Автопром "Российский автопром: ставка – на компонентную базу"
Александра НОВИЧКОВА
В бесконечных поисках путей сохранения российского автопрома, который, как и все остальные отрасли экономики страны, несет на себе бремя рецессии, все чаще говорится об омологации транспортных средств, выпускаемых на территории России. Прежде всего речь идет о производстве конкурентоспособной компонентной базы для автомобилей. Об этом и многом другом шла речь на IV Международном автофоруме «Российский автопром: повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса в современных условиях развития экономики», который прошел в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
На сегодняшний день российской автомобильной промышленности мешает развиваться несколько факторов. К их числу директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов относит небольшой объем местного рынка, величина которого не позволяет поддержать более чем одного-двух крупных игроков; «заброшенный» экспорт (игроков с большой долей экспорта в России практически нет); медленный вывод новых моделей на рынок и недостаточный объем для того, чтобы оправдать затраты на научно- исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР), а также тот факт, что существующие производители воюют между собой за относительно небольшие сегменты рынка.
– Если не предпринимать никаких дальнейших усилий, то Россия автомобильная превратиться в комбинацию сборочных заводов небольшого объема, обслуживающих потребности местного рынка и прямого импорта с долей более 70 % рынка, – считает он.
Согласно статистике, объем первой десятки производимых моделей, а также средний объем выпуска автомобилей на одну производственную площадку в России значительно ниже мировых отраслевых показателей.
Средний объем производства АТС/площадка в 2008 г., тыс. шт.
Объемы производства АТС в разных странах
Параметры |
Россия |
США |
Китай |
Бразилия |
Корея |
Общий объем производства |
1475 |
9140 |
8510 |
2868 |
3327 |
Число производственных площадок |
17 |
58 |
61 |
17 |
12 |
Средний объем продаж на 1 модель, тыс. шт. |
21 |
59 |
29 |
49 |
70 |
Средний объем продаж на 1 платформу, тыс. шт. |
27 |
128 |
55 |
67 |
122 |
Экспорт к объему внутренних продаж, % |
54 |
42 |
3 |
14 |
5 |
Импорт к общему объему производства, % |
5 |
16 |
2 |
19 |
66 |
В первом полугодии текущего года ситуация на рынке тяжелых грузовиков в России была даже более критичной, чем на рынке легковых автомобилей. Объемы спроса серьезно упали: за первые шесть месяцев 2009 г. объем российского рынка грузовых автомобилей составил 15,9 тыс. единиц, что в 4,2 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (тогда было продано 68,3 тыс. автомобилей).
Динамика рынка грузовых автомобилей полной массой 14 – 40 т в РФ
Циклические колебания продолжаются
Причину сложившейся ситуации директор по корпоративным финансам ОАО «КАМАЗ» Елена Милинова видит в снижении емкости отраслей, которые являются основными потребителями грузовой техники, к которым относятся промышленное и гражданское строительство, дорожное строительство, коммерческие перевозки, нефтегазодобыча, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс и силовые ведомства. По прогнозам Министерства экономического развития РФ, объем строительства жилья в 2009 г. может сократиться более чем на 20 %, объемы грузоперевозок – с 19 до 30 %. По итогам первого квартала 2009 г. объем добычи газа снизился на 14 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам года «Газпром» планирует снижение добычи газа на 10,5 %.
Кроме того, грузовики относятся к сегменту инвестиционных товаров, более зависимому от циклических колебаний, чем рынок легковых автомобилей.
Динамика продаж грузовых автомобилей в Западной Европе и РФ
Примечание: для Западной Европы приведены данные по сегменту грузовиков полной массой 16 – 40 т и выше. Для России приведены данные по сегменту грузовиков полной массой 14 – 40 т и выше.
Как видно из диаграммы, в Западной Европе спрос на грузовики тоже развивается циклично, но гораздо более плавно, чем в России. Если в начале 2008 г. машины продавались буквально с колес, то ближе к концу прошлого года у производителей остался «залежалый товар».
В текущем году произошло существенное изменение средней стоимости автомобилей во всех сегментах. Это связано как с существенным изменением курса рубля, так и с масштабными дисконтными продажами, а также высокой долей машин, произведенных в 2008 г. в продажах текущего года. Не стоит забывать и о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок. Таким образом средняя стоимость автомобиля в долларах США снизилась на 16 % и выросла на 13 % в рублях. Причем произведенные в России автомобили продаются лучше других категорий машин как в количественном, так и в денежном выражениях.
Товарные запасы, которые имелись у производителей и их дилеров в начале года, стали важным, но краткосрочным стимулом для рынка и вызвали существенную ценовую конкуренцию в первой половине 2009 г. и удержали продажи от еще большего падения. Кроме того, бесчисленные маркетинговые кампании, которые проводились как производителями автотранспортных средств, так и их дилерами, также способствовали снижению цен на машины. По мнению директора практики предоставления услуг предприятиям автомобильной отрасли компании PricewaterhouseCoopers Андрея Комарова, в последующие полгода влияние запасов на динамику рынка не будет столь существенным.
Вследствие повышения пошлин на ввоз иномарок за первые семь месяцев нынешнего года объем импорта иностранной техники в Россию сократился на 72 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Несмотря на то, что российское правительство изначально запланировало срок окончания действия повышенных ставок таможенных пошлин на 1 сентября, было решено продлить его до 1 июня следующего года.
На фоне развития автопрома в европейских странах динамика российского рынка выглядит существенно хуже – Россия откатилась на пятое место в списке крупнейших рынков Европы (после Германии, Франции, Италии и Великобритании).
Что касается внутреннего производства автотранспортных средств, то затоваривание складов и снижение потребительского спроса на продукцию автопроизводителей (как российских, так и зарубежных) существенно снизило объемы выпуска. Так, в первом квартале 2009 г. уменьшение составило 63 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., во втором предполагается сокращение на 58 %. Во втором квартале по сравнению с первым наблюдался рост производства, который может объясняться как сезонным фактором, так и снижением складских запасов в первом квартале.
Несмотря на приход в Россию иностранных автопроизводителей, доля машин, произведенных в стране, в общем объеме продаж снижалась как в денежном, так и в количественном выражениях. Однако повышение таможенных ставок, девальвация рубля, льготное кредитование автомобилей, произведенных в России, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов для предприятий, собирающих автомобили в России, существенно увеличило долю автомобилей, собранных в России (до 52 %).
Итоги производства АТС в первом полугодии 2009 г.
Категория автомобилей |
Тыс. шт. |
Млрд долларов США |
||||
1-е полугодие 2009 г. |
1-е полугодие 2008 г. |
Изменение, % |
1-е полугодие 2009 г. |
1-е полугодие 2008 г. |
Изменение, % |
|
Российские автомобили |
200 |
380 |
-47 |
1,6 |
3,5 |
-54 |
Иномарки российского производства |
190 |
290 |
-34 |
2,9 |
4,8 |
-40 |
Импорт новых автомобилей |
345 |
785 |
-56 |
58,2 |
22,2 |
-64 |
Импорт подержанных автомобилей |
8 |
190 |
-96 |
0,1 |
3,3 |
-97 |
ИТОГО |
743 |
1645 |
-55 |
12,8 |
33,8 |
-62 |
Доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж
Существенное влияние на российский автомобильный рынок в целом оказало автокредитование. В первом полугодии 2009 г. чуть менее 20 % автомобилей продавалось в кредит (первая половина 2008 г. – более 50 %), в денежном выражении – 17 % (35 % в первой половине 2008 г.). Таким образом, с учетом 55 % снижения объема рынка автомобилей, в количественном выражении рынок автокредитования снизился в первом полугодии 2009 г. в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
К середине августа в рамках государственной программы по субсидированию процентных ставок было выдано около 25 тыс. кредитов. Таким образом, около 2 % автомобилей, реализованных в 2009 г., были проданы с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту.
В связи с расширением программы государственной поддержки автокредитования (увеличение максимальной стоимости автомобиля, снижение первоначального взноса, расширение списка банков-участников), оживление рынка автокредитования ожидается во втором полугодии 2009 г. В то же время Министерство промышленности и торговли РФ предлагает вдвое уменьшить объем средств, зарезервированных под эту программу на 2009 г. (с 1 до 2 млрд рублей). Хотя речь не идет о сокращении программы, а лишь о переносе финансирования на более поздний срок, что говорит о том, что объем реализации этой программы оказался ниже запланированного. Многие автопроизводители (как российские, так и зарубежные) совместно с банками-партнерами запустили собственные программы по льготному кредитованию.
По словам А. Комарова, в существующих условиях неопределенности крайне сложно с достаточным уровнем надежности прогнозировать уровень продаж на следующие полгода. В базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50 % в количественном выражении по отношению к 2008 г. Таким образом, объем продаж должен достигнуть 1,6 млн штук, при пессимистическом сценарии падение составит 60 % (при объеме рынка 1,3 млн штук).
– Мы не ожидаем резкого изменения динамики рынка во второй половине 2009 г. в первую очередь в связи с нестабильной макроэкономической ситуацией и исчерпанием запасов ликвидных автомобилей 2008 г. выпуска. Многое будет зависеть также от мер, принимаемых правительством и ситуации на рынке автокредитования, – сказал он.
Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля. Распродажи товарных запасов в первой половине года существенно поддержали уровень продаж, однако в последующие полгода влияние запасов на динамику рынка не будет столь существенным.
На многих рынках роль государства становится более значимой, поэтому в краткосрочной перспективе динамика российского рынка во многом будет определяться теми мерами, которые внедрит государство.
Сегодня на российском рынке наиболее успешно противостоят кризису компании, производящие автомобили иностранных брендов на территории России. По сравнению с первой половиной 2008 г. они увеличили свою долю в продажах в количественном выражении с 18 до 26 %. Наименьшее снижение объемов производства наблюдается у производителей иностранных брендов, которые функционируют в режиме промышленной сборки.
ВТО: вступление снова откладывается
Защищая своего производителя, российское правительство не оставляет своих планов на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2007 г. переговоры России с ВТО были практически завершены. Их суть заключалась в либерализации доступа на рынок товаров, в том числе и автотранспортных средств. Это означает, что Россия взяла на себя определенные обязательства по снижению импортных пошлин на весь спектр автотранспортных средств. Однако страна начнет открывать свой рынок постепенно, только с момента присоединения к организации. Предусмотрен и переходный период, который будет достаточно длинным (в максимальных случаях он составляет до семи лет).
По словам советника отдела товаров ДТП Министерства экономического развития РФ Виктора Батанина, полностью закрывать рынок для подержанных автомобилей Россия не будет, с другой стороны страна не должна превращаться в свалку старого автолома. Практически без изменений останутся ставки пошлин на грузовые автомобили, за исключением сверхбольших грузовиков, которые в России выпускаются в недостаточном количестве либо не производятся вообще. Сохранится приемлемый уровень пошлин на автокомпоненты. Ставки пошлин на новые грузовики серьезных изменений не претерпят. Снижение возможно по некоторым типам спецтехники, например, на автомобили для перевозки радиоактивных материалов или прочие машины спецназначения. На тяжелые грузовики с общей массой ТС более 20 т предполагается снижение пошлин в течение переходного периода с 15 до 10 %.
Если на данный момент ставки пошлин на оборудование для автопрома разнятся от 0 до 5 %, то после вступления в ВТО они должны составить 5 – 8 %. Что касается пошлин на автокомпоненты, то с 0 – 5 % они должны возрасти до 12 – 14 %.
Переговоры с ВТО продолжаются. Более того, летом было принято решение об изменении формата присоединения России в эту организацию. Это связано с тем, что государство будет вступать в ВТО вместе со странами Таможенного союза, т. е. с Беларусью и Казахстаном, что неизбежно вносит определенные коррективы. С 1 января 2010 г. на территории государств-участников Союза должен быть введен Единый таможенный тариф, с 1 июля следующего года должен вступить в силу единый Таможенный кодекс Таможенного союза. С середины следующего года таможенный контроль товаров должен полностью перенестись на внешнюю границу Республики Беларусь, а еще через год – на внешнюю границу Республики Казахстан.
На данный момент эти государства находятся на разных стадиях переговоров с ВТО. Если Россия практически завершила переговоры, согласовала условия своего членства в организации, то Казахстан прошел только три четверти пути, а Беларусь находится на полпути. Кроме того, условия вступления, которые эти страны уже согласовали, во многом отличаются от тех, которые уже согласовала Россия.
– Идея заключается в том, чтобы подтянуть уровень обязательств Казахстана и Беларуси до российского. Сейчас практически завершена работа по формированию единого таможенного тарифа стран Таможенного союза. Подтягивание до российского уровня будет означать в понимании ВТО некоторое ухудшение условий доступа на рынок Казахстана и Беларуси. В таких ситуациях обычно ВТО ставит условие о некоторой компенсации. А значит – заложены очередные переговорные трудности. Теперь нам придется согласовывать наши совместные обязательства с этими двумя странами и пересогласовывать это с нашими партнерами по ВТО, – говорит В. Батанин. – Положительный аспект в этой ситуации в том, что момент начала открытости нашего рынка, равно как и выполнения нами обязательств, откладывается. А это дает нашему автопрому дополнительное время (год-два, а может и больше) для реструктуризации, модернизации, подготовки к будущему членству в ВТО и либерализации рынка АТС. Кроме того, Россия получает еще около 24 млн потребителей российской автотехники из Казахстана и Беларуси.
Регионы: в поисках господдержки
Российское правительство продолжает оказывать поддержку российскому автопрому. Ряд мер направлен на помощь региональным производителям, в том числе и предприятиям Нижегородской области.
Среди федеральных мер поддержки можно выделить следующие:
– Распоряжение Правительства РФ № 139-р от 9 февраля 2009 г. «О распределении дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку федеральными органами исполнительной власти автомобильной техники в 2009 г.»;
– Постановление Правительства РФ № 253 от 24 марта 2009 г. «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники»;
– Постановление Правительства РФ № 244 от 19 марта 2009 г. «Об утверждении Правил предоставления в 2009 г. за счет средств федерального бюджета субсидий российскими кредитными организациями в 2009 г. физическим лицам на приобретение легковых автомобилей».
Помимо федеральных мер Нижегородское правительство приняло собственные меры регулирования платежеспособности и спроса на продукцию, выпускаемую предприятиями региона. К ним относятся:
– Постановление Правительства Нижегородской области № 461 от 3 июля 2009 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение расходов по оплате процентов по кредитам, выданным кредитными организациями в 2009 г. физическим и юридическим лицам на приобретение легковых, легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей, произведенных на территории Нижегородской области» (Благодаря этому постановлению покупатель техники стоимостью до 800 тыс. рублей, произведенной в Нижегородской области, получает субсидии из городского бюджета в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения кредитного договора. На эту программу было выделено 100 млн рублей. В ней участвуют лица либо организации, зарегистрированные в Нижегородской области. Срок кредита не превышает трех лет, при этом покупатель автомобиля вносит предоплату в размере не менее 10 % от стоимости машины.);
– Постановление Правительства Нижегородской области № 580 от 11 августа 2009 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления компенсационных выплат физическим лицам при обмене ими автомобилей с датой выпуска до 1 января 2003 г. на автомобили выпуска 2009 г, произведенные на территории Нижегородской области» (Такого рода выплаты осуществляются при выполнении нескольких условий, среди которых приобретение нового автомобиля только у официальных дилеров заводов, производящих автомобили на территории Нижегородской области, их размер не должен превышать 50 тыс. рублей, автомобиль любой марки, произведенный на территории любой страны до 1 января 2003 г., может быть обменен только на машину 2009 г. выпуска, выпущенный в регионе. На реализацию этого постановления выделено 150 млн рублей.).
По словам министра промышленности и инноваций Нижегородской области Николая Сатаева, в советское и постсоветское время автомобильная промышленность Нижегородской области в общем объеме валового продукта достигала 30 %. Однако резкое падение платежеспособного спроса со стороны потребителей прежде всего «Группы ГАЗ», таких как средний и малый бизнес, торговые и строительные компании, привело к снижению объема производства на предприятии. Поэтому объемы продаж снизились в пять-семь раз. Ситуация усугублялась еще и тем, что экономика многих промышленных предприятий Нижегородской области ориентирована в основном на производство комплектующих, что привело к значительному сокращению работников заводов.
Вместе с тем недавно прошло совещание Правительства Нижегородской области с акционерами предприятия «Группы ГАЗ», где было отмечено, что в настоящее время ситуация стабилизируется. На предприятиях «Группы ГАЗ» разработана новая стратегия, в соответствии с которой было выбрано направление реструктуризация завода перед коммерческими банками или поставщиками и вывод на рынок новых продуктов. Многие из поставленных задач уже выполнены. Так, управленческие коммерческие расходы были сокращены на 20 – 30 %, запущен в производство новый легкий коммерческий автомобиль, получивший название «Газель-Эконом» (стоимость этого антикризисного варианта «Газели» была снижена с 400 тыс. рублей до 264 тыс.).
Горьковский автозавод перешел на пятидневную рабочую неделю. Уже в июле предприятие вышло на безубыточность с выпуском порядка 5 тыс. автомобилей в месяц. До конца года завод планирует выпустить 70 тыс. легковых, коммерческих и пассажирских автомобилей. В 2007 г. было собрано 280 тыс. автомобилей (выпуск снизился в четыре раза).
Производство транспортных средств и оборудования в Нижегородской области. Индекс производства (% к соответствующему периоду предыдущего года)
Для сохранения работоспособности предприятия заводу пришлось сократить внушительную часть персонала. В первом полугодии было сокращено порядка 8 тыс. человек. По данным руководства предприятия, во втором полугодии предполагается сократить до 6,5 тыс. человек.
Среднесписочная численность работников (человек, за период)
В этом году «Группа ГАЗ» подписала ряд соглашений, которые должны позволить выйти компании из кризиса. Так, в конце апреля предприятие заключило договор с «Россельхозбанком». Его суть заключается в кредитовании сельскохозяйственных предприятий на покупку всей техники, которую выпускает «Группа ГАЗ». Программа будет действовать на легкие коммерческие автомобили, дорожно-строительную технику, большегрузные автомобили и автобусы. Программа предусматривает компенсацию кредитной ставки на 5 % за счет производителя.
Несколькими месяцами позже состоялось подписание договора между «Группой ГАЗ» и «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК), которые сотрудничают с использованием механизма финансовой ренты для обеспечения транспортного комплекса РФ автомобилями, выпускаемыми предприятием. До этого ГТЛК заключала подобные договоры с другими российскими производителями, среди которых КАМАЗ и ЗИЛ.
Очередное соглашение «Группа ГАЗ» подписала в августе с «Газпромом». Теперь предприятие будет поставлять свою технику российскому газовому гиганту. В особенности это касается машин марки «Урал» и автобусов.
Однако далеко не все на предприятии гладко. Покупательский спрос на продукцию нижегородского автозавода упал после конфликта между «Группой ГАЗ» и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), который относится к группе «Соллерс». Его суть заключалась в том, что предприятия «Группы ГАЗ» отказались от покупки продукции ЗМЗ, которые поставляли двигатели практически на все легкие коммерческие автомобили «Группы ГАЗ». От этого пострадали оба предприятия. Однако на сегодняшний день заводы договорились о возобновлении поставок моторов ЗМЗ предприятиям «Группы ГАЗ».
Не менее важным регионом для развития российского автопрома является Ульяновская область. Именно здесь производится около 60 % российских автобусов и 10 % грузовиков. Главными автопредприятиями в Ульяновской области являются Ульяновский автозавод (УАЗ) и Ульяновский моторный завод, а также около 60 предприятий, выпускающих продукцию для УАЗа.
По словам директора Департамента промышленности Правительства Ульяновской области Олега Гуляева, главная цель, которую ставит перед собой правительство Ульяновской области – это сохранение уровня производства, технологического и кадрового потенциала действующих предприятий. Для осуществления этой цели принимаются все необходимые меры, используются все ресурсы региона, и тем не менее ситуация остается крайне напряженной.
Наиболее перспективным проектом, который реализуется в этом российском регионе, остается строительство нового автозавода по производству грузовых автомобилей. Речь идет о предприятии по выпуску автомобилей BAW. Соответствующее соглашение было подписано в марте нынешнего года между китайской корпорацией BAIEC и ульяновской фирмой «АМС-Авто». В 2006 г. началась проработка этого проекта. Год спустя компания БАУ Мотор Корпорэйшн начала ввозить сборочные комплекты грузовых автомобилей. За 2007 г. было продано более 6 тыс. автомобилей, после чего было принято решение о строительстве в Ульяновске полномасштабного производства. В настоящее время проводится реконструкция площадки и формирование инженерной инфраструктуры. Строительство дорог и масштаб оборудования должен закончиться к 2011 г. К 2012 г. планируется выход на уровень выпуска 20 тыс. грузовиков в год, а к 2015-му – до 78 тыс. Что касается модельного ряда, то на этом предприятии будут производиться грузовики BAW грузоподъемностью от 1 до 8 т. Это полуторатонный BAW 33462 и четырехтонный BAW 3346, а также однотонный автомобиль с бензиновым мотором производства Автодеталь-Сервис. В будущем планируется выйти на выпуск автомобилей грузоподъемностью до 10 т. Благодаря запуску производства китайских грузовиков на территории России в Ульяновской области должно появиться около 1700 новых рабочих мест.
– В настоящее время «Бау Мотор Корпорэйшн» располагается на производственной площадке 13 га в Ульяновске. За последний год был завершен начальный этап строительства производственной площадки: подготовлены три цеха для монтирования современной конвейерной линии сборки (5 га), возведено административное здание (0,5 га), сформирована инфраструктура и логистическая сеть. До конца 2009 г. будет продолжаться освоение производственных площадей, к 2010 г. запланирован старт мелкоузловой сборки грузовиков. На производство полного цикла, с мощностью 60 тыс. автомобилей в год, мы планируем выйти к 2014 г., – заявил управляющий директор «Бау Мотор Корпорэйшн» Андрей Артемов.
Помимо этого проекта в Ульяновской области реализуются и другие. В частности, компания «Мика-Моторс» разработала электромобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, багажа, товаров в аэропортах, вокзалах и т. д. При выходе на серийное производство компания будет способна производить более 5 тыс. электромобилей в год. Конструкторами фирмы прорабатываются модификации этих машин. Объем инвестиций в этот проект должен составить 75 млн рублей. В результате его реализации в область опять-таки будет создано более 80 новых рабочих мест.
Кроме того, в Ульяновской области планируется строительство завода по выпуску авто- и авиакомпонентов, строительных материалов и сплавов. Производство будет специализироваться на высокотехнологичных комплектующих с особыми требованиями по качеству обрабатываемых поверхностей. Создаваемое предприятие должно стать одним из наиболее эффективных промышленных заводов региона.
– Принимая во внимание тот факт, что рост российского автомобильного рынка происходил в последние годы исключительно за счет иностранных производителей, в том числе не имеющих сборочных мощностей в России, для правительства области и предприятий, являющихся наиболее приоритетными, первое направление, в котором идет работа – это самостоятельное освоение узлов и деталей иностранных автомобилей. Этим путем развиваются крупные промышленные предприятия, собственные конструкторские и технологические ресурсы, – сказал О. Гуляев. – Второе направление – это создание совместных предприятий и привлечение иностранных компаний для создания совместных производств. Таким путем идут небольшие и молодые автокомпонентные предприятия либо не имеющие достаточной квалифицированной конструкторской и технологической службы, либо не имеющие возможности самостоятельно производить и продавать свою продукцию на международном рынке. Автокомпонентная отрасль в регионах очень перспективна. Мы ожидаем, что общее количество предприятий останется неизменным, процесс создания новых заводов будет уравновешенным с процессом слияния существующих предприятий. Кроме того, мы ожидаем изменения качественного состава предприятий. Вместо одного Ульяновского автозавода на территории области будет как минимум три автосборочных предприятия. Мы надеемся и бросим все усилия на то, чтобы сохранить Ульяновский моторный завод, который к 2020 г. должен полностью обновить продуктовый минимум. Должны появиться компонентные предприятия, ориентированные прежде всего на иностранные автосборочные производства и международный автокомпонентный рынок, причем часть из них будет либо подразделением международных автопроизводителей, либо совместными предприятиями. Наибольшие изменения будут происходить со структурой предприятий Ульяновска в ином направлении – необходима серьезная модернизация автозаводов и предприятий-производителей автокомпонентов, которая в перспективе должна существенно изменить структуру поставщиков. Предприятия, ориентированные на выпуск серийно дешевых автокомпонентов для старого модельного ряда, будут вынуждены уйти с рынка либо полностью сменить специализацию. Другой вариант развития событий – это качественный скачок и выпуск новой продукции. Резкому качественному изменению будет способствовать создание автокомпонентного автокластера. Мы ожидаем, что технологии из предприятий авиационной отрасли, которые сегодня чувствуют себя достаточно уверенно, перейдут в автоотрасль, – заключает он.
Однако пока на фоне кризиса в российском автопроме наблюдается рост импорта автокомпонентов. Так, по данным информационно-аналитической компании «Влад Внеш Сервис», объем импорта кузовов для моторных транспортных средств в первом полугодии 2009 г. хотя и был значительно меньшим, чем в прошлом году, но с каждый месяцем набирает ход.
Объем импорта кузовов в натуральном выражении, шт. (код ТН ВЭД 8707109000)
Кроме того, к восстанавливающимся рынкам импорта относится импорт сцеплений в сборе и его частей (14,8 млн долларов США), частей коробок передач, не штампованных из стали (4,2 млн долларов США), осей к прицепам, полуприцепам и прочим несамоходным транспортным средствам (2,5 млн долларов США). К сезонно растущим рынкам относится импорт частей глушителей и выхлопных труб, не штампованных из стали (3,59 млн долларов США), мостов ведущих с дифференциалом в сборе или отдельно от других элементов трансмиссии и мосты (2,12 млн долларов США).
Вместе с тем растет и объем выпуска автокомпонентов российскими предприятиями.
Точки роста в российском производстве автокомпонентов
Отгружено товаров собственного производства, млн руб. |
Январь – июнь 2009 |
% к аналогичному периоду прошлого года |
Нижегородская область |
5795 |
142,29 |
Волгоградская область |
109 |
115,59 |
Калужская область |
102 |
110,80 |
Ставропольский край |
346 |
107,37 |
Башкортостан |
278 |
90,79 |
Саратовская область |
512 |
90,40 |
Владимирская область |
169 |
66,03 |
Орловская область |
735 |
65,67 |
Татарстан |
5527 |
64,07 |
Прочие регионы |
22942 |
47,48 |
Россия |
36514 |
57,25 |
Отгружено товаров собственного производства предприятиями Нижегородской области, млн рублей
Отгружено товаров собственного производства предприятиями Волгоградской области, млн рублей