Контроль "Мобильный контроль"


 

Роман КЛОЧКО

Фото автора

 

Появление при выезде или въезде в населенные пункты стационарных весовых комплексов у водителей большегрузов возражений не вызывает. Другое дело - передвижные весовые комплексы, это явление для Украины новое.

Еще пару лет назад Украина была единственной страной Европы, где не был введен габаритно-весовой контроль. Но после принятия постановления Кабинета министров Украины «О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования» в 2007 году началось активное развитие этого направления. Почти год длилась работа по разработке разного рода нормативных документов и только в октябре прошлого года на дорогах Украины начали работать первые передвижные пункты весового контроля.

 

Веские причины

Украинские дороги рассчитаны на машины общим весом до 38 т. Сохранность дорог - это хлопоты не только автодорожных служб, но и самих водителей, ведь ничто так не разрушает дороги, как автомобили, вес которых превышает расчетные нормативы.

Чтобы хоть как-то нивелировать ситуацию, перегруз должен оплачиваться.

Все довольно просто и понятно. Если есть необходимость везти тяжелый груз - обращайтесь в Укравтодор или его областное представительство (если маршрут проходит в пределах одной области). Там, исходя из расчетных параметров транспортного средства, предлагают оптимальный с точки зрения сохранности дорог маршрут и выдают согласительную документацию, в которой рассчитывается и плата. Согласно утвержденным ставкам большегрузные машины за общую массу 38 - 40 т должны оплатить 0,02 евро за каждый километр расстояния, 40 - 44 т - 0,1 евро, 44 - 52 т - 0,2 евро, 52 - 60 - 0,27 евро, свыше - 0,78 евро за каждые следующие 10 т. При этом большегрузные машины с превышением допустимых осевых нагрузок до 5 % должны будут платить 0,05 евро за каждый километр, с превышением нагрузки на 5 – 10 % - 0,1 евро, 10 – 20 % - 0,27 евро, с нагрузкой выше - 0,15 евро за каждые следующие 5 %.

 После согласования маршрута и его оплаты отправляйтесь в ГАИ, где непосредственно и выдают разрешение. ГАИ также может в отдельных случаях предоставить сопровождение, но это в основном касается негабаритных транспортных средств.

«У нас бывали случаи, когда за разрешительной документацией обращались собственники транспортный средств, масса которых достигала 120 т», - говорит начальник отдела организации и безопасности дорожного движения Службы автомобильных дорог Украины в Полтавской области Алексей Чернюк.

Качество дорог напрямую зависит от массы проезжающих по ним машин. Особенно актуально этот вопрос встает летом. Под воздействием большого веса и высокой температуры асфальт начинает расплываться.

- Летом, если температура воздуха поднимается свыше 28 градусов, то мы ограничиваем движение транспортных средств. Делаем это с помощью дорожных знаков. Но соблюдение этих ограничений возможно только при высокой культуре водителей, - сетует начальник отдела по надзору за состоянием автомобильных дорог одного из областных ГАИ.

Хотя, честно говоря, доводилось видеть в Донецкой области десятки грузовиков в очереди перед знаком, запрещающим проезд при высоких температурах и больших нагрузках на ось. Что приятно, большинство водителей, особенно «международников», с пониманием относятся к проблеме и готовы соблюдать подобные ограничения, лишь бы были условия.

- Мой грузовик от европейского производителя, а посему очень комфортный, но даже в нем при 35-градусной жаре стоять на обочине особого удовольствия нет. Я бы не против в это время принять душ или поесть в нормальных условиях, - рассказывает водитель контейнеровоза Вячеслав.

В Укравтодоре и дочерних предприятиях согласны с подобными замечаниями, но лишь разводят руками, мол, придорожная инфраструктура в компетенции других служб.

Наиболее злостными нарушителями в Укравтодоре считают машины с двумя двадцатифутовыми контейнерами на одной платформе. Как правило, такие автомобили весят шестьдесят и более тонн. И когда речь идет о подобных нагрузках, то разрушение дорожного покрытия - это только цветочки. Такие автомобили являются потенциальными инициаторами ДТП, ведь управлять таким «локомотивом» крайне сложно, особенно в экстренных ситуациях. На мостах и эстакадах риск аварий возрастает вдвое, потому что построены они давно, а расчетная нагрузка редко превышает 40 т.

Внутренние перевозчики в неофициальных разговорах отмечают, что стараются выбрать путь покороче (чтобы топливо сэкономить), а потому на подобные ограничения внимания не обращают.

- У меня автомобиль весит 16 т плюс полуприцеп-контейнеровоз почти 5 т, а контейнер согласно мировым нормам отправки весит 20 - 22 т, получается общий вес порядка 42 т, – говорит водитель-дальнобойщик Леонид.

Его негодование можно понять, ведь он всегда ездит с перегрузом, а значит - платит.

Ради справедливости отметим, что на сайте Укравтодора есть перечень маршрутов, на которых допускается движение транспорта с превышением установленных норм габаритов и веса. И если для негабаритов выбор весьма велик, то для автомобилей полной массой 40 т (для контейнеровозов разрешается 44 т) маршрут только один Киев - Одесса. Но ведь грузы нужно возить и в Днепропетровск, и в Харьков…

 

По-европейски

Дорожники решили твердо бороться с разрушением дорог. А как иначе? Украина претендует на звание транзитного государства, а с нынешним дорожным покрытием не то что транзитные, но и внутренние перевозки на грани срыва.

 - Мы хотим предупредить разрушение дорог и избежать их перегрузки. Передвижные весовые комплексы позволят максимально обеспечить ситуацию, чтобы такой перегрузки не было, - убежден глава Укравтодора Владимир Демишкан.

- Украинские дороги построены 30 - 40 лет назад и рассчитаны на нагрузку 6 т на ось, сейчас эта нагрузка выросла до 11 т на ось, - отмечают в Укравтодоре.

По словам заместителя главы Государственной службы автомобильных дорог Украины Олега Слизконоса, контроль и взимание платы за превышающие параметры - дополнительный, а главное законный и европейский способ пополнить государственную казну в части средств, предназначенных для развития дорог.

Для этих целей в каждой области имеется свой мобильный передвижной габаритно-весовой комплекс, хотя в сравнении с другими странами это всего ничего. Например, в Румынии таких мобильных комплексов в десять раз больше.

Хотелось бы особенно отметить, что габаритно-весовой контроль на дорогах Украины четко регламентирован в правовом поле. Такой пункт не может быть установлен где попало, к месту его размещения существуют определенные требования. На сегодняшний день таких площадок (потенциальных мест расположения передвижных весовых комплексов) по всей Украине насчитывается 270.

Основным регламентирующим документом является «Порядок совершения габаритно-весового контроля и платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортом, весовые и габаритные параметры которого превышают допустимые нормы».

Там четко указано, что контроль по отношению как к украинским, так и международным перевозчикам осуществляют специалисты дочерних (обласных) предприятий Укравтодора совместно с сотрудниками Госавтоинспекции. Это важно знать, потому что многие водители отказываются заезжать на весы, думая, что это очередной способ обдираловки.

- Нужно провести масштабную информационную кампанию, поскольку очень много водителей по отношению к нам проявляют агрессию, если мы просим их проследовать через весовой комплекс, - говорит сотрудник ГАИ.

А на сотрудников ГАИ как раз и возложены обязательства по остановке транспортного средства и направлении его на весовой контроль.

Персонал передвижного габаритно-весового комплекса состоит из пяти человек. Трое из них представляют Укравтодор: начальник пункта, инженерно-технический работник и водитель-регулировщик. Два человека - из ДПС. Дорожники в основном обеспечивают техническое сопровождение процесса.

Алгоритм работы прост: после того как инспекторы дорожно-патрульной службы остановили автомобиль, начальник передвижного комплекса совместно с сотрудником ДПС проверяют наличие разрешения для движения. Если нет разрешения или возникают сомнения, то автомобиль направляется на контроль весовых или габаритных параметров используя лицензионное программное обеспечение компьютера ГИБДД.

Автомобиль с минимальной скоростью наезжает на измерительные платформы, которые размещены прямо на асфальте, и результаты измерений рассчитываются автоматически, вносятся в базу данных и распечатываются в виде справки о результатах габаритно-весового контроля. Один экземпляр остается на пункте для отчетности, а второй отдается водителю во избежание повторных взвешиваний. Комплекс позволяет взвешивать отдельно каждую ось автомобиля и суммировать общий вес транспортного средства. Габаритный контроль проводится при необходимости. В основном фуры имеют стандартные размеры, поэтому их не проверяют.

Транспортное средство не может считаться негабаритным или перегруженным, если его параметры не превышают нормативы более чем на 2 %. По части общей массы мы уже говорили, а вот нагрузка по осям не должна превышать следующие показатели: 11 т на одиночную ось, 16 т на сдвоенную ось и 24 т на строенную.

Если автомобиль превышает установленные стандарты и не имеет разрешения, его передвижение блокируется. Служба составляет акт о превышении параметров, а работники ГАИ выписывают протокол о нарушении правил дорожного движения, ведь допустимые весовые и габаритные параметры транспортных средств регламентируются пунктом 22.5 Правил дорожного движения, а это значит, что водитель нарушил еще и ПДД.

Потом в онлайн-режиме в отдел габаритно-весового контроля ОАО «ГАК Автомобильные дороги Украины» отправляется соответствующий акт. Там рассчитывают сумму штрафа, а также согласовывается дальнейший маршрут задержанного автомобиля. Расчет штрафов довольно прост: он состоит из двойного тарифа за пройденный путь перегруза, а дальнейший маршрут (после задержания и оплаты штрафа) оплачивается по общепринятым ставкам. Для строенных осей с одиночными шинами плата за превышение допустимых нагрузок на ось возрастает еще в два раза.

Из центрального офиса на пункт контроля высылается квитанция, которая и предъявляется водителю для оплаты. Копии платежных документов высылаются уполномоченному дорожному предприятию. После оплаты автомобиль разблокируют и он сможет двигаться дальше в соответствии с согласованным маршрутом.

Водитель может привести габаритно-весовые параметры автомобиля в соответствие с установленными нормативами путем частичной разгрузки, перегруза на другой автомобиль или любым другим доступным способом.  

По словам работников весового комплекса, между выявлением нарушения и оплатой штрафа обычно проходит от нескольких часов до суток. В зависимости от того, насколько быстро водителю удается связаться с представителями перевозчика, а тем, в свою очередь, оплатить через банк необходимые квитанции.

В целом на сегодняшний день Укравтодор за превышение допустимых весовых параметров собрал чуть больше шести миллионов гривен. К примеру, строительство одного километра дороги дотягивает до пяти миллионов гривен. За первые шесть месяцев этого года на дорогах Украины было зафиксировано около 4 тыс. нарушений, связанных с перегрузом. В результате было выставлено счетов на сумму 325 тыс. евро, но уплачено только 25 тыс. Несмотря на небольшие суммы денег, автодорожники настроены оптимистически, мол, главная задача мобильного пункта - воспитательная. Например, с начала текущего года в Укравтодоре констатируют более частые обращения по согласованию маршрутов передвижения большегрузов.

 

Обратная сторона медали

Перевозчики в большинстве своем оптимизма автодорожников не разделяют.

Во-первых, они уверены, что максимально допустимые нормы занижены специально, чтобы заставить водителя платить за перегруз. И приводят примеры, что в странах, входящих в состав транспортных коридоров, допустимые нагрузки выше. Например, в Германии разрешенный вес автопоезда - 40 тонн, в Польше - 40, в Австрии - 42, в Словакии - 44, в Голландии - 50.

Во-вторых, для «международников» эта ситуация выглядит вообще катастрофически. С переходом европейских транспортников на нормы Евро-5 автомобили станут существенно дороже, а следовательно перевозчики будут стремиться к прибыльности в первую очередь за счет увеличения грузоподъемности. С учетом местных допустимых нагрузок через Украину никто не поедет, так как придется дополнительно платить за перегруз.

На украинских погранпереходах и вовсе констатируют, что около трети всех грузов, пересекающих границу, попадают под категорию "негабаритных" и "тяжеловесных". Основная причина - в низкой допустимой массе, по сравнению с Европой.

Или, скажем, рефрижераторные контейнеры (которые на 30 сантиметров выше обычных) в Европе считаются габаритными, в Украине же они попадают под категорию «негабарит».

Иностранцы, столкнувшись с ситуацией, когда бесплатно ехать нельзя, все больше предпочитают альтернативные маршруты через Румынию, Польшу и Беларусь.