МАФ - Конференция "Развитие транспортной инфраструктуры - один из главных механизмов выхода из кризиса"


 

Советник президента АСМАП России Михаил НИЗОВ:

Не лучше ли создать реальные условия для привлечения инвестиций в формирование современной дорожной инфраструктуры, чем выплачивать миллионные неустойки и подрывать имидж страны на мировой арене?

 

Одна из основных задач государства в области транспортной политики – реализовать транзитный потенциал России.  Однако сегодня ее решение тормозит ряд обстоятельств, и в частности, неразвитость транспортной инфраструктуры. В кризисный период работа в этом направлении становится особенно актуальной и неотложной, так как влечет за собой создание новых рабочих мест и получение дополнительных доходов в бюджет.


Международные автомобильные перевозчики с целью сокращения сроков доставки грузов планируют маршруты движения в обход населенных пунктов, так как в городах средняя скорость транспортного средства значительно снижается. Однако в ряде случаев перевозчики вынуждены заезжать в населенные пункты по объективным причинам, например:

- отсутствие объездной дороги или условий для проезда по ней большегрузного транспорта;

- необходимость получения технической помощи на автосервисе, расположенном в черте населенного пункта;

- необходимость в медицинской помощи, банковских, почтовых и социальных услугах;

- оформление транспортной документации в случае нахождения офиса в черте населенного пункта;

- отсутствие на маршруте движения безопасных и оборудованных стоянок для отдыха водителей.


Принимая во внимание, что доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота России на протяжении последних лет стабильно составляет около 20 %, а объем перевозок грузов между Россией и зарубежными странами вырос за последние 18 лет в 14,0 раз и составил 30,8 млн. тонн, в год, проблема с транзитом все более усугубляется. Вынужденный заезд транзитного транспорта в населенные пункты приводит к увеличению сроков доставки грузов и транспортной составляющей в стоимости грузов, к росту напряженности дорожного движения и ухудшению экологической ситуации в данных населенных пунктах.  


Из-за неразвитости инфраструктуры для транзитного транспорта эффективность использования транспортных средств и рабочего времени водителей не превышает 70 %. При этом вынужденное нарушение режима труда и отдыха, необходимость проезда через населенные пункты, где сегодня, как правило, находится транзитный транспорт во время обязательного отдыха водителей,  увеличивает уровень аварийности - в России, он в 2-3 раза выше, чем в странах Европы, а по тяжким ДТП – в 10 раз.


В соответствии с требованиями Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР), регламентирующего режимы труда и отдыха водителей-международников, после непрерывного периода управления транспортным средством в течение 4,5 часов водитель должен остановиться и сделать перерыв продолжительностью не менее 45 мин., через каждые 9 часов работы требуется отдых 11 часов, а после 6 рабочих дней отдых в течение 45 часов.

Ежегодный объем международного транзита по территории РФ составляет более 4,6 млн. рейсов с учетом порожнего пробега.  В условиях отсутствия обустроенных стоянок для большегрузного транспорта сделать остановку в соответствии с требованиями Соглашения ЕСТР и не создать при этом помех для других участников дорожного движения  просто невозможно.  Те немногочисленные стоянки, которые в настоящее время расположены вдоль дорог, как правило, возникли стихийно и не отвечают современным требованиям безопасности, а также вместимости транспортных средств и условиям сервиса. Водители лишены возможности полноценного отдыха, получения медицинской и иной помощи, нет гарантии сохранности груза. Перед водителем выбор – либо остановиться на стихийной необустроенной стоянке и подвергнуть риску сохранность автомобиля, груза, а иногда и собственное здоровье и даже жизнь, либо продолжать движение в утомленном состоянии и стать не только нарушителем требований ЕСТР, но и потенциальным виновником автокатастроф.


Сегодня по нашим дорогам нельзя не только нормально ехать, но и остановиться, не нарушая правил! Нарушения, в свою очередь, влекут за собой не только высокие штрафы, но и возникновение серьезных аварийных ситуаций. Поэтому перевозчики из стран с развитой инфраструктурой не хотят ехать в Россию, следовательно, их доля на рынке перевозок в Российском направлении снижается, при этом сокращаются также и поступления в бюджеты этих стран. В качестве ответной меры правительства стран ЕС уже ограничили проезд российского транспорта по своей территории путем введения визовых и иных ограничений. В результате Российская Федерация не может в полной мере реализовать свой потенциал экспорта транспортных услуг и транзита, лишается возможности создания тысяч рабочих мест в этой сфере экономики, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса.


16 июня 2006 года вступила в силу 5-я поправка к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Поправка касается внедрения цифровых тахографов в странах-участницах данного Соглашения, включая и Россию, с 16 июня 2010 года.

Цифровые тахографы позволяют надзорным органам проводить на дороге быстрый и эффективный контроль над соблюдением водителями режимов труда и отдыха за прошедшие 365 дней, а не только за последние две недели в случае с аналоговыми тахографами. При этом данные о нарушениях и проверяющем автоматически регистрируются в международной базе данных, что исключает условия сговора водителя и проверяющего, как это было возможно при использовании аналогового тахографа, в котором режим труда, отдыха и скоростного режима отображался на бумажном носителе, а проверялся визуально. По экспертным оценкам на территории Российской Федерации иностранные и российские водители вынужденно нарушают ЕСТР минимум трижды в сутки, а общее количество нарушений в год только на международных перевозках достигает 60 миллионов. Ежегодные совокупные штрафы по причине несовершенства дорожной инфраструктуры в РФ могут составить сотни миллионов долл. США, которые будут взиматься надзорными органами не только российскими, но и иностранными. Россия будет вынуждена отвечать в соответствии с нормами международного права за невыполнение условий соблюдения требований международного Соглашения ЕСТР на своей территории. Так не лучше ли создать реальные условия для привлечения инвестиций в формирование современной дорожной инфраструктуры, чем выплачивать миллионные неустойки и подрывать имидж страны на мировой арене?       


Внедрение цифровых тахографов в Российской Федерации с 16 июня 2010 года не оставляет времени на размышления о необходимости  строительства объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.


В чем же причины отсутствия на сегодняшний день эффективных решений в сфере строительства объектов дорожного сервиса для большегрузного транспорта?

По мнению АСМАП, это:

- отсутствие нормативных правовых актов, определяющих развитие и совершенствование дорожной инфраструктуры в Российской Федерации;

- отсутствие в принятой Правительством подпрограмме «Автомобильные дороги»  Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» адресного финансирования проектирования и строительства объездных дорог вокруг городов и населенных пунктов, а также объектов дорожного сервиса;

- непредсказуемые риски для потенциальных инвесторов при реализации инвестиционных проектов, возникающие, прежде всего, из-за несогласованности действий федеральных и региональных властей в части развития инфраструктуры дорожного сервиса;

- наличие непреодолимых административных барьеров, связанных с передачей в собственность земельных участков вблизи автомобильных дорог.

В Федеральном законе Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., большое внимание уделено развитию транспортной инфраструктуры в целом. При этом АСМАП обращается с настоятельным предложением в общем объеме преобразований не забыть об обеспечении автомобильных перевозчиков необходимым количеством объектов дорожного сервиса, создать условия для соблюдения на территории РФ требований ЕСТР и норм безопасности дорожного движения. Предлагаем включить это предложение в итоговую резолюцию «МАФ-2009». АСМАП выражает надежду, что адекватные и своевременные действия Правительства позволят повысить уровень безопасности на дорогах, и исключить несправедливые, а подчас и губительные для бизнеса высокие штрафы

В этой связи АСМАП считает целесообразным:

- в кратчайшие сроки разработать и утвердить законодательные акты, определяющие требования по размещению и оборудованию объектов дорожного сервиса, а также условий  по отчуждению земельных участков под их строительство;

- внести дополнения и изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в части строительства объездных дорог вокруг населенных пунктов и выделения финансовых средств на строительство объектов дорожного сервиса.

- организовать под руководством Министерства транспорта Российской Федерации тесное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленное на оперативное решение вопросов отчуждения земельных участков для строительства объектов дорожного сервиса.

- определить критерии по нарушениям и соразмерность им штрафов при разработке новых штрафных санкций для включения их в КоАП.

Россия, несмотря на свою колоссальную территорию, способна подтвердить на международном уровне свою положительную репутацию надежного партнера.