможни, туда привлекаются банковские структуры, в отдельных крупных пунктах таможенного оформления в Минском, Брестском, Витебском, Гомельском регионах размещены представители и иных служб, которые также выдают соответствующие разрешения в отношении внешнеторговых грузов, в первую очередь – подразделения Министерства сельского хозяйства и продовольствия, курирующие соответствующую номенклатуру.

В целом программа развития транспортно-логистических центров говорит и про грузы, которые находятся исключительно во внутриреспубликанском регионе. Понятно, что к этим грузам особого отношения таможня не имеет, но, что касается нас, то мы готовы также поучаствовать в обслуживании этих потоков, если эти транспортно-логистические терминалы либо складские комплексы будут находиться по соседству.

В целом опыт работы по развитию транспортно-логистических центров у нас есть, однако он носит частный, а не системный характер. Добавлю также, что программа по развитию транспортно-логистических объектов основана в первую очередь на привлечении иностранных инвестиций. Мировые процессы затормозили реализацию программы, хотя основные площадки для строительства транспортно-логистических центров уже были согласованы, подготовлена определённая проектная документация, т. е. процесс начался.

 

При подготовке публикации использована информация on-line конференции, организованной Белорусским телеграфным агентством.