Юбилей "200 лет на дороге жизни"


 

Мало кто задумывается в своей повседневной жизни над тем, какую роль в нашей жизни играет транспорт. Вошел в автобус в одном городе – вышел в другом. Рассчитался в кассе – и повез тележку с продуктами к машине. А как хлеб попал на прилавок? Кто довез зерно до тока, потом – до хлебокомбината, затем – до магазина? О работе автобусного транспорта пассажир задумывается не тогда, когда сидит в удобном кресле комфортабельного лайнера, а лишь тогда, когда ему приходится выбивать чечетку на морозе в ожидании автобуса. Не задумываемся мы об этом. И, наверное, это хорошо. Потому что естественные вещи замечаешь только тогда, когда они исчезают. О водителях молились умирающие старики и дети в осажденном Ленинграде, когда те вели своих «Захаров» с хлебом через страшную Дорогу Жизни. О водителях молились солдаты на передовой, глядя на опустевшие снарядные ящики…

Так что – и хорошо, что люди об этом не думают: значит, в жизни – все более-менее нормально, значит, нет ни войны, ни других катаклизмов.

В ноябре нынешнего года отмечает 200-летний юбилей штаб транспортной отрасли страны – Министерство транспорта Российской Федерации. Разумеется, речь не о том, что два века назад в России появился транспорт (транспорт – в том или ином виде – ровесник человеческого общества), а о том, что в стране был создан координационный и управляющий центр, призванный сформировать единую транспортную систему Российской империи. 20 ноября 1809 г. император Александр I поставил свою подпись под Манифестом, которым учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями и Институт корпуса инженеров путей сообщения.

При Главном директоре Управления была учреждена Экспедиция, подразделяющаяся на три разряда: водяных сообщений, сухопутных сообщений и торговых портов. Создан Совет Управления. Для лучшего управления водяными и сухопутными сообщениями пространство Российской империи разделено на десять округов.

Дата учреждения Управления водяными и сухопутными сообщениями является датой рождения единого централизованного органа государственного управления всеми видами имевшегося в то время транспорта – речного, морского, дорожного хозяйства, а также создания надзорных и территориальных органов управления путями сообщения.

Своим именным указом от 25 августа 1814 г. Александр I повелевает, чтобы «правящий ныне должность Главного Директора путей сообщения Инженер-Генерал Деволант присутствовал по своей части в Комитете Министров и адресовался в оный на правах прочих Министров», так как «при разделении Государственных дел Главное Управление путей сообщения осталось в порядке, определенном учреждением 20 ноября 1809 г., и составляет собой отдельное Министерство».

1809 год считается и годом рождения российской транспортной науки и образования. При Управлении водяными и сухопутными сообщениями «для образования способных исполнителей учреждается особый институт» – Институт для Корпуса Инженеров в Санкт-Петербурге. Первым Инспектором предполагаемого института «для образования юношества в науках, нужных по части водяных сообщений», был назначен генерал-лейтенант А. Бетанкур.

В том или ином виде управление транспортными коммуникациями существовало в России и до этого. Первые упоминания об органах государственного управления, связанных с перевозками, относятся к середине ХVI века (Ямской приказ, который просуществовал до 1711 г. На его основе образован впоследствии Почтовый департамент (1782 г.). В 1733 г. создана Канцелярия перспективной дороги Москва - Петербург, которая в 1755 г. стала называться Канцелярией строения государственных дорог. Отсюда берет начало орган государственного управления дорожной отраслью. В 1798 г. образован Департамент водяных коммуникаций, что является датой рождения органа государственного управления на речном транспорте.

В нынешнем же своем виде штаб отрасли формировался с 1990 до 2004 г. В 1990 г. создано Министерство транспорта РСФСР, которое задумывалось как единый орган государственного управления на транспорте и объединило под своим началом дорожное хозяйство, автомобильный, речной, морской, промышленный транспорт и гражданскую авиацию. После развала Советского Союза в 1991 г. появилось Министерство транспорта Российской Федерации. В 1992 г. на базе упраздненного МПС СССР создано Министерство путей сообщения Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти на железнодорожном транспорте. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ упразднены. Одновременно образовано Министерство транспорта и связи РФ.

         А 20 мая 2004 г. в России воссоздан единый федеральный орган исполнительной власти в области транспорта: в этот день Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Минтранссвязи России преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

         Легких времен в истории российского транспорта и его штаба, если обернуться в историю, не было никогда. Не исключение и день сегодняшний. Страна веками жила при жесткой вертикальной системе управления, так же работали и ее ведомства. Привычно и вполне удобно: один приказал – остальные сделали. Привычно, но далеко не всегда эффективно и перспективно. Сегодня же штаб отрасли учится работать в иных измерениях: с одной стороны, он отвечает перед обществом и властью за функционирование транспортной системы, с другой – отказывается от все большего набора инструментов управления. Уже привычными для российских перевозчиков стали совсем недавно незнакомые словосочетания «саморегулируемые организации», «некоммерческие партнерства»… Отказываясь от привычных директивных, приказных методов управления, министерство учится само и учит перевозчиков работать по совершенно другим принципам – принципам сотрудничества и взаимодействия. Это очень трудно.

         Успехов вам, коллеги! И – с праздником!

         И чтобы люди реже задумывались о том, как работает транспорт. И чтобы никогда больше не молились за водителей умирающие старики и дети в осажденном городе и солдаты у пустых снарядных ящиков.

         Просто – успехов в работе и здоровья! Слова простые и банальные, но за ними кроется очень многое…