Практика эксплуатации "КАМАЗ 4308: мал золотник и весьма недорог"


Роман МУРАШОВ

Фото автора

Среднетоннажный бортовой автомобиль КАМАЗ 4308 грузоподъемностью до 6,5 т позиционируется изготовителем как развозной грузовик. Первые опытные образцы автомобиля были собраны в конце 2003 года. Машина оснащена дизельным шестицилиндровым турбированным двигателем Cummins бразильского производства мощностью от 178 (180) л. с. Коробка переключения передач - производства ОАО «КАМАЗ» модели 141 (пятиступенчатая), сцепление однодисковое диафрагменное модели FS MFZ – 350 поставляется вместе с двигателем. Передний и задний мосты - камазовского производства. Балка передней оси КАМАЗ 4308 позаимствована у модели 5320; балка ведущего моста с литым картером. На серийных КАМАЗ 4308 стоит гидроусилитель рулевого управления (ГУР) от модели 53212.

По сравнению с КАМАЗами старших моделей рама более простая и менее трудоемкая в изготовлении. Лонжероны высотой 210 мм с прямым профилем по всей длине.

Впервые для российских серийных грузовиков на автомобиле установлены дисковые тормоза на всех колесах. Тормозные механизмы для 4308 на конвейер поставляет шведская фирма «Халдекс». Подвеска – передняя и задняя – на параболических малолистовых рессорах с пониженным внутренним трением и гидравлическими амортизаторами. Задний мост оснащен блокировкой межосевого дифференциала. Рулевой механизм грузовика с гидроусилителем.

Кабина КАМАЗ 4308 (серийная) без спального места – развозному грузовику оно и не требуется, снаружи появился новый бампер, ступенька с крылом, светотехника с двойными фарами. Правда, по просьбе отдельных заказчиков предприятие-изготовитель все же выпускает автомобили с кабиной со спальным местом для эксплуатации на расстояния средней дальности. Педали управления расположены «ступенькой» - педали газа и сцепления слишком выдаются вперед, как и у всех КАМАЗов, а «тормоз» расположен глуюже. Нужна привычка.

Варианты исполнения грузовика предусматривают его комплектацию тягово-сцепным устройством для буксировки прицепов массой до 8 т. Для удобства погрузки и разгрузки у автомобиля низкорамная конструкция.

Базовые технические характеристики автомобиля КАМАЗ 4308 2006 года выпуска

Двигатель

Cummins B5.9 180 CIV-0 (Евро-2)

Номинальная мощность, нетто, кВт (л. с.) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

113 (154), 2500

Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

131 (178), 2500

Максимальный крутящий момент, нетто, Н·м (кгсм) при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

640 (65), 1500

Расположение; число цилиндров;

рабочий объем, л

рядное; 6; 5,9

Колесная формула 

4х2 

Снаряженная масса шасси, кг 

4350 

Масса надстройки с грузом, максимальная, кг 

6500 

Полная масса автомобиля, кг 

11500 

Полная масса буксируемого автоприцепа, максимальная, кг 

8000 

Расход топлива, л/100 км 

~19 - 22

Максимальная скорость, км/ч  

105 

Внешний габаритный радиус поворота, м 

8,5 

Ресурс до капитального ремонта, тыс. км 

500 

Емкость топливного бака, л

125 - 250

Шины

245/70R19,5

Угол преодол. подъема, не менее, %

25

Напряжение, В

24

Аккумуляторы, В/Ачас

2х12/190

Генератор, В/Вт

28/2000

Высота погрузки, мм

910

Дорожный просвет, мм

190

 

В настоящее время ориентировочная цена автомобиля с бортовой грузовой платформой в базовой комплектации составляет около 1200 тыс. рублей.  

Себестоимость перевозок на км пробега бортовых автомобилей конкурентов КАМАЗ 4308

 

 

 

Автомобильный парк Щербинского лифтостроительного завода довольно многочислен и состоит из разношерстной техники. Среднетоннажных КАМАЗов у предприятия всего два. Они были приобретены и пущены в эксплуатацию в июне 2006 г. На тот момент времени это был своего рода эксперимент, поскольку КАМАЗ 4308 на рынке грузовых автомобилей модель сравнительно новая и еще недостаточно хорошо известная широкому кругу потребителей.

Водители были приятно удивлены, когда опробовали КАМАЗ 4308 в работе. Достаточная мощность 180-сильного дизеля Cummins бразильского производства обеспечивает уверенную тягу автомобилю с полной загрузкой. Машина легко управляется, дисковые тормоза всех колес показывают высокую эффективность при маневрировании в городском потоке. В меру комфортабельная кабина вкупе с малолистовой рессорной подвеской, снабженной еще и гидравлическими амортизаторами, позволяет водителю ощутить плавность хода даже негруженого автомобиля - машина не трясется, в кабине нет изводящего шума.

Задний мост с блокировкой дифференциала помогает автомобилю преодолевать обледеневшие подъемы. Низкая высота погрузочной платформы как нельзя лучше приспособлена к специфике предприятия – позволяет перевозить в случае необходимости лифтовые кабины как обычный груз, не оформляя дополнительных разрешений на перевозку негабаритов.

 

Специфика эксплуатации

Автомобили КАМАЗ 4308 Щербинским лифтостроительным заводом используются для перевозок различных грузов – начиная с кабин лифтов и заканчивая комплектующими деталями. По признанию руководителя автотранспортного цеха Геннадия Терешонкова, эти машины «пух» никогда не возили, практически все время с полной загрузкой. Другой фактор, осложняющий условия эксплуатации автомобилей, работа на заводской территории и в цехах, обусловленная необходимостью часто глушить машину. Посмотрим, как показали себя эти маленькие КАМАЗы по прошествии почти трех с половиной лет эксплуатации в отнюдь не щадящих условиях.

По данным на октябрь пробег каждого автомобиля за три с половиной года превысил первую сотню и находится в промежутке 115 - 120 тыс. км. Оба автомобиля эксплуатируются с открытой грузовой платформой, при этом одна из машин лицензирована под перевозку опасного груза (невоспламеняющегося газа) в стальных баллонах.

Маршрут движения автомобилей не выходит за пределы Московской области, при этом едва ли не половину рабочего времени машины работают, не выезжая за пределы заводских ворот или на перегрузочной площадке возле железнодорожной линии. Если бы двигатель автомобиля при этом не глушили, его пробег можно было бы считать в наработанных моточасах. Но в том-то и дело, что такой режим работы чреват для машины беспорядочными пусками и остановками двигателя, поскольку держать в цехе автомобиль с работающим двигателем нельзя. По имеющейся статистике, водителям КАМАЗов 4308 в среднем приходится делать по 15 пусков в час – это очень большая нагрузка в первую очередь на стартер. Но тем не менее в течение всего периода владения пусковые системы машин демонстрируют безотказную работу.

К тому же только спустя три с половиной года и 115 тыс. км пробега пришла пора менять тормозные колодки. Это первая замена, все это время на автомобилях эксплуатировались колодки, установленные еще на сборочном конвейере.

 

Поломки и ремонты

Оба автомобиля были приобретены в компании «Техинком». Практически сразу после покупки – в течение первых дней эксплуатации – выяснилось, что у одного из них не был отбалансирован карданный вал. Неполадку устраняли специалисты авторизованной станции технического обслуживания «Техинком» в рамках исполнения гарантийных обязательств. В дальнейшем и по настоящее время этот узел проблем владельцам автомобиля не доставлял.

Буквально накануне нашего знакомства с маленькими КАМАЗами у одного из них заменили редуктор заднего моста. Установленный на конвейере по прошествии трех с половиной лет эксплуатации рассыпался, видимо, из-за какого-то заводского брака. Но и здесь владельцев автомобиля ждал приятный сюрприз: новый оригинальный редуктор обошелся предприятию не многим более 30 тыс. рублей, что само по себе недорого.

В течение всего срока эксплуатации у этих двух представителей семейства 4308 была диагностирована одна общая болезнь: при полной загрузке у машин грелись ступицы задних колес. Как говорят, вскрытие показало, что провернулись подшипники в этих самых ступицах. Меняли собственными силами и вот к какому выводу пришли: в штатные места задних колесных ступиц на сборочном предприятии были установлены нештатные подшипники иностранного производителя, причем более дорогие по сравнению с оригинальными камазовскими. Все характеристики у них совпадали, кроме одной – у неоригинальных подшипников площадь поверхности внешней обоймы в два раза меньше по сравнению с оригинальными. Соответственно, в два раза меньше и площадь контакта поверхности внешней обоймы подшипника с поверхностью ниши в самой ступице, куда тот запрессован. А значит, была многократно превышена допустимая нагрузка на эту деталь. Характерная особенность: на машине без груза эти подшипники ведут себя нормально, по крайней мере внешне.

Проблему удалось решить подбором запчастей, соответствующих требуемым характеристикам.

На одном из двигателей сломался топливный насос низкого давления. Его устройство таково, что починить можно только методом замены в сборе, что и было сделано. Процедуру так же дорогой не назовешь, ее стоимость около 5 тыс. рублей. На двигателе второго автомобиля топливный насос тоже уже близок к замене.

Через год-полтора эксплуатации вышли из строя автономные отопители. Но это не беда отдельно взятой модели 4308, потому что российские отопители, устанавливаемые на весь модельный ряд КАМАЗа, ведут себя аналогично.

Первые машины, в числе которых рассматриваемые нами КАМАЗы 4308 Щербинского лифтостроительного завода, были укомплектованы медными окрашенными расширительными бачками для охлаждающей жидкости. Все было бы ничего, но протираются эти бачки в течение эксплуатации, слесари их уж паяли, лудили, а все бесполезно, протирается в новом месте. На одной машине медный бачок заменили на пластиковый – проблема исчезла. А спустя некоторое время и завод перешел на установку пластиковых расширительных бачков на эти автомобили.

Особое слово надо сказать о запасных частях – всего полгода, как обрели заметную доступность на рынке оригинальные камазовские запчасти. По сравнению с неоригинальными они, конечно, дороже, но и качество этих деталей существенно выше. Их ходимость на машине минимум в два раза выше, чем неоригинальных деталей.

 

О достоинствах автомобиля

Радует щербинских владельцев КАМАЗов 4308 сцепление – отходило уже более 100 тыс. км и по сей день не беспокоит. Это очень хороший показатель для автомобилей такого класса, причем в сравнении с импортными аналогами, но не всех марок, конечно.

За три с половиной года эксплуатации отлично себя показала штатная резина Matador 245/70 19,5, установленная на конвейере. За этот период времени заменили всего лишь четыре баллона, да и то из-за механических повреждений. А цены на шины такой размерности весьма высоки – около 9,5 тыс. рублей за единицу продукции, поскольку российские шинные заводы такой размерности в своем ассортименте не имеют и покупать приходится только импорт.

Хорошим решением производителя машин считается и двойная схема фильтрации подающегося в камеры сгорания топлива: первый фильтр с отстойником установлен на раме, второй – на блоке двигателя. Оба в хорошей доступности, облегчающей их замену. А менять фильтры здесь предпочитают почаще – зимой иногда два-три раза, зато это дает гарантию уверенного пуска даже в сильный мороз после ночной стоянки и помогает сберечь двигатель и топливную аппаратуру.

Кстати, о двигателе. На конкретных машинах установлены Cummins бразильской сборки – проблем с их обслуживанием и нареканий на работу практически нет. В средним с этим мотором автомобиль расходует 20 л горючего на 100 км. Дважды в год в них заливают новое полусинтетическое масло Esso, при этом нигде ничего не течет, не подклинивает и не подгорает, чего не скажешь о камазовских коробках переключения передач – работают нормально, но текут.

За три с половиной года «зацвели» кузовные панели кабины, но владелец не считает это трагедией, работы не так уж и много: зачистить, загрунтовать и покрасить. Металл достаточно толстый, ходить еще будет долго. Эксплуатируя российские машины, специалисты к этому давно привыкли.

 

Вместо заключения

В дополнение к услышанному нами мнению эксплуатирующей стороны производитель машины в открытых информационных источниках подчеркивает еще ряд особенностей КАМАЗ 4308: автомобиль в сравнении с конкурентами в своем классе имеет до 40 % меньше деталей, не требует специального инструмента для обслуживания, у него высокая ремонтопригодность. Еще одно утверждение производителя о том, что в автомобиле площадь подшипников больше, чем у конкурирующих моделей, мне кажется спорным. Может быть, площадь предусмотренных подшипников и больше, а вот практика эксплуатации показывает, что площади установленных подшипников не хватает для нормальной работы узлов. В частности, это касается задних колесных ступиц.

И тем не менее руководитель автотранспортного цеха Геннадий Терешонков считает, что КАМАЗ 4308 – машина не просто жизнеспособная, ей можно поставить твердую четверку. В автомобиле удачно соблюден баланс цены и качества. В оперативных планах предприятия приобрести еще три-четыре такие машины.