Дороги "Чита - Хабаровск: дорога длиной в полвека"


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

В далеком 1966 году было принято решение о строительстве автомобильной дороги Чита - Хабаровск протяженностью 2097 км. Спустя сорок  с лишним лет - в сентябре текущего года - в пресс-центре РИА «Новости» руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин рассказал о завершающих этапах ввода этой дороги в эксплуатацию.

 

Связующее звено

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск проходит по территориям Читинской, Амурской и Еврейской автономных областей. Начало трассы – восточная граница Читы, конец – левый берег Амура. Магистраль обеспечивает связь западных регионов России с Дальним Востоком, имеет важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение, является важным звеном единой автомагистрали Москва – Владивосток. Она играет огромную роль в судьбе всего Дальневосточного региона, соединяя его с Сибирью, Приморьем, Якутией, Магаданом и Китаем.

Вот по этой дороге жители Дальнего Востока теперь могут доехать до Москвы

 

Что нам стоит это строить?

В начале сентября вице-премьер РФ Сергей Иванов побывал на месте очередного вводимого участка федеральной автомобильной дороги «Амур», протяженность которого составляет более 40 км. По его оценке и мнению специалистов, это трасса европейского качества, потому  что, даже несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, объем  финансирования этой дороги уменьшен не был. На сегодняшний день в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)» на программу«Автомобильные дороги» для строительства магистрали из бюджета выделено  14,934 млрд рублей в 2009 г. и заложено 10,286 млрд рублей на 2010 г. В текущем году в эксплуатацию планируется ввести отрезок дороги протяженностью 705 км с покрытием, обустройством, разметкой - всеми элементами безопасности дорожного движения. В 2010 г. должны закончить строительство и ввод еще 634 км дороги Чита - Хабаровск. 

В 2008 г. у подрядчиков, занимавшихся прокладкой «Амура», возникли трудности с поставкой строительных материалов, потому что наращивали темпы по укладке асфальтобетонного покрытия и запасы щебня «таяли». Тогда подрядные организации выкопали придорожные карьеры, завезли комплексы дробильной техники и всю зиму 2008 - 2009 гг. работали над заготовкой щебня, чтобы интенсивно его использовать в короткий дальневосточный сезон. Это помогло подрядным организациям выполнить поставленные задачи. В настоящий момент на 600-х  из 705 км, ввод которых должны обеспечить в этом году, уже лежит асфальтобетон. Единственной сложностью для дорожных строителей Дальневосточного региона являются погодные условия. В этом году порядка 30 дней на различных участках шел непрерывный дождь, который не позволял заниматься укладкой асфальтобетона, эта  работа может производиться только при плюсовых температурах, поэтому сроки порой сдвигаются. А разметка и установка знаков может происходить в любое время. Кроме того, несколько участков дороги попали в район вечной мерзлоты, за состоянием покрытия на них ведется постоянное  наблюдение. Также на подъезде к населенным пунктам с высокой интенсивностью движения  применяются новые технологии. Это приводит к удорожанию дорожного полотна.

Трафик на 15 лет

- Двухполосная дорога третьей технической категории с переходно-скоростными полосами в местах пересечения с другими территориальными дорогами и на подъездах в города расширяется до четырех полос. Не исключена возможность ее расширения, но пропускная способность, которая существует в настоящее время, этого не требует. И еще лет 15 не потребует, - говорит А. Чабунин. - Сейчас дорога имеет пропускную способность до 15 тыс. автомобилей в сутки, а реальная загрузка не превышает и  1,5 тыс. На пересечении со въездами в такие крупные города, как Хабаровск, интенсивность выше, но и этого вполне достаточно.  

Этот объект на Дальнем Востоке можно считать третьим по значимости после Транссиба и БАМа. Трасса позволяет поддерживать устойчивую связь Дальнего Востока с центральной частью России. Кроме того, в местности, по которой пролегает дорога, находится около 40 %  месторождений разведанных полезных ископаемых.

На протяжении всей трассы размещено 256 мостовых сооружений. Заканчивается обустройство тех мостов, которые должны быть введены до конца 2009 г. Также существуют пересечения с Транссибом, выполненные в виде эстакад.

Интересен и тот факт, что участки дороги рассчитаны на разные нагрузки, потому что они строились в разное время, а ведь ГОСТы менялись. Когда начали застройку отрезков трассы в Читинской области, Хабаровском крае, в районе Благовещенска, ГОСТ предполагал нагрузку 6 т на ось. Те, что строятся в настоящее время, выдерживают нагрузку 11-11,5 т на ось.

 

А что же вдоль дороги?

Инфраструктура не входит в проект дороги, в него включено только создание дорожно-ремонтной службы, необходимой для ее содержания. Для организации инфраструктуры региональное руководство Дальнего Востока призывает к сотрудничеству местный бизнес. Площадки есть, необходимы организации для их застройки и развития. К тому же дорога проходит не совсем в безлюдной местности, а через населенные пункты, где есть трудовые ресурсы, возможность подключения к электроэнергии.