Дороги "В колее безденежья"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

От того, насколько государство готово профинансировать строительство, реконструкцию и ремонт дорог, будет зависеть их качество, подчеркнул в ходе одной из пресс-конференций заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси, директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин, заметив при этом: «Конечно, есть исключения, например, платные автомагистрали, содержание которых находится в прямой зависимости от их окупаемости». В Беларуси лишь одна платная автомагистраль М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. На ее годовое содержание требуется около 40 млн долларов США. Порядка 80 % этой суммы она «зарабатывает». Остальные же дороги, чтобы не превратиться в направления, нуждаются в бюджетной поддержке или инвестиционных средствах.

 

В настоящее время сеть автомобильных дорог общего пользования Беларуси сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны, социальных потребностей населения и не требует строительства новых направлений, за исключением обходов ряда городов. Однако их транспортно-эксплуатационное состояние не удовлетворяет в достаточной степени потребностям в автомобильных перевозках. Главной причиной тому – недоремонт, вызванный дефицитом финансирования отрасли в течение ряда лет. И это притом, что две трети протяженности дорог общего пользования имеет срок службы свыше четырех десятков лет. По оценкам специалистов, несвоевременные ремонт и восстановление износа ведут к необратимому процессу ухудшения состояния дорожных конструкций и потребуют в дальнейшем в 2,5 - 3 раза больше средств, чем затраты на эти цели с соблюдением межремонтных сроков.

Не менее сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние мостов и путепроводов. Значительная их часть не соответствует современным требованиям по грузоподъемности и габариту.

Создавшаяся ситуация день ото дня лишь усугубляется постоянным возрастанием нагрузки на дорожные покрытия, что обусловлено быстрым увеличением в стране количества транспортных средств, в том числе увеличением доли тяжелых и крупногабаритных машин. А перспективы преодоления проблемы не проглядываются, поскольку финансирование белорусских дорожников из государственного кармана обеспечивается лишь на 60 - 70 % от реальной потребности.

Министерство транспорта и коммуникаций прибегает к привлечению кредитных ресурсов, однако и заемных средств недостаточно для полнокровного финансирования потребностей. Непросто обстоят дела и с иностранными инвестициями на реконструкцию республиканских дорог.

Удалось найти точки соприкосновения со Всемирным банком. Подписан меморандум о предоставлении инвестиций в объеме 150 млн долларов США для реконструкции до уровня первой категории одного из участков дороги М-5 Минск – Гомель, где можно рассчитывать на общепринятые сроки окупаемости – семь лет, так как это часть ответвления международного транспортного коридора IX B.

Проявила финансовое внимание к этой магистрали и французская компания, предложив условия, по которым она полностью самостоятельно выполняет объем работ под предоставляемые инвестиции. В департаменте «Белавтодор» такие условия посчитали невыгодными и ограничили инвестора лишь 20-процентным объемом работ. Нюансы финансовых взаимоотношений – прерогатива договаривающихся сторон, но факт, что заимствующая сторона еще и диктует свои условия, несколько обескураживает.

Другие финансовые мосты, которые пытается навести Министерство транспорта и коммуникаций, пока не обрели реальных очертаний. Хотя проводились переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, японским банком «Номура», российскими Внешэкономбанком и Банком Москвы. Инвесторов не прельщает тот факт, что при нынешней транспортной интенсивности белорусских дорог срок возврата вложенных средств возможен лишь в течение 25 лет.

Словом, выбраться из колеи безденежья, когда на реконструкцию одного километра дороги первой категории в среднем требуется более полутора миллионов долларов США (по данным дорожных специалистов), департаменту «Белавтодор» не удается. В условиях постоянного отсутствия необходимых финансовых средств дорожное ведомство никак не может выйти на плановые показатели, доведенные республиканской программой «Дороги Беларуси», что подтверждают, к примеру, итоги работы за 2006 - 2008 гг. Без текущего ремонта остались чуть меньше двух тысяч километров местных дорог и почти 500 км без капитального. Также не введены в эксплуатацию запланированные 675 км местных дорог. Хотя в программе определено, что до 2015 г. все дороги местного значения должны обрести твердое покрытие, чем будет обеспечено круглогодичное бесперебойное движение до любого населенного пункта.

Не лучше обстоят дела на местных дорогах и в текущем году. По итогам 9 месяцев (именно за этот период отрасль выходит на финишную прямую, сдается основное количество объектов и подводятся предварительные итоги) практически все показатели по текущему и капитальному ремонту местных дорог и мостов, а также их реконструкции и строительству оказались в немалом минусе.

В департаменте «Белавтодор» не берутся подтверждать реальность модернизации всех международных транспортных коридоров с повышением их несущей способности до 11,5 т на одиночную ось, развития и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния важнейших республиканских дорог с доведением к 2016 г. показателя ровности до 3,6 м/км, а также реконструкции по нормативам первой категории с уширением проезжей части до четырех полос движения 314 км дорог. Заместитель министра транспорта и коммуникаций, директор дорожного департамента Анатолий Лытин лишь констатирует: «К сожалению, только в прошлом году отрасль выполнила в полном объеме то, что намечалось в программе «Дороги Беларуси» по республиканским и местным дорогам. Надеемся, что за счет привлечения иностранных инвестиций или увеличения финансирования из бюджета мы выйдем на установленные показатели».