Международные перевозки "Тахограф как средство самовыражения"


 

Роман КЛОЧКО

Фото автора

 

Тахограф (происходит от латинских слов tacho и graph, что переводится как "скорость" и "рисовать") – прибор, предназначенный для регистрации режима труда и отдыха водителя, а также скорости движения и пройденного пути.

В Европе внедрение тахографов – уже давно пройденный этап. Европейским соглашением о работе транспортных средств (ЕСТР) от 1 июля 1970 года четко определено, сколько водитель должен работать и сколько отдыхать, что ему можно, а что нельзя. Бдит за всем этим тахограф. В странах Евросоюза применение тахографа является обязательным не только для международных, но и для внутренних перевозок.

 

Actia 028 – одна из наиболее популярные модели тахографов, устанавливаемых в Украине

 

Украина использует тахографы относительно недавно, в основном на автомобилях, совершающих международные перевозки. Формально приобщиться к европейскому автообществу удалось лишь в 2006 г. Именно тогда в Украине было ратифицировано Европейское соглашение о работе транспортных средств (ЕСТР).

Изначально внедрение тахографов проводилось весьма хаотично и не все приборы были  сертифицированы к использованию. На сегодня  в Украине эксплуатируется более десяти типов тахографов, а в Государственный реестр внесены только четыре (между прочим, в благополучной Европе ситуация ненамного лучше: там тоже ассортимент тахографов весьма обширный, но по состоянию на сегодня только три полностью сертифицированы).

В Украине порядка 20 компаний официально занимаются сервисом тахографов. Конечно, часть из них и сервисом назвать сложно. Например, можно встретить бытовку, на которой от руки написано название фирмы, а в штате числится один человек, но тем не менее  калибровку тахографа и его монтаж там способны сделать.

«Заказов на установку у нас бывает два-три в месяц. Большинство украинских автоперевозчиков использует автомобили европейских  производителей, а те изначально оборудованы тахографами, поэтому оснащать приходится либо отечественные (имеется в виду производства СНГ - ред.), либо китайские автомобили», - констатировали в одной из фирм, занимающихся тахографами. 

Сейчас автомобили, выезжающие за рубеж из Украины, оборудованы так называемыми аналоговыми тахографами, т. е. информация учитывается на бумаге.

В сегменте аналоговых тахографов в Украине на сегодняшний день масштабно представлены четыре марки: Actia, Veeder Root, Siemens и Kienzle. Последние занимают более 80 % рынка. При этом тахографы Siemens самые дорогие. По свидетельству местных специалистов, тахографы Veeder Root - неремонтопригодные, к этим тахографам не существует даже каталога запчастей. Менее масштабно в Украине представлены производители тахографов от Sturdy (США), «Автоприбор» (Россия), Truma (Германия).

Собственно, был в Украине и тахограф собственной разработки: в далеком 2001 г. сконструировали «Елтран-5911», который был даже занесен в Госреестр. Но тогда Украина не была подписантом ЕСТР и потому не имела права устанавливать его, а после подписания Соглашения данный тип тахографа стал явным архаизмом. «Этот тип тахографа морально устаревший. В Европе такие давно не используют», - так говорят разработчики тахографа о невозможности оснащения украинским тахографом транспортных средств. 

Установка аналогового тахографа в Украине обходится в пределах 700 – 800 долларов США. В названную сумму входит тарировка прибора и доработка панели. Между прочим, тарировка тахографов - мероприятие весьма ответственное, проходить ее нужно один раз в два года. Контрольно-поверочной аппаратуры для тахографов в Украине не так уже и много, а официально утвержденной – нет. Единственным сертифицированным прибором, предназначенным для всех типов тахографов, был «Елтран 5907», который производило одноименное предприятие во Львове. Сейчас его выпуск остановлен: кризис…

К поверке тахографов аккредитованы пять центров Госпотребстандарта (Харьковский, Укрметртестстандарт, Львовский, Закарпатский и Винницкий).

Что касается нормативной документации, то в Украине есть методика, разработанная еще в 2000 г.: «Тахографы автомобильные. Методика поверки МПХ 02.105-2000». Методика далека от совершенства, но именно на нее опираются в официальном протоколе о пригодности тахографа к эксплуатации в составе транспортного средства.

Программами дешифровки тахокарт владеют далеко не все перевозчики

 

В Госстандарте заверяют, что проблему они видят и активно сотрудничают с профильными организациями Украины, в первую очередь с ГосавтотрансНИИпроект, в плане разработки и регистрации методики поверки и калибрования на базе норм ЕС, а еще в перспективе (судя по всему - далекой) планируют создать контрольно-поверочные пункты в каждом областном центре.

То есть проблем с массовым внедрением тахографов предостаточно, но вскоре их станет меньше, точнее, они будут в  другом контексте, ведь в недалеком будущем (а если быть точным, то к 16 июня 2010 г.) все международные перевозчики должны будут перейти на цифровые тахографы. Между прочим, европейцы уже там, в эре цифровых тахографов.

Цифровой тахограф, конечно, шаг вперед в техническом плане – это принципиально новый прибор, который исключает возможность вмешательства в его работу, как это часто бывает в случае с аналоговыми.

Зато с организационной точки зрения применение цифрового тахографа связано со множеством проблем, от которых даже Европа пока полностью не избавилась.

Для работы с цифровым тахографом существует четыре типа чип-карт. Персональная карта водителя. Сервисная карта дает возможность входа в программное обеспечение тахографа с целью его контроля. Карта компании обеспечивает доступ к считыванию информации. Контрольная карта предназначена для проверяющих органов. Самой проблемной является сервисная карта, которая выдается компетентным государственным органом, причем выдается она только тем субъектам, которые внесены в международный реестр, а точнее - в систему Tachonet. И если с реестром дела обстоят кое-как, то выпуск сервисных карт будет разрешен  только после признания готовности государства к внедрению цифровых тахографов. Для этого первым делом нужно определить фирму, которая будет выпускать чиповые карточки в Украине. Например, в соседней Польше их выпускает монетный двор, а стоимость такой карточки примерно 80 евро. У нас, по неподтвержденной информации, не меньше 100 евро.

Вторым пунктом готовности должно быть сервисное и цифровое оборудование для установки и обслуживания цифровых тахографов. В принципе в Украине уже сейчас готовы устанавливать, программировать и обслуживать цифровые тахографы. На выставках даже можно увидеть украинизированное программное обеспечение для сервиса цифровых тахографов, а также полный спектр расходных материалов и аксессуаров к ним. Более того, в нашем государстве, оказывается, уже готов законопроект по внедрению цифровых тахографов.

Но готовность эта весьма условная, поскольку не соблюдены главные формальности. Например, цифровые тахографы не внесены в Госреестр. Соответственно, нет в Украине и сервисных станций, которые были бы уполномочены обслуживать цифровые тахографы, поэтому активировать такой прибор, калибровать его и ремонтировать пока можно исключительно в странах ЕС. Поэтому многие перевозчики во избежание недоразумений снимают цифровой тахограф и устанавливают аналоговый. К слову, в Украине сейчас переходной период, что означает возможность параллельного использования аналоговых и цифровых тахографов. Те, кто на свой страх и риск эксплуатируют цифровой тахограф, должны ежесуточно делать распечатки на цифровом тахографе, поскольку чип-карт нет.

В связи с неопределенностью полномочий сервисных центров (в том числе предприятий, которые являются украинскими представителями известных производителей) с нормативно-правовой базой сложилась парадоксальная ситуация, когда результаты поверки тахографов признаются в странах Европы, но нелегитимны в Украине. И наоборот - многие транспортные средства имеют тахографы, не прошедшие поверку согласно украинскому законодательству. 

В переходный период в соответствии с ЕСТР украинские перевозчики обязаны ежесуточно делать распечатки на цифровом тахографе

 

В случае срыва сроков введения цифровых тахографов в Украине международные автомобильные перевозчики с 16 июня 2010 г. столкнутся с рядом проблем. Юристы госорганов не спешат драматизировать ситуацию: «Решение об обязательном внедрении цифровых тахографов для Украины действительно в контексте производства транспортных средств, предназначенных на экспорт в страны ЕС». Впрочем, цифровые тахографы уже сейчас устанавливаются на транспортные средства (на автобусах ЛАЗ и «Богдан»), которые производятся на экспорт в страны Евросоюза, но калибровку они проходят уже там.

Пролонгировать сроки использования аналоговых тахографов тоже можно. Тем более что прецеденты были. Например, в Европе окончательная дата внедрения цифровых тахографов менялась дважды. Да и с рациональной точки зрения: вряд ли контролирующие органы стран ЕС будут категоричны к украинским перевозчикам, ведь не пустить автомобиль в ЕС - дело принципа, но так можно принести существенный ущерб европейской экономике. В Европе это понимают.

Так что на государственном уровне особого беспокойства (во всяком случае показательно) не проявляют, а вот кому следует побеспокоиться, так это покупателям новых автомобилей, ведь начиная с 2006 г. автомобили западных производителей комплектуются исключительно цифровыми тахографами. А дабы соответствовать национальным требованиям, придется менять цифровой тахограф на аналоговый.

Переходный период славен не только проблемами. Недавно на украинском рынке появился тахограф, сочетающий в себе функции и цифрового, и аналогового приборов. Единственное отличие - он работает без чип-карт, но в алгоритме работы полностью похож на цифровой. Эдакий цифровой заменитель аналогового тахографа. «В случае внедрения данного тахографа  у нас фактически будет создана та же инфраструктура, которая требуется цифровому прибору», - говорит сервисмен Юрий из компании «СвитТахо», занимающейся установкой данного типа тахографов.

Не гладко дела обстоят и с контролем. С присоединением к ЕСТР систему контроля только начали разрабатывать.

На территории Украины контроль за соблюдением норм ЕСТР возложен на Главную автотранспортную инспекцию, а при прохождении границы эти функции выполняют подразделения Службы международных автомобильных перевозок (СМАП).

«Мы снимаем параметры работы прибора, и если все соответствует нормам, даем разрешение на въезд в любую европейскую страну», - говорит Константин Кондратюк, начальник управления технического и метрологического обеспечения контрольных устройств государственного предприятия СМАП.

И если со СМАПом более-менее понятно, то Главтрансавтоинспекция - орган куда более призрачный, если говорить о контроле тахографов. Из опрошенных нами нескольких водителей-дальнобойщиков ни один не мог припомнить случая, чтобы автомобиль останавливали для контроля тахографа, да и коллеги подобных историй не рассказывали.

В настоящее время согласно закону "О внесении изменений в закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 23.02.2006 г. № 3492-IV (ст. 60) к перевозчикам, прямо или косвенно нарушающим условия эксплуатации тахографов, применяются следующие санкции:

— за нарушение режимов работы и отдыха водителями - в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (в нынешней ситуации необлагаемый минимум в переводе на курс американского доллара будет чуть больше 2 долларов США);

— за перевозки пассажиров на маршруте протяженностью свыше 500 км одним водителем - в размере 30 необлагаемых минимумов;

— за управление транспортом при совершении международных автомобильных перевозок без тахографа или с выключенными тахографом - в размере 40 необлагаемых минимумов.

Для сравнения: в Польше сумма штрафа составляет от 500 до 2500 евро, но там, правда, и перечень нарушений куда больше.

«В каждой стране - свои контролирующие органы и свои системы штрафов, поэтому водитель-международник должен быть хорошо осведомлен и знать хотя бы базовые принципы ЕСТР», - констатируют в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Украины.

А вот проблему тахографов внутри государства в АсМАП рассматривают в совсем ином контексте. Например, вице-президент АсМАП Леонид Докиль считает, что соблюдение правил ЕСТР предусматривает полноценный отдых водителей, а для Украины это действительно проблема. «Отечественные дальнобойщики не так прихотливы, а как быть с перевозчиками из других стран? Мы не можем обеспечить в большинстве случаев необходимый минимум для полноценного отдыха водителя-международника. Проблема действительно серьезная, потому что ассоциации международных автоперевозчиков некоторых стран грозятся даже судебными исками на предмет несоблюдения Украиной договора в части организации отдыха водителей», - говорят в Ассоциации.

Вторят им и в Укринтеравтосервисе, который  занимается организацией придорожного сервиса и инфраструктуры: «У нас нет соответствующих парковок и кемпингов, слабо организован процесс доставки поломанных авто, да и в целом сервис отстает от европейского».

 «Предприятие, на котором я работаю, проверяет не только записи тахографа, но и требует выписку-счет из мотеля. Лишь чек из мотеля будет окончательным аргументом, что я действительно соблюдаю очередность и сроки отдыха и работы», - говорит один из польских дальнобойщиков.

Для международных перевозчиков существуют еще сложности правового характера.     

«Если иностранный перевозчик использует тахограф, не прошедший процедуру официального утверждения в Украине, то формально это может трактоваться как отсутствие тахографа со всеми  вытекающими административными последствиями», – констатируют в ГосавтотрансНИИпроект.

В главном транспортном органе страны сейчас ведется активная работа по внедрению тахографов для внутренних перевозок. Причем процесс должен завершиться в 2011 г. (до Евро-2012).