Топливо "Топливный рынок: зверь уже в клетке?"


 

Лето 2009 года ознаменовал новый этап в жизни российского топливного рынка: Федеральная антимонопольная служба добилась полного принятия так называемого Второго антимонопольного пакета.

Значит ли это, что словосочетание «российский топливный рынок» можно будет писать без кавычек, а произносить без иронично-саркастической улыбки?

А главное – значит ли это, что топливо на российских АЗС будет не только дорожать вслед за мировыми ценами на нефть, но и столь же энергично дешеветь вслед за ними?..

 

Нефтяных магнатов – на короткий поводок?

18 июля Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  единогласно одобрил проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Список нарушений, за которые следует уголовная ответственность таков: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.

В документе оговаривается, что правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Таким образом, российский парламент одобрил все три основных направления «второго антимонопольного пакета» - изменения в закон о защите конкуренции, изменения в Кодекс об административных правонарушениях, изменения в 178 статьи УК.

21 июля 2009 Президент Российской Федерации подписал поправки во «второй антимонопольный пакет» законов. А 29 июля Дмитрий Медведев ужесточил наказание за ограничение конкуренции.

Во время рабочей встречи с Игорем Артемьевым Дмитрий Медведев отметил:

- В статье 178 УК РФ содержится очень жесткая санкция: до 6 лет лишения свободы за совершение преступления в сфере ограничения конкуренции. Это беспрецедентно для нашей страны. У нас этого не было. Нужно, чтобы следственные органы научились этой нормой пользоваться, чтобы это не превратилось в преследование неугодных. С другой стороны, прежде всего предприниматели, должны думать о том, чтобы не совершать, с точки зрения Уголовного права, таких тяжких действий.

Глава Федеральной антимонопольной службы отметил, что эти документы позволят не допустить сговора различных компаний и призвать к ответу госчиновников, допускающих ограничение конкуренции:

- Государственные чиновники будут подвергаться дисквалификации, большим штрафам, если будут ограничивать передвижение товаров по стране или, скажем, оказывать каким-то компаниям выборочные преференции. Например, одна компания почему-то получает субсидию из бюджета, другие не получают. Эти два закона позволят это делать более успешно.

Итак, в российское антимонопольное законодательство вводятся следующие изменения:

1) уточнение положений закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том, числе в части:

предоставления антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;

возможности выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции;

установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций;

2) определение параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий;

3) уточнение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов;

4) определение порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

5) повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (до настоящего времени - 6 млрд. руб.));

6) детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и др.;

7) применения в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих;

8) установление административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства;

9) конкретизация отдельных положений программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях;

10) фиксация факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении.

 

На фоне кризиса

Стоит отметить, что поправки в действующее законодательство приняты в непростое время. Причем, непростое и для российской нефтянки. Приведу всего несколько примеров, отражающих ситуацию.

В отчете Московского НПЗ, например, сообщается,  что в первом полугодии 2009 года выручка ОАО «Московский НПЗ» по российским стандартам бухгалтерской отчетности снизилась на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. - до 3,708 млрд руб. Себестоимость продукции снизилась за это время по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 21,7% - до 2,895 млрд руб. Валовая прибыль выросла на 18,7% - до 812 млн руб.

При этом чистая прибыль компании в первом полугодии увеличилась на 10,86% и составила 120,5 млн руб.

Похожая ситуация складывается и на ОАО «Татнефть». Выручка «Татнефти» по российским стандартам бухгалтерской отчетности в первом полугодии 2009 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 25% - до 101,18 млрд руб., говорится в отчете компании. Чистая прибыль снизилась на 14%, до 33,99 млрд руб. Компания отмечает, что выручка во втором квартале 2009 года составила 57,4 млрд руб., что выше показателя первого квартала на 13,4 млрд руб., или 30,9%. Чистая прибыль общества во втором квартале - 11,8 млрд руб. против 22,2 млрд руб. в предыдущем квартале.

Снижение выручки ЛУКОЙЛа по итогам первого полугодия 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 30,5%, опустившись до 277,4 млрд руб. Это обусловлено резким падением цен реализации, говорится в отчете компании. При этом во втором квартале, несмотря на снижение объемов реализации на 9%, выручка увеличилась на 30,6%, цены на экспортном и внутреннем рынках выросли соответственно на 31,8 и 56,7%. Однако общее падение цен по сравнению с 2008 годом все же привело к сокращению чистой прибыли компании в первом полугодии на 27%, до 37,5 млрд руб., валовая прибыль уменьшилась на 17,38%, а прибыль до налогообложения - на 31,8%. Одновременно компании удалось снизить себестоимость на 33,4%. Прирост чистой прибыли во втором квартале по сравнении с первым составил 9,1 млрд руб. Этому способствовал рост доходов от участия в других организациях на 12,2 млрд руб. после распределения «дочками» дивидендов за 2008 год и снижения расходов по налогу на прибыль на 2 млрд руб.

Более того: по информации заместителя начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Саковича, ставка экспортной пошлины на российскую нефть Urals с 1 сентября может увеличиться до 237-241 доллара за тонну с 222 долларов за тонну, установленных с 1 августа.

Мировые цены на нефть в августе колеблются на уровне 70 долларов за баррель. Таким образом, повысятся и пошлины на нефтепродукты. Пошлина на светлые нефтепродукты может составить 172-175 долларов за тонну (против 161,9 доллара в августе), на темные - 93-94 доллара за тонну (против 87,2 доллара), прогнозирует Сакович.

А следующий год для российских нефтяных компаний может начаться неудачно. Вместо дальнейшего снижения налогового бремени российские чиновники планируют с 2010 года повысить ставки акцизов на нефтепродукты на 10 % по сравнению с акцизами текущего года. Ранее акцизы на нефтепродукты не планировалось повышать до 2011 года, а с 2011 года предполагалось ввести дифференцированные ставки акцизов в зависимости от класса топлива.

В 2005-2009 г.г. ставка акциза на Аи-80 составляет 2 тыс. 657 руб. за тонну, на автомобильный бензин с иными октановыми числами - 3 тыс. 629 руб. за тонну, на дизельное топливо - 1 тыс. 80 руб. за тонну, на моторные масла - 2 тыс. 951 руб. за тонну. Единственное изменение - акцизы на нефтепродукты с 2009 года полностью зачисляются в бюджеты регионов. По приблизительным расчетам, повышение акцизов на 10 % привет к увеличению налоговой составляющей в 1 литре бензина на 4 %.

Стоит ли удивляться, что все то время, которое «второй антимонопольный пакет» проходил сквозь частое сито законодательной и исполнительной государственной власти, в российской прессе не утихала бурная дискуссия. И многие эксперты отчаянно били себя кулаками в грудь: идет наступление на российский топливный рынок.

 

А был ли мальчик?

Недавно ФАС разместила на своем официальном сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот некоторые из них.

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

Ответ: Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь - оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями - т.н. ВИНК и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

Ответ: Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.

Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен - к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась - например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

ФАС России квалифицировала эти действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

Ответ: Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь - оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями - т.н. ВИНК и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

Ответ: Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.

Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен - к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась - например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

ФАС России квалифицировала эти действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства. 

Думаю, тут самое время сослаться на годовой доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации».

В экономике любой страны существуют тенденции сопротивления конкуренции: с одной стороны, крупные компании в своём стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованными в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 г. ФАС России было возбуждено 1331 дело по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

Представители ФАС России считают, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать (и – оказывают!) решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Вот характерный пример. ОАО «Газпром» является материнской компанией для доминирующего в России переработчика попутного нефтяного газа – компании ОАО «Сибур Холдинг». При этом, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 г., 72,663 % акций ОАО «Сибнефть» были переведены аффилированными структурами Millhouse Capital в адрес компании «Газпром Финанс Б.В.» (дочерняя компания ОАО «Газпром»). Учитывая то, что ранее «Газпром» приобрёл 3,016 % акций «Сибнефти» у АБ «Газпромбанк» (ЗАО), «Газпром» получил контроль над 75,679 % акций ОАО «Сибнефть».

Усиливаются позиции ОАО «Газпром» и в сфере добычи энергоресурсов. Этому способствует Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. № 1707-р, в котором дан перечень имеющих стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации месторождений газа, отнесённых к объектам федерального значения. По экспертной оценке, такое решение правительства фактически означает административное распределение наиболее привлекательных газовых месторождений, приоритет в котором будет отдан ОАО «Газпром».

Как результат - в связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится всё более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур.

В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки;

2) угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии;

3) угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако за период 2000 - 2007 гг. цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000 - 2007 гг.

Федеральная антимонопольная служба отмечает, что структура нефтяной отрасли в России имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально интегрированных нефтяных компании (ВИНКи). Эти широко известные бренды осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.

Все последние годы сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объём добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объём добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10 % от общего объёма до 5 %). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70 % до чуть более 50 %. Расширение розничных сетей ВИНКов характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брендированных нефтепродуктов ВИНКов.

В 2006 г. произошло поглощение «Сибнефти» «Газпромом», а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, «Роснефть» приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.

 

Сам себе господин…

Хозяйственные отношения в нефтяной отрасли имеют гражданско-правовой характер и осуществляются на основе законодательства Российской Федерации, действующего применительно и к иным секторам экономики. Вместе с тем необходимо отметить ряд особенностей государственного регулирования нефтяной отрасли.

В июле 2006 г. в 26 главу второй части Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся расчёта и взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В целях стимулирования освоения новых месторождений нефти, а также добычи на старых месторождениях (расконсервации) введена дифференциация НДПИ в зависимости от выработанности месторождения, определена нулевая ставка НДПИ на период до семи лет с начала коммерческой добычи нефти при условии, что выработанность месторождения составит не более 20 %. Однако принятыми изменениями не устранён ряд недостатков порядка расчёта и взимания НДПИ.

Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является предметом государственного регулирования. В частности, осуществляется регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также регулирование права доступа к мощностям по транспортировке нефти за пределы Российской Федерации. В целях контроля за объёмами вывозимой нефти право доступа к системе магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за рубеж предоставляется предприятиям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объёмам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учётом стопроцентной пропускной способности.

Высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынках нефтепродуктов. Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются:

- ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработке нефти;

- ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;

- ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;

- наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов;

- наличие у ВИНК большого административного ресурса;

- высокие первоначальные затраты.

В разы возросло количество нарушений антимонопольного законодательства в сфере нефти и нефтепродуктов, выявленных антимонопольными органами.

ВИНКи доминируют (в том числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНКами («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром»), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНКами.

Почти вся добытая ВИНКами нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объёма поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15 – 20 %. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40 % свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20 % - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5 – 7 %.

Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНКов. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНКов или трейдеров.

Доминирование ВИНКов на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. ВИНКов используют «давальческую» схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объёмам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

Вместе с тем при распределении нефтепродуктов для дальнейшего внутреннего потребления оптовый рынок непосредственно связан с региональными рынками хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Для осуществления хозяйствующим субъектом оптовой (и мелкооптовой) реализации нефтепродуктов на региональных рынках необходимы собственные мощности или доступ к мощностям по хранению иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, доминирование ВИНКов при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНКов, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНКами своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объёмы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продаёт нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данной ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению.

На региональных рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов в 67 субъектах Российской Федерации (более 75 %) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в том числе совместно) с долей более 50 %, в 57 регионах это сбыты ВИНКов. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50 % занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНКов, в 9 – независимые участники рынка.

На розничных рынках более 50 % АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНКов. В 57 регионах ВИНКи единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18-ти. В связи с тем, что снабжение АЗС осуществляется регулярными поставками мелкооптовых партий нефтепродуктов, существенным препятствием развития конкуренции является наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНКам осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны (см. график).

«Лукойл» (9 регионов): Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кировская и Челябинская области, Республики Коми и Марий Эл, Удмуртская Республика.

«Роснефть» (14): Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Смоленская, Томская и Ульяновская области, Алтайский край, Республики Бурятия и Хакасия.

«Газпромнефть» (6): Ивановская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Сургутнефтегаз» (4): Калининградская, Новгородская, Псковская и Тверская области.

ТНК-ВР (6): Калужская, Костромская, Курская, Саратовская и Ярославская области, , Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Альянс» (4): Амурская область, Еврейская АО, Приморский край, Хабаровский край.

Иные (8): «Татнефть» (Татарстан, Чувашия), «РуссНефть» (Оренбургская область), независимые (Башкортостан, Камчатская, Магаданская области, Мордовия, Чукотский АО).

 

         Бесплатный сыр

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже её «давальцам» для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

Основной объём предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «Лукойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объёмов, ОАО «Лукойл» продаёт весь объём, а ОАО «ТНК-ВР» - большую часть с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок.

Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500 - 800 тыс. т в мес.), малыми добывающими компаниями (100 - 300 тыс. т в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100 - 300 тыс т в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4 – 7 % от общего объёма переработки нефти в Российской Федерации (18 - 20 млн т в мес.). Исходя из этого цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объёмы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНКи перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой оптимизации налогообложения, не даёт ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, поскольку спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНКами, за исключением незначительных объёмов, задействованных в так называемых схемах замещения, фактически отсутствует.

Спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке определяется увеличением потребностей растущей экономики, имеет ярко выраженную сезонную составляющую и в целом характеризуется тем, что формируется потребителями на основе рыночных факторов.

Вместе с тем предложение во многом обусловливается конъюнктурой внешних рынков – экспорт (в первую очередь нефти, мазута и дизтоплива) приоритетен по отношению к поставкам на внутренний рынок, цены на внутреннем рынке (как и цены на нефть) формируются на основе динамики мировых цен. Ценовые индикаторы конъюнктуры внутреннего рынка, отражающие баланс спроса и предложения, отсутствуют.

При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объёмы экспорта и предложения на внутреннем рынке. Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления и в конечном итоге к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.

Развитию конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций в нефтепереработку.

Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка.

 

По остаточному принципу

По сложившейся практике нефтепродукты, производимые ВИНКами на собственных НПЗ, реализуются оптом в следующем порядке приоритетности:

1) экспорт;

2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК;

3) независимые участники рынка.

Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельными от этой сбытовой компании юридическими лицами. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объёмы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создаёт неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНКов на независимые АЗС.

Например, в Кемеровской области ЗАО «Кузбасснефтепродукт» (входит в группу ОАО «Газпром нефть»), доминируя на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов, также доминирует и на розничных рынках нефтепродуктов. Независимым операторам АЗС ЗАО «Кузбасснефтепродукт» осуществляет продажу мелкооптовых партий нефтепродуктов, при этом своим АЗС производит отгрузку по цене складского учёта, по которой нефтепродукты поставляются с Омского НПЗ (группа ОАО «Газпром нефть»). Это приводит к сокращению рентабельности независимых АЗС до 3 – 10 %.

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают.

В сентябре - октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведённого анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счёт сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30 %).

Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создаёт «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК.

 

Это сладкое слово «халява»

Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНКами, стимулирует неэффективность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т. д. Всё это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

В ноябре - декабре 2007 г. в средствах массовой информации отраслевыми экспертами (а также в обращениях независимых участников рынка) неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНКи, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов.

Подобное устройство рынка, порождённого и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНКами, наносит ущерб эффективности самих ВИНКов. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНКов в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствуют недоверию между ВИНКами, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего (как правило, доминирующего) влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНКами нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удалённости этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами, между ВИНКами этого не происходит.

Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНКам.

 

Картели в России – излечима ли болезнь?

Всё большее влияние на российском рынке приобретают так называемые картели - объединения предпринимателей, созданные с целью увеличения прибыли путем устранения конкуренции между участниками, которые имеют исключительную опасность для российской экономики.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие, как:

- небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей);

- сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат;

- превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей;

- низкая наукоемкость продукции.

Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства. Так, например, в 90-х годах регионы были закреплены за отдельными нефтяными компаниями; несмотря на существование шести крупных металлургических компаний полного цикла, конкретный тип металлопродукции (рельсы, штрипсы, швеллеры и т. д.) выпускается одной - тремя группами. Это во многом объясняется и тем, что в рамках плановой экономики осуществлялось закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. В настоящее время возникли региональные монополии в авиаперевозках, пищевой промышленности. Такой раздел рынка в долгосрочной перспективе имеет более разрушительные последствия для экономики, чем ценовые картели. Оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами Федеральная антимонопольная служба поставила на первое место в списке отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования.

И этот - прошу прощения – бардак сегодня именуется российским топливным рынком… Это можно назвать любым словом, но понятие «рынок» здесь уместно менее всего.

А откуда было взяться в России рынку нефтепродуктов? Государственная собственность на нефтедобывающие предприятия перешла в руки частных лиц – и все. Неужели этого достаточно, чтобы ситуация стала рыночной? Конечно же, нет! Это все та же постсоветская структура со всеми, как говорится, вытекающими…

 

Можно ли принудительно построить рынок?

Выходит, что сейчас, после 20 лет т.н. реформ России пора приступать к строительству рынка. И поскольку сам по себе он не построился – строить его придется принудительно, с использованием государственного административного ресурса. Возможно ли это? Сегодня это многим кажется бредом. Но из великой депрессии в рынок в 30-х годах прошлого столетия США переходили именно посредством мощного силового воздействия государства.

Одним из основных инструментов, при помощи которого будет строиться регулируемый рынок нефтепродуктов в России, государство определило Федеральную антимонопольную службу.

Можно ли принудительно построить рынок? Это, конечно, вопрос вопросов. Но что остается делать, если не получилось по-другому?

Как это будет делаться? Вот позиция на этот счет самой ФАС:

«Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании».