Техосмотр "Гостехосмотр: приходите завтра…"


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Покупка автомобиля всегда сопровождается некоторыми безрадостными процедурами. Самая тоскливая из них – даже не когда он получает номера в ГИБДД, а, казалось бы, в самом конце пути – при прохождении Государственного технического осмотра (ГТО). Здесь-то всё и начинается…

Чтобы как-то урегулировать этот вид деятельности, депутаты Государственной Думы разработали проект Закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ». В июне текущего года издание «Генеральный журнал. Автосервис» организовало конференцию «Проблемы и пути реформирования транспортной отрасли и системы Государственного технического осмотра», на которой присутствовали руководители пунктов ГТО большинства регионов России.

 

По «своим» законам

Представители служб ТО постоянно отвлекались от заявленной темы и рассказывали о своих проблемах «на местах».

Генеральный директор НП СО «ТехЭксперт» (г. Тюмень) Виктор Никишин заявил:

- Государственный орган исполнительной власти превратился в некое подобие коммерческой организации, этакое «ООО ГИБДД», торгующее всем, чем только можно: правами, талонами ТО, индульгенциями за совершенное нарушение ПДД.

В. Никишин считает, что благодатной почвой для возникновения подобной «свободной экономической деятельности» стало сосредоточение большинства властных полномочий в одних руках. Чтобы не быть голословным, он привел пример неправомерных действий УГИБДД ГУВД по Тюменской области в отношении ООО «ГазОбТорг». По факту проведения открытого конкурса было нарушено несколько пунктов Положения о проведении конкурса. В итоге предпочтение отдали ПТО с явными недостатками диагностического оборудования, которые позже были подтверждены проверкой прокуратуры. ООО «ГазОбТорг» же  с его универсальной линией и хорошей пропускной способностью ТС, полностью соответствующей установленным требованиям, закрыли. Директор НП СО «ТехЭксперт» утверждает, что в г. Тюмень всё решается по звонку вышестоящего органа, где даже суд не исключение. На этом примере он хотел показать, как душат малый бизнес сильные мира сего и вершители закона, говоря, что ситуация похожа на рейдерский захват ради устранения конкурента с рынка (с «ГазОбТоргом» работали крупные платежеспособные организации Тюмени).

В.Никишин видит только один выход из сложившейся ситуации –  в передаче государством ряда своих функций по прохождению техосмотра саморегулируемым организациям (СРО). Он считает, что только это поможет в борьбе с коррупцией в рядах ГИБДД и устранит корыстную заинтересованность должностных лиц.

 

«Мы свой, мы новый мир построим!»

Предложение о переходе в разряд СРО было озвучено не только представителем Тюмени, руководители из Ленинградской, Челябинской, Томской и других областей тоже выступили в поддержку этой идеи. Тем более что  ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях» принят Государственной Думой ещё 16 ноября 2007 г.

Ещё было высказано мнение: без коренного изменения системы контроля нет смысла проводить конкурсы профессионального мастерства среди ПТО. Можно до бесконечности совершенствовать условия обслуживания, но пока контролирующим лицом остаётся всё тот же капитан (или лейтенант - какая разница?), который будет делать то, что ему нужно, ничего не изменится.

- Мы хотим не просто забрать функцию у государства, а улучшить качество ТО. В Рязани стоимость ТО - 175 рублей  (это абсурд!) при 20 % рентабельности. О каких импортных линиях можно говорить в таких условиях? В регионах цену устанавливает законодательство, и только в Москве и Санкт-Петербурге и их областях предприниматель имеет право сам установить стоимость услуг. Саморегулирование якобы решит проблему взяток, но я считаю, что единственный способ борьбы с коррупцией - введение современной автоматизированной базы,  тогда будет невозможно незаметно внести какие-либо изменения в результаты проверки автомобиля, – резюмировал Дмитрий Титаренко, старший преподаватель кафедры непрерывного образования взрослых Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. (Именно это учебное заведение готовит экспертов для ГТО.) - В настоящее время эксперт – это должность, ответственным лицом за проведённые действия является владелец станции ГТО.

Но представители региональных пунктов ТО ему возразили:

- Автовладелец приезжает на пункт ТО,  и каким бы честным ни был эксперт, если в регламенте написано, что лобовое стекло треснуто на 70 % -   его надо менять. Оно стоит 3000 рублей плюс работа, и водитель понимает, что выгоднее отдать 1500 рублей, чтобы ему поставили печать об исправном состоянии транспортного средства. В настоящее время на многих станциях ТО установлена видеофиксация. А кто ее проверяет? И проблема здесь даже не в проверяющих. Пока у автовладельца не будет нормальных доходов, чтобы он мог следить за своей машиной, не важно, кто будет контролировать - Госавтодорнадзор, Минтранс или другой госорган, такая проблема останется.

Кроме того, неправильная ценовая политика государства заставляет станции ТО становиться некими сообщниками ГИБДД. Не будем хаять ГИБДД, но в настоящий момент большая часть талонов ТО продается, а не выдается.

- Правильно ли ставить вопрос, что рациональное ценообразование за услугу делает эту работу рентабельной для честных предпринимателей, готовых платить налоги и сохранять рабочие места? С другой стороны, решится ли коррупционная составляющая и поймет ли автовладелец, что услуга реально стоит от 1500 до 3000 рублей и это нормальная рыночная цена, а не установленная администрацией, министром или еще кем-то? – поинтересовалась Татьяна Савельева, генеральный директор ИД «Деловая пресса».

Кроме того, в Постановлении № 880 от 31 июля 1998 г. «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» есть невыполненный пункт 5 «Нормативы количества диагностических постов и линий (в том числе передвижных) в расчете на 10 тыс. транспортных средств». Сейчас сформировалось мнение, что ТО может проводить любой желающий, и началось бесконтрольное строительство станций. Это стало серьезной проблемой, потому что в населенных пунктах, где количество транспорта 6-8 тыс. единиц и стоит три станции,  автовладелец начинает диктовать свои условия: выпиши мне талон или я поехал в другой ПТО? То есть вопрос уже не стоит о проведении ТО. Принцип саморегулирования позволит не допускать перенасыщения этих станций. В настоящее время так называемая черная касса неизбежна, и часто она возникает благодаря присутствующему на ТО инспектору.

Журналист-международник Владислав Волгин призвал присутствующих вернуться к реалиям сегодняшнего дня и сказал:

- Я понимаю, почему вы не желаете присутствия инспектора, который сидит на пульте и при этом не несёт ответственности. Но это и невозможно - посадить человека на каждую станцию ТО. Когда было предложено в России  проводить ПТО в присутствии инспектора, глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов на одном из совещаний в связи с этим попросил дополнительно 13 тысяч единиц штатного состава, ему ответили отказом.

В Красноярском крае, – продолжил Д. Титаренко, - из 145 линий на 70  нет инспектора. В городе два пункта, в которые приезжают автовладельцы и получают по диагностическим картам талоны, в этом случае инспектор как таковой – это архаизм. Идентификацию и техническое состояние ПТО могут взять на себя, остальное – функции госорганов.

 

Эпилог

Вообще-то, основной темой для обсуждения у собравшихся был проект ФЗ «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации». По словам руководителя Союза организаций технических экспертов «ТехЭксперт» Сергея Зайцева, проект закона предусматривает выполнение услуг по техническому обслуживанию и ремонту центрами технического осмотра. Он считает, что  совмещение услуг ведет к снижению качества выполняемых работ и к конфликту интересов.  Такой порядок упрощенного технического осмотра транспортных средств, прошедших плановое техническое обслуживание в сервисном центре официального дилера, больше напоминает лоббирование интересов сервисных центров официальных дилеров, а не системное обеспечение  безопасности дорожного движения путем повышения качества ТО.

Многие из присутствующих негодовали, высказывали негативное мнение, но конструктивных предложений так и не внесли. Все, что ими было сказано, изложено выше. И не будет ничего удивительного, если на следующей конференция состоится обсуждение неточностей во вновь принятом законодательстве.