Отдел кадров "Логистическое образование в Литве: молодые видят перспективу"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

История логистического образования в Литве насчитывает уже полтора десятилетия. Первых дипломированных логистов в стране можно было пересчитать по пальцам. Теперь по уровню престижности эта специальность постоянно находится в числе пяти самых привлекательных специальностей Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса, единственного литовского вуза, который готовит бакалавров и магистров логистики на университетском уровне. Более того, по словам профессора Рамунаса Палшайтиса, возглавляющего кафедру управления транспортом этого учебного заведения, в 2009 году даже после введения платы за обучение для большинства студентов число желающих учиться логистике удвоилось.

 

 

 

 

                                                                                                                    

Рамунас Палшайтис

Габилитированный доктор (доктор наук), профессор.

Руководит кафедрой управления транспортом Вильнюсского

технического университета им. Гедиминаса.

В 2000 г. стал лауреатом национальной премии за научную работу

«Стратегияформирования транспортной системы Литвы на 1988 - 1999 гг.».

 

 

- Г-н Палшайтис, когда в Литве было впервые отмечено появление спроса на логистов, когда и где начинали готовить первых специалистов в этой области?

- Спрос на специалистов по логистике появился 15 лет назад. Тогда Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса начал готовить первых магистров. Приступили к изучению курса восемь студентов, закончили пятеро. Они и были первыми литовскими дипломированными специалистами в области логистики. Готовили их местные специалисты, которые по линии международной программы прошли стажировку в Норвегии, Швеции, Голландии и Великобритании.

Довольно много преподавателей принимало участие в семинарах и конференциях как в Литве, так и за рубежом. Часть студентов проходила практику в транспортных и логистических компаниях Голландии, Великобритании и Швеции.

- Насколько велика сейчас потребность в специалистах этого профиля и в какой степени удается ее удовлетворить? Происходит ли отток специалистов за рубеж?

- Спрос достаточно велик. Почти все студенты, которые получают степень магистра, начинают работать по специальности еще в процессе обучения. Очень часто происходит так, что студент выбирает себе работодателя, а не наоборот.

Большого оттока специалистов за рубеж не наблюдается, однако очень многие из них в Литве работают в дочерних компаниях крупнейших мировых транспортно-логистических объединений.

 - Как сейчас можно получить эту профессию в Литве, на каком уровне изучается эта специальность? Насколько она популярна среди студентов?

На университетском уровне бакалавров и магистров логистики готовит только Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса. Таких специалистов готовят и техникумы (у нас они называются коллегиями). Специальность очень популярна среди студентов.

- Какова история изучения логистики в вашем учебном заведении? Обучаются ли у вас студенты из других стран?

- Мы в Вильнюсском техническом университете им. Гедиминаса были первыми, кто начал готовить специалистов на университетском уровне. Базовой является кафедра управления транспортом.

Каждый год в ВГТУ и Вильнюсский университет приезжает довольно много студентов из стран Евросоюза по программам обмена (так называемым программам Erasmus). Очень часто они выбирают логистику. Лекции читаем на английском языке.

Был один студент из Беларуси, который в 2008 г. успешно защитил тезисы (дипломную работу) на степень магистра. Потом еще две белорусские девушки, которые один семестр учились по программе обмена в Международной школе бизнеса (VU International Business School), выбрали логистику и yспешно сдали экзамен в 2009 г. Студентов из России и Украины у нас пока не было.

- Как меняется содержание обучения в соответствии с развитием отрасли в стране?

- Периодически мы обновляем программу по логистике с учетом потребностей рынка. В 2005 г. программа прошла международную аккредитацию. Программы подготовки бакалавров и магистров аккредитованы на пять лет.

- Имеются ли какие-либо специфические требования к специалистам в области логистики, определяющиеся особенностями развития этого бизнеса в стране?

- Специфических требований не существует, у нас читаются лекции по общей логистике. Наши выпускники работают – и успешно – в транспортных, торговых и промышленных компаниях. Большие (по литовским меркам) предприятия в случае нехватки знаний в специфических областях подготавливают заявку на финансирование курсов повышения квалификации в области международных перевозок, логистики и по другим направлениям. Финансирование таких курсов осуществляется из европейских фондов (максимальным объемом около 150 тыс. евро), 15 – 20 % добавляет компания из своих средств. В этом случае составляется специальная программа, а лекции читают как литовские преподаватели, так и приглашенные из-за рубежа.

- Имеются ли в вашей стране логистические объединения, связана ли их деятельность со сферой образования?

- Университет является членом Ассоциации логистики Литвы. Других специальных объединений, связанных с обучением или исследованиями в области логистики, в настоящее время в Литве не существует. В Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде создаются научные «долины» (это что-то похожее на Силиконовую долину), но они ориентированы на нанотехнологии (биология, электроника, лазеры…).

- Существуют ли связи с местными и международными партнерами?

Наш университет заключил соглашения о сотрудничестве со многими университетами мира. Также мы участвуем в международных конференциях и проектах, в частности в проектах Framework, Interreg для исследователей стран бассейна Балтийского моря.

- Как сказался на развитии логистики в стране экономический кризис? Изменился ли в связи с этим процесс обучения логистике?

- Кризис оказал значительное влияние на компании, работающие в сфере логистики. Наблюдается значительный спад объемов перевозок и складского хранения грузов, существенно сократились транзитные перевозки. А вот в области высшего образования по специальностям, связанным с транспортом и логистикой, ситуация совершенно иная.

В 2009 г. в Литве внедрена новая система высшего образования. Большинство студентов должны платить за обучение. Например, бакалавры теперь платят 1200 евро в год, магистры – 2300 евро. Между тем, если в прошлом году мы приняли на дневное обучение 60 студентов, то в этом году уже после указанных выше изменений – 120, из них большинство на платные места! В магистратуру в 2008 г. поступило 20 человек, в 2009-м – 32. Молодые люди видят перспективу.

- Как, по вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться логистика в вашей стране и в мире, какие задачи в связи с этим встают перед учебными заведениями?

- Бизнес становится глобальным. В одном регионе мира покупают сырье, во втором организуется производство, а готовая продукция продается в третьем регионе. Цепи снабжения становятся все длиннее, а логистика все сложнее и дороже. Это оказывает влияние и на требования к знаниям тех специалистов, которых выпускает наш университет. В связи с этим должно проводиться постоянное обновление программ обучения, следует еще больше студентов посылать в другие страны на практику или даже поучиться на два-три семестра.