МАФ - Регион "Волжский рассвет «МАФ-Региона»"


Конференция «Содружество» приняла обращение к правительству

 

Олег ЖАРКО

Фото Андрея ИЛЬИНА

 

Восемнадцатого сентября завершил свою работу V Международный автотранспортный форум. Но работа МАФ не закончилась торжественной церемонией вручения призов победителям конкурса «PROдвижение» на звание лучших грузовых автомобилей и автобусов 2009 года в России. Форум продолжил свою деятельность как уникальная профессиональная площадка обмена опытом представителей автотранспортного бизнеса, деятелей науки и персон действующей власти, как постоянно действующий большой круглый стол людей с опытом работы, авторитетная трибуна для проведения своих мыслей, планов и идей.

Шестого октября 2009 года стартовал пилотный проект «МАФ-Регион». На этот раз в качестве конференц-зала использовали мобильную площадку - теплоход «Федор Абрамов», который прошел по маршруту Самара - Казань – Нижний Новгород – Ярославль - Тверь. 15 октября «МАФ-Регион» финишировал в Москве.

 

Во всех городах по берегам Волги, где «Федор Абрамов» делал остановки, проходила конференция «Содружество» объединений автоперевозчиков, профсоюзов, представителей автотранспортного бизнес-сообщества, общественных объединений. В Самаре в работе форума приняли участие перевозчики некоммерческих партнерств (НП) «Белогорье» (отметим особо: это НП приняло участие во всех заседаниях конференции), «Средняя Волга», «Поволжье», в Казани - перевозчики некоммерческого объединения «Логистическая ассоциация Татарстана» (ЛАТ), представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, отдел грузовых перевозок и логистики и Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, специалисты «Студии вождения Михаила Булгакова», кадрового агентства Logistic People Connection, концерна Volvo Truck, в Нижнем Новгороде – перевозчики НП «ОДП Владимирской области», «Трансрегиональное объединение перевозчиков», в Ярославле – перевозчики некоммерческого объединения «Ярославский автотранспортный союз», в Твери - НО «Тверской автотранспортный союз».

 

Нормотворческие проблемы и кадровый голод

Один из наиболее актуальных вопросов (в Казани он поднимался даже более остро, чем нормотворческие проблемы) – кадровый голод, который испытывают автотранспортные компании. Средний возраст водительского состава приблизился к критической отметке в 50 лет, а плановой масштабной работы по подготовке водителей не ведется фактически времен разгара перестройки. Перевозчики договорились встретиться в ближайшее время вновь, чтобы детально обсудить эту проблему и наметить план действий на ближайшую перспективу.

На конференции перевозчики волжских регионов обсуждали наиболее животрепещущие для автотранспортного сообщества России документы, которые кардинально меняют правила игры на российском автотранспортном поле: ответ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 июля 2009 г. № ПГ-2а-1471 на обращение к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу процедуры рассмотрения проекта технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»; технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»; «Перечень поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 года», Правительству Российской Федерации»; Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; повышение транспортного налога.

 

Перевозчики единодушны

Бурные дебаты вызвало введение в действие с 1 января 2010 г. «Перечня поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г., Правительству Российской Федерации», требования оснастить все автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки, ремнями безопасности.

Перевозчики всех регионов Волги, в которых работал «МАФ-Регион», единодушны в том, что необходимо обратиться к главе российского государства с просьбой об отмене Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств". А в дальнейшем – внести законопроект технического регламента (с учетом внесенных замечаний) в Государственную Думу для принятия его в форме Федерального закона, с учетом общественного мнения, широким обсуждением депутатского корпуса, профсоюзов, общественных организаций, объединений автотранспортников и автотранспортного бизнес-сообщества. Перевозчики считают, что необходимо пересмотреть сроки введения указанных в поручении президента технических средств контроля в связи с тем, что на сегодняшний день есть более современные технические средства контроля, в частности – системы спутниковой навигации.

Перевозчики единодушны и в том, что необходимо сформировать рабочую группу по вопросам отмены весенних ограничений проезда грузовых АТС по российским дорогам. Единогласно протестовали они и против повышения транспортного налога.

Обобщив итоги работы конференции, участники конференции «Содружество» объединений автоперевозчиков приняли обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину.

В нем к главе правительства перевозчики отмечают, что технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» распространяет свои требования не только на новые и ввозимые в Россию автомобили, но и на уже эксплуатируемые. А потому данным проектом затронуты права и законные интересы всех граждан, юридических лиц Российской Федерации, имеющих на праве собственности транспортные средства. Таким образом, считают перевозчики волжских регионов, невозможно принятие данного документа без широкого обсуждения общественности, т. е. в любой форме, кроме федерального закона.

Перевозчики высказали озабоченность и тем, что согласно новому техрегламенту существенно ограничивается разрешенная длина грузовых АТС. Сейчас на территории Российской Федерации все автопоезда имеют разрешенную длину 20 м. Ограничение длины до 16,5 м (седельный тягач + полуприцеп) и до 18,75 м (грузовик с прицепом) приведет к необоснованным затратам, необходимым для внесения изменений в конструкции транспортных средств, и – более того - потребует обновить автопарк или вообще уйти с рынка автотранспортных услуг ввиду невозможности работы в сегменте седельный тягач + полуприцеп, поскольку общая длина автопоездов варьируется от 16 м до разрешенных ПДД 20 м. Практически на 80 % ввезенные в страну капотные тягачи американского производства, а также российские КАМАЗ, «Урал» и т. д. не попадают в разрешенные 16,5 м. Большей части перевозчиков придется изыскать средства на переделку тягачей, прицепов, полуприцепов. Кроме того, это – еще и изменение в конструкции транспортного средства, которое надо регистрировать в ГИБДД. Все это, считают перевозчики, приведет к простоям техники и необоснованным расходам перевозчика.

Новый регламент изменил и еще одно важное обстоятельство. Пункт 24 технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает, что изготовитель, не являющийся резидентом Российской Федерации, должен иметь своего представителя в Российской Федерации, которым может быть только одно юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющееся ее резидентом. Представитель изготовителя должен обеспечивать выпуск в обращение в Российской Федерации продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, осуществляя контроль соответствия ввозимой продукции типам, прошедшим оценку соответствия. Таким образом, исходя из положений данного пункта, будет разрешена эксплуатация только тех автомобилей иностранного производства, чьи производители имеют в России свои официальные представительства. Если они прекратят свою деятельность, закончится и действие документов, удостоверяющих соответствие автомобилей техрегламенту. Участники конференции «Содружество» усмотрели в этом нарушение статьи 209 Гражданского кодекса РФ, исходя из смысла которой право собственности на транспортное средство раскрывается через три правомочия: владение, пользование, распоряжение. А данными транспортными средствами гражданин, юридическое лицо пользоваться (т. е. извлекать полезные свойства путем эксплуатации по назначению) не сможет.

Серьезные возражения вызвал и пункт, предусматривающий специальную процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на соответствие требованиям регламента: автомобиль, не имеющий сертификата ОТТС, не сможет ввозиться, продаваться и эксплуатироваться в России. Подача тем же заявителем заявки на оценку соответствия другого транспортного средства, принадлежащего к тому же типу, допускается не ранее чем через 12 месяцев с момента оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Однако этот пункт 60 фактически содержит в себе ограничение ввоза автомобилей частниками или независимыми импортерами, поскольку, получив сертификат соответствия на один автомобиль определенного типа (легковой, грузовой, автобус и пр.), подать заявку для проведения оценки соответствия следующего автомобиля того же типа независимый импортер сможет только через 12 месяцев.

Согласно «Перечню поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 года» Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые решения, обеспечивающие введение с 1 января 2010 г. обязательного требования о наличии ремней безопасности в транспортных средствах, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки. Однако конструкцией далеко не всех автомобилей, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предусмотрено наличие ремней безопасности. Кто будет давать разрешение вносить изменения в конструкцию транспортных средств и кто будет нести ответственность, если транспортное средство после внесения изменений не пройдет проверку соответствия? Что станет с автобусами, конструкция которых в принципе не позволяет вносить данные изменения? Отсутствуют нормативные требования к ремням безопасности, к их креплениям, к местам креплений. По большому счету вопрос о наличии ремней безопасности в транспортных средствах, осуществляющих междугородние пассажирские перевозки, нужно решать только с производителями автобусов. Кто рискнет внести изменения в конструкцию немецкого автобуса десятилетней давности выпуска? Кто утвердит эти изменения? Кто будет нести за это ответственность в случае тяжких последствий?

В связи с этим участники конференции считают, что все транспортные средства, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации на законных основаниях, должны остаться в том виде, в котором они были выпущены.

Непростая ситуация складывается и с оснащением транспортных средств тахографами. В обращении к главе российского правительства отмечается, что финансовая нагрузка на каждое транспортное средство, где заводом-изготовителем не установлен тахограф, составит не менее 35 тыс. рублей плюс тарировка каждого прибора и покупка устройства чтения. Участники конференции «Содружество» констатировали, что тахограф как средство контроля устарел технически и морально. Он не позволяет в полной мере контролировать автомобиль и водителя, а уж тем более делать посекундную аналитику произошедшего ДТП. В «Перечне поручений по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 года» Правительству Российской Федерации не дано четкого понятия «технические средства контроля». А в современном мире электроники существуют гораздо более современные электронные системы, вполне соответствующие понятию «технические средства контроля». Участники конференции считают, что для контроля режима труда и отдыха водителей целесообразнее вводить современные системы контроля транспорта, использующие ГЛОНАСС/GPS, которые помимо контроля РТО несут в себе полезные функции по дополнительному контролю водителя со стороны владельца бизнеса. Введение таких устройств позволит снизить финансовую нагрузку на перевозчика, поскольку контролировать РТО можно дистанционно – через технические средства, устанавливаемые на стационарных постах ГИБДД, которые могут считывать информацию с транспортного средства без его остановки.

Участники конференции «Содружество» поручили председателю МПВП А. В. Котову представлять конференцию «Содружество» в Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, Министерстве транспорта РФ. Отчитаться о проделанной работе он должен на следующей конференции «Содружество» с 10 по 17 мая 2010 г., которая будет проводиться в рамках «МАФ-Регион-2010».