Дороги "Дорогое бездорожье"


Олег АДАМОВИЧ

Фото автора

 

По данным Государственной службы автодорог («Укравтодор»), чтобы капитально отремонтировать дороги государственного значения, необходимо 66 млрд гривен (около 330 млрд рублей). В бюджете Украины этого года на реконструкцию и развитие дорожной сети страны выделили 14,9 млрд гривен (около 74,5 млрд рублей ) – на 68,3 % больше, чем в 2008-м. Из этой суммы более 6 млрд гривен (около 30 млрд рублей рублей) предусмотрено на капитальные ремонты и строительство автодорог, а 4 млрд гривен (рублей) израсходуют на текущие ремонты. И если с новым строительством дело ещё как-то продвигается, то с «латанием дыр» оно обстоит, «как всегда». Во всяком случае, в Днепропетровской области.

 

 

Учитывая нынешний политико-экономический кризис в Украине, суммы, выделенные на развитие всей дорожной инфраструктуры страны, выглядят фантастически – аналитики рынка и не припомнят, когда в бюджете страны фигурировали такие огромные средства. Справедливости ради отметим, что дорожная проблема настолько назрела, что деньги эти нужны как никогда, ведь дорожное полотно на просторах страны из года в год становится всё хуже. По данным главы «Укравтодора» Вадима Гуржоса, из 20 тыс. км автодорог государственного значения 85 % требуют полного обновления. «Для приведения 1 км дороги в надлежащее состояние в среднем необходимо 3 млн долларов США. Соответственно, мы получим цифру в 34 - 37 млрд долларов США. Эта цифра весьма значительна и на сегодня Госбюджет и состояние экономики не позволяют это сделать. Приблизительно такая же ситуация и по дорогам местного значения», – сказал он и уточнил, что существует три причины сезонных разрушений автодорог: постоянное недофинансирование отрасли в прошлые годы, климатические условия и увеличение габаритов и массы транспортных средств.

Председатель правления ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины» Валерий Вощевский внёс коррективы: резкие изменения погодных условий прошедшей зимой привели к тому, что одна четвертая часть протяжённости автодорог – 42 тыс. км – в ямах, выбоинах и деформирована (из них – 8,6 тыс. км - дороги государственного значения и 33,5 тыс. км – местного).

С этих позиций средства, выделенные на текущий ремонт дорог Украины, уже не кажутся астрономическими, главное - разумно распорядиться ими и ликвидировать как можно больше аварийных участков. Здесь-то и возникают вопросы. Опираясь на многолетний опыт, ряд экспертов высказывают опасение, что финансы могут исчезнуть в «асфальтовых глубинах», как до этого пропадали все предыдущие миллионы и миллионы гривен. Почему? Да потому, говорят эксперты, что есть в стране компании, которые имеют и импортную технику, и квалифицированных рабочих, но ямочный ремонт их не привлекает своей трудоёмкостью – им подавай размах нового строительства! Но есть и такие компании, которым всё равно, чем заниматься и, главное, как делать – лишь бы платили.

В общем, тема состояния дорог в Украине как возникает каждую весну с обострённым энтузиазмом, так к концу лета благополучно и «умирает». При этом по мере политической необходимости негативным состоянием «бесконечного» украинского километража озабочен не только «Укравтодор», но и периодически меняющиеся руководители правительства Украины, громогласно озвучивая «страшный» дорожный развал в стране. Увы, от этого ям на дорогах не становится меньше.

 

Дороги, о которых умалчивают…

Украинские учёные оценили убытки от «неудовлетворительного» состояния дорожного полотна: ежегодно это около 20 млрд гривен (около 100 млрд рублей), причём от различных ДТП, связанных с плохим состоянием дорог, в год страдает примерно полторы тысячи человек! При этом ущерб, наносимый народному хозяйству страны от плохих (мягко говоря) дорог, продолжает расти. Можно предположить, что для этого есть свои причины… Как в своё время «на ушко» сказал один из административных бонз отрасли, строительство и дороги – это та часть бюджета, куда можно «сливать» деньги бесконечно, но всегда будет мало. В доказательство этой версии мы возьмём не те трассы, которые с большой помпезностью разрекламировала нынешний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, а те дороги, о которых власть имущие обычно скромно умалчивают – дороги внутриукраиские, но не менее важные для работы украинских автоперевозчиков.

Впрочем, и это понятие весьма относительно, ведь по этим трассам постоянно идут грузопотоки из многих стран, в том числе и из России. Чтобы не быть голословными, возьмём за основу мнение криворожских дальнобойщиков. Почему криворожских? Кривой Рог находится практически в центре Украины. На территории города расположен один из крупнейших в мире металлургических комбинатов «Арселор Миттал Кривой Рог» (когда-то «Криворожсталь»). Соответственно, местные «покорители» национальных автомагистралей, учитывая объёмы перевозок металла этого предприятия, пересекают страну вдоль и поперёк, и состояние дорожного полотна испытывают на себе постоянно. Так вот, по мнению дальнобойщиков, такие трассы, как Кривой Рог – Одесса, Кировоградская дорога, некоторые участки в направлении Западной Украины, находятся в крайне плохом состоянии или на грани этого, а направление от Одессы до Нового Буга, как говорят сами водители, попросту «разгачено» (в сухую погоду ещё как-то можно проехать, а при малейшей слякоти трасса превращается в непроходимую топь). На этом участке машины вынуждены идти как угодно, выезжая порой на встречную полосу, что создаёт дополнительный риск для возникновения ДТП. В таком же контексте криворожские дальнобойщики упомянули дорогу и на Умань, где, по их свидетельствам, сплошные «котлованы», т. е. дороги практически нет.

Впрочем, и об остальных 169,1 тыс. км дорог Украины, увы, нельзя сказать ничего хорошего. Обочины большинства этих автомагистралей не приспособлены для парковки крупнотоннажного транспорта, а ширина дорожного полотна создаёт все предпосылки для повышенной аварийности. Одно из немногих исключений – направление на Киев: тут (в силу близости власти) трассы поддерживаются в «рабочем состоянии».

 

О тендерах и «лежачих полицеских»

Но междугородние автомобильные магистрали – это одна сторона медали, а есть ещё и другая – городские коммунальные дороги. И это тема для отдельного разговора. В силу особенностей национального законодательства городская инфраструктура принадлежит местному самоуправлению и финансируется из скудных местных бюджетов.

Впрочем, мы не будем брать за пример областные центры, куда стекаются средства из областей, не будем затрагивать и столицу Украины, куда поступает до 75 % всех поборов с водителей, а возьмём такой промышленный мегаполис Украины, как Кривой Рог. К слову, если сравнивать с областным центром, то криворожские дороги не в пример лучше днепропетровских, но при этом также далеки от совершенства и со временем, к сожалению, не становятся качественнее. О чём, кстати, говорит плачевное состояние дорожного полотна образца 2009 г.

Но для начала немного истории. В недалёком прошлом, в 2002 – 2003 гг., криворожские дороги, как и многие иные, проложенные по городам Украины, имели вид как после хорошей артподготовки. Без приключений проехать по ним можно было разве что на танке или, в крайнем случае, на бронетранспортёре. Ситуация в корне изменилась после проведения местной властью первого городского тендера по выбору компании, которая предложила бы наиболее выгодные условия для приведения дорог в порядок. Кстати, практика выбирать подрядчиков на тендерах сегодня присуща всем местным управлениям и особо оговорена в законе.

Начиная с 2003 г. и на протяжении последующих лет городскими автодорогами Кривого Рога занимается предприятие «Веста – Шляхбуд», входящая в корпорацию «Веста». Надо заметить, что все эти годы «Шляхбуд» с завидной регулярностью выигрывает городские конкурсы на проведение дорожных ремработ. Способствует этому наличие импортной спецтехники и собственного производства асфальта. Казалось бы, всё должно быть хорошо, и за прошедшие годы немалый километраж дорожного полотна Кривого Рога должен был стать если не идеальным, то хотя бы удовлетворительным. Тем более что городская власть исправно перечисляла на счета «Шляхбуда» чуть менее 20 млн гривен (около 100 млн рублей) ежегодно.

Куда там! Каждую весну проблема городских дорог встаёт перед автоперевозчиками с завидной регулярностью. Не стал исключением и год настоящий. И хотя зима, как отмечают многие жители региона, не была слишком морозной, дороги (по сравнению с прошлым годом) приобрели все признаки разрухи. Даже те участки дорожного полотна, где проводились работы под «фрезу». То есть практически на тех же дорогах и даже в тех же местах вновь образовались ямы и трещины, и для городского транспорта, как всегда, наступили очередные «асфальтовые баталии». В оправдание деятели фирмы называют много причин: и что город находится на геологическом разломе, и что под Кривым Рогом прорыто множество шахтных пустот, и частые взрывы в карьерах горно-обогатительных комбинатов.

Всё это так. Однако при этом теми же работниками фирмы, по свидетельствам очевидцев, асфальт укладывался в дождливую погоду, по ещё не подготовленным старым участкам покрытия, что само по себе является грубым нарушением технологических норм. К слову, в последний раз такой «ремонт» происходил в прошлом году, и что стало с этими участками в 2009-м – понятно и без пояснений. И ведь подобное «хозяйское» отношение к бюджетным деньгам присуще практически повсеместно, во всех регионах, в малых и больших городах Украины. Отсюда вывод: дорога – нескончаемый источник «левого» дохода в чистом виде. Для примера возьмём ямочный ремонт дорожного полотна. В силу своей специфики расчёт одного квадратного метра стоит на порядок выше, чем работы, производимые под «фрезу». А кто учитывает, что на том же метре порой надо залатать яму или ямку размером 20 х20 см? А в отчёте фигурирует уже полновесный «квадрат»…

Ещё одной незваной бедой украинских городских дорог стали так называемые лежачие полицейские. Это удобное и простое средство для принудительного снижения скорости, эффективно применяемое во всех странах мира, в Украине и, в частности, в Кривом Роге, приобрело признаки стихийного бедствия. Дело в том, что укладывают эти накаты везде – где надо и не надо, даже на тех дорогах, на которых при всём желании разогнаться свыше 40 - 50 км/ч водитель не сможет. При этом никто из «укладчиков» не позаботился о соблюдении элементарных технических норм, которые чётко описывают технологию подобного сооружения. Напомним: чтобы не почувствовать удар от «лежачего полицейского», машина должна ехать не быстрее 30 км/ч, а у нас… При скорости в 10 км/ч автомобиль подкидывает, будто он преодолевает армейский редут. И никого не заботит, что при этом транспортное средство да и все в нём находящиеся (особенно если это пассажирский транспорт) испытывают кратковременное шоковое потрясение.

Казалось бы, в этом году выделенных средств должно было хватить на многое, чтобы автоперевозчики наконец-то ощутили результат упорного труда дорожных служб. Кстати, в начале года окрылённый мощным финансированием «Укравтодор» обязался ликвидировать все сезонные разрушения автомобильных дорог государственного значения к 1 мая, а к 1 июня – дорог местного значения. Как-то незаметно эти сроки прошли, а в городе и на междугородних трассах по-прежнему кипит работа: автодорожники периодически огораживают те или иные участки и приводят их в порядок. Но так ли хорошо, чтобы не чинить эти же участки уже в следующем году? И так хочется верить, что когда-нибудь мы сможем выпить чашку кофе в автомобиле, едущем по хорошей дороге, при этом не рискуя вылить содержимое себе на колени. Жаль, что многие годы подобные мысли находятся в области даже не научной фантастики.

Чтобы не угодить в такие ямы, даже в городе нужно быть постоянно в состоянии повышенной готовности