Геополитика "Все коридоры ведут в Китай, но… кому достанется сладкий кусок транзитного пирога – Восток-Запад?"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Все дороги ведут в Рим? Отнюдь. Ныне транспортные потоки сориентированы в противоположном направлении, в сторону Китая.

 

Год назад Международный союз автомобильного транспорта активно позиционировал проект NELTI (New Eurasian Land Transport Initiative) по организации регулярных коммерческих автомобильных перевозок между Европой и Азией по древнему Шелковому пути. Международный союз автомобильного транспорта (IRU) провел ряд конференций и необходимые исследования по этой проблеме, организовал три международных автокаравана, подтвердивших, что доставка грузов из Китая в Европу возможна без дополнительных вложений в инфраструктуру.

Сейчас эта Евро-Азиатская автотранспортная инициатива вступает во второй этап, на котором основное внимание будет уделяться реализации «Дорожной карты», определившей меры, которые необходимо предпринять для сокращения времени и стоимости автомобильных перевозок между Китаем и Европой. Предполагается, что проект NELTI-2 продлится два года, а его осуществление будет проходить во взаимодействии IRU и Азиатского банка развития в рамках программы ЦАРЕС (Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество). В нем принимают участие транспортные компании из Азербайджана, Беларуси, Грузии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Турции, Туркменистана, Украины и Узбекистана.

– Проект NELTI-2 – значительный шаг вперед от мониторинга к практическим мерам, к конкретному снятию преград на пути развития международных автомобильных перевозок в Евразии, – считает глава постоянного представительства IRU в регионе СНГ Игорь Рунов. – Сегодня 40 % времени всей перевозки автотранспортники теряют на границах из-за негармонизированных таможенных процедур. Поэтому приоритет должен быть смещен на стимулирование и дальнейшее облегчение функционирования транспорта. Второй этап станет катализатором для прокладывания новых маршрутов, расширения круга участников и совершенствования организационных методов.

NELTI позиционируется одним из первых практических шагов, направленных на реализацию потенциала евро-азиатских наземных транспортных связей. Однако первый – не значит единственный. И подтверждением тому стали новые инициативы по транспортному соединению бизнесов Азии и Европы.

В октябре на международной конференции «Будущее трансъевропейских транспортных сетей: построение мостов между Европой и соседними государствами» министр транспорта России Игорь Левитин выразил мнение, что в рамках партнерства «Северное измерение» интерес может представлять создание международного транспортного коридора «Баренц Линк» и интеграция его с проектом «Белкомур» на направлении запад-восток. В этом случае новый коридор пройдет по территории скандинавских стран, северной территории России с выходом на Транссиб и далее на Китай. Реализация проекта позволит соединить Европу и Азию по экономически более выгодному пути по сравнению с аналогичными средним и южным маршрутами.

За пару дней до заявления своего российского коллеги министры транспорта Литвы, Беларуси и Китая подписали декларацию о сотрудничестве в развитии Евро-Азиатского транспортного коридора «Восток-Запад», который пройдет через Литву, Беларусь, Россию, Казахстан, Китай. По мнению сторон, проект станет альтернативой морским путям доставки грузов, поскольку время пребывания товара в пути по суше из Азии в Европу будет в два раза короче, чем по морю, и гораздо дешевле.

Вопрос о том, не является ли декларация развития Евро-Азиатского транспортного коридора «Восток-Запад» альтернативой NELTI и другим подобным инициативам, министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо прокомментировал так:

– В целом существующие и вновь предлагаемые проекты имеют одну и ту же составляющую и направлены на укрепление взаимодействия азиатских и европейских стран, создание необходимой инфраструктуры развития транспортных смычек на суше и проведение общей транспортной политики. Любой транспортный проект, который будет способствовать в той или иной степени развитию экономический потенциала Беларуси, для нас интересен. По сути, декларация «Восток-Запад» не альтернатива, а возможность еще больше наполнить ранние договоренности дополнительными объемами перевозок грузов в этом направлении, развивать транзитные возможности Беларуси по второму и девятому транспортным коридорам, участки которых пролегают по территории страны. Маршрут Западный Китай – Западная Европа для страны весьма актуальное и востребованное направление, так как мы получим дополнительные потоки грузов из Китая, которые пройдут транзитом через Беларусь в Европу, в портовые структуры Балтии, и тем самым задействуем имеющиеся резервы пропускной способности республиканских транспортных коммуникаций, которые на сегодня используются на треть. А деньги, полученные от транзита, сможем направить на развитие транспортной инфраструктуры. Мы смогли убедить китайскую сторону в экономической целесообразности проекта. Что значит для перевозок «пойти» сухопутным путем? Это в два раза сокращение по срокам морского пути, задействование автомобильного транспорта на внутренних доставках к месту, где консолидируется груз. Конечно, есть сложности с финансированием и без инвестиций эту задачу решить весьма сложно. Поэтому мы прорабатываем бизнес-планы и проекты с европейскими финансовыми институтами. В любом случае, Беларусь не станет барьером на пути транзитного движения грузов из Азии в Европу и в обратном направлении.

В том, что страны, подписавшие декларацию «Восток-Запад», уповают на возможность в условиях кризиса извлечь из проекта экономические дивиденды, сомневаться не приходится.

Литва надеется наполнить имеющиеся складские мощности логистических центров не свободно гуляющим ветром, а реальным товаром и поднять уровень транспортных услуг, упавший более чем на треть.

О том, что транзитный потенциал Беларуси, позиционирующей свое выгодное географические расположение и развитую дорожную сеть, ослабел, свидетельствует снижение до 79 % к уровню прошлого года количества транзитных перевозок. По оценкам же экспертов только китайские грузы в направлении восток-запад составляют около 150 млн т в год. Минтранс республики никак не намерен выпускать из рук столь лакомый транзитный кусок, тем более что в настоящее время резервы провозных возможностей белорусского участка второго транспортного коридора (Брест – Минск – граница Российской Федерации) по железной дороге составляют 40 млн т, а по автомобильной – 10 млн т, и они постоянно увеличиваются в связи со снижением спроса на транспортные услуги.

По словам первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, транспортным организациям необходимо искать пути увеличения объемов автоперевозок и любая возможность в этом направлении должна использоваться, ведь темпы роста автоперевозок в республике снизились почти на треть. «Мы ссылаемся на кризис, на рецессию, но не надо забывать, что Беларусь – транзитная страна. Нужно искать пути выхода из ситуации и использовать имеющиеся географические возможности», – сказал он.

Думается, для Беларуси участие в проекте «Восток-Запад» это не только попытка сесть на очередной транспортный стул, но и в определенной мере последовательное продолжение участия в программе Евросоюза «Восточное партнерство», куда она попала с подачи ЕС. По заявлению вице-премьера республики Андрея Кобякова, «развитие транспортных коридоров в рамках инициативы «Восточное партнерство» свяжет европейские и азиатские рынки, а также общеэкономические планы по инвестициям».

Факт того, как скоро проект «Восток-Запад» достигнет реального воплощения, чиновники умалчивают, а если и комментируют, то весьма завуалировано. Но при этом министры транспорта Литвы и Беларуси в один голос заявили, что готовы создать необходимые условия и дать импульс более простой торговле и логистике между Азией и Европой, предпринять шаги по упразднению пошлин и других препятствий.

Словом, географическая карта все более испещряется Евро-Азиатскими сухопутными транспортными коридорами. Правда, теоретические посылы об использовании средств общей транспортной политики на принципах прозрачности и взаимного доверия пока носят лишь декларативный характер. А воз (то бишь транспорт) и поныне там.