Обзор рынка "Из лизинга выходят тягачи…"


Рискованное это дело – покупать в кризис

 

Падение объемов заказов на перевозку грузов автомобильным транспортом и снижение ставок фрахта, начавшееся в России в ноябре прошлого года, передает эстафету нестабильности и в 2009 году. Многие предприятия работают на грани рентабельности и с трудом покрывают текущие затраты. Особенно тревожное положение дел у тех, кто завязан на лизинг и международные маршруты. И пока крупные и средние перевозчики, заморозив обновление парка, ожидают улучшения ситуации с конца сентября – начала октября, мелкие и одиночные транспортники ищут счастья на вторичном рынке. И в этом есть своя логика: малый бизнес гибче, он легче приспосабливается к новым условиям и, несмотря на финансовую уязвимость, ему легче выжить. Кризис наложил отпечаток на рынок седельных тягачей с пробегом; это и есть тема сегодняшнего разговора.

 

Александр НИКОЛАЕВ

 

Общее и частное

Мировой финансовый кризис показал, что такое глобализация, и как все мы от нее зависим. Экономические проблемы, словно по сообщающимся сосудам, перетекли с американского континента на европейский, а затем отразились на каждом из нас. И то, что мы позже всех ощутили масштаб свалившихся невзгод, со многими сыграло поистине злую шутку.

Когда летом прошлого года европейцы уже на личном опыте поняли, что «ударная волна» не пройдет мимо, многие россияне еще были абсолютно уверены, что нас это не коснется или затронет в меньшей степени, чем остальных.

В результате неплатежей счета некоторых перевозчиков были арестованы, а технику пришлось вернуть лизингодателям ценой больших финансовых потерь.

Те, кто пристально следил за ситуацией на рынке, чувствуют себя не намного лучше, чем те, кто до сих пор не понимает, что происходит. Когда перед Новым годом почти 20 % прибалтийских перевозчиков объявили о своем банкротстве, некоторые российские компании поначалу даже обрадовались: наконец-то конкуренция схлынет, и можно будет работать себе в удовольствие. Но недолго музыка играла: всемирно известные морские перевозчики Maersk и Fesco уменьшили объем транспортировки грузов, затем приостановили работу и на неопределенное время кинули якоря контейнерных судов у причалов портов Балтики и Северной Европы. Баланс перевозок был нарушен, и многие транспортные компании лишились заказов, а вместе с ними и доходов.

В регионах началось неоднородное сокращение производства и потребления товаров, что также негативным образом отразилось на использовании автомобильного транспорта. Ярче всего спад отразился на автовозных перевозках. Спрос на легковые автомобили упал до 40 % к уровню 2008 г., и многие фирмы оказались на грани разорения. Предприниматели начали активно искать пути оптимизации бизнеса, и это не замедлило отразиться на рыночной конъюнктуре. Начались массовые увольнения водителей, и тому есть множество примеров. Так, один из крупнейших перевозчиков легковых автомобилей, компания «ГЕМА-Транс» вынуждена была лишить постоянной занятости более 100 водителей с опытом работы.

Еще хуже дела обстояли у тех, кто впрягся в финансовую кабалу на добровольной основе. Скажем, международные перевозчики, взявшие в лизинг «паровозы» на 100 - 120 м3 с двигателями уровня Евро-4 и -5 теперь тщетно пытаются обеспечить стабильной загрузкой свои сцепки. Причем не в Западной Европе, а в России, где конкурировать с подержанными европейскими машинами им очень сложно. А если последние работают на демпинговой основе, то ни о какой конкуренции речь уже не идет. Падение ставок фрахта в РФ и так за короткий срок привело к уменьшению и остановке деятельности ряда транспортных компаний. Более того, некоторые фирмы-перевозчики уже прекратили свое существование.

 

Усушка и утруска по-китайски

В последние годы грузовики производства КНР стали такой же неотъемлемой частью российского рынка, как крем на поверхности свадебного торта. Но в нынешнем году отношение к этой технике у потребителей изменилось. Продажи новых тягачей целого ряда марок из Поднебесной в России практически сошли на нет. Площадки некоторых дистрибьюторов до сих пор забиты техникой 2008 г. выпуска, реализацию которой не стимулируют даже гиперскидки. И это – заметьте – новая техника. А о машинах с пробегом можно даже не заикаться: спрос на них практически нулевой.

На сайтах представительств китайских производителей и официальных дилеров появились перечеркнутые ценники. Взглянув на них, можно представить глубину падения покупательского спроса. Так, двухосный Dong Feng DFL 4181A в этом году подешевел с 1,93 млн рублей до 1,1 млн  рублей. Трехосный Dong Feng DFL 4251A потерял в цене практически столько же: вместо 2,03 млн рублей сейчас его продают за 1,2 млн рублей. Полноприводный Dong Feng DFL 49011 (6х6) просел в цене еще глубже: вместо 2 млн 938 тыс. в начале года сейчас он выставлен на продажу за 1 млн 600 тыс. рублей.

Аналогичная ценовая усушка характерна и для многих других китайских брендов. Например, двухосный Shaanxi SX4185NT361 теперь стоит ровно 1 млн рублей, что на 670 тыс. рублей меньше стартовой цены. Трехосный Shaanxi SX4255NT324 потерял еще больше: после первого полугодия его ценник похудел на 870 тыс. рублей и также замер на психологически важной отметке 1 млн рублей. Если в ближайшее время ситуация на рынке не улучшится, и этот барьер не устоит.

Спрос упал и на дополнительное оборудование для «китайцев», и на заводские опции. Например, заказ двигателя мощностью 371 л. с. вместо 336-сильного мотора обходится покупателю HOWO ZZ4327 (6x4) в 25 тыс. рублей, а установка предпускового подогревателя Eberspacher тянет на 60 тыс. рублей. До кризиса такая модернизация была востребованна, а сейчас - нет.

Изменились и финансовые условия приобретения техники производства КНР. Условия, по которым сейчас предлагают грузовики made in China, прежде сочли бы сказочными. Но теперь и самые льготные предложения не находят широкого отклика в сердцах дальнобойщиков: они не настолько богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи. Поэтому спецакции вроде тягачи САМС в лизинг на 12 месяцев под 9 % годовых энтузиаста у транспортников не вызывают.

О падении спроса на китайскую технику говорит и тот факт, что по ряду брендов перестали работать горячие линии, а факсы компаний-продавцов в субботу и воскресенье переключены в автоматический режим: отправить сообщение вы можете, а узнать цену – нет. Сайты некоторых продавцов заняли круговую оборону от посетителей и предоставляют информацию о ценах только после заполнения анкеты-запроса. Чтобы узнать стоимость автомобильной техники, надо указать модель грузовика, свою организацию, ФИО, должность, E-mail, телефон и оставить текстовое сообщение. Не много ли для того, чтобы просто взглянуть на прайс? А кто сможет без шпаргалки воспроизвести индекс Shaanxi или другого «китайца»? Тогда для кого все эти препоны придуманы? В общем, продавцы отгородились от любопытствующих великой китайской стеной непонимания.

В то же время ряд компаний, продающих китайские грузовики, активно рекламирует эту продукцию как лучшую по соотношению цены и качества. В аннотации они пишут, что сборку китайских машин осуществляют по лицензии европейских производителей. Но мы-то с вами понимаем, что ряд машин, мягко говоря, не лицензионный. По крайней мере, это касается многих узлов и агрегатов – таких, как кабина, электропроводка, световые приборы. К тому же в конструкции грузовиков из КНР используют другие материалы и комплектующие, так сказать, собственного, а не европейского происхождения. Тот же Bosch там не немецкого, а китайского производства.

К плюсам автомобилей из Китая продавцы причисляют ремонтопригодность, под которой прежде всего подразумевают простоту конструкции. Но и европейские машины особой сложностью агрегатной базы не отличаются. А вот адаптацию к условиям эксплуатации в России можно считать зачетной. Усиленная подвеска, утепленная кабина, жидкостной подогреватель – то, что надо. Дополнительными плюсами можно считать наличие ABS и двигателей Евро-3. А вот гарантийные обязательства большинства брендов откровенно слабенькие: один год со дня продажи или 40 тыс. км пробега. Что будет по истечении указанного срока или километража – подумать страшно.

О китайской технике секонд-хэнд можно вообще не вести речь: нет гарантий того, что не будет проблем с запчастями. Не исключено, что некоторые сервис-центры не выживут в условиях кризиса и закроются, а иным так и не суждено в ближайшее время открыться. Но главное даже не в этом: подержанные грузовики из Поднебесной обладают низкой ликвидностью и быстро теряют цену. Рассчитывать на высокую стоимость продажи на вторичном рынке тягача даже с приличной комплектацией, увы, не приходится. Наверное, поэтому в объявлениях доминируют тексты с анонсами о реализации новых машин.

 

Седельные тягачи китайского производства

 

Марка и модель автомобиля

Рыночная цена, руб.

Год выпуска

Пробег, км

Комплектация, технические особенности

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ДО 1 МЛН РУБ.

Dong Feng DFL 4181A-375L (4x2)

995 000

2008

0

Двиг. ISLe 375 л. с., низкая каб. 3200 мм, 9-ступ. мех. КПП, нагр. на ССУ = 12,7 т, бирюзовый

Shaanxi SX 4255NT324 (6x4)

999 000

2008

0

WP12.375N, двиг. 375 л. с., Евро-3, мех. КПП, выс. каб., нагр. на ССУ = 15,3 т, красный

Shaanxi SX 4185NT361 (4x2)

999 500

2008

0

WP12.375N, двиг. 375 л.с., Евро-3, мех. КПП, нагр. на ССУ = 13 т, красный

Shaanxi (6x4)

999 900

2008

0

375 л. с., 20 т на ССУ, 2 спальника, гарантия 2 года, тех. сопровожд., синий

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1 ДО 1,5 МЛН РУБ.

Dong Feng DFL 4181A-375L (4x2)

1 100 000

2008

0

Двиг. ISLe 375 л. с., низкая каб. 3200 мм, 9-ступ. мех. КПП, нагр. на ССУ = 12,7 т, бирюзовый

Shaanxi SX 4185NT361 (4x2)

1 110 000

2008

0

WP12.430N, двиг. 430 л. с., Евро-3, мех. КПП, нагр. на ССУ = 13 т, красный

AUMAN Foton BJ4253SMFJB-S4 (6х4)

1 150 000

2008

0

WP10.375, двиг. 368 л. с., мех. КПП, высокая каб., нагр. на ССУ = 15,3 т, красный

Dong Feng DFL 4251A-375H (6x4)

1 200 000

2007

0

Двиг. Cummins, 375 л. с., мех. КПП Eaton Fuller, МОБ, МКБ, высокая каб. 3700 мм, обвес, нагр. на ССУ = 23 т, красный

Dong Feng DFL 4251A-375H (6x4)

1 250 000

2008

0

Двиг. Cummins, 375 л. с., 12-ступ. мех. КПП Eaton Fuller, МОБ, МКБ, гарантия 2 года, тех. сопров., красный

САМС HN 4250P36C2M (6х4)

1 430 000

2008

0

345 л. с., 9-ступ. мех. КПП, спальник, усил. рама, эл. пакет, кондиц., сииний

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1,5 ДО 2 МЛН РУБ.

HANIA ZZ4185 (4x2)

1 550 000

2008

0

Двиг. Steyr WD615, 375 л. с., 12-ступ. мех. КПП Eaton Fuller, база 3500 мм, рессорн., нагр. на ССУ = 10,57 т, высота ССУ = 1364 мм, красный

HOWO ZZ4327 (6х4)

1 599 900

2008

0

371 л.с., Евро-3, спальник, ABS, климат, противотум. фары, на стоянке в Москве, красный

САМС HN 4250P36C2M (6х4)

1 600 000

2009

0

345 л. с., 9-ступ. мех. КПП, спальник, усил. рама, эл. пакет, кондиц., сииний

Iveco Ling YE (6x4)

1 615 000

2008

0

375 л. с., Евро-3, 9-ступ. мех. КПП, рессорн., база 3200х1350 мм, рама со сдвоен. лонж., кондиц., бак 350 л, черный

Dong Feng DFL 49011 (6x6)

1 650 000

2008

0

375 л. с., низкая каб. 3200 мм, 9-ступ. мех. КПП, нагр. на ССУ = 23 т, односк. ошин., внедор. рез., оранжевый

АВТОПОЕЗДА СТОИМОСТЬЮ ОТ 2 МЛН РУБ.

HOWO 4257 (6x4) + 3-осн. XD9390GL

2 800 000

2008

0

371 л.с., Евро-3, 2 спал. места, конд., красный + п/п 3-осная бочка для перевозки сыпучих грузов: 2008 г., 0 км, компрессор выгрузки от дизеля, 28 м3, белый

 

«Наша Раша» и МАЗ

Превратившиеся после Нового года в удовольствие не по карману для ряда российских перевозчиков иномарки отошли не на второй и даже не на третий план. О покупке европейских тягачей, машин южнокорейского производства можно забыть до лучших времен. А пока выбор седельников российских брендов стал для них любовью по расчету. И здесь КАМАЗы вне конкуренции: их охотно раскупают.

В одном и том же источнике я сравнил объявления о продаже камских тягачей месячной и полуторамесячной давности. Оказалось, совпадений очень мало. Это говорит о том, что объявление сработало, и автомобиль обрел нового владельца. В противном случае публикация наверняка бы продолжалась до победного. Но что еще закономерно: выросшие таможенные пошлины сыграли свою роль – спрос на российские грузовики увеличился, а количество объявлений о продаже пропорционально сократилось.

Чем хороши КАМАЗы? Традиционно – своей финансовой доступностью. Для приобретения в собственность совершенно нового автомобиля не надо копить денег, как на покупку вертолета, и по уши влезать в долги. А если уж совсем напряженно с деньгами, можно обратить свой взор на рынок машин с пробегом, где седельный тягач можно без особого труда найти и за 100 - 150 тыс. рублей. Правда, будет ему лет 15, и он наверняка потребует вложений, зато и работу выполнять сможет еще не один год.

Большое преимущество КАМАЗов перед «китайцами», «корейцами», «европейцами» и «американцами» – развитая сервисная сеть. Не то что в городах – даже в поселках и придорожных магазинчиках можно найти нужную запчасть. А случись поломка на трассе, ремонт возможен и своими силами. На крайний случай коллеги помогут. А вот с напичканными электроникой иномарками – совсем другое дело. Очень часто там нельзя проявлять самодеятельность и приходится вызывать эвакуатор.

Найти в недрах Интернета или глубинах печатных изданий объявления о продаже седельных тягачей КрАЗ – все равно, что отыскать аленький цветочек на чудо-острове. Таких анонсов кот наплакал. Чаще всего встречаются предложения о покупке бортовых тягачей КрАЗ 255Б, 255В, да и то – доперестроечных времен. Несмотря на почтенный возраст, они в приличном состоянии, поскольку практически все до одного сняты с консервации. Цена таких машин очень доступна: 350 - 380 тыс. рублей с пометкой «торг уместен». Но кто же в кризис будет покупать таких прожорливых динозавров?! И поскольку зацепить к ним полуприцеп невозможно, предметом сегодняшнего обзора «украинцы» не являются.

То ли дело – «белорусы». Представить внутрироссийские перевозки грузов без МАЗов нельзя, какой бы богатой ни была фантазия. Машины эти действительно незаменимы, и козырей у них не меньше, чем у КАМАЗов. Те же доступные запчасти, тот же недорогой ремонт, та же возможность оживить машину своими силами.  А вообще - машины эти любимы за просторную кабину, выносливость, неприхотливость. Например, усвоение некачественной солярки у них лучше, чем у любого из заграничных одноклассников. Да что я вам рассказываю – вы и  сами все прекрасно знаете!

Если в вашем распоряжении сумма до 200 тыс. рублей, то при выборе МАЗа можно рассчитывать на автомобиль, которому от роду почти два десятка лет. Как говорится, со всеми вытекающими. С эквивалентом 10 тыс. долларов США (около 310 - 320 тыс. рублей) тоже ничего приличного вы не сыщете. Но когда бюджет вдвое больше, уже можно развернуться. Скажем, за 650 тыс. рублей вам предложат двухосный МАЗ 54329-020 2002 г. с двигателем V8, 5-ступенчатой механической коробкой и пробегом 230 тыс. км. При этом автомобиль не будет голым: к нему дадут приданое в виде двухосного прицепа СЗАП на 82 м3 того же года рождения или нечто аналогичное. Прежде бы за такую сцепку заломили больше, но сейчас не то время, чтобы рассчитывать так, как вам хочется.

Перевозчики, обладающие суммой в миллион и больше, вообще на коне. Для них спектр предложений гораздо шире. Можно поискать технику не только у серых дилеров или предпринимателей-одиночек, но и у крупных компаний, к примеру, «БелМАЗторг», у генерального дилера ОАО «МАЗ». В своей рекламе они призывают: «Сравните наши цены!», намекая на то, что они самые низкие. Цены действительно «демократичные», но при желании наверняка можно найти продавца, который подвинется в цене хотя бы незначительно. А предложения седельных тягачей от торгующей организации такие:

МАЗ 5432А3-322           900 000 руб.

МАЗ 5440А8-360-031    1 200 000 руб.

МАЗ 6422А8-330           1 440 000 руб.

По таким ценам автомобили продают со стоянок в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге. Понятно, что если речь идет об удаленных от центра регионах, цена большегрузов может оказаться выше, ведь нужно еще учитывать стоимость доставки. В любом случае российская и белорусская техника в период кризиса рассматривается как наиболее удачное вложение денег. По крайней мере, об этом говорят перевозчики с приличным стажем работы на внутреннем рынке, включая постсоветское пространство суверенных ныне республик.

 

Седельные тягачи производства РФ и других стран СНГ

 

Марка и модель автомобиля

Рыночная цена, руб.

Год выпуска

Пробег, км

Комплектация, технические особенности

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ДО 1 МЛН РУБ.

КАМАЗ 5410 (6х4)

150 000

1994

259 000

На хор. ходу, нов. рез. + утилизир. прицеп, серый

МАЗ 54323 (4х2)

220 000

1991

60 000

Двиг. ЯМЗ-238, турбина, мех. КПП, делитель, в раб. сост., снят с учёета, есть з/ч, синий

КАМАЗ 54112 (6х4)

350 000

1997

235 000

Капрем. двиг., новый коленвал, распредвал, поршневая, блок двиг., светло-серый

МАЗ 64229 (6х4)

450 000

1998

302 000

Низкая кабина, спальник, верхний выхлоп, противотум. фары, серый

«Урал 44202-0511-31» (6х6)

500 000

2004

41 000

240 л. с., двиг. 2008 г., идеал. сост., бежевый, торг на месте

КАМАЗ 54115 (6х4)

550 000

2004

15 000

Полный капрем. двиг. и подвески, гидрофицир., от собственника, белый

МАЗ 54329 (4х2)

620 000

2001

303 000

Спойлер, 5-ступ. мех. КПП, белый + 2-осн. п/п МАЗ, 2001 г., г/п 20 т, 82 м3, отл. рез., жёелтый

«Урал 44202-0311-41» (6х6)

700 000

2007

20 000

230 л. с., доп. фары, утепл. кабина, отл. сост., белый, место осмотра – г. Нижневартовск

МАЗ 642208 (6х4)

700 000

2002

280 000

400 л.с., низкая каб., 2 спал. места, з/ч, хор. сост., не треб. влож., серый

МАЗ 5432А5-323 (4х2)

890 000

2008

28 000

330 л. с., Евро-3, мех. КПП, интеркулер, евромосты, верхн. выхлоп, пневмоподв. кресла, предпуск. подогр., серв. обсл., белый

КАМАЗ 6460 (6х4)

910 000

2007

29 000

Высокая каб., спальник, противотум. фары, отл. сост., оранжевый

МАЗ 642290.2122 (6х4)

970 000

2004

67 800

9-ступ. мех. КПП ЯМЗ-239, спальник, противотум. фары, серый

АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА СТОИМОСТЬЮ ОТ 1 ДО 1,5 МЛН РУБ.

КАМАЗ 54115 (6х4)

1 000 000

2009

0

240 л. с., Евро-1 модерниз., нагр. на ССУ = 12 т, гарантийный, желтый

МАЗ 642208-022 (6х4)

1 000 000

2005

108 000

ЯМЗ-7511.10, 400 л. с., спальник, магнитола, отл. сост., белый

МАЗ 5432А5-323 (4х2)

1 145 000

2007

109 500

Двиг. ЯМЗ-6582.10, 330 л. с., Евро-3, мех. КПП, сот. нового а/м, белый

КАМАЗ 65116 (6х4)

1 180 000

2009

0

280 л. с., Евро-3, нагр. на ССУ = 15 т, низкая каб., спальник, гарантийный, желтый

МАЗ 5432А (4х2)

1 300 000

2008

17 000

Август 2008 г., Евро-3, на гарантии, автономка, спойлер, на гарантии, белый + 3-осн. п/п Krone, 1995 г., г/п 27 т, ворота сзади, синий, можно раздельно

«Урал 44202» (6х6)

1 400 000

2007

32 000

230 л. с., спальник, подогрев двиг., идеал. сост., синий + 3-осн. п/п НефАЗ-93341 2007 г., рессоры, борта, коники, длина 14,6 м, серый

КАМАЗ 44108 (6х6)

1 470 000

2009

0

260 л. с., Евро-3, мех. КПП, нагр. на ССУ = 10 т, ТНВД Bosch, спальник, оранжевый

АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА СТОИМОСТЬЮ ОТ 1,5 ДО 2 МЛН РУБ.

МАЗ 6422А8-330 (6х4)

1 500 000

2007

46 000

Двиг. ЯМЗ-6581.10 турбо, 400 л. с., Евро-3, верхн. спойлер, отл. сост., серый

МАЗ 6422А8-330 (6х4)

1 540 000

2008

18 000

Двиг. ЯМЗ-6581.10 турбо, 400 л. с., Евро-3, спальник, идеал. сост., белый

МАЗ 6430А8-360-010 (6х4)

1 785 000

2008

0

Двиг. ЯМЗ-6581.10 турбо, 400 л. с., Евро-3, спальник, противотум. фары, вишнёевый

МАЗ 6430А8-360-020 (6х4)

1 825 000

2008

0

Двиг. ЯМЗ-6581.10 турбо, 400 л. с., Евро-3, верхн. спойлер, спальник, доп. фары, белый

МАЗ 5440А8-360.031 (4х2)

1 940 000

2008

40 000

Двиг. ЯМЗ, 400 л. с., Евро-3, спальник, противотум. фары, белый + п/п Humbaur 2008 г., красный

АВТОПОЕЗДА СТОИМОСТЬЮ ОТ 2 МЛН РУБ.

МАЗ 643008-060-020 (6х4)

2 500 000

2007

160 000

Спойлер, противотум. фары, белый + 3-осн. п/п-самосвал Berger N31, хор. сост., серый

 

Доступная «Европа»

На рынке появилось много конфиската – машин, отобранных у лизингополучателей, не справившихся с финансовой нагрузкой. Как правило, эти автомобили реализуют по заниженной стоимости, и уже налицо факт активизации перекупщиков. Приобретая «европейца» по заниженной стоимости, они тут же выставляют его на торги по более высокому прайсу. Иногда и выкупать не приходится: посредники анонсируют товар, еще не находящийся в их собственности.

Предложений грузовиков европейского производства скопилось очень много. Объясняется это тем, что многие перевозчики остались без постоянной работы и намерены продать подвижной состав для «проедания»: держать грузовик без выхода в рейсы тоже накладно. К армаде европейских траков, импортированных в страну в прошлом году, постоянно добавляются «сошедшие с дистанции» внутри страны. И палитра предложений настолько пестра и обширна, что каждый может выбрать седельный тягач по душе и по кошельку.

Падение спроса на вторичном рынке привело к тому, что крупные центры продаж уже открыто анонсируют свою готовность сотрудничать с любыми банками и лизинговыми компаниями. Подразумевается, что покупатель может прийти со своим партнером и провести сделку через него. Прежде о таких вольностях и думать было нечего. Вот как бизнесменов «клюнул жареный петух»…

При выборе заветного «европейца» не стремитесь брать машину под заказ. Да, ее легко подберут в Голландии, Бельгии, Германии и любой другой стране Евросоюза. Но это не значит, что выбор будет оптимальным по всем параметрам. Когда машина в России, вы можете ее «пощупать», а что толку от красивой фотографии, присланной в MMS-сообщении или переданной по e-mail. Да и цена находящейся техники здесь и за рубежом – не одно и то же: здешняя уже известна, и на момент совершения сделки она не изменится, ну разве курс евро качнется в сторону увеличения. А вот заграничная жар-птица еще должна пройти таможенную очистку, да и доставка к месту назначения – дело отнюдь не дешевое. Во время перегона может попасть камушек в ветровое стекло, лопнуть фара, да и от ДТП никто не застрахован.

В общем, ваш путь – искать «Европу», уже ввезенную в Россию. В этом случае потери времени и сил минимальны, а скорость достижения поставленной цели – максимальна. Несмотря на кризис, любой новый автомобиль обойдется недешево. Правда, есть возможность выбрать определенную марку, которая пропагандирует специальные антикризисные акции. Речь не идет о дешевых маркетинговых ходах вроде «коврики в подарок». Речь о продаже в рассрочку под 0 % годовых. Жаль только, что подобные вещи имеют ограниченный срок действия – как правило, до 12 месяцев.

Хорошо, если для покупки тягача вам хватает собственных средств. А если нет? В таком случае как вариант можно рассматривать потребительский кредит на неотложные нужды. Банк не спросит у вас, для чего понадобилась круглая сумма, но даст ее на относительно небольшой срок и под приличные проценты (как правило, выше процентов по лизинговому контракту). А вдобавок он попросит не менее двух поручителей, которые будут рисковать своей репутацией и отвечать личным имуществом в случае невыполнения вами условий заключенного договора. В общем, хлопотное это дело – брать кредит на неотложные нужды и, на мой взгляд, неблагодарное.

Разумнее воспользоваться специальной лизинговой программой, но не беря при этом на себя непомерную ношу. Всегда смотрите на размер предоплаты и месячный платеж: если эти суммы вам по зубам, тогда решайтесь, иметь тягач или не иметь. И если есть большие сомнения, от намерений стать владельцем импортного грузовика лучше откажитесь сразу. А вот с допустимыми расходами можете начинать строить бизнес на свое усмотрение. Благо, сейчас есть тьма возможностей просчитать доходы и расходы и с помощью специалистов определить возможные риски.

Для примера возьмем седельный тягач MAN TGA 19.390 4x2 BLS-WW и рассмотрим расходы по договору лизинга с компанией MAN Finance. Автомобиль с 390-сильным дизельным двигателем, 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF и двуспальной кабиной LX укомплектован топливным баком на 600 л, обогреваемым топливным фильтром, влагоотделителем и осушителем воздуха. Допустимая нагрузка на седло составляет 12 т. За все это дилер просит 69 тыс. евро. Сумма для разового платежа неподъемная. Но с учетом 15-процентной предоплаты в размере 9039 евро покупка выглядит заманчивой: при лизинге на 3,5 года ежемесячный платеж составит 1657 евро, а при 4-годичном контракте он уменьшится до 1598 евро. Кажется, все о’кей. Но попробуйте привезти в месяц такие деньги! С учетом текущего расчетного курса 1 евро = 44,50 рублей минимальный платеж составит 71 111 рублей. И это кабала на 4 года! На три с половиной она кажется еще более неподъемной – 73 736,50 рублей. А если курс европейской валюты скакнет, то расходы пропорционально увеличатся. Рискованно…

 

Седельные тягачи европейского производства

 

Марка и модель автомобиля

Рыночная цена, руб.

Год выпуска

Пробег, км

Комплектация, технические особенности

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ДО 1 МЛН РУБ.

Volvo F12 (4x2)

520 000

1990

899 000

Пневмо, автономка, баки 1100 л, спальник, противотум. фары, спойлер, раб. сост., белый

Volvo F12 (4x2)

600 000

1991

802 000

400 л. с., пневмо, спальник, противотум. фары, доп. фары, зеленый

Volvo FH12 (4x2)

700 000

1995

610 000

380 л. с., пневмо, противотум. фары, снят с учета, машина с линии, красный

Iveco Stralis AT (4x2)

900 000

2003

480 000

430 л. с., АКПП, спойлер, противотум. фары, растаможен, б/п по РФ, белый

Renault Premium (6x2)

900 000

2003

530 000

412 л. с., мех. КПП, высокая каб., спойлер, противотум. фары, растаможен, белый

Scania P114 GA4x2NA (4x2)

999 999

2006

495 000

340 л. с., рессорн./пневмо, кабина CP19 (1 спал. место), раб. сост., не треб. влож., белый

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1 ДО 1,5 МЛН РУБ.

MAN TGA 26.413 (6x2)

1 149 900

2003

509 000

410 л. с., мех. КПП, низкая каб., спойлер, растаможен, желтый

Mercedes-Benz Axor 2543 (6x2)

1 150 000

2004

480 000

430 л. с., мех. КПП, высокая каб., спойлер, растаможен, из флота компании, белый

Iveco Stralis AT (6x2)

1 200 000

2005

340 000

430 л. с., АКПП, спойлер, автономка, противотум. фары, растаможен, белый

Mercedes-Benz Axor 1843 (4x2)

1 250 000

2004

480 000

430 л. с., мех. КПП, высокая каб., верхн. спойлер, противотум. фары, шины 60 %, растаможен, белый

Renault Premium (6x2)

1 255 000

2005

210 000

430 л. с., мех. КПП, высокая каб., спойлер, противотум. фары, растаможен, б/п по РФ, белый

DAF 95XF 430 Space Cab (4x2)

1 335 000

2005

202 000

430 л. с., мех. КПП, 2 спальника, автономка, климат, эл. пакет, 2 бака, нов. резина, белый

Volvo FH12.460 Globetrotter (4x2)

1 490 000

2005

530 000

460 л. с., пневмо, автономка, противотум. фары, спойлер, красный

Mercedes-Benz Actros 1841 (4x2)

1 495 000

2004

600 000

408 л. с., Евро-3, мех. КПП EPS, ABS, ASR, высокая каб., спойлера, L-пакет, пневмо, круиз, конд., автономка, блокир. диф., белый

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1,5 ДО 2 МЛН РУБ.

DAF 95XF 430 Space Cab (4x2)

1 690 000

2005

460 000

430 л. с., Евро-3, мех. КПП ZF16, бак 1100 л, конд., автономка, блок. диф., б/п по РФ, белый

Volvo FH12.460 Globetrotter XL (4x2)

1 757 700

2005

390 000

Спойлера, блок. задн. моста, EBS, круиз, климат, ретардер, автономка, эл. пакет, холод., 2 бака, центр. смазка, желтый

Scania R420 (4x2)

1 890 000

2005

380 000

420 л. с., Евро-3, мех. КПП, ABS, Traction Control, ретардер, блокир., автономка, конд., бак 1000 л, эл. пакет, задн. пневмо, синий

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 2 МЛН РУБ.

Scania Р114 GA6x4NZ380 (6x4)

2 332 000

2007

52 000

380 л. с., рессорн., кабина CP19 (1 спал. место), один хозяин, отл. сост., белый

Renault Premium Vostok 3 (4x2)

2 400 000

2008

0

Высокая каб., 2 спал. места, гарантия, сервисный контракт, от дилера, белый

Scania R380 LA4x2HNA (4x2)

2 400 000

2007

166 000

380 л. с., рессорн./пневмо, кабина CR19 (2 спал. места), хор. сост., белый

Renault Premium 440.26Т (6x2)

2 900 000

2008

0

Высокая каб., 2 спал. места, гарантия, сервисный контракт, цена с НДС, красный

Scania R420 LA4x2HNA (4x2)

3 150 000

2008

89 000

420 л. с., рессорн./пневмо, кабина CR19 Highline (2 спал. места), сост. нового, синий

 

Культовая «Америка»

Вы не заметили, что в разделах о коммерческой технике с недавних пор не стало объявлений о покупке американских тягачей – их словно корова языком слизала? Все горят желанием продать своих «железных коней». И не так много тех, кто горит желанием их купить. И пусть вас не сбивают с толку объявления вроде «ликвидация стоянки». Возможно, это просто хитрый ход продавцов для привлечения внимания к своему застоявшемуся товару. Не исключено, что на самом деле владельцы бизнеса просто меняют место дислокации и переезжают по новому адресу. А даже если и распродают остатки автомобильной техники, это не значит, что даром.

До наступления последствий мирового финансового кризиса рынок «штатовской» техники в России рос не по дням, а по часам. В результате в любом регионе страны сегодня можно встретить продукцию практически всего автопрома США: Freightliner, International, Peterbilt, Mack, Kenworth... Сделав ставку на «американца» для своего бизнеса, не забывайте, что наш инструмент для обслуживания и ремонта «янки» не годится: там все в дюймах. Да, машины эти не столь сложны по устройству, как некоторые «европейцы», но и с ними хлопот немало. Одним руководством по эксплуатации (если такое найдется) вам точно не обойтись. Придется покупать книгу по ремонту и быть готовым к неприятным сюрпризам. Что ни говори, за плечами любого из «американцев» на вторичном рынке солидный пробег и бог знает какие неисправности.

Достоинства американских тягачей вытекают из их недостатков. Большая капотная кабина осложняет маневрирование на паркингах и в транспортном потоке, но она же предоставляет максимум удобств и комфорта, о которых все остальные просто мечтают. На большинстве седельных тягачей нет электронных помощников водителю, свойственных европейским грузовикам, зато и нечему «глючить». У подавляющего большинства этих машин по три оси, а значит, больше расходов на резину, однако и устойчивость такой техники на дороге выше, и распределение нагрузки по осям эффективнее. В общем, все плюсы и минусы давно известны, чай, не первый год заокеанские мастодонты колесят по дорогам России и других стран Содружества.

На что можно рассчитывать при покупке «американца» в России? С наличностью или безналом в объеме 20 тыс. долларов США (или около 620 тыс. рублей) и меньше ловить по большому счету нечего. За эти деньги встречаются аварийные, разукомплектованные автомобили и откровенный хлам лохматого года выпуска. Да и до миллиона рублей выбор весьма ограничен: за такую сумму трудно подняться выше 2002 - 2003 гг. Зато сегмент от одного до полутора миллионов рублей самый жирный: он вобрал в себя огромное количество техники для любых видов перевозок, от легковесных дробных партий грузов до опасных жидких веществ.

Самое время просмотреть остальные предложения, размещенные в открытом доступе. Собственный «американец» довольно хлопотен в обслуживании, но он не так дорог, как его аналоги из ЕС и к тому же окупается ничуть не медленнее. Хорошо, если вам повезет найти постоянного заказчика и встать на линию. Вы и в другом случае не пропадете, лишь бы не было долгов за приобретенную технику. Тогда спад загрузки и даже работа в ноль не станут катастрофой, связанной с финансовыми обязательствами перед банком. Кстати, банки не очень охотно работают с подержанными «американцами» в силу их плохой ликвидности. Согласитесь: забрать за долги новый европейский тягач или старый американский – далеко не одно и то же. «Европейца» худо-бедно заберут, а вот за покупателями «американца» побегать придется.

Дело еще в том, что тягачи производства США наряду с крупными компаниями вроде «Гудвил-Холдинга» продают многочисленные мелкие фирмы и перевозчики-одиночки, а они-то и формируют погоду на рынке. Крупный продавец порой вынужден держать цены на определенном уровне, а вот мелкий может и «подвинуться». У большой компании в цену автомобиля включена стоимость хранения, предпродажной подготовки, охраны и т. д., тогда как частник таких накруток не делает, и его прайс в большей мере зависит от желания продать и личного аппетита, а не от других факторов. Кстати, в сравнении с то и дело дорожающими «европейцами» и стремительно дешевеющими «китайцами» рыночная стоимость американских седельных тягачей достаточно стабильна на протяжении нескольких недель. Это позволяет приглядеться к ним без ажиотажа, как следует, и спокойно сделать правильный выбор.

 

Седельные тягачи американского производства

 

Марка крана и автомобиля

Рыночная цена, руб.

Год выпуска

Пробег, км

Комплектация, технические особенности

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ДО 1 МЛН РУБ.

Volvo VN (6x4)

720 000

2002

806 000

Мех. КПП, магнитола, ТВ, бок. спойлер, 2 спал. места, красный

Peterbilt 387 (6x4)

825 000

2003

450 000 миль

Двиг. Cummins ISX 450, 10-ступ. мех. КПП, эл. пакет, парашют, 2 спальника, идеал. сост., красный

Volvo VNL670 (6x4)

850 000

2003

780 000

В экспл. с апреля 2004 г., мех. КПП, полный обвес, 2 бака, 2 спальника, автономка, эл. пакет, белый

Freightliner FLC120 (6х4)

900 000

2003

428 000 миль

Двиг. Detroit Diesel 12,7 л, АКПП, кабина средняя ХТ, передат. число 3.73, колесная база 230”, баки 2х379 л, из парка компании, белый

Volvo VNL 670 (6x4)

970 000

2002

615 000

По РФ – 25 тыс. км, резина 40 %, косые фары, спойлер, без левого зерк., коричневый мет.

Mack CX612 (4x2)

990 000

2005

430 000 миль

Капотник, двиг. Renault, 330 л. с., 10-ступ. мех. КПП Eaton, ABS, база 150”, спальник, новая рез., блокир. диф., кондиц., б/п по РФ, зеленый

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1 ДО 1,5 МЛН РУБ.

Freightliner FLC120 (6х4)

1 000 000

2004

410 000 миль

Двиг. Detroit Diesel 14 л, 515 л. с., 10-ступ. мех. КПП, велюр, эл. пакет, красный

Freightliner T120064 ST Century (6x4)

1 090 000

2003

450 000 миль

Двиг. Detroit Diesel 14 л, 515 л. с., 10-ступ. мех. КПП, эл. пакет, б/п по РФ, белый

Freightliner Columbia CL120 (6x4)

1 100 000

2003

440 000 миль

Двиг. Detroit Diesel 14 л, 515 л. с., 10-ступ. мех. КПП, передат. число 3.58, баки 2х379 л, белый

Kenworth T2000 (6x4)

1 300 000

2004

450 000 миль

Двиг. Cummins ISX 450, КПП AutoShift, эл. пакет, парашют, 2 спальника, синий

Freightliner FLC120 (6х4)

1 350 000

2005

600 000

Двиг. Detroit 14 л, 515 л. с., 10-ступ. мех. КПП, велюр, эл. пакет, идеал. сост., синий

Volvo VNL 64Т670 (6x4)

1 370 000

2003/4

595 000 миль

Двиг. Cummins ISX, мех. КПП, передат. число 3.55, баки 2х568 л, красный

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 1,5 ДО 2 МЛН РУБ.

Volvo VNL 670 (6x4)

1 500 000

2004

720 000

Канадка, двиг. Volvo, 485 л.с., мех. КПП Eaton Fuller, парашют, 2 спальника, эл. пакет, автономка, холод., межосев. блокир., б/п по РФ, синий

АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 2 МЛН РУБ.

International 7800 (6x4)

3 088 800

2009

0

Шоссейный кап. тягач, двиг. Cummins ISM, мех. КПП, короткая база 183”, блокир. межкол. диф., низкая кабина, синий

International 9800i (6x4)

3 400 000

2008/9

0

Бескап. тягач, двиг. Cummins ISM, 385 л.с., мех. КПП, колесная база 152”, блокир. межкол. диф., перед. число 4.11, спальник, баки 2х379 л, синий

 

Допрасходы

Приобрести исправный седельный тягач – это только полдела. Нужно найти для него подходящий прицеп, и его необязательно приобретать в собственность. Достаточно найти предложения о сдаче прицепного состава в аренду. Умудренные жизненным опытом предприниматели говорят, что это гораздо выгоднее. Например, сегодня вы можете зацепить на свой тягач шаланду и перевезти несколько кубов леса-кругляка или длинных досок, пяток поддонов с кирпичом или пару-тройку колесных тракторов. Завтра вам может понадобиться строительный полуприцеп для отсыпки дороги в коттеджном поселке или дачном кооперативе. Послезавтра не грех прицепить тентованную фуру и обеспечить офисный переезд. Да мало ли какие работы придется выполнять…

При всем при этом не нужно забывать, что к купленному тягачу может понадобиться дополнительное оборудование, а это влечет за собой новые расходы. Например, установка тахографа вынет из семейного бюджета не менее 20 тыс. рублей. Автономный отопитель отнимет на 2,5 тыс. рублей. больше. В 13 тыс. рублей обойдется спутниковая система. Она поможет определить координаты машины в случае ее угона или во время сдачи в аренду, с погрешностью не более 0,5 л даст сведения о расходе топлива и вообще поможет хозяину техники чувствовать себя намного увереннее и спокойнее. При этом абонентская плата в 350 рублей ежемесячно позволит пользоваться спутниковой системой безо всяких ограничений.

Не нужно забывать о страховке движимого имущества, постановке на учет в ГИБДД и прочих неизбежных расходах. О монтаже ТВ-приемников, установке автомагнитол, пошивке чехлов и прочих аксессуарах я даже не заикаюсь: здесь все ограничено только фантазией хозяина и его финансовыми возможностями. Только если машина взята на определенный срок (год-два) - хорошенько подумайте: а стоит ли в нее много вкладывать, когда ей суждено сменить владельца? Ведь при вторичной продаже такие вещи, как холодильник, магнитола и т. п. на рыночную стоимость автомобиля не влияют. А раз так, то ко вложению средств нужно подходить обдуманно. Всего доброго вам на дороге и в жизни!