Презентация "Горячая правда ГАЗ"


Роман МУРАШОВ

 

Группа ГАЗ - крупнейший российский производитель коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. Компания основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года. В состав «Группы ГАЗ» входят ОАО «ГАЗ», 18 автомобилестроительных предприятий в России, сбытовые и сервисные структуры. Чтобы оценить масштаб деятельности компании, достаточно представить, что только в одном дивизионе «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ сосредоточено производство более 80% всех двигателей в России. И вот, по завершении выставки «Интеравто-2009», Группа ГАЗ подвела промежуточные итоги деятельности своих предприятий. В эксклюзивном порядке информацией с нами поделился директор дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Игорь Кульган.

 

Готова рядная четверка

Дивизион «Силовые агрегаты» представил давно ожидаемый на рынке первый российский рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-5342 стандарта «Евро-4». Новое семейство средних рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-530 разработано ярославским ОАО «Автодизель» в сотрудничестве с одной из ведущих европейских инжиниринговых фирм AVL List GmbH (Австрия). По основным техническим и эксплуатационным характеристикам двигатели семейства ЯМЗ-530 конкурентноспособны с лучшими мировыми аналогами. Этот проект – один из важнейших для «Группы ГАЗ» - был поддержан на государственном уровне, как стратегически важный для развития российского машиностроения.

Эти силовые установки ожидает широкое применение: на грузовых автомобилях «ГАЗ», «Урал» и «МАЗ», автобусах «ПАЗ» и «ЛиАЗ», на тракторах и дорожно-строительной технике, стационарных энергетических установках и специальных шасси.

На сегодняшний день в распоряжении «Группы ГАЗ» полная линейка перспективных дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих стандарту «Евро-4». Двигатель Ульяновского моторного завода УМЗ-4216, которым начиная с этого года оснащаются коммерческие автомобили «ГАЗ», сейчас проходит сертификационные испытания на соответствие новым экологическим нормам. При участии реинжиниринговой компании Ricardo UK полностью доведен до норм «Евро-4» тяжелый рядный дизельный двигатель ЯМЗ-651, предназначенный для работы в составе транспортных средств «МАЗ», «Урал», «МЗКТ» и пр.

 

Так ли актуальны экологические стандарты?

Беда только в том, что введение Евро-4 в России было отложено минимум до 2011 г. Различные официальные и неофициальные источники информации довольно активно пытались привить общественности мнение, что виной тому производящие топливо компании, мол, не могут они добиться на выходе необходимых качественных показателей для соответствия продукта высокому стандарту высокотехнологичных двигателей. Но вразрез с таким мнением явно шли постоянно растущие цифры экспортных продаж российского дизельного топлива, соответствующего еще более высоким стандартам. Что думает по этому поводу человек, управляющий производством почти всех двигателей в стране? – спросил я у директора дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Игоря Кульгана.

- Безусловно, дело не в некачественном топливе, - ответил Игорь Кульган. – Может быть, немного отстает производство высококачественного бензина, а что касается дизельного топлива, то этот российский продукт далеко ушел вперед и является признанным в западных странах, где его охотно покупают. Причем топливо покупают не для дальнейшей переработки, горючее сразу отправляется на АЗС. Отсрочка введения в России с 1 января 2010 г. экологического стандарта двигателей Евро-4 была лоббирована на законодательном уровне определенными структурами. Все заводы нашего дивизиона были полностью готовы к производству двигателей нового стандарта, полностью адаптированы были под него и сами двигатели. А с принятием такого решения мы в спешном порядке вынуждены регрессировать - возвращаем на конвейеры двигатели стандарта Евро-3. Но ничего не сделаешь, такова реальность – кто не преуспел в создании и производстве высокотехнологичных двигателей, поспособствовал продлению действия устаревшего экологического стандарта и сейчас находится в большей выгоде…

Наш собеседник по этическим соображениям не назвал имена компаний, причастных к лоббированию такого решения, но примечателен факт, что решение о продлении действия экологических норм Евро-3 на территории РФ до 2011-12 гг. было принято на фоне недавнего скрещивания известного российского производителя легковых автомобилей с таким же известным производителем грузовых. Странно, но обычно детям в первые месяцы жизни рекомендуют питание максимально высокого уровня качества…

 

Первый отечественный электрический и коммерческий

Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ» совместно с московским «НИИ комбинированных энергоустановок» представил на рынок первую отечественную разработку коммерческого электромобиля на базе серийного малотоннажного грузовика «ГАЗель». По словам разработчиков, электромобиль уже можно отдавать в серийное производство. Представители же топ-менеджмента «Группы ГАЗ» в эксклюзивной беседе заметили, что до запуска в серию потребуется еще некоторое время на достижение отдельных технических параметров электромобиля, поскольку ушло то время, когда потребитель мог довольствоваться даже откровенно сырым продуктом.

Но это вовсе не означает, что работы в этом направлении заторможены, наоборот, рынок ждет такого предложения от отечественных автомобилестроителей. Электромобиль имеет массу весомых преимуществ по сравнению с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Основные преимущества электромобиля - экологическая чистота, отсутствие вредных выбросов, шума и вибраций. Это повышает комфортабельность транспортного средства и допускает эксплуатацию в зонах, где запрещено движение транспорта, работающего на традиционных видах топлива. Высокая стоимость аккумуляторных батарей компенсируется тем, что стоимость 1 км пробега электромобиля в 5-6 раз меньше, чем автомобиля с бензиновым двигателем, и в условиях городского движения составляет всего 45 коп. Кроме того, значительно удешевляется стоимость технического обслуживания - электромобиль не нуждается в смене масла, воздушного, масляного и топливных фильтров, многократно увеличивается срок службы тормозных колодок. Эти экономические факторы являются немаловажным преимуществом для потребителей, тем более, в период кризиса. Базовая модель «ГАЗели» в процессе создания электромобиля подверглась незначительным изменениям, а технические решения, реализованные в электромобиле, основаны на использовании серийно выпускаемых компонентов и существующей технологии производства. Эти факторы позволяют предположить, что «ГАЗель-Электро» будет предложена потребителю только в конце 2010 – начале 2011 г.

 

Впервые на конвейере «ГАЗель» на биогазе

К гораздо более близкой временной перспективе относится подготовка к постановке на конвейер биотопливной модификации «ГАЗели» - начало продаж запланировано едва ли не на конец нынешнего года. Машина оснащена итальянским газобаллонным оборудованием и двигателем УМЗ-4216. Все компоненты сертифицированы по современным стандартам ЕСЕ67К-01 и одобрены к применению в Европе. В качестве резервного топлива используется бензин.

По статистике, имеющейся в распоряжении «Группы «ГАЗ», порядка трети проданных «ГАЗелей» в первый год эксплуатации переводится владельцами на природный газ. Оснащение машин газобаллонным оборудованием часто происходит в полукустарных условиях, ответственность перед владельцем за некорректную работу оборудования и автомобиля в целом, как правило, ни кто не несет. В данном же случае потребитель получит автомобиль конвейерной сборки, прошедший все стадии технического контроля и, естественно, с гарантией производителя.

Эксплуатация газобензинового автомобиля обходится в полтора-два раза дешевле, значительно возрастает суммарный пробег автомобиля, ресурс двигателя также увеличивается до двух раз. Вдвое повышается и надежность топливной системы автомобиля – газовая и бензиновая дублируют друг друга. Технология установки газобаллонного оборудования на автомобиль требует минимального изменения узлов и агрегатов, что позволяет в короткие сроки освоить производство автомобиля на конвейере и практически не увеличивает его себестоимость. Стоимость владения «ГАЗели» с газобаллонным оборудованием (ГБО) на 10-20% ниже европейских аналогов и на 20-30% ниже азиатской коммерческой техники. Срок окупаемости - рекордно низкий для коммерческого транспорта и составляет от восьми месяцев до полутора лет в зависимости от вида бизнеса.

ГБО сохраняет возможность полноценной работы двигателя на бензине, так что новый автомобиль всецело рассчитан на эксплуатацию в тех же условиях, что и его базовая модель. Установка ГБО, невысокая первоначальная стоимость, доступные цены на запчасти и техническое обслуживание, специальные финансовые условия покупки – все это делает коммерческий автомобиль «ГАЗель» прибыльной инвестицией в бизнес.

Конечно, «на газу» падают мощностные характеристики двигателя автомобиля и биотопливная «ГАЗель» сильно больше 100 км/ч не разгонится, что, кстати, другие участники движения воспримут с воодушевлением. Грузоподъемность машины и тягловая характеристика – крутящий момент двигателя – ущерба не понесут и останутся на том же уровне.

 

«Валдай» увеличил полезный объем

Еще одну новинку на рынке коммерческого автотранспорта представили нижегородские автомобилестроители - автомобиль с изотермическим фургоном, созданный на базе среднетоннажного грузовика городского типа ГАЗ-3310 «Валдай». Эта машина подходит для междугородных и городских перевозок продовольственных грузов: объем кузова увеличен до 26 м3, изотермический фургон из сэндвич-панелей оснащенный современной холодильной установкой позволяет поддерживать необходимую постоянную температуру внутри и длительное время сохранять продовольственные товары от порчи. На автомобиль установлена удлиненная кабина, оборудованная комфортабельным спальным местом. ГАЗ-3310 имеет низкую погрузочную высоту и большую в своем классе грузоподъемность. Это - первый серийный автомобиль в России, оснащенный пневматической тормозной системой с дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колесах. Сегодня уже сформирована продуктовая линейка спецтехники на шасси нового «Валдая»: автофургоны, цистерны, эвакуаторы, пожарные автомобили. Спецтехника на базе коммерческих автомобилей «ГАЗ» широко используется в различных хозяйственных отраслях, обладает большой маневренностью, адаптирована для работы в стесненных городских условиях и достойно ведет себя в условиях бездорожья. Производитель постоянно сверяется с мнением потребителей и старается максимально оперативно модернизировать существующие и создавать новые образцы спецтехники, разрабатывает различные варианты исполнения, адаптированные к постоянно меняющимся условиям эксплуатации.

 

«УРАЛ» обзавелся новой кабиной

Автомобильный завод «УРАЛ» «Группы ГАЗ» выпустил новый внедорожный вахтовый автобус УРАЛ-3255-59 и дорожный самосвал УРАЛ-6563.

Обе машины оснащены новой более комфортабельной трёхместной кабиной капотного исполнения. В новой кабине достигнут высокий уровень герметичности, тепло- и шумоизоляции. Стеклопластиковое оперение кабины, не уступающее по прочности металлу - интегрального типа. Применение интегрального оперения обеспечивает удобный доступ к двигателю и его системам, позволяет сократить трудоемкость технического обслуживания и ремонтных работ.

Вахтовый автобус УРАЛ-3255-59 с колесной формулой 6x6 создан на базе семейства УРАЛ-430-58/59 и комплектуется двигателями ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. и ЯМЗ-7601 мощностью 300 л.с.

Автомобиль УРАЛ-6563 с колёсной формулой 8x4, грузоподъёмность 25 т комплектуется двигателем ЯМЗ-650 мощностью 362 л.с. (лицензия Renault Trucks) производства ярославского моторного завода «Автодизель» «Группы ГАЗ» и коробкой передач ZF. Автомобиль имеет переднюю подвеску разнесённого типа на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Такое техническое решение позволило производителю существенно увеличить грузоподъёмность автомобиля.

 

ЛИАЗ – единственный отечественный автобус с гибридным приводом

Новинкой от дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» является оригинальная разработка Ликинского автобусного завода - низкопольный городской автобус ЛИАЗ-5292 с гибридным приводом, который не имеет аналогов среди продукции российских автопроизводителей. Автобус оснащен эффективной экономичной, с низким уровнем выброса вредных веществ в атмосферу, комбинированной (гибридной) дизель-электрической энергоустановкой: дизельным четырехрядным двигателем Cummins экологического стандарта Евро-4 и комплектом тягового электрооборудования.

ЛИАЗ-5292 с гибридным приводом предназначен для работы в городах-мегаполисах в качестве основного транспортного средства. Сертификационные испытания новой модификации пройдут уже в этом году. Гибридный автобус унифицирован с существующими низкопольными автобусами той же марки по кузову и типам агрегатов, новая машина дополняет линейку автобусов «Группы ГАЗ», работающую на альтернативных видах топлива - дизель-газ-электричество.

Такой факт крупным пассажироперевозчикам позволяет формировать наиболее эффективную городскую маршрутную сеть, объединив на одной базе разные виды общественного транспорта, и тем самым снизить эксплуатационные расходы. Применение гибридного силового привода на городском автобусе в несколько раз снижает уровень вредных выбросов СО2, СО при движении в городском цикле, снижает расход топлива и эксплуатационные издержки в среднем на 25-30%, позволяет использовать менее мощный (на 25-30%) двигатель внутреннего сгорания при сохранении всех динамических характеристик транспортного средства. При этом ежегодно такой автобус будет экономить до 25 тонн кислорода по сравнению с обычным дизельным автобусом, повысится комфортабельность автобуса за счет снижения уровня шума, вибрации.

 

Оказывается выгодно покупать в кризис!

В период кризиса российское правительство стремиться оказать помощь отечественным автопроизводителям не только запретительными госпошлинами на продукцию их зарубежных коллег. Постановлением правительства РФ от 19 марта 2009 г. за №244 были утверждены «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2009 г. физическим лицам на приобретение легковых автомобилей». Летом 5 июля эти «Правила» дополнились изменениями за №548, в соответствии с которыми субсидирование кредитов отныне распространяется и на коммерческие автомобили полной массой до 3,5т, а в этот сегмент как раз попадают легкие коммерческие грузовики Группы ГАЗ. Правительство Нижегородской области наравне с программами федерального уровня, первым в стране утвердило документы, определяющие порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение расходов на оплату процентов по кредитам, выданным в 2009 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на приобретение легковых, легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей, произведенных на территории Нижегородской области.

Потенциальный покупатель «ГАЗели» заключает с дилером договор купли-продажи имеющегося у него автомобиля за определенную сумму, которая идет в зачет стоимости нового автомобиля. Затем, после оформления договора купли-продажи нового автомобиля ГАЗ, предприниматель обращается с письменным заявлением к министру промышленности и инноваций Нижегородской области, в котором просит перечислить областную компенсацию на покупку нового автомобиля в размере 10% его стоимости на свой счет (правда сумма не может превышать 50 тыс. руб. - размер готовящегося к введению в стране компенсационного ваучера). Примерно в течение месяца средства поступают на расчетный счет предпринимателя.

Нижегородская программа субсидирования действует не только при расчетах наличными. Техника может быть приобретена и в кредит, причем оформленный по действующей общероссийской программе софинансирования кредитов. В кредитном договоре будет указана ставка с учетом субсидии правительства РФ, которая составляет 2/3 ставки рефинансирования на дату заключения договора.

Помимо программы обмена старого автомобиля на новый, областное правительство утвердило еще и программу возмещения расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оплату процентов по кредитам, действующую только на территории Нижегородской области. По этой программе представителям малого бизнеса за счет средств областного бюджета компенсируется полная ставка рефинансирования на дату оформления кредитного договора. По данным августа в рамках этой программы работали пять банков-партнеров. Минимальная величина первоначального взноса снижена до 10%, правда, пока только в одном банке из пяти.

Другими словами, современная практика приобретения коммерческих автомобилей «ГАЗ» в Нижегородской области такова, что при кредитовании на один год клиент может получить заемные средства даже под ноль процентов, при условии, что часть затрат компенсирует предприятие-производитель автотехники. Но действовать такая практика будет только до конца нынешнего года.