Выставки "«Коммерсанты» во Франкфурте"


 

Александр НИКОЛАЕВ

 

 

Прошедший во Франкфурте-на-Майне 63-й международный автосалон 63.IAA (Internationale Automobil-Ausstellung), похоже, побил ряд рекордов. В период с 17 по 27 сентября 2009 года, не считая дней прессы 15 - 16 сентября, его посетило свыше 700 тыс. человек. Это меньше, чем на предыдущем IAA двумя годами ранее, когда на выставке побывало около 1 млн человек из 125 стран мира. Но не будем забывать: планета переживает глубочайший финансовый кризис. Если на прошлом салоне присутствовала 1081 компания-экспонент, то на нынешнем – 780 из 37 государств. И несмотря на то, что Франкфурт традиционно считают «легковым» автосалоном, на этот раз немало внимания было уделено коммерческому транспорту настоящего и ближайшего будущего.

 

Гуляй, Европа!

Нынешней осенью визит во Франкфурт нанесли 62 автомобильные компании преимущественно немецких, французских, итальянских и британских марок. Они припарковали свои экспоненты на выставочной площади в 185 тыс. м2. Самое большое число «отказников» оказалось японского происхождения: автомобильный праздник в Германии проигнорировали традиционные его участники в лице Honda, Nissan, Mitsubishi. А всего выставка не досчиталась почти десятка мировых автопроизводителей.

Но праздник все равно состоялся: только в самой популярной категории «Автомобили» публике были явлены 118 мировых, 12 европейских, 20 немецких премьер, плюс полторы дюжины никогда ранее не засвеченных концепт-каров. Свежих разработок в области коммерческого транспорта набралось не так много, как можно было ожидать, зато все они были удостоены должного внимания.

Экспоненты IAA были разделены на 11 групп, включая тюнинг и масштабные модели машин для коллекционеров. Группа «Автомобили» была первой и самой многочисленной по составу и представительству. Наряду с легковыми автомобилями на площадке нашлось достаточно места для коммерческого транспорта в том или ином виде. Даже Dacia прикатила сюда один-единственный кемпер, расположив его под сводами уличного шатра. Конечно, пикапы, фургоны, микроавтобусы и легкие грузовички не могли доминировать на такой выставке, но они не растворились в массе глянцевых машин ширпотребовских и элитных брендов.

Да и отчего ж европейцам было не заявить о себе, ведь положение дел в автомобильной отрасли у них не настолько критическое, как принято об этом говорить. Статистические данные о продажах новых автомобилей в ЕС за первые шесть месяцев 2009 г. выглядят весьма обнадеживающе. В ряде стран, таких как Великобритания, Испания, Италия, Франция, спад продаж остановился и рынок начал стабилизироваться. А в самой Германии к началу выставки отмечался восьмой месяц подряд роста покупательского спроса. В первом полугодии текущего года своих владельцев обрели более 2 млн новых автомобилей. Это на 26 % больше, чем за первые шесть месяцев 2008 г. Что и говорить, «поперло!»…

Среди посетителей IAA оказалось немало наших соотечественников – как постоянно проживающих за границей, так и тех, кто приехал сюда в командировку. Европейцы серьезно рассчитывают поправить свои дела за счет увеличения продаж на российском рынке, а потому ряд производителей подготовил пресс-релизы и на русском языке.

 

Citroеn

«Два шеврона», как называют компанию сами французы, выиграла тендер национальной почтовой службы Франции на поставку 500 автомобилей Berlingo First Electric. Это был один из самых заметных экспонатов на стенде Citroеn. «Каблучок» поступит в продажу в начале 2010 г. и будет производиться в рамках стратегии по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. В этом же ключе будет создана и новая дизель-гибридная модель с альтернативной силовой установкой Full Hybrid. Она поступит в торговую сеть в 2011 г.

А пока дело дойдет до перспективных машин, компания усердствует в установке системы Start & Go второго поколения, причем как с бензиновыми, так и с дизельными моторами. Результат усилий инженеров налицо: снижение расхода топлива (а значит, и выбросов в атмосферу) уменьшилось на величину до 15 %. Более впечатляющий результат должны дать новые гибриды, появление которых не за горами.

 


 Таким увидели стенд Citroеn посетители IAA-2009

 

Mercedes-Benz

Единственным стопроцентным «коммерсантом» в царстве трехлучевой звезды во Франкфурте был, пожалуй, мини-вэн Viano X-CLUSIVE. Отличительные черты специальной топ-модели со спортивным уклоном – решетка радиатора серебристого цвета, бампера новой формы, обилие хрома в экстерьере и диски колес из легкого сплава. Автомобиль имеет богатую отделку интерьера и высочайшее качество индивидуальной сборки. Под капотом новинки установлена V-образная «шестерка». Европейцев удивить такой техникой трудно, а вот за пределами ЕС новинка может найти вполне реальный платежеспособный спрос.

 

Peugeot

Особого внимания заслуживает Peugeot 5008 – представитель новой концепции компактного мини-вэна. У него панорамная стеклянная крыша, светлый и просторный салон, приличный багажник и трансформируемые сиденья. Отдельный шик – современная мультимедийная система с семидюймовыми экранами, встроенными в спинки передних кресел. Такой автомобиль хорош как для семейного отдыха, так и для релаксации боссов по пути в аэропорт или доставки их родственников к пункту назначения, будь то спортивная секция или торговый комплекс.

Неприметные на первый взгляд «коммерсанты», расположенные на задворках одного из павильонов, тем не менее привлекали к себе много внимания. Один из них, пятидверный Bipper Tepee Outdoor 1.4 HDi 70, оснащен бензиновым мотором с отдачей в 54 кВт и пятиступенчатой механической КПП. С таким двигателем автомобиль потребляет 8,3 л/100 км в городском цикле, 5,6 л/100 км на трассе и 6,6 л/100 км при движении в смешанном цикле. Выбросы СО2 составляют 155 г/км. Указание последних данных в Европе обязательно, и представить без них автомобиль в продаже просто невозможно.

Другой «француз», Partner Tepee Family 120 VTi, предлагается с бензиновым двигателем объемом 1598 см3 мощностью 120 л. с. и пятиступенчатой «механикой». Это, конечно, не завтрашний день европейского автомобилестроения, но потребителю сейчас не с руки переплачивать за мечту завтрашнего дня – свести бы концы с концами. А показатели топливной экономичности такие: 9,6 л/100 км в городе, 6 л/100 км на трассе и 7,3 л/100 км в смешанном цикле. Выброс СО2 составляет 169 г/км. Тоже не суперпоказатель, но он на приемлемом уровне.

Expert Tepee Vagabond 1.6 HDi – «коммерсант» с полным на то основанием. Под его капотом находится 136-дизельный двигатель рабочим объемом 1997 см3, который работает в паре с шестиступенчатой коробкой передач. Расход топлива для большого по габаритам и массе автомобиля вполне приемлемый: 6,6 л/100 км на трассе, 9,4 л/100 км в городе и 7,6 л/100 км в комбинированном цикле. И хотя это не последний писк моды, практичным европейцам такой рыночный продукт по душе.

 


 «Коммерсанты» со львом на капоте на любой вкус: от корпоративного «извозчика» до транспортного средства ЧП или ИП

 


Partner Tepee Family 120 VTi пополнил славное семейство французских «коммерсантов» младшей группы

 

Renault

Ключевые слова нынешнего показа французской компании – ZE (Zero Emission), т.е. нулевой выхлоп. Самое удивительное в том, что они имеют непосредственное отношение к коммерческому транспорту. Приставка из этих двух букв была практически на всех перспективных разработках, а их показали почти полдюжины: Fluence ZE, Twizy ZE Concept, Zoe ZE Concept, Kangoo ZE Concept. Большинство из них пойдет в серию не позднее 2011 года, а к 2016-му компания Renault намерена продать 100 тыс. Fluence ZE, а это уже серьезная заявка. Машинам предстоит работать в рамках проекта Better Place в Дании и Израиле. Потом, возможно, появятся и другие страны с внушительными объемами заказов. Что же это за техника и причем тут коммерческий транспорт?

Все дело в подходах. Скептики считают, что в ближайшие годы использование электромобилей на грузовых перевозках нерентабельно в силу низкой эффективности: батареи тяже   лые, занимают много места и требуют частой и долгой подзарядки. К тому же вес батарей снижает грузоподъемность, а это уже сопряжено с рентабельностью. Кто же станет терять деньги, когда на счету буквально каждый рубль. У этой точки зрения немало сторонников. Но и противников подобных суждений – хоть отбавляй. Среди них, например, глава промышленного альянса Nissan-Renault Карлос Гон. Он видит проблему по-своему и у него есть на то весьма веская аргументация.

Скажем, он предлагает не искать помощи государства в виде субсидий, а идти другим путем. Например, продавать электромобили по такой же стоимости, как и дизельные версии. Это возможно при условии, если из розничной цены машины исключить стоимость аккумуляторных батарей. Их можно будет брать в лизинг у крупной компании, имеющей сеть зарядных станций. При этом время зарядки батареи будет занимать не шесть-восемь часов (при использовании обычного тока), а 20 минут (при использовании тока высокого напряжения) на специальных терминалах. За это время водитель может перекусить, попить кофейку, почитать газету или просто размять ноги.

Проблема только на первый взгляд кажется нерешаемой. Но ведь смогли же специалисты наладить поставку реагента AdBlue по всей Европе! А когда-то и эта концепция казалась утопией. К тому же когда речь идет об экологии, торг неуместен.

Аргумент в пользу начального применения электромобилей в коммерческих перевозках видится и в том, что для транспортных компаний не так важна первоначальная стоимость движимого имущества, как стоимость эксплуатации. А в этом смысле электромобили имеют ряд преимуществ перед дизельными аналогами: не нужны фильтры, никто не сливает дизтопливо, отпадает проблема холодного пуска при низких температурах и т. д. Положительным моментом во внедрении батарей является и тот факт, что производители научились с помощью электрических источников питания отапливать салоны и кабины автомобилей без критического воздействия на запас хода. В общем, прогресс подталкивает человечество к переходу на более экологичные виды транспорта.

Что же особенного в фургоне Kangoo ZE Concept? Автомобиль с габаритами 3945х1856х1748 мм и колесной базой 2406 мм весит 1520 кг. С силовой установкой в 70 кВт (эквивалент дизельной версии в 95 л. с.), развивающей максимальный крутящий момент в 226 Н·м, он способен разгоняться до скорости 130 км/ч. Полный заряд литиево-ионных батарей обеспечивает запас хода в 160 км. Маловато, конечно, но ведь и Москва не сразу строилась.

Куда приземленнее выглядел мини-вэн Grand Espace Edition 25th dCi 175 FAP. В юбилейном исполнении он был особенно хорош: 17-дюймовые колеса, 173-сильный двигатель – все в нем разумно сбалансировано. В Европе такого «извозчика» можно приобрести в розницу от 29 тыс. евро или подписаться на ежемесячный платеж 199 евро. Правда, доведенный до особого лоска выставочный экземпляр за счет установленных опций по цене тяжелее – он стоит 40750 евро. Впрочем, и эта цена для состоятельных покупателей не является заоблачной.

Еще скромнее остекленный фургон Kangoo Be Bop. Этот автомобильчик комплектуют 1,6-литровым 16-клапанным двигателем мощностью 106 л. с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. Поставленный на 16-дюймовые литые диски, окрашенный в модную краску с эффектом «металлик», он больше похож на городского стилягу, нежели на обычного труженика. Даже функция Show me home, оставляющая свет включенным после закрытия машины в течение нескольких секунд, характерна для современных малолитражек, но никак не для коммерческого транспорта. Выставочный экземпляр был снабжен ценником в 18750 евро, хотя отпускная цена в Германии на Kangoo Be Bop чуть ниже – от 16950 евро.

 

Французский «каблучок» Kangoo Be Bop для выставки окрасили в апельсиновый цвет spark orange

 

Volkswagen

Занявший вместе с элитными дочерними марками огромный павильон Volkswagen был на высоте. Он выгодно выделялся среди тех, кто по разным причинам не представил на IAA свои фургоны и мини-вэны. Да и то в силу формата выставки подавляющее большинство коммерческих новинок оказалось за кадром. Впрочем, и привезенных пассажирских версий T5 – Multivan, Caravelle и California – оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о новой продуктовой линейке компании.

При длине 4890 мм Multivan, или, как его называют некоторые перевозчики, «Мультик», рассчитан на комфортабельную перевозку семерых взрослых человек. Возможностям трансформации его салона несть числа. Например, трехместный диван сдвигается вперед и назад по проложенным в полу направляющим, и это стандартное оснащение, а не опция. А в комплектациях Highline и Comfortline есть два индивидуальных поворотных кресла. Их можно развернуть на 180 градусов, и вы получите уютную комнатку для приятного отдыха в пути или удобное помещение для ведения деловых переговоров. По этой части Volkswagen большой и в чем-то даже непревзойденный специалист.

Самое простое исполнение пятиместного «Мультика» Startline 2009 г. отличается от предшественника наличием окрашенных в цвет кузова бамперов и полноценной, а не частичной отделкой салона. Для него доступна вся гамма двигателей, включая 140-сильный вариант. А вот исполнение Comfortline привлечет внимание тех, кому в дороге потребуется семь мест. Модификацию можно узнать по двум изящным хромированным полосам на решетке радиатора и литым дискам на 16 или 17 дюймов. Последними комплектуются 180-сильные модели biTDI или машины с полным приводом 4MOTION.

В комплектации Comfortline доступны двухлитровый 115-сильный бензиновый двигатель и три дизеля мощностью от 102 до 180 л. с. В качестве дополнительного оборудования предлагаются автоматическая коробка передач DSG с двойным сцеплением и полный привод 4MOTION. Наряду со стандартным есть удлиненный (+400 мм в колесной базе) вариант кузова, позволяющий установить третье индивидуальное сиденье и довести число мест до восьми человек. Напомню: в стандартное оснащение входит трехместное сиденье-диван и два индивидуальных поворотных сиденья. В салоне есть полуавтоматический кондиционер Climatic, алюминиевые декоративные элементы, тканевые вставки в отделке дверей и потолка, а также приборная панель High с четырьмя круглыми шкалами. Пассажирская зона облагорожена сдвижными шторками, освещением подножки, встроенным в левую стенку откидным столиком.

Еще большим комфортом обладает семиместный Multivan Highline. Снаружи его легко отличить от более простых модификаций по хромированным горизонтальным полоскам на радиаторной решетке, противотуманным фарам с хромированной окантовкой и 17-дюймовым легкосплавным дискам Neva. Есть и вторая сдвижная дверь с левой стороны, что облегчает доступ в салон. Тем более что открывается и закрывается она, как и правая, простым нажатием на кнопку или на ручку двери.

Стандартное оснащение предусматривает наличие новой приборной панели Premium с цветным дисплеем, круиз-контроля, обогрева передних сидений и автоматической системы кондиционирования воздуха Climatronic. Впервые на этом автомобиле установлен параметрический усилитель рулевого управления Servotronic. В зависимости от скорости движения он изменяет степень усиления. Это обеспечивает идеальное чувство уверенности водителю при движении и совершении маневров на высокой скорости. Прежде подобные устройства входили в список опций и предлагались для легковых автомобилей бизнес-класса.

Топовую версию Highline (кстати, единственную из всех Multivan) комплектуют двумя самыми мощными двигателями с отдачей в 140 и 180 л. с. В ее активе также семиступенчатая автоматическая трансмиссия DSG и полный привод 4MOTION, управляемый электронной муфтой Haldex последнего, четвертого поколения.

Наконец, вершина модельного ряда Multivan – роскошная PanAmericana с ярко выраженной внедорожной харизмой. Отличить машину от собратьев легко: достаточно взглянуть на шины размером 215/60 R17 на дисках Thunder из легкого сплава и особый передний бампер. Для нее    подготовлен и пакет для покорения бездорожья с усиленными пружинами и амортизаторами, позволяющий увеличить дорожный просвет на 30 мм. В набор off-road входит защита днища, закрывающая нижнюю часть двигателя и трансмиссию от механических повреждений, а также резина с развитыми боковыми грунтозацепами размером 235/65 R17.

В числе важных особенностей Multivan PanAmericana – полный привод с дополнительной механической блокировкой дифференциала задней оси. Салон козыряет использованием изысканных, удачно подобранных материалов и напоминает о назначении машины даже такими мелочами, как рифленый алюминий вместо коврика, алюминиевые декоративные вставки в кабине и т. д. Широко открывающаяся задняя дверь предоставляет хороший доступ к багажному отделению. Благодаря низкому порогу и металлическим петлям в полу это пространство отлично приспособлено для размещения и крепежа крупногабаритных грузов. Интерес к машине был настолько высок, что желающие сделать хороший снимок и посидеть внутри порой выстраивались в маленькую очередь.

Второй заметный «коммерсант» на стенде VW – автобус Caravelle. Он вмещает до 11 человек с учетом водителя и является одним из лучших шатлов для гостиничной сферы и обслуживания корпоративных мероприятий. В России он может иметь такую же специализацию плюс как вариант использоваться в качестве маршрутного такси. Caravelle поставляют в двух комплектациях – Trendline и Comfortline, и обе имеют по два варианта длины кузова. В набор входит на выбор один из четырех турбодизелей плюс бензиновый мотор уровня Евро-5. Как и в случае с Multivan, в Caravelle с двумя самыми мощными дизельными двигателями (140 и 180 л. с.) можно сочетать полный привод 4MOTION и семиступенчатый «автомат» DSG.

Стандартно автомобиль комплектуют салоном на семь человек с двумя индивидуальными креслами в кабине, двухместным сиденьем-диваном в первом ряду и трехместным во втором. Остальные варианты предлагаются как опции. Выбор расстановки мест позволяет заказать сиденья в четыре ряда. И сделать это можно с учетом перевозки людей с ограниченными возможностями, благо есть дополнительное оборудование в виде рамп и систем креплений. При необходимости слева ставят сдвижную дверь, которую можно оборудовать электроприводом и автоматически выдвижными ступенями. Вместо привычной откидной задней двери с электродоводчиком предусмотрена и опция в виде распашных дверей. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

В базовой версии Caravelle Trendline есть фронтальные и боковые подушки безопасности, крепления для детского сиденья ISOFIX во втором ряду пассажирского салона, электронная система стабилизации ESP. Отличительные особенности этой модели – прочный и легко моющийся пол в пассажирском салоне, а также нижние панели в передней и задней части кузова.

Самым высоким требованиям оснащения и комфорта отвечает Caravelle Comfortline. Новые бампера, корпуса наружных зеркал заднего вида и дверные ручки окрашены в цвет кузова и тем самым придают автобусу нале   т элегантности. В базовое оснащение включены система кондиционирования воздуха Climatic, люксовая обивка потолка, ковровое покрытие пола в кабине и пассажирской зоне. Поручни имеют механизм плавного складывания, а трехместный диван можно переставить в другой ряд. Удобству эксплуатации способствуют регулируемые по высоте передние сиденья с подлокотниками, электрические стеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением и приборная панель High. В общем, достойный автобус для достойных людей.

И напоследок – лакомый кусочек в виде California с алюминиевой подъемной крышей с электрогидравлическим приводом. Новизну исполнения подчеркивают свежие лаки для окраски кузова: белый Candy, красный Salsa, синий Olympic с эффектом «металлик», а также Dark wood и Deep black с перламутровым эффектом. В салоне тоже атмосфера новизны: новые ткани чехлов цвета серый Crete warm и Crete anthracite, шкафы и кухонный блок – под натуральное дерево. Внутри появилось энергосберегающее освещение: VW внедряет новое поколение светодиодных ламп.

Стандартный кухонный блок включает мойку из нержавеющей стали, холодильник объемом 42 л со вставной камерой и газовую плиту с двумя конфорками с пьезоэлектрическим розжигом. В салоне два столика, в том числе раскладной. Когда последний не используется, его можно задвинуть между холодильником и задним сиденьем. Второй столик, хранящийся в сдвижной двери, можно ставить снаружи. На борту есть и складные стулья, которые хранятся в обшивке тыльной двери.

Концерн остался верен традициям в области универсальности оборудования. Так, сиденья водителя и переднего пассажира разворачиваются в сторону салона. Двухместное сиденье и диван складываются, образуя спальное ложе длиной 2 м и шириной 1,14 м для двоих человек. Верхнее спальное место размером 2х1,2 м еще просторнее, к тому же имеет страховочную и антимоскитную сетки. Как в кабине, так и в салоне возможно полное затемнение, создающее благоприятную атмосферу для отдыха.

В центральной панели управления над зеркалом заднего вида есть указатель уровня пресной и использованной воды. В стандартное оснащение входит также вспомогательный отопитель пассажирского салона, комбинированная розетка 12/230 В в торце кухонного блока и направляющие для крепления багажника на крыше.

Да, Volkswagen проделал большую работу. Осталось самое трудное и в то же время самое приятное – пожинать плоды своего труда.

 


California с подъемной крышей – мечта и реальность любителей автомобильных путешествий



Multivan в самой дорогой комплектации привлекал к себе особый интерес публики

 


Кабина нового Т5 стала современнее. Функциональность и эргономика остались на прежнем высоком уровне

 


Caddy Maxi TSI Eco Fuel выбрасывает в атмосферу всего 126 г СО2 на километр пройденного пути

 

Улица

Главным «коммерсантам» по понятным причинам места в павильонах не нашлось и они правили бал на открытых площадях. В разных районах выставочного комплекса были расставлены прицепы и полуприцепы, эвакуаторы и тягачи. Это, конечно, не показ тяжеловесов в Ганновере, но и не «бледная тень отца Гамлета». Сам факт присутствия такой техники в общем-то на «легковой» выставке говорит сам за себя. Отрасль нуждается в коммерческом транспорте и производители готовы его предоставить рынку. Тем более что при всем богатстве выбора другой альтернативы у потребителей пока нет.

 

Тягач VW Crafter с двойной кабиной и полуприцепом-эвакуатором от компании с красноречивым названием Space Trans

 


Одни из наиболее популярных эвакуаторов в Европе – Mercedes-Benz Sprinter и Iveco Daily

 


Эвакуатор на базе Ford Transit украшал экспозицию фирмы Algema

 



Тентованный двухосник Fit-Zel с низкой рамой и подъемной задней стенкой

 


Осенью 2009-го Франкфурт в очередной раз увидел эвакуаторные платформы на любой вкус

 


Закрытые площадки для перевозки дорогих автомобилей в любую погоду укроют бесценный груз от осадков и воздействия прямых лучей солнца