МАФ - Конференция "Оттепель ледникового периода"


В Москве прошла традиционная выставка «МАФ-2009»

Российские производители грузовиков пострадали от кризиса, наверное, как никто другой: спрос на их продукцию упал более чем на 70%. Ненамного лучше и положение производителей и легкого коммерческого транспорта: с начала года продажи обвалились на 50%. Большинство заводов остановили свои конвейеры, некоторые - на неопределенный срок. Нет заказов. Простаивает КамАЗ, в отчаянном положении находится московский ЗИЛ, на совместном предприятии Sollers-Isuzu заморожен выпуск грузовиков. Горьковский автозавод срочно начал серийное производство бюджетной "Газели" - на треть дешевле стандартной. Пока трудно понять, кто ее будет покупать: если у вас нет денег, то безразлично - стоит машина 100 тыс. долларов или 1 тыс. Просто потому что нет денег, невозможно их одолжить и непрестанно мучает мысль: с каких барышей потом отдавать?

По статистике Минпромторга, только за первое полугодие производство грузовых автомобилей рухнуло на 72,5%. Производство грузовых автомобилей в январе-июне 2009 г. составило 39,4 тысяч штук - это в 3,6 раза меньше, чем годом ранее. При этом выпуск грузовых автомобилей иностранных марок снизился несколько меньше - на 44,6% до 3,1 тысячи штук. Падение производства грузовых автомобилей произошло почти на всех предприятиях. По данным Минпромторга, Горьковский автозавод снизил выпуск коммерческих автомобилей на 79,4% до 16,5 тысячи единиц, КАМАЗ - на 61,4% до 10,8 тысячи машин, УРАЛ - на 64,1% до 3,1 тысячи штук, УАЗ - на 74% до 3,1 тысячи единиц, "ИжАвто" - на 68,4% до 1 тысячи машин, ЗИЛ - на 64,8% до 900 грузовиков, АМУР - 74,3% до 100 машин, "Ивеко-АМТ" - на 53,3% до 100 единиц.

В общем, нынче на календаре российского автопрома - ледниковый период…

Падение спроса на грузовики, аукнувшееся остановкой конвейеров, - не только российская проблема. Renault Vehicles Industries, Volvo Trucks, Scania AB и прочие участники рынка также вынуждены снижать объемы производства, увольнять персонал и т.п. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, импорт из стран дальнего зарубежья в январе-августе 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по предварительным данным, сократился на 42,8% - до 86,341 млрд долл. При этом в августе объем импорта из стран дальнего зарубежья составил 11,6 млрд долл., что на 4,8 % меньше показателя июля 2009 г. (12,2 млрд долл.).

Удивляться этому не приходится, потому что в глубоком простое сами потребители грузовой автомобильной техники – автоперевозчики. В глубоком кризисе практически все их заказчики. Нет товара, на который бы не упал спрос. Что возить, куда, зачем, и главное – за какие деньги. В этих условиях о каком лизинге можно говорить, если нечем платить по лизингу за ранее приобретенную технику: почти наполовину упали как загрузки, так и фрахтовые ставки. Между тем, до кризиса почти половина грузовых автомобилей в России приобреталась в лизинг. Сегодня эту роскошь могут позволить себе немногие предприятия - лизинговые компании серьезно ужесточили требования к потенциальным лизингополучателям. А в карманах большинства перевозчиков мышь повесилась…

И сколько бы денег ни закачивало правительство в автозаводы, поддержать их может только платежеспособный спрос. А его нет.

Некоторые эксперты, тем не менее, оптимистично полагают, что осенью автопром начнет понемногу оживать - вслед за остальным реальным сектором. И ожидают, что по сравнению с весной продажи вырастут на 10-30%. Но, вполне возможно, этот оптимизм вызван перепевом западных экспертов. Но нынче в каждой песочнице – свои куличики. И у каждого ледника своя температура (тем более что мы измеряем ее по шкале Цельсию, а они – по шкале Фаренгейту…).

         Тем не менее, некоторые основания для оптимизма все же есть. После целого ряда провальных автомобильных выставок нынешнего года случилась в эту пору ледникового периода автопрома и первая оттепель. Примерно так оценивали многие посетители выставку «МАФ-2009», приуроченную к V Международному автотранспортному форуму, проходившему 15-18 сентября 2009 года в Международном выставочном комплексе «Крокус Экспо» в Москве.

Все флаги в гости к нам…

На выставке «МАФ-2009» впервые в нынешнем году в России были представлены практически все ведущие европейские производители грузовой автомобильной техники.

Volvo Trucks  представил тягачи популярной в стране серии FH с колесными формулами 4х2 и 6х4. Лицо Mercedes-Benz представляли Actros 1861 и Axor 1835. Дилеры  Renault представили тягач Premium и уникальный эвакуатор грузовой автомобильной техники на шасси Kerax, оснащенный оборудованием компании Jige International. На «МАФ-2009» были представлены брэнды Scania, Ford, Hyundai, Isuzu, Daewoo, Tata. Дилер Iveco представил «боевую» машину, выполнявшую роль технички в недавнем автопробеге, Иркутск-Владивосток-Иркутск, который был приурочен к 70-летию образования «ПриморАвтоТранс» (г. Владивосток). Автопробег проходит под эгидой Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Участие в нем принимали грузопассажирский автомобиль Iveco и два седельных тягача MAN с полуприцепами-рефрижераторами Koegel.

В автогрузовой части выставки «не обошлось» без премьер.

Минский автозавод, который принимает участие в этом форуме ежегодно, начиная с 2005 года, из грузовой техники показал российским перевозчикам бортовые автомобили МАЗ 6312А9 и МАЗ 534019 с рестайлинговой кабиной и среднетоннажный самосвал МАЗ 457043-332 грузоподъемностью 4,5 т с трехсторонней разгрузкой кузова, с надставными бортами, вместительностью 11,5 куб.м, оборудованный 155-сильным дизелем ММЗ Д-245.30Е3. На автомашине установлены покрышки повышенного объема 8.25R20. Основное назначение «середнячка» – работа в сельском хозяйстве, где он, возможно, заменит привычные ГАЗ 3307 и ГАЗ 53.

Бортовой МАЗ 534019 отличается увеличенным объемом платформы, а также обновленным дизайном кабины. Автомобиль соответствует экологическому стандарту Евро-4, оснащен двигателем Mercedes.

Представленный на «МАФ-2009» автопоезд в составе седельного тягача МАЗ 5440А9 с полуприцепом МАЗ 975830 предназначен для международных и междугородных перевозок грузов по автомобильной дорогам общего пользования, имеющих цементо-бетонное и асфальтобетонное покрытие, с разрешенной допустимой общей массой. Техническая допустимая общая масса автопоезда 44 т. Седельный тягач МАЗ 5440А9 по техническим и экологическим параметрам соответствует требованиям международного стандарта Евро-3. Первая особенность тягача - рестайлинговая кабина, воплотившая в себе новейшие идеи дизайнеров и конструкторов Минского автомобильного завода. Вторая – двигатель ЯМЗ-650. Отметим, что впервые Минский автомобильный завод и ОАО «Автодизель» представили седельный тягач с рядным двигателем ЯМЗ в 2007 году. Сегодня белорусское предприятие освоило выпуск целого ряда автотехники, оснащенной ярославскими силовыми агрегатами «Группы ГАЗ».

Первые партии седельных тягачей для магистральных перевозок с новым двигателем ЯМЗ МАЗ-5440А9 и МАЗ-6430А9 уже нашли своих потребителей в России и Беларуси, продемонстрировав улучшенные эксплуатационные характеристики.

Что представляет из себя рестайлинг кабин, которые МАЗ серийно выпускает с апреля нынешнего года? Изменился экстерьер и интерьер кабины. На кабине установлен новый составной бампер и блок-фары, изменена облицовка крыльев закрылок, боковых обтекателей шасси, что в совокупности придает автомобилю не только особый внешний вид, но и обеспечивает улучшение аэродинамики. Внедрена новая приборная доска и рулевое колесо. Удлинители дверей и подножки входа в кабину делают ее более удобной для входа и выхода водителя.

Основной целью внедренных изменений стало решение целого ряда эксплуатационных и технологических задач. Например, использование пластика на фронтальных панелях вместе с применением оцинкованного стального листа на дверях, основании и боковинах позволит довести ресурс по коррозионной стойкости всей кабины до 15 лет. Только одна деталь вызвала у участников «МАФ-2009» грустный вздох: нынешний рестайлинг почему-то опять обошел стороной пластмассы, из которых изготавливается внутренняя обшивка кабины, верей, «торпеда», руль – они по-прежнему жесткие и скрипучие.

В сравнении с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ 6581.10 мощностью 400 л.с. версии Евро-3, новый двигатель ЯМЗ 650 имеет на 37,7% более высокую литровую мощность, на 5,5% больший максимальный крутящий момент, меньшую на 280 кг массу при снижении на 2,4 %, максимального удельного расхода топлива. Расчетное снижение затрат за полный жизненный цикл нового двигателя составляет порядка 6,5%.

С 2008 года на базе ОАО «Автодизель» на постоянной основе проводится обучение персонала центров сервисного обслуживания, расположенных на территории РФ и стран СНГ, обслуживанию двигателей ЯМЗ 650.

Уже сертифицировано более 100 организаций, осуществляющих квалифицированное обслуживание двигателя ЯМЗ 650. Сервисная сеть Минского автомобильного завода насчитывает 72 сертифицированные станции технического обслуживания в России, 34 – в Украине, 57 – в Беларуси.

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» совместно с официальным импортером автомобилей КрАЗ в России – компанией «РусКрАЗ» представили на «МАФ-2009» новинку модельного ряда 2009 года - тягач КрАЗ Т17.0ЕX «Бурлак» колесной формулы 6х6. Автомобиль оснащен мощным восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ 6581.10-06 Евро-3, однодисковым сцеплением ЯМЗ 184 и коробкой передач ЯМЗ 2391. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство составляет 17 т. Допустимая полная масса полуприцепа – 65 т. Вместо механического, применен рулевой механизм интегрального типа со встроенным гидроусилителем, что снижает усилие на рулевом колесе до 8 кгс.

Еще одной премьерой «МАФ-2009» стал самосвал КрАЗ 65055-064-02 с колесной формулой 6х4, оборудованный платформой объемом 16 куб. м. Грузоподъемность автомобиля 20 т. На самосвале – усиленная задняя подвеска, промежуточная опора – двухступенчатый редуктор. Автомобиль оснащен шинами размерностью 12.00R20. Самосвал является глубокой модернизацией КрАЗ 65055 и оснащен мощным шестицилиндровым двигателем Cummins ISLe 375 30 Евро-3 и девятиступенчатой коробкой передач 9JS150ТА-В с ползучей передачей. Применение этого силового агрегата значительно повысило тяговые характеристики автомобиля при работе в тяжелых условиях. Задняя подвеска также модернизирована: без оси балансира, усилена четвертая поперечина рамы, что позволило увеличить грузоподъемность с 15 до 20 т за счет увеличения нагрузки на заднюю тележку и повысить надежность автомобиля.

Немецкий производитель прицепной техники Koegel привез на «МАФ-2009» полуприцеп типа Big-MAXX длиннее стандартного полуприцепа на 1,30 метра. Это добавило полуприцепу 9 кубометров дополнительного объема,  что позволяет увеличить объемы перевозимых грузов на 10% (ведь теперь в полуприцеп вмещается на четыре европоддона больше). Данная концепция полуприцепа разработана специально для российского рынка, так как соответствует нормативам перевозок на территории РФ: длина автопоезда вписывается в дозволенные российским законодательством 20 м. Легкая стальная конструкция, состоящая из нескольких поперечных балок, закрепленных в отверстиях лонжеронов. Опорная плита со шкворнем  соответствует нормам DIN 74080/ISO 337.

Красногорская «Бецема» представила на выставке трехосный полуприцеп- цистерну БЦМ 14,5 для перевозки темных нефтепродуктов объемом 30 тыс. л и одноосный полуприцеп-цистерну БЦМ 48  емкостью 16 тыс. л.

 

Для удобства и безопасности пассажиров

Разнообразно была представлена на «МАФ-2009» и пассажирская тематика. Тот же Минский автозавод привез уже зарекомендовавший себя МАЗ 251.

Не обошли вниманием посетители выставки импозантный комфортабельный туристический автобус Neoplan Tourliner (Р21).

Компоновка Neoplan Tourliner (Р21) - вагонного типа, двухдверная. Кузов - цельнометаллическая сварная конструкция. Борта, крыша, ступени и колесные ниши выполнены из покрытого цинком листа. Кроме этого, в для антикоррозионной защиты кузов обработан тиктиловым покрытием.

В салоне Tourliner есть все для удобства пассажиров - и туалет, и кухня, и аудио- и видеосистемы, и DVD с 2-мя мониторами, также холодильник. В отделке использована ковровая ткань. Автобус оснащен кондиционером, подогревателем, конвекторами и передним отопителем. Для водителя создатели предусмотрено спальное отделение, а кресло оснащено обогревом и трехточечными ремнями безопасности.

Силовой агрегат - шестицилиндровый рядный дизель MAN D2836 LOH 34 мощностью в 410 л. с. - соответствует экологическим нормам Евро-3.

6-ступенчатая механическая коробка ZF 6 S 1900 представляет трансмиссию. Впереди установлена независимая подвеска, оснащенная парой пневмобаллонов и парой амортизаторов со встроенным отбоем и стабилизатором. Задняя подвеска – зависимая: четыре пневмобаллона и четыре амортизатора со встроенным отбоем. Тормозная система представлена пневматическими, двухконтурными, дисковыми тормозами.

«Группа ГАЗ» представила на «МАФ-2009» новинки 2009 года - низкопольный газовый автобус ЛиАЗ 6213 и автобус малого класса ПАЗ 320402 на  рессорной подвеске, а также двигатель ЯМЗ 5342 стандарта Евро-4.

Низкопольный ЛИАЗ 6213 на газовом топливе предназначен для городских перевозок в крупных  городах с интенсивным пассажиропотоком, комплектуется газовым двигателем Cummins и автоматической коробкой передач Allison T 325 R.  Пассажировместимость - 160 человек.

Таким образом, компания «Русские Автобусы - Группа ГАЗ»  завершила формирование полной линейки автобусов марки ЛиАЗ большого и особо большого класса, в том числе и с низким уровнем пола, работающих на газовом топливе: ЛиАЗ 5256, ЛиАЗ 5293, ЛиАЗ 5292,  ЛиАЗ 6212, ЛиАЗ 6213.

ПАЗ 3204 приехал в «Крокус Экспо» модернизированным: смещена вперед передняя пассажирская дверь, установлены рейсоуказатели в виде сменных табличек,   за счет установки сдвижных форточек увеличенной площади улучшена вентиляция салона. И, наконец,  изменена конструкция кулисного привода КПП.

 ПАЗ 3204 комплектуется двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF  и  производится в двух модификациях: городская (17 посадочных мест)  и пригородная (21, 25 посадочных мест).

Дивизион «Силовые агрегаты» впервые представил на «МАФ-2009» образец двигателя ЯМЗ 5342, входящего в новое семейство средних рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей размерностью 1,1 литра на цилиндр ЯМЗ 530, разработанное конструкторами Ярославского моторного завода (ОАО «Автодизель») при поддержке мирового лидера в области инжиниринга австрийской фирмы AVL List GmbH. Двигатель предназначен для автобусов ПАЗ. В настоящее время завершаются его дорожные испытания в составе различной техники производства ЛиАЗ и ПАЗ.

Двигатель ЯМЗ 5342 номинальной мощностью 110 кВт (150 л.с.) массой 480 кг, имеет ресурс 800 000 км до капитального ремонта. При частоте вращения 1300 – 1600 мин-1 он обеспечивает максимальный крутящий момент  590 Нм (60 кгс.м).  Базовые детали (блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники) рассчитаны на давление сгорания 210 бар и унифицированы для различных потребителей автотракторной, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники.

Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения удельной мощности 40 кВт/л. Шестеренный привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума.

Двигатели соответствуют требованиям стандартов Евро-3,4 и имеют потенциал для выполнения норм Евро-5 и Евро-6 без изменений конструкции основных деталей и технологии производства.

В нынешнем году на выставке «МАФ» появился еще один новый экспонент – минский завод «Белкоммунмаш», который привез в Москву два троллейбуса - АКСМ-321 и АКСМ-333. Гвоздем его экспозиции стал двухосный однозвенный низкопольный троллейбус АКСМ-321. Он относится к третьему поколению троллейбусов, разработанных заводом. Троллейбус модели 321 (базовая модель) низкопольный, трехдверный, с транзисторной системой управления тяговым электродвигателем переменного тока, обеспечивающей снижение потребления электроэнергии до 35 % по сравнению с троллейбусами, использующими контакторно-резисторную систему управления. Это обеспечивает исключительно плавный разгон-торможение троллейбуса, значительное повышение срока службы тягового электропровода, а также элементов шасси и кузова. Конструкцией троллейбуса предусмотрена возможность установки тиристорно-импульсной  или транзисторной системы управления тяговым двигателем постоянного тока.

Силовое оборудование установлено  на крыше троллейбуса, в герметичных отсеках, исключающих воздействие и накапливание атмосферных осадков. Отсюда – повышенная электробезопасность, надежность работы и отличный доступ при обслуживании. Для повышения электробезопасности пассажиров на центральном пульте применен минимума индикации работы троллейбуса, который не отвлекает водителя при нормальном режиме работы, не слепит во время движения в ночное время и достаточен для контроля работы. В левой верхней части рабочего места водителя установлены сигнальные светодиодов с полной расшифровкой аварийных режимов троллейбуса, что позволяет точно определить причину отказа троллейбуса.

И еще о безопасности: дополнительно к основным тормозным системам, соответствующим всем требованиями международных стандартов, имеется остановочная тормозная система, обеспечивающая автоматическую блокировку движения троллейбуса при открытых пассажирских дверях (даже если водитель зазевается и захочет отъехать от остановки, пока хотя бы одна дверь не закрылась полностью за пассажиром – не тут-то было…).

Подвеска троллейбуса оборудована системой наклона кузова, позволяющая понизить уровень ступеней на 90 мм для входа инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детьми.

В общем – все для безопасности и комфорта пассажиров.

Среди экспонентов - Группа компаний ЗАО «Тролза»,  "Юником", представившая систему мониторинга транспорта и управления автопарком CityPoint, «Нейроком», ООО «Е100 Восток», компании «Инфорком запчасти» и «Инфорком кредит-дизель», транспортно-экспедиционная компания ООО «АлгаТранс», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, Некоммерческое партнерство «Объединение добросовестных перевозчиков «Белогорье», Некоммерческое объединение «Логистическая Ассоциация Татарстана», «Транснациональное Объединение Перевозчиков» из Санкт – Петербурга, «Объединение автомобильных перевозчиков «Южный регион», НП ОДП «Царицын» из Волгограда и другие некоммерческие партнерства автоперевозчиков из разных регионов России.

Завершила работу выставка «МАФ-2006» и работу V Международного автотранспортного форума торжественная церемония награждения победителей конкурса «PROдвижение» на звание лучшего грузового автомобиля, лучшего автобуса и лучшего троллейбуса 2009 года в России.