Актуальное интервью "Министр транспорта и коммуникаций Беларуси И. И. Щербо"


 

«Мой профессиональный принцип – максимальная отдача своему делу»

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

 

В июне нынешнего года Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси возглавил Иван Иванович Щербо. За почти четверть века работы в отрасли у нового руководителя ведомства сформировалось свое видение, как выстраивать отношения, ставить задачи и достигать цели. Обсуждение этой темы и легло в основу нашей беседы.

 

– Иван Иванович, во время Вашего представления в новой должности коллективу центрального аппарата ведомства вы обозначили коллегам, мол, если кто-то не понимает ситуации, в которой находится, то придется приглашать на их место других. Принимая во внимание, что непосредственно до нынешнего назначения вы два с половиной года работали в должности заместителя министра транспорта и коммуникаций и в достаточной мере познали профессиональные качества отраслевых специалистов на всех уровнях, то сказанное – это наказ подчиненным действовать более продуктивно или определенная степень неудовлетворенности?

– Когда глава государства назначал меня на должность руководителя транспортного ведомства, он сказал: «Вы работали заместителем министра – с Вас и двойной спрос». Напутствие я озвучил перед коллегами, добавив при этом: «С меня спрос двойной, а с вас – тройной», и далее, как говорится, по тексту.

Сегодня белорусскому транспорту необходимо находить себя в новых приложениях, в новых видах деятельности, чтобы все провозные и пропускные возможности были максимально задействованы. Достичь финансовой и экономической устойчивости отрасли на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг можно только за счет жесткой дисциплины, максимальной ответственности, критической оценки положения дел по реализации государственных и отраслевых программ в области транспорта.

На руководителей подотраслей ведомства не оказывается административное давление. Напротив, им предоставляются максимальные свободы, но с одновременным усилением ответственности управления автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным транспортом и дорожным хозяйством республики. Словом, работай, используй широкое поле реализации возможностей и добивайся результатов.

С сентября произошли определенные изменения структуры центрального аппарата министерства. И хотя сохраняется преемственность, все же особая роль отводится вновь созданным подразделениям – управлению развития транспортных систем, транспортной логистики и инвестирования, а также управлению инновационной, научно-технической деятельности и инженерного обеспечения. Принято решение о создании нового отдела – транспортной и промышленной безопасности.

Кадровый потенциал соответствует нынешним требованиям. Надеюсь, что новые руководители в центральном аппарате и на местах придадут дополнительный импульс для успешной реализации стоящих перед отраслью задач.

– За два десятка лет работы в системе транспорта вы прошли различные ступени профессионального становления. Насколько приобретенный опыт помогает в Вашей ответственной деятельности на посту министра сегодня?

– Одним из важных профессиональных этапов считаю работу в Совете Министров республики, где я занимался вопросами транспортной стратегии. Подчеркну, приобретенный там опыт мне очень пригодился. Полагаю, что руководители должны проходить эту ступень.

Продолжительная работа в отрасли, в центральном аппарате министерства и правительства сформировали во мне оперативность и четкость в принятии решений. Что касается кадровых решений, то это легко и сложно одновременно. Ведь со многими пришлось работать на разных уровнях. Для меня как человека, который больше всего ценит в людях преданность своей профессии, приоритетом в работе является отношение к делу. Поэтому если человек может работать в команде министра, направлять все свои усилия на развитие транспортной отрасли, то независимо от ранее занимаемых постов и должностей он не останется незамеченным.

Мой профессиональный принцип – максимальная отдача своему делу. Считаю, что много работы не бывает она есть всегда. При этом стремлюсь как можно больше успеть за день и не перекладывать дела на завтра. Я планирую свою работу на ближайшие месяц, год и даже пять лет. Вы удивитесь, но я знаю каждый час своей работы на несколько месяцев вперед. Есть только одна сложность – заставить себя отдыхать, других – не вижу.

– Белорусская транспортная отрасль считается достаточно динамично развивающимся сектором экономики республики. Тем не менее в ней присутствуют проблемы, которые обострились в период экономического кризиса. На каких вопросах Вы намерены сосредоточить первоочередное внимание? Какие программы развития отрасли реализуются в текущий период и намечены на перспективу?

– В настоящее время работа Министерства транспорта и коммуникаций проводится с учетом поручений главы государства, правительства республики и направлена на удовлетворение экономики и населения в транспортных услугах и повышение их качества, а также эффективное использование транзитных возможностей страны и развитие экспорта транспортных услуг. Потребность народного хозяйства и населения республики в перевозках в основном удовлетворяется. Более того, зачастую предложение превышает спрос, что с учетом рыночных условий облегчает работу по повышению качества транспортных услуг.

Сложнее ситуация со второй частью стоящих перед отраслью задач – оказанием услуг нерезидентам, в том числе и за счет организации транзитных перевозок. Таким образом, Минтранс намерен сосредоточить первоочередное внимание на решении данных вопросов. В частности, будут продолжены экспертные консультации с Европейским союзом по вопросам подключения нашей страны к финансируемым ЕС проектам развития транспортной инфраструктуры, взаимодействия в транспортно-таможенной сфере, унификации таможенного оформления товаров и транспортных средств, развития трансъевропейских транспортных коридоров и привлечения транзитных грузопотоков в рамках проектов, реализуемых совместно с государствами-членами Европейского союза.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иван Щербо

 

Мы по-прежнему будем развивать республиканскую и местную автодорожную сеть, проводить строительство обходов ряда городов. При этом особое внимание намерены уделять улучшению эксплуатационного состояния автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров и на подъездах к автодорожным пунктам пропуска на государственной границе.

Планируем, что к 2016 г. будет улучшено транспортно-эксплуатационное состояние республиканских дорог, будут приняты меры, чтобы все мосты и путепроводы соответствовали нормативным требованиям. В частности, республиканские дороги, связывающие столицу с областными центрами, направления международных транспортных коридоров смогут выдерживать нагрузку на одиночную ось до 11,5 т. Все местные дороги будут обеспечены твердым покрытием, что позволит круглогодично добираться до любого населенного пункта.

В последнее время государство предприняло ряд шагов навстречу инвесторам. Так, указ президента «О мерах по развитию придорожного сервиса» позволит более эффективно использовать транзитные возможности Беларуси, поскольку предусматривает ряд налоговых льгот и преференций, рекомендует местным органам власти вдвое снизить ставки земельного налога и арендную плату за земельные участки. В свою очередь, банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять на эти цели кредиты по достаточно низким ставкам.

С учетом проводимой правительством республики транзитной политики в евро-азиатском регионе министерство активизировало работу в созданных в рамках ЕврАзЭС органах по развитию транспортно-логистической инфраструктуры на основных транзитных направлениях. Как результат, в утвержденной Межгосударственным советом ЕврАзЭС Концепции формирования единого транспортного пространства предусмотрено создание сети логистических центров в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле.

В целях практической реализации Концепции формирования единого транспортного пространства утверждена Программа развития логистической системы на период до 2015 г. Документ предусматривает создание в республике сети транспортно-логистических центров как на базе инфраструктуры существующих предприятий транспортного комплекса, так и строительство новых центров на выделенных облисполкомами земельных участках с привлечением средств иностранных инвесторов.

Особый импульс развитию системы транспортно-логистических центров, а также привлечению дополнительных инвестиций в транспортную систему придаст подписанный президентом страны в нынешнем году декрет «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Часто к нам обращаются инвесторы за получением определенных льгот для развития бизнеса в Беларуси. За неимением таких полномочий мы обращались в вышестоящие органы государственного управления, процесс согласования документов затягивался. Сейчас все будет решаться быстрее, от чего транспортная система, безусловно, выиграет.

Интерес к участию в создании и развитии транспортно-логистических центров в Беларуси сегодня проявляют компании Китая, Бельгии, Нидерландов, Испании, Португалии, Италии, США. Поступают также предложения о сотрудничестве от инвесторов из Турции и Ирана. Будущий год станет решающим для программы развития транспортно-логистических центров в стране, нам предстоит четко определиться с размещением таких структур, чтобы их строительство уже реально началось.

Полагаю, что принимаемые в Республике Беларусь меры в рамках утвержденных правительством программ инвестиционного и организационного характера обеспечат рост объемов транзитных перевозок и экспорта транспортных услуг.

Ныне Минтранс не просто осуществляет перевозки грузов и пассажиров, а наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Поэтому назрела необходимость создания программы, которая бы детализировала, конкретизировала, четко определяла основные направления развития авиационного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Доведенные правительством задания по основным экономическим показателям должны выполняться. И если наблюдается падение темпов, значит, необходимо провести глубокий анализ и разобраться в причинах.

В рамках решения первоочередной задачи и в целях более полного использования транзитного потенциала деятельность министерства также направлена на развитие сектора международных перевозок на новых перспективных рынках транспортных услуг. Белорусские автоперевозчики продолжают осваивать альтернативные рынки. Увеличено количество перевозок в Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Финляндию, Швецию, Турцию, Таджикистан и ряд других стран.

Сегодня наиболее эффективной антикризисной мерой является проведение гибкой и адекватной тарифной политики, направленной на стимулирование внутренних и международных торгово-экономических связей, поддержку социально значимых перевозок, доступность жизненно важных транспортных услуг. В целях своевременного и адекватного реагирования на изменения рынка транспортных услуг, связанные с влиянием мирового финансово-экономического кризиса, и привлечения новых и дополнительных грузопотоков на железнодорожном транспорте проводится гибкая тарифная политика. К примеру, снижение уровня железнодорожных тарифов на транзитные перевозки в среднем на 10 % (на такие важнейшие грузы, как нефтепродукты – на 20 %, уголь – на 15 %, удобрения – на 10 %) позволило сократить ежемесячные потери транзитных объемов с 1 млн т в январе 2009 г. до 400 тыс. т в июле. Своевременные решения, принятые по тарифам на транзит каменного угля, позволили не только сохранить объемы 2008 г., но и увеличить их на 1,6 млн т, или 12,3 %.

– Вступив в должность руководителя белорусского транспортного ведомства, Вы встречались с министром транспорта Российской Федерации. Какие вопросы обсуждались, каковы перспективы сотрудничества двух стран в транспортной сфере?

– Учитывая особую значимость развития взаимоотношений в области транспорта с Российской Федерацией, в ходе встречи основной акцент был сделан на необходимости проведения скоординированной политики по формированию транспортной системы Союзного государства. Среди вопросов, которые обсуждены: выполнение сторонами плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, совместные меры по созданию конкурентоспособных условий для использования транспортной инфраструктуры Калининградской области для организации перевозок белорусских внешнеторговых грузов, совместная реализация программ развития автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры. Отдельное внимание было уделено защите национальных перевозчиков Беларуси и России и повышению их конкурентоспособности на международном рынке.

Мы договорились о том, что стратегическими направлениями дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в транспортной сфере станет активное участие в международных проектах по созданию устойчивого наземного евро-азиатского транспортного сообщения с выходом на Транссибирскую магистраль, а также в направлении Казахстана, Китая и Юго-Восточной Азии.

Обсудили проводимые совместные мероприятия по организации переноса транспортного контроля с российско-белорусской государственной границы на внешнюю границу Союзного государства с учетом решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 г. № 9 по формированию Плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза. Были согласованы концептуальные подходы к решению поставленных задач в этом направлении и сформирована общая позиция по подготовке согласованных действий.

– Белорусских перевозчиков по-прежнему неохотно допускают к перевозкам грузов в/из третьих стран. В частности, Минтранс России ограничивает количество соответствующих разрешений. Насколько продвигается поиск консенсуса по этому вопросу?

– Удалось достичь договоренности по прекращению постоянного снижения квоты разрешений на перевозку грузов из Западной Европы в Россию. Беларусь получила такую же долю разрешений, как и остальные государства. Конечно, если оценивать потенциал автотранспортного комплекса нашей страны, квоты явно недостаточно. Однако нельзя забывать и то, что в условиях кризиса любое государство обязано защищать интересы национальных перевозчиков. Даже в этих непростых условиях нам удается договариваться с российскими коллегами, и мы ожидаем подвижек в данном вопросе. Помимо России белорусские автоперевозчики доставляют грузы в 46 стран мира и особых проблем с получением дополнительного количества остродефицитных разрешений для работы на международном рынке не наблюдается.

Хочу подчеркнуть, что только совместные и целенаправленные усилия в осуществлении выбранной стратегии развития транспортного комплекса Союзного государства позволят сохранить в условиях глобального кризиса уже наработанный потенциал, а в перспективе упрочить позиции белорусских и российских транспортников на внутреннем и международном рынке. При этом усилия двух стран должны быть направлены на повышение эффективности использования парка подвижного состава и уже созданной транспортной инфраструктуры Союзного государства.

 

 

Из ответов министра транспорта и коммуникаций И. Щербо на вопросы, поступившие во время on-line-конференции по теме «Транспортный комплекс Беларуси: стратегия развития», организованной Белорусским телеграфным агентством (БЕЛТА):

 

О международных автоперевозках

…Для стимулирования деятельности белорусских автотранспортных предприятий, работающих на международном рынке доставки грузов, сегодня рассматриваются разного уровня нормативно-правовые документы, касающиеся приобретения подвижного состава, оптимизации финансовой нагрузки и пр. В частности, предложена возможность отмены налога на регистрацию транспортных средств, с начала будущего года размер платы за разрешения на право проезда белорусских перевозчиков по территории иностранных государств снижается в 1,7 раза. В структуре Министерства транспорта и коммуникаций есть специальное управление, которое курирует это направление, отслеживает ситуацию на рынке и координирует работу автоперевозчиков. Экспорт автотранспортных услуг постоянно в зоне внимания руководителей ведомства.

…Минтранс выступает за вхождение на белорусский рынок экологически безопасных автомобилей. В первую очередь – это здоровье населения. К тому же данные транспортные средства имеют преимущество по квотам на совершение перевозок. На мой взгляд, было бы правильным сохранить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на новые автомобили, соответствующие экологическому стандарту Евро-5, которая регламентирована указом главы государства в марте текущего года на девятимесячный срок со времени вступления документа в силу.

…Когда одиннадцать лет назад в России был принят закон, ограничивающий каботажные перевозки транспортными операторами третьих стран, мы имели более 100 тыс. поездок. Постепенно это количество снижалось, и теперь выделяемой квоты российских разрешений в/из третьих стран белорусским перевозчикам недостаточно. Вопрос очень непростой, поскольку касается защиты экономических интересов другого государства. Тем не менее на пути его рассмотрения определенные подвижки имеются. Думаю, в едином таможенном пространстве России, Беларуси и Казахстана доступ к рынку автоперевозок станет более либеральным, но полностью устранять имеющиеся барьеры нужно на уровне Союзного государства.

 

О транспортной логистике

…Развивать транспортно-логистическую систему непросто. Но эта задача в Беларуси решается. По четырем проектам уже есть конкретные инвесторы. Нынешний год – это начало, а будущий станет отправным. Мощно развернутся стройки, и в 2012-м появятся новые транспортно-логистические центры.

…Сегодня мы готовы принять инвесторов и оказать им максимально возможное содействие в продвижении проектов. В Министерстве транспорта и коммуникаций специально создано новое управление развития транспортных систем и логистики, которое занимается данными вопросами.

 

О придорожном сервисе

…На законодательном уровне в Беларуси закреплен ряд налоговых и иных льгот для владельцев объектов придорожного сервиса. Принятая нормативная правовая база соответствует современным требованиям рынка услуг и создает условия для эффективной хозяйственной деятельности предприятий и привлечения инвесторов в эту сферу.

…Страна получает немалые доходы от транзитных перевозок грузов по своей территории. Разработаны дополнительные меры по использованию транзитных возможностей Беларуси, за счет которых мы рассчитываем уже в этом году дополнительно получить 142 млн долларов США.

 

О пассажирских перевозках

…Сейчас в нашей стране для выполнения операций по бронированию и продаже билетов на железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт используются различные автоматизированные системы. Вместе с тем для улучшения качества обслуживания пассажиров необходимо создание единой интегрированной системы продажи билетов на различные виды транспорта. Ее формирование позволит сделать процесс приобретения билетов более комфортным и удобным, а также обеспечит пассажиру возможность быстро пересаживаться с одного вида транспорта на другой, бронировать и оплачивать все отрезки пути, не беспокоясь о приобретении того или иного билета в середине маршрута. Одним из важных этапов при создании такой системы является переход к электронным билетам и их продаже через Интернет. На воздушном и железнодорожном транспорте работы в этом направлении уже завершаются. Выполнение аналогичного проекта на автомобильном транспорте предполагается в 2010 - 2011 гг.