Подвижной состав "Кризисы приходят и уходят, а «Синих слонов» на дорогах становится больше"


Schmitz Cargobull представил автоперевозчикам из России, Беларуси и Украины новую гамму тентованных полуприцепов

 

Олег ЖАРКО

Фото автора и Schmitz Cargobull

 

Как вы думаете, насколько вообще уместен сегодня разговор о новой технике для автоперевозок? Увы, большинство российских, белорусских и украинских перевозчиков только пожмут плечами: дай Бог выжить, какая уж тут новая техника, за что и зачем ее покупать, если нечего возить?..

Но не все смотрят в день завтрашний столь пессимистично. Например, руководитель одной из очень крупных российских автотранспортных компаний, с которым мы встретились в уютном немецком городке Альтенберге, на заводе компании Schmitz Cargobull AG, озабочен иным вопросом: покупать ему сто или все-таки двести полуприцепов? Ответ зависел от условий, которые предлагали ему немецкие партнеры. Его можно понять: в самое трудное время, в январе – марте 2009 года его подвижной состав из нескольких сотен автопоездов не простаивал вовсе (правда, ставки фрахтов были настолько низки, что порой почти не имели экономического смысла). А сейчас компания перевозит грузы по ставкам, которые ее вполне устраивают (впрочем, не у всех перевозчиков есть возможность выбирать…).

Так что у этого вопроса есть несколько взаимоисключающих ответов. Один из них – оптимистичный.

 

Член правления руководитель Schmitz Cargobull AG по продажам в Центральной и Восточной Европе Андреас Шмитц

Андреас Шмитц: «Кризисы на транспорте носят цикличный характер»

Надо отдать должное и самому немецкому производителю: несмотря на сложность ситуации на рынке, на то, что не имеющие достаточных загрузок и доходов транспортники давно уже не в состоянии не только расширять, но и обновлять подвижной состав, на то, что темпы работы на предприятии замедлились в три раза (правда, в сравнении с абсолютным максимумом всех времен – июлем прошлого года), руководство Schmitz не теряет оптимизма. И тому есть немало веских оснований.

- Действительно, сейчас мы переживаем очень бурные времена, - говорит член правления, руководитель Schmitz Cargobull AG по продажам в Центральной и Восточной Европе Андреас Шмитц. – Спад промышленного производства в мире был стремительным и всеобщим. Не было стран, которые он обошел стороной. Было бы удивительно, если бы кризис не затронул транспортную отрасль. Закономерен последовавший затем спад производства грузовой техники на основных рынках мира. В январе 2008 г. мы достигли пика объема производства, но затем продажи и производство начали потихонечку идти вниз. Падение происходило все стремительнее. Вы, наверное, помните это время – это было осенью прошлого года, как раз во время выставки в Ганновере – когда мир узнал о том, что самый крупный финансовый институт Америки – инвестиционный банк Lehman Brothers - обратился в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов. Спустя две-три недели мы стали фиксировать массовое снятие заказов наших клиентов, а еще через месяц-два произошел полный обвал.

Специальный каркас крыши и три отдельных полотна тента полуприцепа S.CS

позволяют расчехлить кузов с одной из сторон или сверху

 

В транспортной отрасли всегда были кризисы и мы всегда с ними справлялись, - говорит А. Шмитц. - Транспорт – это циклический вид бизнеса, где подъемы чередуются со спадами. Мы как производители, работающие для транспортной отрасли, ощущаем это очень сильно. Если взять отрезок времени с 1980 по 2009 гг., мы отчетливо видим три четко выраженных циклических подъема и три падения в автотранспортной отрасли. Хотя такого большого подъема и спада, как сейчас, мы еще не видели. Самое главное заключается в том, что сейчас все пришли к выводу, что падение прекратилось. Уже третий месяц мы отслеживаем подъем на рынке автотранспортных услуг и, следовательно, подъем в производстве. Причем темпы роста очень неплохие: за три месяца – на 25 %. Но мы здесь, конечно, сравниваем сегодняшние показатели с тем, что было на самом верхнем пике. И в прессе повсеместно идут позитивные сигналы, в том числе это касается восточной Европы, включая Россию. Рынок начинает оживать. И что нам внушает определенную уверенность в будущем – то, что основные наши клиенты говорят о том, что их транспорт теперь работает и ставки фрахта тоже понемногу поднимаются. И это особенно радует нас, потому что те цены, которые предлагали перевозчикам за транспортные услуги, вели их к краху. Как ни странно, но это падение сыграло для нас в определенном смысле положительную роль.

Итак, как Schmitz Cargobull AG умудрился использовать кризис себе во благо?

 

- Мы не только продаем новую технику и не только ее финансируем, - продолжает А. Шмитц. – Подразделение Cargobull Trailer Store занимается реализацией подержанной техники (за последний месяц мы еженедельно продаем не менее 200 - 300 единиц такой техники). Cargobull Parts & Services осуществляет продажу запасных частей, полное сервисное обслуживание наших полуприцепов, работает с партнерами по сервису, организует склады запчастей в регионах. Мы инвестируем в обеспечение перевозчиков запасными частями. У нас более 1 млн наименований запасных частей на складе. В странах, где присутствует марка Schmitz, мы или уже создали склады запасных частей, или создаем. В том числе это касается и стран Восточной Европы. Но запасные части сами по себе ничего не дают, ведь только при наличии разветвленной сети сервисных станций, где эти запасные части можно получить или установить, можно говорить о том, что мы достигаем определенного уровня. За последние три месяца мы резко увеличили количество станций, что обеспечило соответствующий сервис, ремонт, капитальный, гарантийный ремонт, замену колес. Подразделение Cargobull Telematics внедряет и обслуживает системы слежения, которые позволяют в режиме реального времени определять нахождение полуприцепа, обеспечивают контроль за грузом и помогают анализировать данные о транспортном средстве.

Такая реструктуризация работы позволяет Schmitz Cargobull компенсировать какую-то часть потерь, которые принес кризис.

- Конечно, я обманывал бы вас, если бы говорил, что в нынешнем финансовом году ситуация будет лучше, чем была до кризиса, - говорит А. Шмитц. - Но, с другой стороны, нам удалось во время кризиса значительно расширить наши производственные возможности в Германии. Это позволило увеличить долю Schmitz на рынке с 40,8 % в 2008 г. до 54,7 % сегодня. Несмотря на кризис, мы не остановили наши инвестиции в будущее – и в производство, и в обучение персонала, и в развитие инноваций. В том числе речь идет о наших новых продуктах, которые помогут перевозчикам решать их задачи. Кроме того, введен в строй уникальный испытательный центр для полуприцепов, в который мы тоже инвестировали во время кризиса. Это единственный в мире испытательный центр для полуприцепов. Благодаря ему, мы будем гораздо быстрее реагировать на потребности перевозчиков в разработке и внедрении новых продуктов.

В создание и открытие нового испытательного центра Cargobull Validation Center (CVC) компания вложила 9,5 млн евро. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки необходимы для того, чтобы и в тяжелых экономических условиях сохранять и расширять лидирующие позиции на рынке сбыта, а также в области передовых технологий и сфере сервисных услуг.

S.PR+ : и швец, и жнец, и на дуде игрец

В рамках модельного ряда 2010 г. компания Schmitz Cargobull представила новое поколение седельных тентовых полуприцепов S.PR+. Речь не идет о банальном рестайлинге экстерьера: модернизация серьезно изменила возможности полуприцепа. Учитывая, что покрытие тюменских и тобольских «автобанов» трудно сравнить с покрытием немецких дорог, а в нынешних условиях перевозчики зачастую вынуждены работать с серьезными перегрузами, новую раму постарались приспособить для эксплуатации на участках дороги с плохим покрытием при полной загрузке транспортного средства.

По сравнению с предыдущей моделью полуприцепов были значительно усилены продольные лонжероны рамы: чтобы исключить прогибание рамы, производитель увеличил их толщину. Правда, из-за этого полуприцеп стал тяжелее на 80 кг. Но в компании поняли и то, что эти 80 кг не играют для перевозчиков решающей роли, решающую роль играет то, чтобы полуприцеп долго и надежно работал.

Именно в расчете на избыточную нагрузку на раму в местах присоединения осей к лонжеронам установлены дополнительные усилительные консоли. За счет этого силы, воздействующие на раму полуприцепа через пневмоподушки, распределяются более равномерно.

Не секрет, что российские дороги подвергают и автомобильную технику, и перевозимый груз серьезным испытаниям на прочность. Трудно требовать от европейских производителей техники, которая смогла бы долго выдерживать это испытание, да чтобы еще при этом груз всегда оставался после перевозки в том же виде, что и до перевозки. Но конструкторы немецкого концерна внесли и серьезные изменения и в конструкцию подвески.

Используемые в новой конструкции воздушные подушки диаметром 300 мм имеют более высокое давление и реагируют более плавно. Благодаря симметричному расположению подушек и пластмассовому стакану с увеличенным ходом полурессоры силы, поступающие от колес, передаются на раму ослабленными, таким образом также снижается изгибающее напряжение рамы. Значительно увеличена высота подвески/хода полурессоры: даже глубокие выбоины полуприцеп проходит сравнительно мягко.

Было найдено и новое, по мнению конструкторов, оптимальное, исполнение креплений амортизаторов: новый болт с мелким резьбовым соединением, которое позволяет значительно увеличить силу затяжки и дополнительно повысить устойчивость полуприцепа.

В испытательном центре Cargobull Validation Center нам показали часть процесса испытаний полуприцепа. Для убедительности привели очень наглядную иллюстрацию: одну закупоренную прозрачную пластиковую банку со свежими фруктами закрепили на оси, вторую такую же – на полуприцепе. Включили симулятор российской дороги (впрочем, в компании не используют такое определение – там деликатно говорят о «дорогах с не очень хорошим покрытием». Но те зубодробительные удары, которые симулятор выдавал на колеса полуприцепа, вполне напоминали обычную дорогу где-нибудь в сотне километров от Москвы, до полного сходства недоставало лишь грязи да антиобледенительного реагента). Через несколько минут интенсивной тряски содержимое первой банки превратилось во фруктовый коктейль весьма непрезентабельного вида. А фрукты во второй – ничего, ими еще вполне можно было закусить…

В новой версии S.CS стойки сдвигаются назад. Это позволяет загрузить негабаритные

грузы сбоку за более короткое время, избежав при этом повреждений груза и тента

 

Претерпели изменения не только ходовой механизм и рама, но и кузов полуприцепа. Теперь на нем серийно устанавливаются оцинкованные стальные угловые стойки, придающие кузову дополнительную прочность. С учетом замечаний перевозчиков изменена конструкция петель алюминиевой двустворчатой задней двери: срок службы петель увеличен благодаря использованию моношарниров. При повреждении дверные петли легко отремонтировать.

Новая портальная дверь имеет по сравнению с использовавшимися до сих пор откидными бортами два преимущества: во-первых, она обладает высокой устойчивостью для фиксации груза сзади, а во-вторых, чтобы ее разрезать, ножа уже мало – тут потребуется как минимум «болгарка». Так что перед дорожными ворами поставлено еще одно серьезное препятствие. Задние двери получили новое уплотнение, благодаря чему влага туда не проникает.

В условиях кризиса конвейер предприятия не остановился, а лишь замедлил темп,

выпуская технику под конкретных заказчиков

 

Некоторые водители жаловались, что тяжело сдвигается крыша тента. Поменяли роликовые механизмы, ролик теперь оснащен подшипником. Измененная конструкция сдвижной крыши от Schmitz Cargobull с высотой профиля 125 мм оснащена на новых S.PR+ легкоходными и долговечными роликами на шарикоподшипниках, которые позволяют без особых усилий открывать и закрывать верх кузова даже при экстремальных перепадах температуры.

От перевозчиков поступали также пожелания усилить каркас. Теперь перевозчики могут заказать полуприцеп, на котором высота боковых бортов может варьироваться от 820 до 1020 мм. Борта из анодированного алюминия с регулируемыми стяжными запорами придают дополнительную прочность кузову и принимают на себя функцию боковой фиксации груза. 13 пар крепежных проушин, серийно устанавливаемых на внешней раме, позволяют зафиксировать груз сверху с помощью ремней. Для боковой фиксации груза на выбор могут быть заказаны четыре или пять рядов вставных перекладин. Они также служат для стабилизации кузова и тента.

Для боковой фиксации груза на выбор могут быть заказаны четыре или пять рядов вставных перекладин

 

Задние стальные угловые отбойники позволят избежать повреждений полуприцепа при резких ударах об рампу. Сейчас предусмотрено три варианта отбойников – в зависимости от того, какие транспортные задачи выполняет конкретный перевозчик. Кроме того, есть возможность установить и парковочную систему: при подаче назад при приближении к рампе водитель будет слышать звуковой сигнал и видеть, как задний край полуприцепа приближается к рампе. Особенно это важно на наших изотермических полуприцепах-рефрижераторах, где сам полуприцеп стоит хороших денег.

Кризис на рынке автотранспортных услуг показал, что наиболее уязвимые из транспортных компаний – те, которые оснащены узкоспециализированным подвижным составом. Самый яркий пример – автовозы: им давно уже просто нечего делать на нашем рынке. Ненамного меньше досталось и некоторым другим специализированным категориям перевозчиков.

- В последнее время наши дилеры очень много слышали от клиентов, что те хотят иметь некий универсальный полуприцеп, - говорит менеджер по продукции Schmitz Cargobull Кристоф Блекер. - Мы видели, как некоторые полностью снимают надстройку и пытаются везти контейнеры. С созданием обновленного поколения тентовых полуприцепов S.PR+ мы смогли воплотить в жизнь концепцию универсальности транспортного средства. Это позволит избежать необходимости содержания в парке разной по функциональности техники. Многофункциональность использования новых полуприцепов S.PR+ от Schmitz Cargobull дает клиентам возможность увеличить коэффициент эксплуатации полуприцепов и соответственно сократить производственные расходы.    

Впервые в мире компания Schmitz Cargobull совместила в полуприцепах нового поколения два типа транспортных средств – для общих и контейнерных перевозок. Шасси оснащается контейнерными фитингами для транспортировки одного 40-футового или двух 20-футовых контейнеров. Полуприцеп со встроенными заподлицо поворотными фитингами (Twistlock) позволяет использовать полуприцеп и для перевозки обычных грузов, и для перевозки контейнеров: вы просто снимаете надстройку, ставите на него контейнеры и фиксируете.

- SPR+ - это результат работы над замечаниями и пожеланиями перевозчиков, наших клиентов, - говорит К. Блекер. - В августе этого года мы провели большую встречу с нашими продавцами и с руководством завода и попытались проанализировать, какие недостатки есть в существующем продукте и какие задачи ставит сейчас перед нами рынок. Итогом этих встреч была разработка такого плана, которым мы определили, что через три месяца мы должны сделать новый полуприцеп. С момента рождения идеи SPR+ до ее реализации прошло всего три месяца.

В продуктовый ящик встроен бак для воды, крепление для газовой плитки, две полки для продуктов, выдвижной столик 

 

Учитывая пожелания перевозчиков, мы разработали обновленный полуприцеп, благодаря которому вы можете везти компактный, но тяжелый груз – такие вещи, которые весят достаточно много, но не имеют большой длины. Для перевозки тяжелых неделимых грузов, таких как, например, крупногабаритные строительные элементы, станки и оборудование, шасси полуприцепа должно выдерживать более высокие точечные нагрузки. Мы сделали пол, где на 6 метров можно положить 25 т безболезненно для полуприцепа.

Специально для такого применения компания Schmitz Cargobull усилила пол тентованного полуприцепа S.PR+: теперь его грузоподъемность составляет 8 т на ось погрузчика. В этом исполнении шасси имеет такой же высокий уровень прочности, что и шасси полуприцепа для перевозки рулонов стали.

- Мы неоднократно слышали от перевозчиков России, Беларуси и Украины пожелание сделать полуприцеп, который можно будет зацепить за трехосный тягач, - говорит К. Блекер. - Сейчас Schmitz Cargobull предлагает клиентам, использующим трехосные тягачи, исполнение нового тентованного полуприцепа S.PR+ с видоизмененной рамой: мы можем изменить положение сцепного шкворня, чтобы вы могли сцепиться с трехосным тягачом, но при этом распределение груза не будет превышать существующих норм. Этот же полуприцеп вы можете зацепить и двухосным тягачом. Передняя изогнутая часть рамы удлинена, опорные домкраты смещены назад; для увеличения нагрузки на седельно-сцепное устройство удлинили до 8130 мм и колесную базу этого полуприцепа.

Создатели модернизированного полуприцепа не забыли и о водителе, который проводит в дороге очень много времени – подумали о его быте, о том, что расстояния в России, мягко говоря, большие, что придорожные кафе и обустроенные места отдыха есть далеко не везде. Встроенный в ящик бак для воды, крепление для газовой плитки, а также две отдельные полки, где можно положить продукты,   позволяют водителю, отправляющемуся в длительный рейс, взять с собой все необходимое. Там есть и выдвижной столик. Короче говоря, есть многое, что необходимо водителю во время его длительных переездов.

Ящик может быть установлен и на новых, и на бывших в употреблении полуприцепах. И уже сегодня монтируемый на шасси S.PR+ продуктовый ящик стал весьма востребованной опцией.

И – немного о дизайнерских изысках. Хотя чисто дизайнерскими их не назовешь: немецкие конструкторы и тут позаботились о практичности. Новый сплошной кронштейн задних фонарей из высококачественной нержавеющей стали, устанавливаемый на S.PR+, не столько является отличительным признаком нового поколения S.PR+, сколько выполняет защитную функцию для задних фонарей. Надпись Schmitz выполнена световозвращающей, так что теперь заднюю кромку автопоезда в свете фар видно издалека. Сами же правый и левый фонари стали полностью взаимозаменяемыми, и если у вас разбит левый фонарь, вы спокойно ставите на его место правый и продолжаете путь до ближайшего сервиса.

 

S.CS: таможня дает «добро»

Автоперевозчикам из России, Беларуси и Украины представлен безбортовой полуприцеп со сдвижным тентом S.CS для таможенных перевозок в исполнении TIR. До недавнего времени «шторники» были по определению недоступны для международных перевозчиков: в традиционном исполнении они никак не в состоянии обеспечить неприкосновенность груза, что неприемлемо для таможенных органов. Но «шторник» значительно облегчает и упрощает погрузку и разгрузку.

Schmitz решил эту проблему, и теперь экспедиторские компании могут использовать один тип полуприцепа со сдвигаемым боковым тентом как для международных перевозок под таможенной пломбой, так и для перевозок внутри стран. Таможенные органы Германии сняли вопросы к «шторным» полуприцепам Schmitz Cargobull S.CS Universal с тентом Tarpos® SafetyTechnology. Первый такой полуприцеп уже купила транспортная компания «Совтрансавто – Санкт-Петербург».

Исполнение TIR обеспечивается за счет специально разработанного крепления тента крыши, установленных защитных пластин на штангах для натяжения тента, а также проушин и скоб для продевания таможенного шнура. На смену старому тенту из ПВХ, который в холодную погоду терял свою эластичность, пришел более эластичный трехслойный тент-штора, обладающий повышенной износостойкостью и прочностью на разрыв за счет особой технологии переплетения волокон (12 x 12 на см²). В случае повреждения тент можно легко отремонтировать. В качестве опции устанавливаются усиления для защиты от кражи, которые предотвращают преднамеренное разрезание тента. Ленточные усилители, приваренные к внутренней стороне, увеличивают степень натяжения тента и вместе с устойчивым каркасом кузова обеспечивают соответствие требованиям сертификации согласно директиве EN 12642 код XL. Так как тент оптимально натягивается и закрепляется, при езде происходит лишь незначительное раздувание по бокам. Благодаря этому заметно расширяется зона видимости в зеркалах заднего вида и достигается большая безопасность для водителя. Вдобавок, туго натянутый тент улучшает и аэродинамические качества полуприцепа, что ведет к снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу.

За счет правильного размещения и надежной фиксации груза обеспечивается более быстрое прохождение дорожного контроля.

В качестве опции Schmitz Cargobull предлагает установку стальных перфорированных шин для балок крепления груза, устанавливаемых на разной высоте спереди и сзади при частичной загрузке.

Крепить груз в этом полуприцепе удобно, разгрузка – погрузка происходят предельно быстро, погрузочное пространство используется практически полностью. Прежде тент можно было открыть только с использованием лестницы или перекидывая его через крышу с помощью перекладин. Новый тент Tarpos® можно быстро открыть прямо с земли, что снижает опасность несчастных случаев для водителя. Специальный каркас крыши и три отдельных полотна тента (два по бокам и одно на крыше) позволяют расчехлить кузов с одной из сторон или сверху в зависимости от необходимости, за счет этого обеспечивается защищенность груза от непогоды или несанкционированного доступа. Загрузка и разгрузка полуприцепа сбоку, сверху или сзади, с помощью погрузчика или крана – такая универсальность окупается и высоко ценится как у водителей, так и у грузоотправителей и экспедиторских компаний.

Загрузка в ширину поддонов 2480 мм до самой крыши означает удобство погрузки и разгрузки, а также максимально эффективное использование всего погрузочного пространства кузова. Полуприцеп S.CS в исполнении Mega с системой Varios оборудуется в качестве опции устройством для двухъярусной погрузки, что позволяет загружать до 67 европоддонов вместо 34, с перевозкой до 10 т на втором ярусе, что существенно увеличивает использование полезного пространства кузова. Благодаря возможности установки второго яруса на разной высоте удваивается площадь загрузки. Еще одна опция – это сдвижные задние угловые стойки. Весной 2009 г. Schmitz уже презентовал S.CS со сдвижными стойками. В той версии полуприцепа задние стойки сдвигались в стороны, что позволяло увеличить погрузочную ширину полуприцепа и максимально загрузить полуприцеп сзади. Теперь же производитель предложил версию полуприцепа, где стойки сдвигаются назад. Они позволяют загрузить негабаритные грузы сбоку за более короткое время, избежав при этом повреждений груза.

Зачем это сделано и что это дает? И в так называемом «гамбурском» тенте, и в тенте со сдвижной боковой шторой невозможно загрузить все внутреннее пространство полуприцепа: тент и стойки занимают определенное место, которое ограничивает ширину загрузки. Для транспортировки, например, укомплектованных крыш для автобусов необходима ширина загрузки на полуприцепах со сдвигаемым боковым тентом не менее 13 м. Даже на этом же S.CS без новой функции это невозможно. Выдвигаемая назад угловая стойка позволила решить эту проблему. С помощью специального перестановочного механизма водитель может передвинуть назад левую заднюю угловую стойку примерно на 1,5 м. Вместе с выдвинутой угловой стойкой он одновременно может сдвинуть за полуприцеп и открытый боковой тент, и боковые стойки. Таким образом достигается свободная ширина боковой загрузки более чем 13 м.

Благодаря повышенной прочности бокового тента и каркаса кузова полуприцеп сертифицирован согласно требованиям директивы по обеспечению безопасности крепления груза.

Новые задние двери на одинарных шарнирах с только одной осью вращения оснащены такими же, как на SPR+, навесными петлями и уплотнителем, что также продлевает срок службы и снижает затраты на ремонт. Трудновоспламеняемый материал тента позволяет использовать полуприцеп S.CS Universal с тентом Tarpos® для перевозок особо опасных грузов (ДОПОГ).

 

Альтенберге - Москва