Автопробег "Дорога, которая объединит Россию"


 

(Окончание. Начало в «АП» № 11, 2009 г.)

 

В прошлом номере нашего журнала генеральный директор топливной компании «Инфорком» Михаил Никин начал рассказ об автопробеге Иркутск – Владивосток – Иркутск – Нижний Новгород – Москва, в котором он принимал участие. Завершаем публикацию этого увлекательного повествования.

 

Михаил НИКИН

Фото автора

 

Вдоль магистрали

Вдоль дороги построены асфальтовые заводы. Здесь же стоят городки, в которых живут дорожники. А вообще жить вдоль дороги негде: населенных пунктов во многих местах и в помине нет, только золотодобытчики кое-где по речкам моют золото да дорожники.

Инфраструктура не входит в проект дороги, в него включено только создание дорожно-ремонтной службы, необходимой для ее содержания. Для организации инфраструктуры региональное руководство Дальнего Востока призывает к сотрудничеству местный бизнес. Площадки есть, необходимы организации для их застройки и развития.

Не скрываю, я с большим интересом изучал состояние придорожной инфраструктуры, поскольку знание перспектив развития на этом направлении коммерческих автомобильных перевозок грузов, а значит и заправка их автомобильным топливом по карточкам на этом направлении – это мой бизнес. Есть участки протяженностью в несколько сот километров, на которых заправок нет вообще. Либо встречается одинокая заправка времен «хрущевской оттепели» с соответствующим уровнем оснащения (правда, таких было немного – всего две). Будут ли там строить заправки? Конечно, будут. Подвозить персонал, топливо – это все не ближний свет, но жизнь вдоль дороги все равно есть. Другое дело, что дорога проложена таким образом, что она вообще не проходит через какие-то населенные пункты. А так иногда, раз на сто километров, встречается указатель, что в стороне есть какая-то жизнь. Люди есть, населенные пункты – тоже, но не вдоль дороги, а поодаль.

С отстойниками для грузового автотранспорта ситуация неоднозначная. Но чем дальше едешь, тем парковок становится меньше, а местами они просто исчезают: сотню верст можешь проехать и не встретить ни одного отстойника (либо отстойники такие маленькие, что грузовику, а тем более автопоезду, там делать нечего).

 

Перевозчик, который в ближайшее время соберется отправлять в этом направлении транспорт, должен отчетливо представлять себе реальную ситуацию: инфраструктуры там сегодня нет. Когда мы отправлялись в пробег, были мысли: ну вот, взяли и шампуры, и решетку для гриля, думали – по дороге купим курочку, мясца свежего, зажарим на костре, на камнях, а овощи и фрукты будем покупать у бабушек вдоль дороги... Так вот: вдоль дороги нет ни бабушек, ни магазинов, ни курочек, ни овощей.

С отстойниками для грузового автотранспорта ситуация тоже неоднозначная. Первый участок, за Читой, в этом отношении поначалу вдохновил: отстойники есть и некоторые сделаны очень хорошо - лавочки, деревья, чуть ли не клумбы. Но чем дальше едешь, тем парковок становится меньше, а местами они просто исчезают: сотню верст можешь проехать и не встретить ни одного отстойника (либо отстойники такие маленькие, что грузовику, а тем более автопоезду, там делать нечего). Нам было проще: мы-то были экипированы под пробег, у нас была с собой походная кухня, газовая плита. Нам нужно было только вынести на природу свой «армейский сервант», стол с креслами – и ресторан готов. Мы так и делали. И в этом было не только удобство, но даже и определенное наслаждение – остановиться на берегу реки и разбить лагерь, причем тут же, на берегу. Что удивительно: с проблемой гнуса мы не столкнулись. Но стоит отметить, что нам повезло с погодой – всю дорогу было тепло, солнечно. Отдых на этих речках доставлял удовольствие, потому что я - рыбак.

В этом было не только удобство, но даже и определенное наслаждение – остановиться на берегу реки и разбить лагерь, причем тут же, на берегу

 

Впрочем, насчет комаров я немного лукавлю. Хотя в целом ситуация была на удивление спокойной, только одно место нам запомнится на всю жизнь – это берег реки Буреи. Мы в этот день решили, что обязательно остановимся на одной из многочисленных речек, половим рыбы. Как раз накануне нам удалось заехать в какой-то населенный пункт, купить курицу, мы ее замариновали и решили зажарить на решетке. И, как назло, едем – ни одного водоема. Обычно едешь – речки и речушки кругом, а здесь – ни одной. Уже смеркалось, когда мы переехали мост через Бурею, нашли вторую протоку. Тут был прекрасный спуск прямо к воде. На маленькой полянке среди исполинских деревьев начали разбивать лагерь. Я стал накачивать лодку, чтобы половить рыбу. Но очень быстро понял, что занимаюсь совершенно бессмысленным делом: количество комаров было жуткое. Дважды наливал в ладони антикомариное средство, умывался им, а впечатление было такое, что это приманка для комаров: они набрасывались с новой силой. Потом обрызгался еще и спреем от клещей, таким злобным, что, казалось, он и кожу сдирает, но от этого комары меньше кусать не стали.

Те мосты и путепроводы, строительство которых уже завершено, удовлетворяют самым высоким требованиям

 

Я понял, что это бессмысленно, тем более что река мощная, а уже начинало темнеть, и если меня унесет на этой лодке куда-то в неведомую тайгу, меня придется уже в Амуре вылавливать. В общем, я забросил эту идею, мы просто разбиваем лагерь.

Николай Кондратьев принял более верное решение:

- Мы здесь не выдержим, надо уезжать или хотя бы выдвинуться на открытое пространство.

Что мы и сделали – перебрались на более открытую площадку, где уже чуть продувало. Комаров там было чуть меньше, но все равно много. Разожгли костер. Я - рыбак, охотник, но такой костер жег впервые. Когда стало ясно, что для того, чтобы избавиться от комариных полчищ, костер надо разжигать очень большой, а дров столько не натаскаешь (уже ночь, полностью стемнело), мы стали валить зеленые деревья толщиной в две руки прямо с листвой и целиком бросать их в костер. Горели за милую душу!

Но вернемся к провианту. За исключением того случая на реке Бурее рыба на жареху у нас на столе была всегда. Я многое знаю о рыбалке, о рыбе (думал – все знаю). Но там ловилась рыба неведомых мне пород. Казалось бы, знаю любую пресноводную рыбу, по крайней мере на территории нашей страны, но эту рыбу я не знал.

Но не будет же дальнобойщик везти за собой в каждый рейс еще и «техничку» вроде нашей! Периодически кафе все-таки встречаются. Дотянуть от кафе до кафе трудно, но можно. В отличие от европейский части страны, рация здесь почти бесполезна, потому что расстояния вообще и расстояния между фурами таковы, что можно несколько десятков километров ехать и спрашивать не у кого.

В кафешках, конечно, как и везде в российской глубинке, приветливо встречают, вкусно кормят. Начиная с Забайкалья потчуют знаменитыми бурятскими позами (это такой большой пельмень типа мантов, но главное принципиальное отличие от мантов заключается в том, что мясо здесь не прокручивается через мясорубку, а мелко рубится и поэтому вкус его лучше сохраняется, и бульончик внутри позы очень аппетитен – там может быть смешана баранина со свининой, говядиной, в зависимости от состава мяса и вкус поз меняется). И даже когда заканчивается Бурятия, Забайкалье, традиция кормиться позами сохраняется еще достаточно далеко.

А рассчитывать на магазины – на то, что где-то ты съедешь с дороги и закупишься в магазине – это уже ближе к Хабаровску, если свернуть в какой-нибудь городок. Они редко, но встречаются. Мы заезжали в такой поселок -Ерофей Палыч. Ему как раз исполнилось 100 лет (для непосвященных поясняю: Ерофей Палыч – это Хабаров). Мы туда вынужденно заехали, у одного из участников пробега возникла проблема со здоровьем, потребовавшая профессиональной медицинской помощи. Поселок, конечно, фантастический. Такой уровень патриархальности вряд ли где еще можно встретить. Это другая Россия. С лекарем нам повезло. Это был районный центр и там была районная больница. Когда мы подъезжали, навстречу ехала легковая машина, остановилась. Вышла женщина, помахала нам рукой:

- Вы в больницу?

- Да.

Женщина оказалась медсестрой этой больницы, закончив смену, она ехала уже домой. Показала нам дорогу. Новый человек для местных жителей – это как подарок, и машина наша необычна (машина-то действительно необычная). Им все интересно.

Когда мы приехали в больницу, медсестра уже звонила туда и спрашивала, не нужна ли ее помощь, не надо ли ей вернуться. На что молодой человек, который нас принял, по телефону сказал:

- Нет, я сам со всем справлюсь. И вообще: я выше тебя по статусу.

Состоялась целая дискуссия – кто заслуживает права оказать помощь приезжим. Молодой человек оказался фельдшером. Но, к счастью, он был еще и студентом пятого курса медицинского вуза. Плюс еще медучилище до этого. То есть был и практический опыт, и медицинское образование почти завершенное. Он был предельно внимателен и, как потом оказалось, правильно поставил диагноз, выписал кучу таблеток – и антибиотики, и антигистамины, чтобы сгладить воспалительный процесс. Если не станет лучше, рекомендовал обратиться в Хабаровске в больницу и там уже оперироваться.

Причем вопросов «А где же ваш полис медицинского страхования?», «А где вы живете?», «А где вы прописаны?» даже не возникало. Было понятно, что людям без разницы, где мы живем, желание помочь было абсолютно искренним. Я не стал создавать деликатную ситуацию и предлагать деньги, потому что, думаю, от них бы с возмущением отказались. Поэтому, уходя, просто оставил немного денег на тумбочке – и это совершенно искренне и с радостью.

Ерофей Палыч порадовал своей патриархальностью, отзывчивостью, человечностью (к сожалению, давно забытыми в центре России).

Приморцы не сочли за тяжкий труд приехать на границу края и встретить нас там. Прямо у

пограничной стелы приготовили плакат, шампанское (для водителей – детское шампанское

Просто бизнес

В числе задач автопробега была проверка коммерческой целесообразности грузовых перевозок автомобильным транспортом на данном направлении. Один из автомобилей в ходе автопробега выполнил коммерческую перевозку туалетной бумаги по маршруту Ангарск (Иркутская область) - Уссурийск (Приморский край, около 150 - 200 км не доезжая до Владивостока). Второй автомобиль доставил груз (пиво) по маршруту Иркутск – Борзя (Читинский край).

С первой машиной в дороге случилось несколько казусов. Когда гаишники нас останавливали, разумеется, спрашивали - кто, что, куда и зачем. Мы им объясняли: автопробег.

- А зачем вам в автопробеге столько туалетной бумаги?

 В обратном направлении осуществлена загрузка по маршруту Владивосток - Архангельск.

Обратная загрузка из Владивостока – это экзотика (впрочем, и сама перевозка в этом направлении пока тоже экзотика). Конечно, в ближайшее время это станет нормой. На обратном направлении рефрижератор загрузился во Владивостоке на Архангельск красной рыбой. С точки зрения здравого смысла может показаться бредом перевозка на 12 тыс. км красной рыбы. Причем туда, где есть своя да и Норвегия рядом. Получается, что в Тулу – со своим самоваром. Объяснение простое: в нынешнем году заход лососевых на дальневосточном побережье России огромный, об этом все говорят на Дальнем Востоке. Нам рассказывали, что даже квоты сняты: рыбы в 2009 г. было столько, что квотирование потеряло смысл. Соответственно, при очень низкой себестоимости рыбы как сырья (а красная рыба в большинстве случаев – это сырье для дальнейшей переработки), она поехала на те рыбокомбинаты, которые не так загружены. Ставка перевозки на Архангельск составила 480 тыс. рублей. За такие деньги, если бы была постоянная загрузка, наверное, очередь бы стояла из перевозчиков. Давайте просчитаем самую главную затратную часть – топливо: 12 тыс. км х 35 л = 4200 л дизтоплива. Умножим 4,2 т хотя бы на 20 руб. - получается 84 тыс. рублей. Даже при расходах на командировочные, на амортизацию автомобиля и на пробитые колеса тут все равно бы очередь стояла за такой работой.

 Поэтому я совершенно убежден: когда дорога будет построена в полном объеме – здесь пойдет работа. Не будем забывать и о том, что рядом Монголия, с которой у нас традиционно добрые, теплые, дружеские отношения.

Везде в крупных городах на пути следования автопробега - Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск,

Хабаровск, Владивосток были организованы встречи с перевозчиками регионов

 

 Монголия (в отличие от некоторых других соседей России) всегда вела себя крайне корректно, более чем дружелюбно в отношении России как государства, в отношении русских как соседей по планете. Тот же «Никалид»: откуда взялись первые успехи в бизнесе, на какие деньги куплена современная дорогая автомобильная техника, машины? На перевозках Россия – Монголия. На монгольском извозе были достаточно высокие ставки, комфортная работа, бизнес очень быстро развивался. К сожалению, потом это в существенной мере стали сворачивать, квотировать. Причем не монголы, а мы, россияне. Под различными искусственными предлогами не просто сдерживается, а сводится на «нет», допустим, ввоз мяса из Монголии. Нет, мы лучше будем возить трижды перемороженную буйволятину из-за океана, чем экологически чистое монгольское мясо, потому что там нет смысла применять химию, какие-то современные технологии. Это великолепное натуральное мясо.

Но ситуация в последнее время обнадеживает: в нынешнем году состоялись визиты в Монголию и главы российского государства, и премьер-министра. Видимо, не только монгольский уран привлек их туда. Хочется верить, что экономические отношения между нашими странами будут развиваться, а поэтому и дорога станет востребованной.

Не стоит забывать о том, что рядом не только Монголия, но и Китай. Но тут ситуация не безоблачна.

Сегодня на условиях паритета китайские и российские грузовики могут заходить на определенную глубину территории. Это относится только к приграничному извозу. Но коль скоро китайский грузовик попадает на российскую территорию, то, пользуясь процветающей у нас коррупцией, а порой просто безразличием, вскоре оказывается уже и под Иркутском, и под Читой. Николай Кондратьев рассказывал, что он повстречал на дороге под Иркутском грузовики с китайскими номерами. Николай – человек ответственный, как-никак член совета АСМАП, не поленился развернуться, догнать и сфотографировать те грузовики.

Обращался в местную транспортную инспекцию и в другие органы. Реакции – никакой. И только вмешательство депутатов Госдумы привело к тому, что была прислана комиссия, которая проверила, выявила факты нарушений, и тогда там навели определенный порядок, начали следить за тем, чтобы эти грузовики дальше не ездили.

Китайцы предлагают: давайте мы вас пустим до города Хайлар, а вы нас - до Иркутска. То есть они пускают нас на свою территорию, условно говоря, на 100 км плюс до города, из которого возить нечего. А мы их должны пустить на сотни километров - до регионального грузообразующего и грузопотребляющего центра.

Мы понимаем, чьи грузовики будут возить китайский груз в России (да и российский заодно), если это произойдет. И это точно будут не грузовики с российскими флагами на госномерах.

 

В Приморье

Автопробег, стартовавший 10 августа 2009 г., преодолев расстояние 4352 км, завершил первый этап прибытием 20 августа во Владивосток. Нас торжественно встретили на центральной площади этого города – площади Борцов за власть Советов.

Когда мы приехали во Владивосток, встречали нас очень душевно. Кстати, промежуточному финишу предшествовала встреча на границе Приморского края: приморцы не сочли за тяжкий труд приехать на границу края и встретить нас там. Прямо у пограничной стелы приготовили плакат, шампанское (для водителей – детское шампанское). Почетный эскорт сопровождал нас прямо до центральной площади.

Это был действительно праздник всего города. Огромное количество людей. И наши машинки стояли на этой площади. И мы, участники автопробега, стояли в строю на почетном месте.

Руководитель и организатор автопробега Николай Кондратьев доложил руководителю объединения «Приморавтотранс», члену совета АСМАП Вячеславу Мартыненко и представителям администрации Владивостока о промежуточном финише автопробега, посвященного 70-летию объединения «Приморавтотранс».

Тут же был дан старт автопробега ретроавтомобилей по маршруту Владивосток – Уссурийск – Хороль - Камень-Рыболов - Пограничный - Покровка. Мероприятие проходило в рамках Всероссийской акции «Внимание - дети!» и тоже было приурочено к 70-летию со дня образования открытого акционерного общества «Приморавтотранс».

Колонну сформировали из машин, взятых на время из ведомственных музеев автотраспортных предприятий. Множество горожан собралось на площади, чтобы полюбоваться на образцы нашего автопрома, ставшие раритетами. Народ фотографировал седан «Москвич-400», сошедший с заводского конвейера в 1952 г., ГАЗ-13 – «Чайку» 1961 г., легендарную «эмку» (ГАЗ М-1), выпущенный в 1937 г.  

Собственно говоря, одной из целей автопробега и было поздравить с юбилеем объединение «Приморавтотранс». Кому-то это может показаться несовременным, нелепым и ненужным, ну что, мол, это за постановка вопроса времен недоразвитого социализма – «в ознаменование юбилея»? Так может показаться лишь тому, кто этого не помнит, кто в этом не участвовал, кто это не прочувствовал, кто этого не видел. Потому что когда у людей заслуженный 70-летний юбилей - это действительно торжество. И когда в разгар праздника, который отмечает гуляньями весь город, на его главную площадь въезжает запыленная колонна грузовых автомобилей с транспарантом «Привет дальневосточникам от сибиряков!», когда видишь глаза этих людей, общаешься с ними – понимаешь, что все это нужно. Нужны эти встречи, теплое общение, приветствия.

Было в этом что-то ностальгическое по той поре, когда создавали поводы для общения коллег, для праздников, когда принимали дружеские делегации, старались показать друг другу самое лучшее и – уж конечно же! – принять гостей, не ударив в грязь лицом.

И если в будущем это исчезнет из нашей коммерциализованной жизни, то это будет неправильно. Везде в крупных городах на пути следования автопробега - Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток были организованы встречи с перевозчиками регионов. И люди были очень благодарны за эти встречи, за общение. Мы порой себе даже не представляем, насколько они там далеко от России, от Центральной России. Есть ощущение какой-то отрезанности от страны. И наш приезд был и важен, и приятен в человеческом смысле в том числе. Давайте не забывать старых добрых традиций профессионального братства.

Предприятие "Приморавтотранс» основано в 1939 г. как краевое управление автомобильного транспорта, в состав которого вошли: Владивостокская транспортная контора, Ворошиловская транспортная контора и Артемовcкая автобаза. С 29 декабря 1992 г. управление реорганизовано в ОАО "Приморавтотранс». Сегодня это одно из крупнейших автотранспортных предприятий России, без которого невозможно представить нормальное функционирование всей транспортной системы Дальнего Востока. Общая численность работающих в ОАО «Приморавтотранс» - более 5 тыс. человек.

Объединение «Приморавтотранс» занимает в транспортной системе Дальнего Востока наиболее прочные и выгодные позиции. Объединение возит грузы в соседние регионы России, вплоть до Якутии, а также занимается перевозками грузов зарубежных фирм и частных лиц, в том числе из Китая, Японии, Южной Кореи, США и Канады. Во всех этих странах, а также в Москве и Хабаровске действуют представительства ОАО "Приморавтотранс». Объединение имеет свои транспортно-экспедиционные отделения во всех морских портах Приморского края и осуществляет интермодальные перевозки. Компания первой на Дальнем Востоке начала осуществлять международные перевозки экспортно-импортных грузов между КНР и Россией с одновременным созданием специализированных автопереходов на российско-китайской границе.

Но и это еще не все: автотранспортные подразделения ОАО "Приморавтотранс» обслуживают 266 автобусных маршрутов, в том числе 48 городских, 162 пригородных, 49 междугородных, 7 международных. Автобусным сообщением охвачено 405 населенных пунктов, в том числе 12 городов и поселков городского типа. Ежедневно перевозится 58320 пассажиров, из них на городских маршрутах - 35890, на пригородных - 19100, на междугородных - 2660, на международных - 670 пассажиров. Ежедневно на маршрутах работают 560 автобусов различных марок, среди них зарубежного производства – 78.

В «Приморавтотрансе» постоянно ведется переподготовка старых и обучение новых кадров. Наши специалисты успешно обучались в Японии, непосредственно в компании «Ниппон-Экспресс». В результате успешного делового сотрудничества с этой компанией ОАО "Приморавтотранс» стало известным и приобрело репутацию надежного делового партнера на международном рынке транспортных услуг. Заключены договоры с крупными международными экспедиторскими компаниями, среди которых AllCargo (Канада), SeaLand (США), Apple (США).

Объединение «Приморавтотранс» - представитель и дилер ряда заводов по производству автошин и запасных частей в Приморском крае.

Кроме того, объединение имеет гостиницы, рестораны, казино, базу отдыха «Фрегат», туристическую базу «Родео» и санаторий «Сахарный ключ», туристическую компанию и рекламно-туристическое бюро. Представляете? Им удалось все это не растерять, не растранжирить, не разворовать и не пропить, они сохранили почти всю инфраструктуру – санаторий, автовокзал, гостиницу – большую часть того, что принадлежало «Приморавтотрансу» при социализме. Глава «Приморавтотранса» В. Мартыненко - человек редкого обаяния и работоспособности. Из тех людей, на которых наша страна держалась и пока еще держится.

Во многом благодаря его энергии, убежденности, напористости удалось пережить лихие 90-е. Сохранилась структура времен социализма: до сих пор в объединение входят автопредприятия ближайших районных центров. Из крупных потерь – только таксопарк и одно районное предприятие, они отказались от объединения, мол, мы сами с усами. В итоге все разворовано, пропито. А эти вот – держатся. Потому что в трудное время В. Мартыненко сумел убедить объединение в том, что надо держаться вместе, чтобы не растаскивали по частям.

 

В бухте Золотой Рог

В Приморье нас ждала незабываемая череда общения, праздника, путешествий, хорошо организованного отдыха. Остановились с дороги в гостинице «Приморавтотранса». Хотелось отмыться, отоспаться. Конечно, не пятизвездочный отель, но добротная гостиница областного уровня советских времен. Мой 20-летний сын, которого я взял с собой в этот автопробег, переодеваясь, спросил: «Пап, есть хочется, нас хоть покормят?», на что я ему ответил: «Тебе будет стыдно за свои слова». Так оно и случилось: мы спустились к столу, накрытому в три слоя крабами, трепангами, гребешками, другими - и не только дальневосточными – деликатесами. Было даже несколько неловко за тот уровень, на котором принимал «Приморавтотранс»: как самых дорогих гостей.

«Приморавтотранс» выделил нам на один день теплоход (который они тоже умудряются содержать, умудрившись сохранить!). На теплоходе мы прошли вокруг острова Русский, остановились на бывшей базе морской пехоты на берегу, провели прекрасный день, наловили морских ежей, полакомились их икрой. Да, и не могу не похвастать: когда мы шли на теплоходе, а потом остановились у одного из островов, я воспользовался предложенными капитаном донными снастями и (к его изумлению) поймал крупную камбалу. Капитан признался, что удивлен выше меры: «Вы даже не знаете, кого вытащили». Оказалось, что это редкая разновидность японской камбалы. Володя Турганов тут же ее почистил, порезал, полил соевым соусом. И ведь действительно хороша – в сыром виде, да под водочку!

 

В Китае

Из Приморья маршрутные автобусы ежедневно в соответствии с расписанием идут в Суйфэньхэ. В последние годы именно за счет вот этой приграничной торговли «Приморавтотранс» очень хорошо развивался, имел высокие доходы. Дальневосточники выделили нам небольшой автобус и повезли в Китай. Я до этого многократно бывал в Китае, но в других частях – в промзонах на заводах, где производят автобусы Yutong; в Гуанчжоу, который считается торговыми воротами Китая. А вот в приграничном Китае до сих пор бывать не приходилось. И вот как это выглядит. С нашей стороны, российской, он и называется поселок Пограничный. Обычный поселок деревенского типа. С китайской стороны - деревня Суйфэньхэ. В Пограничном как было десять лет назад, так все и осталось: куры и гуси на улицах, одноэтажные домики, патриархальный уклад, пара маленьких магазинчиков. А в Суйфэньхэ – свежеотстроенные сорокаэтажные небоскребы, огромные торговые улицы, красивый парк, и никто уже не вспоминает, что десять лет назад здесь была просто нищета. И тогда для жителей Суйфэньхэ Пограничный был примерно такой же шикарной экзотикой, как сегодня для жителей Пограничного – Суйфэньхэ. Всего десять лет…

Это упрек не китайцам, это упрек нам. В Москве 20 лет существовал «Черкизон», но на деньги от «Черкизона» в его окрестностях не возникли ни небосребы, ни парки – они возникали в Арабских Эмиратах, в Турции и т. д. А в Китае торговля тут же дает жизнь чему-то еще, тут же возникает развитие, движение. Я неоднократно был в Китае, но, конечно же, не удержался от покупок и на этот раз, и на обратном пути из Суйфэньхэ остановились у магазина с родной для меня темой – рыбацкое и туристическое снаряжение. Зашел и особенно не вдаваясь в детали купил шесть спиннингов с разными тестами, с разными параметрами, причем спиннинги достаточно хорошего качества – из тех, которые стоят у нас в любом хорошем магазине от 3 до 6 тыс. рублей. В общем, купил шесть спиннингов, три катушки с высокими параметрами по шесть подшипников, костюм для забродной рыбалки из неопрена под горло, еще какие-то мелочи. Все это стоило мне 4,5 тыс. рублей. Причем это была не оптовая, а розничная цена.

Я иногда то ли в шутку, то ли всерьез намекаю продавцам: а как же скидка для многодетных? Обычно это вызывает улыбку, кто в шутку, кто всерьез говорит: «Конечно, конечно». Тут же продавец совершенно серьезно спрашивает:

- И сколько же у вас детей?

Я – тоже уже серьезно:

- Пятеро.

Такого уровня изумления я и представить себе не мог. Тут же позвали хозяина. И хозяин сделал специальную скидку. Правда, у китайцев насчет скидок расслабляться не приходится: они ведь как скинут, так тут же незаметно и накинут. Другие люди.

Видел китайские дороги. У них очень хорошие дороги. Единственное, что стоит отметить: большая часть Китая находится в достаточно комфортных климатических условиях, без снежных заносов и уж тем более без вечной мерзлоты и скачков температуры. Каждую ночь - заморозок, каждое утро на солнце - оттепель.

В общем, приграничный Китай порадовал за китайцев, огорчил за себя.

 

Снова о бизнесе

От Читы идут две дороги: одна в сторону границы с Китаем, вторая - на Хабаровск, в сторону Дальнего Востока. Сегодня, если строго говорить, заправки, на которых можно заправиться по карточкам «Инфорком», заканчиваются после Читы.

Есть все основания полагать, что в 2010 г. дорога Чита - Хабаровск в основном будет готова. Заправки там будут. И будут, я думаю, достаточно скоро, буквально в следующем году. Сейчас, как обычно, конец года достаточно сложный, но работу по контактам с теми, с кем будем организовывать прием карточек «Инфорком», мы начинаем уже сейчас. В начале 2010 г. там будут открыты первые заправки. Могу уверенно сказать, что к концу 2010 г. можно будет заправляться по карточке «Инфорком» уже вплоть до Владивостока. Почему только в конце 2010 г.? Потому что открытие заправок и реальный оборот топлива напрямую зависят от качества дороги. Есть дорога – перевозки будут. А дорога будет. Она уже есть. Даже сейчас, когда она не совсем готова, перевозки уже идут.

 

Финиш – на МАФе

В начале сентября наша колонна, преодолев около 15 тыс. км, прибыла в Международный выставочный центр «Крокус Экспо». Автопробег Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток – Иркутск – Нижний Новгород – Москва финишировал на V Международном автотранспортном форуме, а наша штабная машина стала, я надеюсь, одним из самых интересных экспонатов выставки «МАФ-2009». После Владивостока снова был Иркутск, Чита, Хабаровск, Благовещенск, Нижний Новгород, где мы побывали на «АСМАП-Профи». Везде был не только теплый прием, но и искренний интерес к профессиональному общению. Наш кунг не пустовал никогда, все время шел народ, это был своеобразный клуб автоперевозчиков. И порой просто уйти было невозможно из-за стола, накрытого в машине. Уходили одни люди – приходили другие, и ты просто втягивался в эти разговоры. Это и было показателем того, насколько все это важно, насколько это интересно не только для тех трех руководителей предприятий, которые проехали этот путь, но и для тех, кто хочет иметь достоверную информацию об этой дороге, об этом направлении. Хотя, конечно, разговор шел не только об этом, но и о том, как живут перевозчики. Ведь это тоже одна из важных составляющих пробега.

 

Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток – Иркутск – Нижний Новгород – Москва