МАФ - Конференция "Как использовать кризис для развития автотранспорта"


 

С 15 по 18 сентября 2009 года в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» прошел Пятый Международный автотранспортный форум (МАФ), организованный по инициативе Министерства транспорта Российской Федерации. Проводился он при поддержке и организационном участии Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, Российского автотранспортного союза (РАС), Московского транспортного союза (МТС), Международного союза автомобильного транспорта (IRU), Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Объединения автопроизводителей России, ГУП «Мосавтотранс», ГУП «Мосгортранс», ГУП «Мострансавто», ОАО НИИАТ, ГНЦ ФГУП «НАМИ», Межотраслевого фонда «Сертификация автотранспорта» (САТР), МАДИ (ГТУ), Московского транспортного союза.

 

Третий взгляд на кризис

Среди экспертов и предпринимателей сегодня существуют три основных взгляда на мировой кризис. Вернее, не на сам кризис, а на пути дальнейшего развития экономики в условиях кризиса. Первый, оптимистичный: кризис достиг дна, и теперь ситуация начнет меняться к лучшему. Второй, пессимистичный: за первой волной кризиса придет вторая, а там, глядишь, и еще… И, наконец – третий, не самый распространенный, но, вероятно, самый реалистичный и жизнеспособный: то, что в мире именуют кризисом, стоит считать некоей новой формой жизни и существования; следует это учесть, проанализировать и научиться эффективно и гибко работать в новых условиях.

Вероятно, именно третий вариант наиболее приемлем для организаторов Международного автотранспортного форума, которые, не нарушая традиции, провели его в запланированные сроки (хотя – будем откровенны: злые языки пророчили и МАФу участь многих авторитетных отраслевых выставок, которые в нынешнем году не выдержали жесткого пресса экономической ситуации и вынуждены были или взять тайм-аут или прошли, мягко говоря, в несколько сжатом формате. В Великобритании, Германии, США отменили ряд важнейших выставок. Не стала исключением и Россия – вспомним хотя бы несостоявшиеся «КомТранс-2009», «Интеравтомеханика». Выставка «Интеравто» прошла, но в заметно урезанном формате. Что поделаешь: из-за финансового кризиса, и еще больше – из-за тревожного ожидания грядущей за ним катастрофы – деловая активность оказалась практически скованной не только в автотранспортной, но и во всех других отраслях экономики).

Впрочем, Международный автотранспортный форум по определению не является классической автомобильной выставкой в чистом виде. Это, прежде всего – бизнес-форум автотранспортной отрасли, к которому, в свою очередь, приурочена и выставка: волей-неволей экспоненты вынуждены подтягиваться к своим потребителям – перевозчикам (они собрались на форуме, значит, они не только все еще живы, но и намерены выживать и развиваться). В рамках МАФа организована профессиональная площадка обмена опытом представителей автотранспортного бизнеса, деятелей науки и действующей власти. Это своего рода большой круглый стол людей с опытом работы, авторитетная трибуна для продвижения своих мыслей, планов и идей. Причем это не временная местечковая тусовка столичных бизнесменов и чиновников, а настоящая постоянно действующая всероссийская трибуна руководителей и специалистов отрасли - тех, кто так или иначе связан с автомобильным транспортом, его обеспечением и обслуживанием.

 

V МАФ как трибуна перевозчиков

Это, кстати, отмечали все, кто принял участие в церемонии открытия V МАФа – заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А. Ю. Шерстнев, президент Российского автотранспортного союза, Председатель организационного комитета МАФ М. И. Козлов, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А. Ю. Шерстнев, президент АСМАПа Е. С. Москвичев, советник президента АСМАПа М. А. Низов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А. В. Жуков, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России И. А. Коровкин, первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» В. Д. Коробовцев, генеральный директор ОАО НИИАТ В. В. Донченко, президент Союза транспортников России В. Б. Ефимов, вице-президент СТР Е. Д. Казанцев, президент Московского транспортного союза (МТС) Н. И. Музыря, директор МАС Ю. Ю. Свешников.

- Президиум союза транспортников России поручил мне от имени автодорожников, авиаторов, железнодорожников, моряков, речников, экспедиторов поздравить вас с этим форумом, чтобы он прошел для вас в эти сложные времена интересно и полезно, - сказал в своем приветствии   Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. - В последнее время редко есть возможность собрать такие форумы, на которых мы могли бы пообщаться профессионально. И надо отдать должное Российскому автотранспортному союзу, который способен организовать такие мощные форумы с показом такой прекрасной техники. Конечно, РАС не один – здесь и автомобилисты-международники, и другие транспортные системы. Я бы пожелал вам удачи, чтобы вы набрались опыта, чтобы вам было легче работать в это сложное время.

- Автомобильный транспорт работает, выполняет перевозки как пассажиров, так и грузов, и постоянно будет их выполнять, не допуская срывов, - подчеркнул президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов. - Даже в такое тяжелое время, как сейчас, автомобильный транспорт не дает сбоев в работе.

Этот форум дает нам возможность познакомиться на выставке с грузовыми автомобилями, автобусами, оборудованием, спецтехникой – со всем тем, что нам необходимо в работе. Самое важное то, что Пятый Международный автотранспортный форум даст возможность нам с вами обсудить проблемы: на каком уровне мы находимся в обеспечении организации обслуживания населения, народного хозяйства, что нам нужно сделать в первую очередь, какие нормативно-правовые акты необходимы. Мы можем многое сделать для того, чтобы повысить производительность наших работников – чтобы экономика России была удовлетворена во всех перевозках автомобильным транспортом.

Проведение Пятого Международного автотранспортного форума – закономерный этап сотрудничества организаторов форума и Российского автотранспортного союза. Это убедительное свидетельство того, что форма взаимодействия в виде комплексной выставки автомобильной техники, сочетающейся с солидной трибуной федерального уровня для провозглашения смелых и свежих идей в организации автотранспортного бизнеса, непринужденного обмена мнениями по поводу имеющихся проблем и путей их решения, оказалась удачной, жизнеспособной и востребованной.

Форум представляет интерес не только для представителей автотранспортного бизнеса и «узких» специалистов, но и для широкой публики, смежников, желающих извлечь для себя полезное на стыке современных технических достижений мировой автомобильной промышленности, возможностей передового менеджмента и научной мысли в области автомобильного транспорта. В нынешнем году Российскому автотранспортному союзу исполняется десять лет, и все эти годы во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти Российский автотранспортный союз эффективно отстаивает интересы своих организаций, активно участвует в создании нормативной правовой базы для автотранспортной отрасли.

Как председатель Оргкомитета МАФ я удовлетворен результатами прошедших пяти лет работы, однако отдаю себе отчет в том, как много нам еще предстоит сделать, чтобы форум стал подлинным рупором автотранспортной отрасли. Его голос должен быть слышен в коридорах   органов исполнительной власти всех уровней, и он станет необходимым для потребителей автотранспортных услуг всего населения Российской Федерации. На конференции «Автотранспортная отрасль XXI века» мы обсудим немало назревших проблем и общими усилиями попытаемся найти пути их решения.

- На этом форуме представлена прекрасная выставка, пройдет ряд содержательных конференций, которые позволят обсудить не только вопросы повышения эффективности автоперевозок, но и повышения безопасности дорожного движения, – сказал на открытии V МАФа заместитель директора департамента Министерства транспорта Российской Федерации Александр Шерстнев. - Хотел бы выразить надежду, что те прекрасные образцы автотранспортной техники, которые представлены на выставке, найдут свое применение и в скором времени – после быстрого, эффективного и уверенного обновления автопарка нашими предприятиями, займут достойное место на наших автомобильных дорогах. Хотел бы также выразить благодарность организаторам этого мероприятия за то, что оно стало традиционным и проводится каждый год. И – уверен - будет проводиться еще многие годы.

- Форум – это действительно праздник, - сказал на открытии V МАФа руководитель федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Жуков. - Уважаемые участники, организаторы и гости форума! Разрешите   приветствовать вас и поздравить с этим праздником – открытием Международного автомобильного форума и от лица федеральной службы по надзору в сфере транспорта пожелать вам плодотворной работы – чтобы вы поделились друг с другом своим опытом, и благодаря этому в дальнейшем у нас были внедрены в отрасль самые передовые тенденции. Еще раз хочу вас призвать: надо активнее взаимодействовать друг с другом, делиться самыми наилучшими и передовыми методами работы в нашей отрасли.

- Уже в пятый раз мы встречаемся с вами на Международном автотранспортном форуме. Эта встреча коллег, партнеров, товарищей по автотранспортному бизнесу – не просто очередная. Пятый МАФ проходит в условиях резкого спада деловой активности на фоне глобальных финансовых проблем, на фоне острого дефицита загрузок, критичного падения фрахтовых ставок, - подчеркнул генеральный директор Международного автотранспортного форума Геннадий Никин. - Здесь не просто экспонируются новинки техники и продукты для российского рынка или для рынков других стран СНГ, не только проводят конференции и презентации. Сила и привлекательность МАФа в том, что он стал профессиональной площадкой обмена опытом представителей автотранспортного бизнеса, деятелей науки и функционеров власти. За годы своей работы МАФ стал рабочей площадкой для профессионалов, одним из крупнейших и важнейших событий автотранспортной отрасли. Обширная деловая программа нынешнего форума насыщена мероприятиями еще больше, чем в прежние годы. Прежде всего – за счет увеличения количества практических семинаров, усиления и углубления их прикладной направленности. На конференции «Автотранспортная отрасль ХХI века» будут обсуждаться проблемы рынка транспортных услуг и конкурентных отношений, построения экономики автотранспортного предприятия, вопросы государственного регулирования систем управления на автомобильном транспорте, координации его с другими видами транспорта, вопросы финансового состояния и тарифной политики в Российской Федерации, а также другие актуальные темы. Мы вновь вместе проанализируем состояние рынка подвижного состава и транспортных услуг, осмотрим экспозицию выставки, где зарубежные и российские автопроизводители представляют свою технику.

 

Завтра начинается сегодня

Международный автотранспортный форум - это отраслевое мероприятие, объединившее специализированную выставку и целый комплекс конференций и «круглых столов», проходивших в МВЦ «Крокус Экспо» на протяжении четырех дней, не имеющее аналогов в Российской Федерации, проводилось уже пятый год подряд и явилось значимым событием как по своей актуальности, так и по составу участников.

Особенность нынешней конференции «Автотранспортная отрасль ХХI века» заключается в том, что она была посвящена анализу проблем совершенствования нормативно-правовой базы в автотранспортном комплексе в свете сложившейся ситуации.

- У нашей конференции глобальное название: «Автотранспортная отрасль ХХI века». То есть, смотрим как бы на 100 лет вперед на развитие автомобильного транспорта, - сказал заместитель руководителя Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Александр Шерстнев. - Но завтрашний день начинается сегодня. Что делается в министерстве для совершенствования законодательства в области автомобильного транспорта? Уже фактически на выходе правила перевозки грузов, которые установят новые принципы в формировании договорных отношений между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем. Вырабатываются предложения в рамках разработки закона об автотранспортной деятельности. Он позволит вывести из теневого сектора экономики большую часть перевозок, которые сейчас называются перевозками для собственных нужд, еще много перспективных законодательных актов. В дальнейшем на конференции отдельно будет обсуждаться вопросы саморегулирования и государственного регулирования в области автомобильного транспорта. Это исключительно важные вопросы, потому что свободные рыночные отношения в области автомобильного транспорта – я думаю, многие поддержат меня – привели если не к хаосу, то ко множеству неотрегулированных отношений участников этого сектора экономики. Не буду озвучивать статистические цифры, но если 2008 г. мы закончили с ростом – в том числе и по объему перевозок, то в этом году мы пока, к сожалению, наблюдаем тенденцию по снижению объемов перевозок и грузооборота. Наверное, для этого есть объективные причины, связанные со спадом экономики в целом – не только в России, но и в мире.

Что касается международных автомобильных перевозок, несомненно, это не такой значимый сектор, как внутренние перевозки, но без них, разговаривая о перевозках автомобильным транспортом, нельзя обойтись: объемы перевозок значительные, но и они снижаются. И я думаю, что в рамках этой конференции мы наметим те меры, которые могут быть реализованы в рамках нормативно-правового регулирования, а также в рамках экономических реформ, которые необходимо провести на автомобильном транспорте для того, чтобы повысить эффективность как грузовых автомобильных перевозок, так и пассажирских перевозок.

С докладами на конференции «Автотранспортная отрасль ХХI века» выступили президент Российского автотранспортного союза М. И. Козлов («О мерах по содействию упорядочению автотранспортного обслуживания экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации »), президент Союза транспортников России В. Б. Ефимов («Реализация в регионах программ и проектов развития и модернизации транспортной системы России в рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.»), советник президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России М. А. Низов («Развитие транспортной инфраструктуры как одно из главных условий выхода из кризиса»), директор-руководитель научного центра управления перевозками грузов автомобильным транспортом ОАО НИИАТ, кандидат экономических наук И. И. Батищев («О правилах перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте и обеспечение сохранности дорожно-транспортной инфраструктуры»), директор Института проблем автомобильного транспорта ГУП «Мосавтотранс» профессор М. Г. Штракс («Стратегия реализации государственно-частного партнерства в автотранспортном комплексе»), директор-руководитель научного центра НИИАТ кандидат технических наук Д. В. Енин («Стратегические направления развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г.»), заместитель руководителя Департамента организации перевозок АСМАП Л. И. Шойхет («Нормативно-правовое регулирование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном сообщении: проблемы и возможные пути решения»), научный сотрудник НИИАТ Л. А. Арбатская («Влияние режимов труда и отдыха водителей на безопасность дорожного движения. Тахографы как эффективный инструмент   обеспечение   соблюдения требований к режимам труда и отдыха водителей»), заместитель генерального директора по научной работе ОАО «НИИАТ» В. В. Комаров и директор-руководитель научного центра ОАО «НИИАТ» Ю. В. Андрианов («Саморегулирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств»), заместитель генерального директора по научной работе НИИАТ доктор экономических наук О. Ю. Матанцева («О механизмах экономического регулирования автотранспортной отрасли»), директор-руководитель научного центра ОАО «НИИАТ» Ю. И. Кунин («Задачи отраслевой науки в сфере повышения экологической безопасности и энергоэффективности автомобильного транспорта»), главный научный сотрудник ОАО «НИИАТ», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН В. Н. Спирин   («Правовое обеспечение автотранспортной деятельности»), заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор МАДИ М. Ю. Улицкий, доктор экономических наук, профессор МАДИ А. Д. Хмельницкий («О совершенствовании организационно-экономического механизма транспортно-логистического обеспечения государственных закупок»), кандидат экономических наук, доцент МАДИ Н. М. Улицкая («Повышение социально-экономической эффективности функционирования имущественного комплекса предприятий автомобильного транспорта», кандидат экономических наук, научный сотрудник МАДИ С. А. Хмельницкая («Система сбалансированных показателей как инструмент реализации стратегии транспортно-экспедиционного бизнеса»).

Большой интерес у перевозчиков вызвали круглый стол «О государственном регулировании деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом», конференция «Логистика и управление цепями поставок: взаимодействие грузовладельцев и перевозчиков», а также прошедший во второй день работы форума круглый стол «Организация пассажирских перевозок в межрегиональном, международном, городском и пригородном сообщениях». В рамках этого круглого стола прошло заседание секции с руководителями автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в межрегиональном и междугороднем сообщении, которые проанализировали опыт Беларуси и России в регулировании работы общественного пассажирского транспорта, а также роль общественных организаций в создании равных условий для работы государственных и частных предприятий (руководители секции – заместитель генерального директора   ООО «РАС» Е. В. Колесников и первый заместитель председателя правления РОО «Белорусский союз транспортников» В. П. Леончик.

Во второй день работы МАФа под председательством эксперта Комитета по собственности Государственной Думы РФ П. Д. Дубоноса прошло заседание круглого стола «Саморегулирование в автоперевозках», в ходе которого обсуждались отраслевые аспекты и перспективы становления и развития саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации, определение проблемных правовых, аналитических, иных факторов и выработка путей их решения, формирование комплекса мер по внедрению механизмов саморегулирования автотранспортной деятельности.

Инновационное развитие предъявляет высокие требования к стандартам ведения бизнеса, его гибкости и адаптивности. Соответственно должна измениться и вся система государственного регулирования. Она должна минимально стеснять рыночные отношения, но обеспечивать при этом безопасность продукции, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая ответственность за недобросовестное поведение. Саморегулирование предполагает имущественную ответственность перед третьими лицами. Это реальная, а не просто декларируемая ответственность перед потребителями. Саморегулирование создает более эффективную систему контроля за участниками рынка, потому что саморегулируемая организация отвечает перед потребителем и государством.

Эта животрепещущая тема привлекла особый интерес перевозчиков и не могла не вызвать бурных дебатов перевозчиков. Ситуация действительно сложилась уникальная. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» вступил в силу, уже дважды в него вносились поправки. Он действует. Этим законом государство однозначно объявило, что оно отказывается от прежних административных рычагов управления экономикой и подтолкнуло бизнес-сообщество к созданию механизмов саморегулирования. Тем не менее, в среде автотранспортников ситуация до последнего времени напоминала тайгу в старом анекдоте: наверху шумит, а внизу – тихо… Впрочем, и сейчас некоторые из перевозчиков пытаются провести параллель между 315-м законом и сталинской коллективизацией. Более прагматичные полагают: если не хочешь, чтобы тебя привели в колхоз, как барана, за уши, - организуй его сам. А если чем-то не устраивают установленные этим законом правила и механизмы, то надо не на жизнь жаловаться, а готовить и продвигать собственные решения.

В третий день работы V МАФа в рамках конференции «Содружество» прошло годовое собрание некоммерческих объединений автоперевозчиков, профсоюзов, их партнеров.

Большой интерес участников вызвали прошедшие в четвертый день работы Форума круглый стол «Безопасность дорожного движения», организованный партийным проектом «Безопасные дороги» партии «Единая Россия», а также круглый стол «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении», организованный Российской ассоциацией профессионального транспортного образования.

 

Кто есть кто, или Изнанка V Форума

У того, кто забывает о прошлом – нет будущего. Чтобы не оказаться лишним в этом самом будущем, надо честно и пристрастно анализировать прошлое. Это хорошо понимают организаторы Международного автотранспортного форума. Возможно, в этом и кроется залог успеха V МАФа - все пять лет его организаторы очень четко акцентировали задачи своего мероприятия: это не выставка ради выставки, это постоянно действующая площадка для представителей автотранспортного бизнеса, науки и власти. Это место, где необходим и возможен открытый и честный диалог, где собираются только заинтересованные в развитии автотранспортного бизнеса люди. Плюс – выставка.

Именно поэтому сейчас, по окончании бурных дискуссий на V МАФе, организаторы форума дотошно анализируют его результаты. Разумеется, никто изначально не сомневался в том, что на Международный автотранспортный форум придут и приедут прежде всего профессионалы автотранспортного бизнеса – практики из транспортных компаний и представители научных кругов. Однако реальные результаты превзошли все ожидания. И по числу принявших участие в конференции и практических семинарах (всего в деловой программе V Форума было занято 2120 человек), и по количеству участников и посетителей приуроченной к МАФу выставки автотранспортной техники (V Международный автотранспортный форум посетило без малого 13 тыс. человек).

V Международный автотранспортный форум успешно завершил свою работу. Его организаторы подводят и анализируют итоги. С материалами прошедших в рамках форума мероприятий мы ознакомим наших читателей в ближайших номерах журнала «Автоперевозчик». А сейчас проанализируем официальную статистику V МАФа: кто пришел в конференц-залы форума, кто оценивал участвовавшую в конкурсе автомобильную технику, кто воспользовался возможностью задать наболевшие вопросы руководителям отрасли?

За пять лет работы форум заметно повысил свой профессиональный статус и стал клубом деловых людей, заинтересованных в общении между собой, в расширении профильных связей и придании нового импульса своему бизнесу. Здесь, в конференц-залах, на выставочных стендах МВЦ «Крокус Экспо», автоперевозчики, представители экспедиторских компаний, поставщики запасных частей и оборудования, официальные дилеры зарубежных автопроизводителей и заводов стран СНГ искали конструктивного профессионального общения и новых деловых контактов (и – как оказалось – успешно находили).

Отзывы участников непосредственно в ходе и после конференций, на экспозициях выставки свидетельствовали о том, что на МАФ пришли именно те, для кого он проводился – профессионалы автотранспортной отрасли России и некоторых других стран. Причем (возможно, причиной тому послужили некоторые особенности деловой программы нынешней конференции, а возможно – впечатления коллег о предыдущих) бросается в глаза то обстоятельство, что среди участников конференции стало больше руководителей верхнего и среднего звена.

Подводя статистические итоги работы транспортного форума, его организаторы пытаются понять, насколько точно они продумали деловую программу, в какой мере она соответствовала интересам и запросам участников и посетителей Пятого МАФа.

Изначально подавляющее большинство участников МАФа представляло Москву, Московскую область и весь остальной Центральный Федеральный округ Российской Федерации. Это закономерно объяснялось тем, что работа форума только начиналась, и начиналась она именно с центра России. В силу центробежной специфики распространения информации в первые два года наибольшее количество участников конференций, круглых столов, практических семинаров форума приходилось именно на центральные регионы России. Однако уже год назад организаторы форума обратили внимание на то обстоятельство, что наметилась отчетливая тенденция к расширению географии участников и посетителей МАФа. В нынешнем же году география V МАФа побила все рекорды.

Из каких регионов Российской Федерации приехали перевозчики, ученые, госслужащие в международный выставочный центр «Крокус Экспо» 15 сентября 2009 г.? Сухие цифры статистики наглядно подтверждают значительное повышение интереса транспортников из российских регионов. Именно за счет этого (в сравнении с 2008 г.) снизилась процентная (но не количественная) доля участников из Центрального округа: на IV Форуме их было «всего» 21 %. Самый заметный прирост участников – из Сибирского ФО – 17 %, Поволжского ФО – 7 %, Калининградской области – 11 %, Уральского ФО – 9,3 %.

На форум вновь приехали представители транспортных компаний зарубежных стран: Беларуси, Украины, Литвы, Молдовы. Их было немного – всего 3,4 % от общего числа, однако, это, во-первых, на 0,3 % больше, чем год назад, а во-вторых, и этот интерес зарубежных автоперевозчиков к российскому форуму весьма показателен: они были не просто слушателями, но и активно налаживали деловые контакты с российскими коллегами, причем некоторые изучали возможность «прописки» своих услуг на российском транспортном рынке, а некоторые уже в прошлые годы умудрились «прописать» часть своего подвижного состава под российским флагом.

 

Географический состав участников МАФ-2009, %

 

Диаграмма (круговая):

 

Центральный ФО                            21

Северо-Западный ФО            22

Калининградская область     9

Южный ФО                           8

Поволжский ФО                    7

Уральский ФО                       7,4

Сибирский ФО                      17

Дальневосточный ФО           5,2

Зарубежные страны               3,4

 

Служба регистрации и учета посетителей «МАФ-2009» наряду с другими критериями и данными фиксировала профессиональную принадлежность участников: сферу их деятельности, занимаемое служебное положение. Усложнившаяся в связи с мировым экономическим кризисом ситуация на российском рынке автотранспортных услуг своеобразно сказалась на составе участников V МАФа: если год назад доля руководителей высшего звена среди гостей и участников, пришедших на МАФ для делового общения с коллегами и партнерами по бизнесу, составила 42,4 %, то нынче она побила все рекорды за пять лет работы и составила 57 %. Очевидно, что руководители компаний хотят четко понимать, что происходит на рынке, сами влиять на среду, в которой работают их предприятия, разговаривать с властью и быть услышанными.

Речь идет о серьезном росте интереса к мероприятиям МАФа генеральных директоров и президентов компаний, учредителей фирм и холдингов – ключевых для любой компании людей, которые влияют не только на развитие собственного бизнеса, но и в определенной степени на весь российский бизнес. Сравнение с прошлогодней статистикой: доля принявших участие в МАФе руководителей среднего звена увеличилась до 32 %. На Международный автотранспортный форум их привело стремление получить уникальную информацию по весьма актуальным проблемам жизни автотранспортного предприятия, а заодно - и увидеть коллег по цеху, завязать новые деловые знакомства, представить свою фирму и заинтересовать товарами и услугами. И, кроме того, высказать точку зрения по самым животрепещущим вопросам и попытаться донести ее до власти.

Не может не броситься в глаза и тот факт, что кардинально увеличилось количество принявших участие представителей частного бизнеса. Рост интереса предпринимателей к форуму отмечался и в прошлые годы: с 5,4 % в 2005 г. до 9,4 % в 2006 г., затем до 11,3 % в 2007 г. и до 38 % в 2008 г. Но нынче и по этому показателю форум побил рекорды: 47 %. И вовсе не потому, что госслужащих, представителей исполнительной власти в залах и на трибунах V Международного автотранспортного форума было меньше, чем год назад. Просто на форум приехало рекордно много руководителей и владельцев частных компаний. Удивляться этому факту не приходится: именно на них, как правило, имеющих весьма незначительные финансовые резервы, наиболее быстро и болезненно сказываются все колебания рыночной ситуации, любые, даже незначительные, изменения в российском правовом поле. А эти колебания и изменения, как известно, в последние годы происходят довольно часто. Вторая причина совпадает с причиной, по которой в нынешнем году было так много руководителей компаний: частные перевозчики хотят сами влиять на среду, в которой работают их предприятия, разговаривать с властью и быть услышанными. И тоже хотят знать… что происходит: некоторые из предпринимателей отмечали, что в последние годы им становится все сложнее жить и работать в информационном и правовом вакууме, в своеобразной изоляции от коллег, когда единственным доступным видом «общения» является конкурентная борьба, и что общение на МАФе для них стало полноценным диалогом с коллегами.

Живой интерес к «МАФ-2009» проявили специалисты среднего звена: к когорте специалистов в той или иной отрасли относились 31 % (год назад – 9 %) участников форума. Неподдельный интерес к общению со специалистами в области автомобильного транспорта проявили представители научного сообщества, профессорско-преподавательского состава вузов и научных учреждений (в основном расположенных в Москве, хотя служба регистрации и учета посетителей МАФа зафиксировала и приехавших из других регионов России). Из всех опрошенных за четыре дня гостей 7 % форума составляли преподаватели и студенты.

Такой рост интереса к мероприятиям МАФа со стороны специалистов автотранспортной отрасли разного уровня объясняется (согласно экспресс-опросам) заметными изменениями содержательной части конференций и семинаров форума: они имеют все большую практическую ценность.

 

«Ваш статус в компании?», % опрошенных

 

Цифры для диаграммы (столбики):

 

Руководитель высшего звена                   57

Предприниматель                           47

Руководитель среднего звена                  32

Специалист                                     31

Научный специалист                       12

Госслужащий                                  11

Преподаватель/студент                            7

 

Среди зарегистрировавшихся участников форума было 11 % (на 4,8 % больше, чем год назад) государственных служащих. В основном это чиновники разного ранга и разных ведомств – не только Минтранса, но и других российских министерств. Многие из них отмечали значительно возросшую насыщенность мероприятия тематическими конференциями.

В профильной принадлежности представленных участниками и посетителями МАФ-2009 компаний и организаций, как показывает статистический анализ, тоже произошло некоторое перераспределение интересов в сравнении с предыдущими годами. Прежде всего, значительно больше стало самих перевозчиков. Причем больший, чем прежде, интерес к мероприятиям форума проявили транспортники, осуществляющие межрегиональные и междугородние перевозки (46 % против 34 % год назад) и пассажирские перевозки автотранспортом (42 % против 31,9 % год назад). А в остальном – без сенсаций. Из всех прибывших для осмотра экспозиции МАФа почти каждый представлял фирму, оказывающую услуги, в том числе сервисного характера.

 

«Специализация Вашей компании?», % опрошенных

 

Цифры для диаграммы (столбики):

 

Лизинг/Кредитование                                                 6,2

Страхование                                                                2,6

Логистика/экспедирование                                         16

Автозапчасти                                                              5,6

Грузовики/прицепы                                                    9,6

Автобусы                                                                    14,7

Пассажирские перевозки                                            42

Грузовые перевозки                                                    31

Топливо/ГСМ/АЗС                                                     2,7

Автосервис/техобслуживание                                     10

Спецтранспорт                                                            4,4

Городской автотранспорт                                          32

Межрегиональные и междугородные перевозки       46

Международные перевозки                                        18

Автокомплектующие/автохимия                                 3,2

 

Еще один парадокс, который бросается в глаза при анализе состава участников и посетителей МАФа за последние три года. Год назад с 13,4 % до 11,2 % уменьшилось количество специалистов, которые работают в компаниях, специализирующихся на лизинге и кредитовании. Нынче эта цифра «ужалась» до удивительных 6,2 %. Но если год назад это обстоятельство объяснялось ажиотажным спросом и многомесячными очередями на новый подвижной состав (зачем искать сбыт, если не успеваешь отбиваться от покупателей), то сегодня все грустнее и прозаичнее: большинство лизингодателей предпочитает общаться с перевозчиками языком высылки счетов, уведомлений и судебных исков. Дальновидно ли это? Не будет ли так называемый финансовый сектор, который власть спасала в первую очередь, без оглядки на состояние так называемого реального сектора экономики, завтра кусать локти? Ведь жизнь длиннее кризиса… Поживем – увидим…

Повысился интерес к форуму у страховщиков: в прежние годы он последовательно падал - с 3,9 % в 2006 г., затем до 0,9 % в 2007 г. и до 0,7 % в 2008 г., а в 2009-м составил 2,6 %.

Анализируя статистику посещения и участия в V МАФе, так или иначе задаешься вопросом: зачем это нужно людям? Предположения – это всего лишь предположения, а реальные мнения реальных людей – это основа планов на будущее.

 

«Ваша цель посещения форума?», % опрошенных

 

Цифры для диаграммы (столбики):

 

Узнать о новых технологиях, технике, услугах                   44,8

Поиск партнеров для развития бизнеса                     58,8

Обсуждение злободневных проблем                         42

Налаживание деловых контактов                                69,3

Посетить конференцию/семинар                                96,3

Поиск поставщиков/покупателей                               16,3

Другое                                                                         4,3

 

Еще большее, чем в предыдущие годы, число опрошенных – 96,3 % против прошлогодних 79,3 % и позапрошлогодних 72,1 % – пришли на Международный автотранспортный форум в МВЦ «Крокус Экспо», чтобы посетить семинар или конференцию. Вывод: поставленная организаторами МАФа цель была достигнута.

Больше половины опрошенных (44,8 %) хотели узнать о новых технологиях, продукции технического свойства и услугах, об изменениях в законодательстве и особенностях его применения.

Больше, чем в прошлом и позапрошлом годах (58,8 % против 53,7 год назад и 43,5 % два года назад), посетителей и участников заявило о том, что одной из главных задач во время работы на форуме считают для себя поиск надежных партнеров для развития бизнеса.

А 69,3 % посетителей и участников сообщили, что выбрали Пятый Международный автотранспортный форум в качестве места для налаживания деловых контактов. Приведенные цифры весьма наглядно показывают, что прошлые посещения МАФа оказались в этом смысле совсем не бесполезными. Впрочем, не исключено, что не менее важной причиной является и то, что транспортный бизнес сегодня чрезвычайно остро нуждается в новых контактах, в надежных партнерах особенно для мелких и средних предприятий: работа в одиночку в сегодняшних условиях становится немыслимо тяжелой.

У специалистов автотранспортных и других компаний, так или иначе связанных с транспортом, при посещении МАФа были и другие цели: 16,3 % отправились в МВЦ в надежде найти новых поставщиков или покупателей. В сравнении с прошлыми годами этот показатель изменяется не очень существенно, но последовательно: два года назад он составлял 19,3 %, год назад - 24,8 %.

В беседе с одним из участников, экспонировавшим на выставке навигационное оборудование, нашлось объяснение и этому обстоятельству:

- Возможно, кто-то из экспонентов, работавших на форуме в прошлые годы, не почувствовал серьезной отдачи. Я, например, отработал все пять форумов – и с огромной пользой и выгодой для себя. Дело в том, что не все учитывают специфичность здешней аудитории: люди приезжают не на машинки любоваться, а со вполне конкретными и реальными целями – работать. В выставочном зале их можно было увидеть лишь на открытии, да в перерывах. Но эти люди – мои клиенты. Здесь ни одного зеваки, ни одного лишнего, ненужного мне посетителя. Они все – мои потенциальные клиенты! Видишь мою визитницу: это третья за два дня. Все очень просто: я здесь не чаек попиваю на стенде и не жду, пока ко мне кто-нибудь подойдет: по нынешним временам это ни что иное, как лень и барство. Я иду к ним в залы, где проходят конференции и круглые столы. А уже потом тащу к себе на стенд. Если гора не идет к Магомету…

В экспозиции Международного автотранспортного форума приняли участие экспоненты из России, других стран СНГ и дальнего зарубежья – всего более 40 участников.

На выставочных площадках экспонентами стали как предприятия из стран СНГ, так и всемирно известные компании и фирмы – производители грузовой и пассажирской автомобильной, прицепной техники, производители и поставщики автокомпонентов, смазочных материалов и масел, автоперевозчики, а также страховые, лизинговые, топливные и другие компании. Среди крупнейших экспонентов - Группа компаний "Юником", представившая систему мониторинга транспорта и управления автопарком CityPoint, транспортно-экспедиционная компания ООО «АлгаТранс», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, Некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков «Белогорье», Некоммерческое объединение «Логистическая Ассоциация Татарстана», «Транснациональное Объединение Перевозчиков» из Санкт – Петербурга, «Объединение автомобильных перевозчиков «Южный регион», НП ОДП «Царицын» из Волгограда и другие некоммерческие партнерства автоперевозчиков из разных регионов России, ГПУП «Белкоммунмаш», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Е100 Восток», компании «Инфорком запчасти» и «Инфорком кредит-дизель», Минский автомобильный завод, ЗАО «МерседесБенц Рус», ЗАО «Тролза», официальный дилер «Renault Trucks» в России ООО «Парсек-сервис», производитель ретардеров Voith Turbo, компания «Русские автобусы» «Группы ГАЗ», ХК «АвтоКрАЗ», «Русавтоцентр», «Корея Моторс», Iveco, Scania, Neoplan, ООО «Дока» – дилер Renault Trucks в Воронеже, DAF, компании «Бецема», Koegel, «Нейроком».

Пятый Международный автотранспортный форум еще раз подтвердил, что его формат, включающий в себя специализированную выставочную часть и очень серьезную, насыщенную деловую программу (конференции и конкурсы, а также презентации компаний и фирм-участников выставки) c каждым годом все больше превращается в одно из крупнейших событий отрасли.

Уже ведется работа по подготовке Шестого Международного автотранспортного форума, который пройдет 14 – 17 сентября 2010 г. здесь же, в Международном выставочном центре «Крокус Экспо».