Обзор рынка "«Шоколадный» лизинг"


 

В последнее время аналитики разошлись в оценке последствий текущего мирового финансового кризиса. Одни говорят, что рецессия в нашей стране закончилась, пик экономических проблем пройден. Другие уверены: самое трудное еще впереди и кризис, по большому счету, даже не начинался. Третьи говорят, будто мы долго будем ползать по дну, на котором сейчас оказались. В таких условиях рассчитывать на быстрое улучшение конъюнктуры не приходится. И все-таки многие фирмы не намерены ждать с моря погоды, а пытаются выжить в новых условиях по собственному разумению. Сложная обстановка вывела на рынок специальные «антикризисные» цены и новые условия лизинга. Для продавцов и эксплуатационников коммерческой техники это своего рода спасательный круг, который какое-то время не даст пойти ко дну.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото Олега ЖАРКО и Александры НОВИЧКОВОЙ

 

Стагнация и спеццены

«Не все коту масленица», - говаривали довольные конкуренты, наблюдая за тем, как в конце прошлого года замедлялась динамика продаж грузовиков ОАО «КАМАЗ». Но глобальный кризис – не дождь, который может пройти полосой и кого-то вообще не затронуть. «Под замес» попал «Урал» и соседи из Минска и Кременчуга: МАЗ и КрАЗ тоже в полной мере ощутили проблемы глобализации мировой экономики. Первое полугодие 2009 г. только усугубило положение крупнейших производителей большегрузной техники в СНГ.

По данным «АСМ-Холдинга», в январе - июне 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. производство грузовых автомобилей в России упало на 72,8 %, а автобусов – на 63,7 %. В Украине выпуск большегрузов сократился до 935 штук, а автобусов – вообще до 456 штук (-91,9 %). В Беларуси изготовление грузовых автомобилей за то же время усохло наполовину (-49,9 %), автобусов – почти на треть (-29,2 %). И хотя отрицательная динамика в третьем квартале замедлилась, при таких неутешительных показателях нетрудно представить итоги года…

Выпуск продукции ОАО «КАМАЗ» в первом полугодии снизился на 62 %, АЗ «Урал» – на 60 %, РУП «МАЗ» – на 64 % и ХК «АвтоКрАЗ» – на 83 %. С реализацией ситуация еще более сложная: КАМАЗов и «Уралов» продано на 59 % меньше, МАЗов – на 91 %, КрАЗов – на 92 %. Если в первом полугодии прошлого года в России было выпущено 144,4 тыс. и продано 212,6 тыс. грузовиков, то за шесть месяцев 2009-го изготовлено 39,3 тыс. и реализовано 46,8 тыс. единиц. Как говорится, без комментариев…

Но не время «тушить свет и сливать воду». Поставщики и смежные заводы пытаются всячески оптимизировать издержки, правительство оказывает посильную помощь – и финансовую, и законодательную, да и сами крупные предприятия не сдаются без боя. Другое дело, что выживать с каждым месяцем становится все труднее. Даже расчет на динамику продаж автомобилей 2008 г. по привлекательным ценам пока не оправдался. Несмотря на солидные скидки, эта техника до сих пор не распродана. Должного эффекта пока не произвела и массированная реклама ввезенных новинок. А все потому, что у перевозчиков нет свободных денег. Это говорит о том, что объемы продаж продолжают падать, и когда они восстановятся на прежнем, докризисном уровне - неизвестно. Правда, нет худа без добра: кризис заставил продавцов умерить свои аппетиты, оздоровил конкуренцию и вывел на рынок новые финансовые продукты, в том числе по лизингу коммерческой техники.

 

Реализация готовой продукции производителей грузовиков в СНГ

 

 

Вид техники

Рынок России

Рынок СНГ

6 мес. 2009 г.

6 мес. 2008 г.

Разница, %

6 мес. 2009 г.

6 мес. 2008 г.

Разница, %

ОАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Россия

Седельные тягачи

620

2765

–78

651

3164

-79

Бортовые машины

2975

2639

+13

3186

3249

-2

Самосвалы

2274

6109

–63

3021

8555

-65

Шасси

2087

6511

–68

2215

7576

-71

Спецтехника

407

2422

–83

1501

5115

-71

Всего

8363

20446

–59

10574

27659

-62

АЗ «Урал», г. Миасс, Россия

Седельные тягачи

140

842

–83

166

861

-81

Бортовые машины

1706

1538

+11

1792

1961

-9

Самосвалы

98

597

–84

115

604

-81

Шасси

1156

3953

–71

1219

4050

-70

Спецтехника

188

1087

–83

222

1271

-83

Всего

3288

8017

–59

3514

8747

-60

РУП «МАЗ», г. Минск, Беларусь

Седельные тягачи

192

3231

–94

920

4617

-80

Бортовые машины

105

983

–89

404

1752

-77

Самосвалы

142

1591

–91

2275

3222

-29

Шасси

214

1179

–82

660

1990

-67

Спецтехника

3

150

–98

44

228

-81

Всего

656

7134

–91

4303

11809

-64

ХК «АвтоКрАЗ», г. Кременчуг, Украина

Седельные тягачи

5

123

–96

10

172

-94

Бортовые машины

0

56

–100

7

248

-97

Самосвалы

23

284

–92

184

865

-79

Шасси

27

226

–88

107

475

-77

Спецтехника

2

34

–94

4

77

-95

Всего

57

723

–92

312

1837

-83

 

Низкая ставка удорожания

Примеров специальных программ по лизингу коммерческой техники с низкой ставкой удорожания в последние месяцы на рынке - пруд пруди. Большинство из них внедрено в практику финансовых учреждений не от хорошей жизни: в недрах экономики критически не хватает денег. Часто речь идет даже не о развитии бизнеса, а о сохранении компании и ее места под солнцем на рынке лизинговых услуг. Продавцы техники тоже наседают с просьбой сделать условия покупки машин более лояльными по отношению к потребителю. И, к счастью, лед тронулся.

Впрочем, до эйфории еще далеко – как пешком до Луны. Львиная доля специальных программ лизинга на поверку оказывается рекламным трюком, не более того. Нередко кампанейщина скрывает реальную сущность старых предложений, поданных по-новому, это как вчерашний разогретый в микроволновке супчик, который официант выдает за только что приготовленный шеф-поваром. Но сейчас многим не до жиру: стороны смотрят на кредитоспособность и прочность положения возможного делового партнера. Предпочтение отдается проверенным структурам, а не неизвестным для них из разряда «кот в мешке». Хотя некоторые и клюют на различные приманки.

Многим запомнилась реклама ОАО «КАМАЗ», действовавшая с 6 апреля по 31 августа 2009 г. под названием «Не жди! КАМАЗы купи!». По ней новые автомобили Камского автозавода 2008 г. выпуска – такие, как самосвал модели 6520 и бортовой грузовик с индексом 65117, продавали со скидкой 20 %. Машины предлагали в рассрочку по ставке 13 % годовых и в лизинг с удорожанием от 5 % в год, причем без участия банка. Это одно из лучших, но далеко не единственное актуальное предложение для перевозчиков.

Специальная программа лизингового финансирования действует и в отношении автомобилей Isuzu. Ее продвижением на рынке занимается ООО «Соллерс-Финанс». Базовые условия: аванс – от 30 %, удорожание – от 10 %, срок договора – до пяти лет. Указанная процентная ставка удорожания возможна при внесении авансового платежа в размере 45 % и заключении договора лизинга на 30 месяцев. Другими условиями являются равномерно убывающие платежи и выкупная стоимость 1500 рублей. При этом лизинговое имущество полностью учитывается на балансе лизингодателя.

Привлекательная специальная программа лизинга с низкой ставкой удорожания разработана объединенной лизинговой компанией ООО «РЕСО-Лизинг» совместно с ООО «Грузовые автомобили – Группа ГАЗ». Согласно ее условиям предметом лизинга являются автомобили марки «Урал» и спецтехника на их базе. По словам представителей финансирующей стороны, рублевые ставки удорожания по лизингу находятся на уровне докризисных ставок в долларах США. Заметим: ранее ставки в рублях РФ были выше расценок в иностранной валюте. На начало сентября по новой программе среднегодовое удорожание составляет от 8,4 % – беспрецедентно низко для данного лизингодателя за последние несколько лет.

По этой программе, уже работающей в России, принятие решения занимает всего один рабочий день, и это не просто заявленный, а реально соблюдаемый срок. Программа предусматривает авансовый платеж в размере 20 % от стоимости приобретаемого имущества, а договор финансовой аренды заключается на срок от 18 до 36 месяцев. Конечно, в идеале многие клиенты предпочли бы видеть контракты и на 48, и на 60 месяцев – в этом случае размер ежемесячных платежей ниже. Но в условиях плотного тумана, которым окутано будущее при финансовом кризисе, это непозволительная роскошь.

Плюс новшества от лизингодателя в том, что перевозчик получает возможность при одном и том же сроке лизинга получить реальную и, заметьте, довольно ощутимую экономию средств. Для разных моделей автомобилей и разных сроков контрактов размер среднегодового удорожания, равно как и экономия в конкретном денежном выражении, будут неодинаковыми. Но в любом случае программа лизинга с низкой ставкой удорожания гораздо привлекательнее ранее сформированных предложений. Например, приобретение автосамосвала «Урал-583109» по этой программе (см. табл. 1) обходится на 111 689 рублей дешевле, чем при стандартных параметрах лизинговой сделки. За счет пониженной ставки удорожания в год почти на 4 тыс. рублей уменьшается ежемесячный платеж, и для лизингополучателя это немаловажно.

 

Таблица 1. Расчет лизинговой стоимости автосамосвала «Урал-583109»

 

Параметры контракта

Стандартный лизинг

Лизинг с низкой ставкой удорожания

Стоимость предмета лизинга, руб.

2 154 000

2 154 000

Срок лизинга, мес.

29

29

Авансовый платеж, %

20

20

Авансовый платеж, руб.

430 800

430 800

Ежемесячный платеж, руб.

86 665,97

82 814,62

Сумма сделки, руб.

2 944 113

2 832 424

Среднегодовое удорожание, %

15,18

13,03

Фактическая переплата, руб.

790 113

678 424

 

То же самое справедливо и в отношении пассажирского автотранспорта марки «Урал». Простое сопоставление условий сделки на покупку вахтового автобуса «Урал-3255-59» по стандартному лизингу и лизингу с низкой ставкой удорожания (см. табл. 2) показывает, что разница составляет 101 618 рублей. Размер ежемесячного платежа сокращается на 3,5 тыс. рублей. Прежде о таких подарках со стороны лизингодателей приходилось только мечтать, теперь мечта стала реальностью. Согласитесь, перевозчику есть за что бороться. Получить такую скидку у дилера напрямую фактически нереально. Понимая это, транспортные компании рассматривают альтернативные варианты, ведь не всем по карману финансовая аренда, которой, по сути, является лизинг.

 

Таблица 2. Расчет лизинговой стоимости вахтового автобуса «Урал-3255-59»

 

Параметры контракта

Стандартный лизинг

Лизинг с низкой ставкой удорожания

Стоимость предмета лизинга, руб.

1 950 000

1 950 000

Срок лизинга, мес.

29

29

Авансовый платеж, %

30

30

Авансовый платеж, руб.

585 000

585 000

Ежемесячный платеж, руб.

68 020,21

64 516,14

Сумма сделки, руб.

2 557 586

2 455 968

Среднегодовое удорожание, %

12,89

10,72

Фактическая переплата, руб.

607 586

505 968

 

Для малого бизнеса и ЧП

В условиях нестабильной финансовой ситуации все большее внимание банки и дилерские предприятия российских производителей коммерческой техники обращают на предприятия малого бизнеса и частных предпринимателей (ЧП). Небольшие фирмы в большинстве случаев сталкиваются с необходимостью расширять или модернизировать производство, обновлять или пополнять автопарк. А вот среди индивидуалов, работающих на свой страх и риск, сейчас есть те, кто открывает новый бизнес, и чаще всего с нуля. Вот на такие категории граждан и рассчитано коммерческое предложение банка «ВТБ 24» и «Группы ГАЗ» по самым популярным семействам машин.

Совместная программа лизинга с удорожанием от 10,8 % в рублях охватывает бортовую «Газель» ГАЗ-3302, грузовой «Валдай» ГАЗ-33104, фургон Maxus и микроавтобус ГАЗ-3221. Услуги лизинга в этом случае оказывает ЗАО «Система Лизинг 24», а финансовым партнером «Группы ГАЗ» выступает банк ЗАО «ВТБ 24». Привлекательные стороны предложения заключаются в составлении индивидуального, а не стандартного графика платежей, отсутствии требования обязательного обеспечения и годовом удорожании 10,8 %, правда, без учета страхования. Между тем страховые взносы включаются в лизинговые платежи, а это увеличивает стоимость владения имуществом.

Есть еще один нюанс: для микроавтобуса ГАЗ-3221 удорожание в год чуть больше заявленных 10,8 % для грузовых модификаций автомобилей Горьковского автозавода и составляет 11,11 %. Разница вроде невелика, но она есть. По остальным пунктам условия лизинговой сделки полностью совпадают и для пассажирского транспорта: срок принятия решения от двух дней, авансовый платеж в размере 30 % от стоимости предмета лизинга. Постановку на учет в ГИБДД осуществляет лизингополучатель, а балансодержателем выступает лизинговая компания. Контракт, заключенный в рамках программы, предусматривает обязательное страхование на весь срок договора лизинга плюс три месяца. При этом клиент осуществляет страхование в соответствии с действующими на момент оформления страхового полиса тарифами, причем в компании не только выбранной, но и согласованной клиентом с ЗАО «Система Лизинг 24».

Условия довольно демократичные, поскольку нет жесткой кабальной привязки к конкретной компании или компаниям. Как это работает? Очень просто. Озвучим схему сделки для тех, кто раньше не имел дела с лизингом и плохо представляет суть лизинговых взаимоотношений. Перевозчик подает заявку в лизинговую компанию, которая заключает с ним договор. По нему клиент совершает авансовый платеж в размере 30 % от стоимости автомобиля или автомобилей. Лизинговая компания, в свою очередь, заключает договор купли-продажи с «Группой ГАЗ» и также вносит аванс. «Группа ГАЗ» передает лизингополучателю приобретаемое во временное пользование имущество. Затем лизинговая компания страхует приобретаемую технику в страховой компании на весь срок лизинга. Сам лизингополучатель осуществляет платежи в безналичной форме - со своего расчетного счета на счет лизинговой компании. Наконец, по окончании договора лизинга имущество передается в собственность перевозчика, конечно, при отсутствии задолженности и выплаты всех лизинговых платежей.

Стоит обратить внимание на то, что у многих лизинговых компаний никаких особых условий для предприятий малого бизнеса, а уж тем более для ЧП нет. Хочешь – принимай общие условия, а нет – не морочь голову и не отвлекай пустыми расспросами.

 

От 1,2 % - реально?!

На прошедшей в конце августа в Москве выставке «Интеравто-2009» представители «Группы ГАЗ» рекламировали лизинг с удорожанием от 1,2 % в год. У большинства коммерсантов такая заявка вызвала ироническую усмешку, и совершенно напрасно. Компания «Элемент Лизинг» и ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» разработали совместную программу по финансированию всего модельного ряда легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков ГАЗ, условиями которой предусмотрен и столь низкий процент удорожания. Формируется он за счет предоставления специальной цены на приобретаемый с помощью лизинговых средств автомобиль. Ставка 1,2 % годовых предоставляет собой величину затрат клиента, связанных с получением лизинговых средств по разработанной программе, так что никакого обмана нет.

Следует иметь в виду, что программа рассчитана в основном на покупателей «Газели». Этот автомобиль по праву можно назвать народным, так как он самый востребованный в своем ценовом сегменте. В 2007 г. «Газель» приобрели 134 тыс. перевозчиков в России, плюс тысячи транспортников в Беларуси, Украине, Казахстане, Прибалтике. Вообще, эту рабочую лошадку можно встретить и далеко за пределами самой России и ее соседей – в Молдавии, Польше, Турции и многих других странах. Популярность машины объяснима неприхотливостью и ценовой доступностью, а также целым рядом веских аргументов: простотой обслуживания, низкими эксплуатационными расходами, ремонтопригодностью и т. п. В настоящее время рыночная стоимость подержанной «Газели» сопоставима с затратами на ее приобретение три года назад. И даже при наличии ржавого кузова продать такой автомобиль на вторичном рынке сегодня не проблема.

Однако заявленное удорожание от 1,2 % вовсе не означает поголовное соответствие всех контрактов данным параметрам. Указанная ставка действительна лишь при строго определенных условиях, уточнять которые необходимо непосредственно у лизингодателя. А вообще, ставка удорожания, разумеется, зависит от срока договора лизинга, размера авансового платежа и вида графика погашения задолженности.

Привлекательной стороной нового предложения являются приемлемые условия заключения контракта. В частности, лизингодатель требует минимальный пакет документов для принятия решения о заключении договора лизинга и не терроризирует делового партнера надуманными мерами подстраховки. Процедура оформления сделки довольно проста и прозрачна: никаких скрытых платежей нет, а система погашения суммы финансирования расписана в четком графике на весь срок договора лизинга. Кроме того, решение принимается быстро, без проволочек. Так что если перевозчик по каким-то причинам получит отказ, у него будет время на обращение и заключение сделки с другой лизинговой компанией.

 

Таблица 3. Параметры программы финансирования легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков ГАЗ

 

Предмет лизинга

Легкие коммерческие и среднетоннажные грузовики ГАЗ, включая спецтехнику на их базе

Срок лизинга, мес.

12 – 36

Авансовый платеж, %

30 – 49

Удорожание, %

От 1,2

Валюта договора лизинга

Рубли РФ, доллары США

Обязательное страхование

КАСКО, ОСАГО

Клиенты

Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели

География действия

Любой регион РФ

Срок действия программы

До 31.12.2009 г.

 

Перечень документов для юридических лиц и ИП:

- учредительные документы;

- копия паспорта руководителя и поручителя;

- финансовая отчетность на последнюю отчетную дату.

Перечень документов для физических лиц:

- два документа, удостоверяющих личность (паспорт, водительские права);

- паспорт поручителя;

- для мужчин моложе 27 лет – военный билет или документ, подтверждающий освобождение от службы в ВС.

В обоих случаях (для ИП, юридических и физических лиц) предоставление документов, подтверждающих право собственности на транспортные средства, приветствуется.

 

«Наши» предпочтительнее?

Бытует мнение, что самые «шоколадные» условия по лизингу коммерческой техники предлагаются только для машин российского, белорусского, украинского производства. Но, поверьте, это широко распространенное заблуждение. Речь не столько о процентных ставках, авансовых платежах и годовом удорожании, сколько об удельной переплате в конкретном денежном выражении. Дело в том, что импортные грузовики, фургоны и микроавтобусы стоят дороже, чем произведенные в СНГ, отсюда и ощутимая разница. Но если смотреть в корень, то в процентном отношении переплата за взятых в лизинг «коммерсантов» между «нашими» и «чужими» автомобилями выровнялась. Российские машины чуть-чуть подорожали, а ввезенные из-за рубежа до января 2009 г. продают со скидками, причем с довольно внушительными.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров из рекламных кампаний представительств европейских производителей и их официальных дилеров в России. Так, коммерческий транспорт Citroеn 2008 г. «просел» в розничной сети на 35 – 38 %. При рыночной стоимости 424 тыс. рублей 75-сильный фургон Citroеn Berlingo First 1.4 i в начале осени предлагали за 274 тыс. рублей, что на 150 тыс. рублей (или на 35,4 %) меньше. На 100-сильный цельнометаллический фургон Citroеn Jumper 30 L1H1 2.2 HDi скидка еще больше: минус 300 тыс. рублей, или 36,63 % (519 000 рублей вместо первоначальных 819 000 рублей). Самая большая в процентном отношении скидка касается фургона Citroеn Berlingo First с дизельным двигателем рабочим объемом 1,9 л и мощностью 71 л. с. Этот автомобиль потерял 37,98 % своей рыночной стоимости и теперь доступен за 289 тыс. рублей вместо прежних 466 тыс. рублей.

Что же касается «наших» коммерческих автомобилей, то они привлекают покупателя приспособленностью к условиям эксплуатации в России и других странах СНГ, доступностью запасных частей и быстрой окупаемостью. По данным производителя, срок окупаемости «Газели» составляет от 8 до 18 месяцев, «Валдая» – чуть больше, и это сильный аргумент в пользу российской техники. Впрочем, кризис смешал все карты. Ну когда в РФ можно было приобрести импортный фургон (тот же Citroеn Berlingo First 1.4 i) за 9 тыс. долларов США?! А если учесть всевозможные акции и спецпредложения лизинговых компаний, то преимущество российской техники в ряде случаев полностью сойдет на нет.

Впрочем, есть и такой аргумент в пользу приобретения в лизинг российского автотранспорта, как государственная программа субсидирования. Например, банк ЗАО «ВТБ 24» реализует ее совместно с АМО «ЗИЛ», что позволяет брать российские грузовики в лизинг на льготных условиях. Услуги лизинга оказывает ЗАО «Система Лизинг 24». Программа действует при покупке автомобиля российского производства, включенного в перечень, утвержденный Министерством промышленности и торговли РФ. Она позволяет снизить затраты на две трети от ставки рефинансирования ЦБ РФ (10,75 %), а это далеко не копейки, как может показаться на первый взгляд. Программа субсидирования затрат по лизингу в данном случае доступна по действующим предложениям «Лизинг-Стандарт» и «Лизинг-Партнер» от «ВТБ 24».

По указанным программам обеспечения не требуется, авансовый платеж составляет от 20 %, разрабатывается индивидуальный график платежей. Срок принятия решения занимает от двух дней, а остальные условия как под копирку сходны с предложениями большинства других фирм: балансодержатель – лизинговая компания, постановку на учет осуществляет лизингополучатель, страхование обязательно на срок договора лизинга плюс три месяца и т. д. Главный итог партнерства – экономия перевозчика на приобретении транспорта. А разве этого мало? Ведь при покупке иномарок никаких субсидий вы абсолютно точно не получите…

Автомобиль российского производства можно приобрести на льготных условиях в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» при активном участии ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк РФ». В этом случае действует программа «Владелец личного подсобного хозяйства», по которой банки предоставляют заемные средства с субсидированием части процентной ставки со стороны государства. Можно приобрести автотранспорт в лизинг по льготной схеме через ОАО «Росагролизинг». Для этого необходимо предоставить в компанию копию договора лизинга или сублизинга.

Одним словом, вариантов много, и для машин российского производства их больше, чем для техники белорусского, украинского и уж тем более европейского происхождения. Не исключено, что в условиях затянувшейся рецессии будут приняты дополнительные меры поддержки российских автопроизводителей. Это заставляет перевозчиков хорошенько задуматься перед принятием окончательного решения о покупке для своей хозяйственной деятельности той или иной марки грузовых автомобилей. Тут самое время вспомнить об известной народной пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь», ведь в случае ошибочного решения кусать локти будет поздно: продать технику на вторичном рынке за хорошие деньги сейчас не так просто.

 

Полезная унификация

Первое полугодие 2009 г. охарактеризовалось тем, что на рынке коммерческого транспорта появилось множество предложений о продаже импортных машин по особым ценам. В данном случае подразумевается не простое предоставление скидок, а формирование партий автомобилей с так называемыми фиксированными опциями. Известно, что чем больше унифицированной техники в одной партии, тем меньше стоимость каждого отдельно взятого экземпляра. А значит продать «пакетированный» автомобиль гораздо проще. Особенно это справедливо в отношении крупных и средних компаний, формирующих или обновляющих уже существующий автопарк.

Подобные программы для увеличения продаж несколько лет назад были разработаны для легковых, а затем и для грузовых иномарок. Такие пакеты практиковали легковые Volvo и Mercedes-Benz, грузовые Renault, Scania, MAN, DAF. Теперь вот дошла очередь до мало- и среднетоннажников Volkswagen. Принцип формирования комплектации тот же – включить в оснащение автомобиля самое востребованное оборудование.

Грузовые модификации получили стандартный набор в виде правой сдвижной двери закрытого отсека со скрытой направляющей и задних подвесных «ворот», утопленной подножки с защитной вставкой, обивки потолка грузового отделения и боковин до половины высоты. В комплектацию включили адаптацию для зон с холодным климатом, жидкостной подогреватель, освещение кабины и грузового отделения. Покупателям VW Transporter на выбор предлагается трехместная кабина со сдвоенным пассажирским сиденьем, а клиентам, выбравшим шасси или бортовую модификацию, – то же самое или шестиместная двойная кабина с задним сиденьем-сундуком.

Большинство акционных «коммерсантов» легко узнать по некрашенным бамперам из массива серого пластика, устойчивого к царапинам, наружным зеркалам с электроприводом и обогревом, стеклоподъемникам и аудиоподготовке – антенне и четырем динамикам. Также в этих «немцах» используются обогреваемые форсунки омывателя ветрового стекла и полноразмерная «запаска». И таких унифицированных автомобилей разных модификаций несколько. В общем, есть из чего выбирать.

 

Таблица 4. Грузовые версии VW Transporter 

 

Базовые характеристики

Kasten,

короткая база

Kasten,

длинная база

Автомобильное шасси

Грузоподъемность, кг (полная масса)

505 - 815 (2,6 т);

1190 - 1391 (3,2 т)

517 - 970 (3,0 т);

1013 - 1361 (3,2 т)

785 (2,8 т);

1385 (3,0 т)

Размеры грузового отделения, мм

2543х1692х1410 (станд. крыша); 2543х1692х1626 (средняя крыша)

2943х1692х1410 (станд. крыша); 2943х1692х1626 (средняя крыша); 2943х1692х1940 (высокая крыша)

Максимальная рекомендуемая длина надстройки 3264

Объем грузового отделения, м3

5,8 (станд. крыша); 6,7 (средняя крыша)

6,7 (станд. крыша); 7,8 (средняя крыша); 9,3 (высокая крыша)

 

Расход топлива с мотором 1.9 TDI на скорости 90 км/ч, л/100 км

6,1 (станд. крыша); 6,3 (средняя крыша)

6,1 (станд. крыша); 6,3 (средняя крыша); 7,0 (высокая крыша)

 

7,4

Такелажные петли в грузовом отделении, шт.

6

8

Колесные диски

6,5х16

6,5х16

6,5х16

Размер шин

205/65 R16

205/65 R16

205/65 R16

Тормозные механизмы

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Покрытие пола в кабине

Резиновое

Резиновое

Резиновое

Рыночная стоимость, руб.

От 795 000

От 865 000

От 715 000

 

Решая задачу оптимизации продаж, Volkswagen отобрал цельнометаллические фургоны, шасси и шасси с бортовой платформой производства 2008 г. и подготовил для них программу «CarePort. Финансирование». Она охватывает машины, находящиеся непосредственно в дилерских центрах по всей стране, и предусматривает специальные ставки лизинга, а именно – удорожание от 4 % в год. В дополнение к таким привлекательным исходным условиям клиент получает в подарок комплект зимней резины. Внеся на начальном этапе только 40 % от специальной цены по акции, в течение 13 месяцев лизинга удорожание составляет всего 4 % (см. табл. 5). За этот срок перевозчик выплачивает всю стоимость автомобиля, за исключением символического остатка в 0,1 % от первоначально заявленной стоимости.

Конечно, 40 % аванса – сумма довольно внушительная даже при покупке одной единицы техники, не говоря уже о партии из нескольких машин. Да и 13 месяцев – чересчур короткий срок для договора лизинга. К тому же ежемесячный платеж в размере 40,8 тыс. рублей маленьким никак не назовешь. Но ведь бесплатного сыра, как известно, не бывает, а банку нужно хоть что-то заработать, тем более что в условиях финансовой нестабильности строить долгосрочные прогнозы – дело бесперспективное и абсолютно неблагодарное.

Кстати, указанная ставка среднегодового удорожания в 4 % распространяется не на все грузовые модификации VW Transporter. Например, шасси можно приобрести в лизинг с удорожанием от 7,2 %, а по специальной программе, реализуемой ООО «Фольксваген Групп Финанц», и вовсе практикуется ставка в 8,1 % (см. табл. 6). Это вдвое больше, чем такая привлекательная четырехпроцентная ставка, утвержденная для лизинга грузовых фургонов. Но тут уж ничего не поделаешь: представительство Volkswagen произвело расчет на приемлемых для себя условиях. И было бы глупо рассчитывать на то, что даже в кризисный год такая мощная и авторитетная структура станет заниматься неоправданной благотворительностью. Чего ради?!

 

Таблица 5. Варианты лизинга для покупателей грузового фургона VW Transporter Kasten стоимостью 795 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

318 000

397 500

198 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

16,93

4,00

7,52

10,97

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

44 300

40 800

16 700

32 600

 

Таблица 6. Варианты лизинга для покупателей шасси VW Transporter стоимостью 715 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

286 000

357 500

178 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

19,81

8,10

9,28

13,59

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

41 550

38 250

15 650

30 550

 

Дешевые малотоннажники

Отдельной строкой в новой программе Volkswagen для РФ стоят малотоннажные автомобили. Дело в том, что в условиях кризиса произошло частичное смещение приоритетов в выборе коммерческого транспорта. В частности, вырос спрос на такую технику, и реальностью стало вполне ожидаемое закономерное искривление русла денежных рек в сторону автомобилей грузоподъемностью до 1 т.

Уловив эту тенденцию еще в начале текущего года, некоторые компании постарались если и не сделать акцент в продажах на эту категорию техники, то подготовить для перевозчиков свои «шоколадные» условия. Особенно ярко это нашло отражение опять-таки в коммерческих предложениях ООО «Фольксваген Групп Рус» и его партнеров, и в первую очередь - компании «Фольксваген Финансовые Услуги Рус». Активную пропаганду специальной акции на автомобили по сниженным ценам со льготными условиями лизинга департамент коммерческих автомобилей начал в июле 2009 г. и продолжает до сих пор. Название CarePort с приписанным лозунгом «Всеобъемлющая мобильность» свидетельствует о том, насколько серьезно компания подготовилась к рыночной лихорадке, и как она стремится потакать желаниям потенциальных клиентов.

Как и в случае со среднетоннажниками Volkswagen, для покупателей «меньших братьев» с более скромной грузоподъемностью была подготовлена ограниченная по количеству партия всех версий грузовых цельнометаллических фургонов Caddy Kasten и Caddy Maxi Kasten с удлиненной колесной базой. Они тоже оснащены наиболее востребованными у перевозчиков опциями, а иногда даже и сверх того (см. табл. 7). Например, уже в стандартном исполнении присутствует полка над лобовым стеклом, защитная накладка по нижнему канту проема задней двери, гидроусилитель рулевого управления. Есть также исполнение для холодных регионов, ABS и ASR, а вот ESP отсутствует. В большинстве автомобилей по акции установлен полный электропакет, включающий электрические стеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал, центральный замок с дистанционным управлением. Выполнена и радиоподготовка, благодаря чему есть встроенная в лобовое стекло антенна.

Машины производства 2008 г., поэтому заметная разница в цене со «свежеиспеченными «немцами» 2009 г. вполне объяснима. Кроме специальной цены, дополнительно клиент получает в подарок комплект зимней резины. И, как и в первом случае, за данной техникой не надо ехать в Москву или искать ее в каком-то строго определенном месте: находится она непосредственно в дилерских центрах по всей России. И если где-то остаток товарных запасов уже распродан, можно обратиться в ближайший дилерский центр Volkswagen.

 

Таблица 7. Грузовые версии VW Caddy Kasten 

 

Базовые характеристики

Kasten

Maxi Kasten

Грузоподъемность, кг

До 800

До 800

Размеры грузового отделения, мм

1781х1181х1257

2250х1181х1257

Объем грузового отделения, м3

3,2

4,2

Число мест в кабине

2

2

Перегородка за передними сиденьями

Глухая

Глухая

Колесные диски

6,5х16

6,5х16

Размер шин

205/65 R16

205/65 R16

Передние тормозные механизмы

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Задние тормозные механизмы

Дисковые

Дисковые

Покрытие пола в кабине

Резиновое

Резиновое

Внутренняя обивка грузового отсека

Ламинированный ДВП

Ламинированный ДВП

Рыночная стоимость, руб.

От 495 000

От 575 000

 

Специальные ставки лизинга касаются цельнометаллических фургонов Caddy Kasten стоимостью от 495 тыс. рублей и Caddy Maxi Kasten стоимостью от 575 тыс. рублей. Условия приобретения не загоняют покупателя в рамки одного предложения, оставляя за ним право выбора. На усмотрение лизингополучателя, выбравшего Caddy Kasten, может быть заключен контракт без авансового платежа сроком на 24 месяца или на тот же срок с первым взносом в размере 25 % (см. табл. 8). При желании не переплачивать клиенту придется мириться с 40-процентным авансом и 13-месячными равновеликими платежами. А уж если жизнь заставит выбирать минимальный ежемесячный платеж, тут надо сделать ставку на 36-месячный лизинг, правда, и вносить сразу потребуется половину стоимости автомобиля.

Аналогичные условия предусмотрены и для покупателей фургонов Caddy Maxi Kasten (см. табл. 9). Процентные ставки среднегодового удорожания практически такие же, разница лишь в абсолютных размерах первого взноса и ежемесячных платежей. И здесь у перевозчика есть выбор: не делать первый взнос, минимизировать ежемесячные платежи или максимально сэкономить на общей сумме контракта.

 

Таблица 8. Варианты лизинга для покупателей грузового фургона VW Caddy Kasten стоимостью 495 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

318 000

397 500

198 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

17,12

4,00

7,70

11,17

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

27 669

25 390

10 454

20 364

 

Таблица 9. Варианты лизинга для покупателей грузового фургона VW Caddy Maxi Kasten стоимостью 575 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

398 000

497 500

248 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

17,06

4,00

7,64

11,10

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

32 107

29 493

12 110

23 622

 

Доступные иномарки

Наряду с грузовыми моделями на рынке появилось немало интересных предложений и по пассажирскому транспорту, причем не только по большим автобусам. Акциями охвачены микроавтобусы и минивэны, универсалы повышенной вместимости и другие транспортные средства для перевозки небольшого количества людей. И если производители лайнеров большого и особого большого класса подвинуться в цене не могут, то их коллеги в более скромных весовых категориях – вполне. Но даже в этом случае язык не повернется назвать такие шаги демпингом.

Тот же Volkswagen подает распродажу складских остатков 2008 г. как специальную акцию, по которой модели Transporter Kombi и Caravelle с остекленным кузовом стали доступнее. Машины оборудованы гидроусилителем руля и травмобезопасной рулевой колонкой, регулируемой по вылету и углу наклона. Transporter Kombi оснащен подушкой безопасности водителя, а Caravelle – еще и эйрбегом пассажира. Модель Caravelle также имеет комфортную обивку потолка кабины с поручнями и солнцезащитными козырьками, кондиционер или климат-контроль. Все версии машин оснащены антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) системами, а также полностью независимой подвеской. Она, кстати, адаптирована для эксплуатации в России: усиленная, с увеличенным дорожным просветом.

 

Таблица 10. Пассажирские версии VW Transporter и VW Caravelle 

 

Базовые характеристики

Transporter Kombi

Caravelle Trendline, короткая база

Caravelle Comfortline, длинная база

Число мест в салоне (категория)

До 8 в 3 ряда (М1); до 11 в 4 ряда (М2)

До 9 в 3 ряда (М1); до 11 в 4 ряда (М2)

До 9 в 3 или 4 ряда (М1); до 11 в 4 ряда (М2)

Число мест в кабине, включая водительское

3

2

2

Размеры салона, мм

2543х1692х1410

2543х1692х1410

2943х1692х1410

Расход топлива с мотором 1.9 TDI на скорости 90 км/ч, л/100 км

 

7,5 - 8,1

 

7,5 - 8,1

 

7,5 - 8,1

Колесные диски

6,5х16

6,5х16

6,5х16

Размер шин

205/65 R16

205/65 R16

205/65 R16

Тормозные механизмы

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Дополнительный отопитель салона

Есть

Есть

Есть

Покрытие пола в кабине

Резиновое

Резиновое

Резиновое

Рыночная стоимость, руб.

От 995 000

От 1 300 000

От 1 440 000

 

Таблица 11. Варианты лизинга для покупателей пассажирского VW Transporter Kombi на 8 - 11 мест стоимостью 995 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

398 000

497 500

248 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

16,87

4,00

7,46

10,92

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

55 400

51 050

20 800

40 750

 

Таблица 12. Варианты лизинга для покупателей микроавтобуса VW Caravelle на 8 - 11 мест стоимостью 1 300 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

520 000

650 000

325 000

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

16,81

4,00

7,40

10,86

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

72 350

66 700

27 100

53 150

 

До активной фазы экономического кризиса нечего было мечтать о солидных бонусах при покупке универсалов повышенной вместимости – таких, например, как VW Caddy Kombi, Caddy Maxi Kombi и Caddy Life. Собственно, сбрасывать цену было не с чего – она и так казалась довольно демократичной. Но зависание подобных автомобилей у официальных дилеров по всей стране подсказало путь к финансовым источникам потребителей. Конечно, не все они профессиональные автоперевозчики, среди них не только частники, но также корпоративные клиенты. Для них и была разработана программа, аналогичная новым схемам реализации других моделей Volkswagen 2008 г. выпуска.

Изобретать велосипед не потребовалось, и авторы идеи просто унифицировали программу комплектации и формирования розничной цены данных автомобилей. В результате получился вполне конкурентоспособный продукт, востребованный рынком. Хотя степень этой востребованности, по большому счету, еще предстоит оценить. Кстати, мы вправе ожидать от игроков рынка и новых предложений, причем в ближайшем будущем.

 

Таблица 13. Пассажирские версии VW Caddy Kombi 

 

Базовые характеристики

Caddy Kombi

Caddy Life

Caddy Maxi Kombi

Грузоподъемность, кг

До 698

До 658

До 658

Размеры грузового отделения, мм

1354х1181х1238

1354х1181х1238

1824х1181х1238

Число мест

5 или 7

5 или 7

5 или 7

Перегородка за передними сиденьями

Нет

Нет

Нет

Колесные диски

6,5х16

6,5х16

6,5х16

Размер шин

205/65 R16

205/65 R16

205/65 R16

Передние тормозные механизмы

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Дисковые, вентил.

Задние тормозные механизмы

Дисковые

Дисковые

Дисковые

Покрытие пола в кабине

Ковровое

Ковровое

Ковровое

Покрытие пола в салоне

Ковровое

Ковровое

Ковровое

Рыночная стоимость, руб.

От 660 000

От 760 000

От 740 000

 

Таблица 14. Варианты лизинга для покупателей пассажирского фургона VW Caddy Kombi стоимостью 660 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

520 000

650 000

325 000

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

16,70

4,00

7,58

11,04

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

36 823

33 853

13 870

27 083

 

Таблица 15. Варианты лизинга для покупателей пассажирского фургона VW Caddy Maxi Kombi стоимостью 740 000 руб.

 

Условия программы

Нулевой первый взнос

Минимальное удорожание

Минимальный ежемесячный платеж

Сбалансированный вариант

Первый взнос, %

0

40

50

25

Первый взнос, руб.

0

286 000

357 500

178 750

Срок лизинга, мес.

24

13

36

24

Удорожание в год, %

16,95

4,00

7,54

11,00

Остаточная стоимость, %

0,10

0,10

0,10

0,10

Ежемесячный платеж, руб.

41 261

37 957

15 526

30 341

 

Признаться, данный материал очень хотелось завершить на оптимистичной ноте. Но тут правительство РФ взяло да и охарактеризовало 2010-й годом стагнации экономики - не больше, но и не меньше… А это значит, что российский рынок лизинга автомобильного транспорта ожидают существенные изменения.