Практика эксплуатации "Туринский водовоз"


Специфика эксплуатации Iveco EuroCargo

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

Истоки

По традиции – несколько слов об истории марки. Транснациональный концерн Iveco (Industrial Vehicles Corporation) был образован в 1975 г. путем слияния нескольких известных европейский производителей грузовых автомобилей. В состав концерна Iveco вошли: итальянские – Fiat (выпуск грузовиков с 1903 г.), Lancia (с 1911 г.), OM (1907 г.), французский Unic (производство грузовиков с 1905 г.) и западногерманский Magirus-Deutz (с 1904 г.). В 1980 г. Fiat выкупил 100 % акций компании. В 1986-м  в состав концерна вошло английское грузовое подразделение Ford (1918 г.) и итальянский производитель самосвалов Astra (с 1954 г.), в 1990-м – британский Seddon Atkinson (с 1910 г.) и испанский Pegaso (с 1947 г.), в 1992 г. – австралийский филиал International (производство грузовых автомобилей с 1950 г.).

Сегодня Iveco - один из крупнейших в мире производителей грузовой техники и дизельных двигателей. Продукция Iveco подразделена на четыре основные группы:

– Daily – серия легких грузовых автомобилей полной массой от 2,9 до 6,5 т;

– EuroCargo – средняя гамма грузовых автомобилей полной массой от 7,5 до 18 т, самая "массовая" серия, насчитывающая 300 базовых моделей и почти 3000 модификаций;

– Stralis – тяжелые дорожные грузовые автомобили полной массой более 19 т, сменившие серии EuroTech и EuroStar;

– EuroTrakker - тяжелые грузовые автомобили для тяжелых условий эксплуатации.

 

 

Водовоз Iveco EuroCargo ML12

За свою историю,  которая началась в 1991 г., Iveco EuroCargo получил наград больше, чем любой другой грузовик: «Международный грузовик года», «Выбор водителей-испытателей» в Великобритании, ему принадлежит мировой рекорд 1993 г. по топливной экономичности среди 7,5-тонных грузовиков, «Грузовик года для автопарка» в Великобритании, «Лучший импортируемый грузовик» в Германии и много других наград и призов.

Рассматриваемые нами автомобили EuroCargo относятся к серии, увидевшей в свет в 2003 году. В Европе Iveco EuroCargo в секторе среднетоннажников занимает более четверти рынка, а у себя на родине - в Италии – фактически две трети. В 2003 г. модель прошла рестайлинг кабины, дизайн которой разработало знаменитое бюро Stilo Bertone.

Что же касается России, то хотя объемы продаж в докризисный период стремительно росли – в первом квартале 2008 г. было продано грузовиков в два раза с лишним раза больше, чем за весь 2007 г. (!) – в каждом гараже эту машину наверняка не встретишь. До недавнего времени у нас существовало довольно скептическое мнение относительно качественных параметров грузовых автомобилей Iveco. Неоспоримыми преимуществами продукции компании является ее сравнительно невысокая стоимость при теоретически не уступающем конкурентам уровне качества и широкий ассортимент выпускаемой техники. Ситуация, кажется, начала исправляться, или нет? Посмотрим.

 Проводником, который помог нам окунуться в специфику эксплуатации Iveco EuroCargo, стала компания Nestle, владеющая одиннадцатью такими автомобилями. Две машины работают в Санкт-Петербугском отделении компании, оставшиеся девять заняты на доставке бутилированной питьевой воды в Московском отделении. Московский автопарк Nestle базируется в подмосковном городе Домодедово. Автопарк компании - мультибрендовый, помимо Iveco EuroCargo здесь есть автомобили Iveco младшей серии  Daily (всего в собственности Nestle более 130 автомобилей Iveco различных моделей и модификаций), отечественные «Газели» и пр.

 

Специфика эксплуатации

Все EuroCargo в Nestle 2006 г. выпуска, в эксплуатации находятся с апреля 2007 г. Шасси Iveco сначала поступили на завод в Венгрии, где были оборудованы специальными кузовами для перевозки бутилированной воды и только затем в полной комплектности отправились к заказчику.

Как свидетельствует общепринятая практика, крупные клиенты имеют от автопроизводителей собственные (более лояльные по сравнению с озвученными в прайсе) цены на автомобили. В соответствии с этими принципами каждый полностью укомплектованный автомобиль Iveco EuroCargo ML120 полной массой 12 т и грузоподъемностью 6 т с четырехлитровым дизельным двигателем мощностью 170 л. с. обошелся Nestle в сумму около 2,5 млн рублей.

ML - тип кабины (Multi Lite - универсальная легкая),120 - полная разрешенная масса автомобиля, без двух "0", в данном примере 12 т.

Основное назначение среднетоннажных грузовиков EuroCargo, по определению производителя, - перевозка грузов в городской и пригородной черте, а также в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (с различными специальными надстройками).

Кузов каждого водовоза в нашем случае вмещает 256 двадцатилитровых бутылей с питьевой водой на специальных паллетах. Таким образом, заявленная производителем грузоподъемность 6,16 т используется практически полностью: 5,12 т - собственный вес воды плюс вес тарного материала. Продвигаясь по маршруту от клиента к клиенту, машина стремительно теряет вес, оставляя заказчикам воду. Понятие «попутный груз» в Nestle отсутствует из-за специфики конструкции кузовов автомобилей и требований, предъявляемых к их использованию. С маршрута машины привозят лишь тару и воздух.

Средний ежемесячный пробег водовозов небольшой – всего-то около 2,5 тыс. км, при этом автомобили, доставляющие воду московским адресатам, в месяц иногда пробегают одну тысячу с небольшим километров, а занятые на доставке воды в область – до четырех тысяч км в месяц. На третьем году эксплуатации Iveco EuroCargo ML120 максимальный пробег автомобилей составил 100 тыс. км, минимальный – 37 тыс. км, средний по парку – 63 тыс. км.

В первом приближении озвученные цифры кажутся весьма и весьма скромными, но, проанализировав режим работы автомобиля на маршруте, можем утверждать, что нагрузка на автомобиль очень существенная. Все автомобили работают на доставке питьевой воды, в один адрес за раз доставляется, как правило, небольшое количество бутылей. В связи с этим водителям чаще, чем можно себе представить, приходится запускать, глушить и снова запускать автомобиль – то есть постоянный режим бесконечных «взлета и посадки». За два с половиной года, что EuroCargo находятся в эксплуатации в компании, автомобили выработали ресурс «запуска», сопоставимый с возрастом 12-ти – 15-летних машин, эксплуатирующихся в обычном режиме. При этом вся механическая и электрическая часть автомобилей, как сообщили в компании, пока работает в штатном режиме. Хотя эксплуатирующая сторона и ожидает предстоящей замены стартеров на некоторых машинах по причине механического износа.

Средний расход топлива по парку EuroCargo в течение двух с половиной лет (с апреля 2007 г.) – 27,1 л/100 км. Эти данные в компании считают приемлемыми и объективными. При этом между расходом топлива и пробегом автомобиля существует обратная зависимость: при малом пробеге (менее 2 тыс. км в месяц) расход топлива значительно возрастает - выходит на значения более 30 л/100 км и, наоборот, с увеличением пробега (до 4 тыс. км в месяц) расход топлива снижается до 22 - 24 л/100 км.

Стоимость владения автомобилем в Nestle без НДС и расходов на топливо в 2008 г. составляла 2,5 руб./км. В текущем 2009 г. стоимость владения автомобилем при прочих равных условиях уже увеличилась до 3,4 руб./км.

Техническое обслуживание и необходимый ремонт своих автомобилей Iveco EuroCargo ML120 компания-владелец осуществляет в авторизованном сервисе, единственное, конечно, лампочки и им подобное здесь меняют самостоятельно. Я позволил себе усомниться в рациональности такого подхода – не слишком ли дорого? В компании согласились, услуги ТО и ремонта на авторизованном сервисе дешевыми не назовешь. Выигрыш в другом – такой подход позволяет Nestle прогнозировать уровень затрат и избегать расходов на форс-мажорные обстоятельства, перекладывая всю ответственность - в первую очередь финансовую - на обслуживающее машины предприятие. Хотя в итоге и эти затраты будут включены в счет конечного потребителя питьевой воды.

Из общих впечатлений о машине можно отметить, что ее динамика (в том числе и под нагрузкой) сопоставима с динамикой легкового автомобиля, а это немаловажно для эксплуатации в городских условиях.

Дверь кабины открывается почти под прямым углом, образуя большой проем. Для того чтобы забраться внутрь, нужно преодолеть две рифленые ступеньки. Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрены два поручня по краям дверного проема. В кабине просторно, все приборы и органы управления расположены оптимально удобно, звукоизоляция на хорошем уровне. Сиденья и дверные панели обшиты устойчивой к износу отделочной тканью, которая легко стирается.

Как отмечают водители, машина легка в управлении, и ее поведение на дороге прогнозируемо: двигатель, элементы трансмиссии и подвески работают слаженно, посторонних раздражающих звуков не издают и, самое главное, за все время эксплуатации ни один из 11 автомобилей компанию ни разу не подвел по причине внутренних технических неисправностей или конструкторских ошибок.

Двигатель Tector имеет высокий крутящий момент в широком диапазоне, начиная с самых низких оборотов. Максимальный крутящий момент достигается в диапазоне от 1200 до 2100 об/мин. Эластичность двигателя позволяет почти на треть уменьшить количество переключений передач. Этот двигатель из линейки, обновленной в 1999 г. Тогда специалисты Iveco изготовили принципиально новые двигатели под стандарт Евро-3 - Евро-5, а не пошли по пути доводки существующих двигателей старой конструкции.

 

Нет машин без недостатков

Как и у любой нормальной машины, недостатки у Iveco EuroCargo ML120 есть. Как и в прежние годы выпуска машины, не удалось избежать проблем с электропроводкой. Правда, раньше ругали по-европейски тонкие ивековские провода, с течением времени превращавшиеся в российских условиях эксплуатации вообще в труху. Сейчас проблемы доставляет задняя проводка автомобилей под кузовными надстройками, прямо скажем, без особого старания уложенная самими кузовщиками, причем как российскими, так и зарубежными. Неряшливо свисающие провода хоть и упакованы в защитную гофру, но тем не менее легко цепляются за любые препятствия и обрываются, обрываются…

Еще один неприятный и довольно затратный аспект: установленная на всех EuroCargo ошиновка колес размерности R17,5  отсутствует в ассортименте российских производителей шин. Специфика работы автомобилей на доставке воды такова, что на маршруте им приходится преодолевать значительную часть расстояния по подъездным путям, где велика вероятность боковых повреждений колес. На рынке же - только продукция иностранных производителей, причем самая «демократичная»  оценивается +в 10 тыс. рублей за одно колесо.

Другая возникающая время от времени беда – чрезмерно низко расположенные (по российским меркам) радиатор охлаждения двигателя, корпус воздушного фильтра, карданный вал. А по европейским, с учетом ровных дорог – совершенно нормально. В компании были прецеденты, когда радиатор охлаждения срывался с машины, зацепившись за выступающий над дорогой люк гидранта. Корпус воздушного фильтра, расположенный с водительской стороны на раме внизу за кабиной, обычно бьется при съезде с бордюра. На российском рынке избытка запчастей и даже расходников EuroCargo нет, поэтому эксплуатирующая служба компании научилась поддерживать на складе небольшой «зип»: три-четыре комплекта тормозных колодок, по одному-два корпусов воздушного фильтра, радиатора охлаждения и пр. Недели уходят на ожидание кузовного железа кабины в случае аварии, но тут уже никуда не деться – закупать впрок кузовные запчасти непозволительно дорого, тем более что неизвестно, пригодятся ли они вообще.

 

Вместо резюме

Тем не менее Nestle очень позитивно оценивает автомобиль EuroCargo ML120 и собирается расширить сотрудничество с Iveco, пополнив свой парк новыми автомобилями несколько меньшей грузоподъемности. Обслуживаться новые и уже имеющиеся автомобили будут так же - на фирменных СТО - в рамках готовящегося подписания двустороннего «Золотого контракта» (в чем-то аналогичного «разноцветным» контрактам Volvo).