С места события "Ход конем?..."


Десять автомашин перекрыли МКАД в районе Братеево на десять минут в знак протеста против повышения транспортного налога

 

Олег ЖАРКО

Фото автора

 

Вот уж никогда не думал, что по Московской кольцевой автодороге мне доведется ходить пешком, причем вот так – спокойно, не торопясь, переступая белые полосы разметки. И ни одна машина при этом не взвизгнет тормозами, не заорет ошалелый клаксон и ни одна живая душа не облает меня матом. Однако же – довелось… В пятницу, 13 ноября нынешнего года, движение по внутренней стороне МКАД было остановлено на 19-м километре, в районе Братеево. Мои часы показывали 11.59 по московскому времени. Перекрыли ее не дорожники, не инспектора ГИБДД, а всего пять грузовых автомашин и пять легковушек, во главе с SsangYong, на крыше которого развевался зеленый флаг Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов. За его рулем сидел председатель профсоюза Александр Владимирович Котов.

Странно видеть МКАД опутсевшим...

- Таким образом мы выражаем протест против повышения транспортного налога, - сказал А. Котов. - Это предупредительная забастовка, и если закон о повышении транспортного налога вступит в силу, профсоюз предпримет дальнейшие шаги. Несколько существующих в стране профсоюзов, связанных с перевозками грузов, выступят тогда совместно. Вероятно, будем организовывать забастовки на транспортных магистралях крупнейших российских городов, таких как Воронеж, Краснодар, Новороссийск, - сказал Котов.

Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов объединяет до 10 тысяч членов, в основном владельцев грузовиков и водителей-дальнобойщиков.

Стихийная пробка начала образовываться и на внешнем радиусе МКАД: зеваки не могли проехать мимо, не снизив скорость, чтобы полюбопытствовать: что происходит? При этом две машины умудрились «поцеловаться».

Actros блокирует движение на кольцевой

Спустя пять минут после начала этой «стоячей забастовки» на путепроводе над МКАД появились два сотрудника ГИБДД. В ситуацию они не вмешивались – лишь наблюдали. Было слышно, как они переговаривались с кем-то по рации. Пробка тем временем достигла угрожающих размеров (впрочем, удивишь ли Москву пробками?..), в ней скопились уже тысячи машин. Те из водителей, кто разобрался, в чем дело и чего хотят дальнобойщики – бурно, не стесняясь в выражениях, поддерживали их. Хвост же пробки нетерпеливо гудел сигналами.

В 12.09 перекрывшие дорогу машины быстро и организованно освободили проезжую часть. А еще через два километра, на посту ГИБДД,  всю автомобильную лавину вновь остановили - на этот раз инспектор ГИБДД, который, выйдя на середину проезжей части, ловко «выцепил» из потока SsangYong с зеленым флагом профсоюза.

"Таким образом мы выражаем протест против повышения транспортного налога", - сказал председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов А.Котов

 

А. Котов был задержан сотрудниками милиции и доставлен в ОВД, где составлен протокол об административном правонарушении. 18 ноября Котов должен прибыть в судебный участок номер 38 мирового суда района Братеево.

А внутренний периметр МКАД быстро восстановил утерянную было скорость.

В первые минуты над замершей колонной повисла удивленная тишина                                  За десять минут у пробки вырос огромный хвост из тысяч машин

Впоследствии Госавтоинспекция опровергала информацию о перекрытии МКАД. По информации РИА «Новости», представители правоохранительных органов информацию о перекрытии МКАД не подтвердили, заявляя, что акция была пресечена:

- Никакого перекрытия МКАД не было. Пять легковых машин попытались перекрыть на внутреннем радиусе 19 километра МКАД. Акция была пресечена, два автомобиля задержаны, - сказал агентству представитель ГУВД.

(Но лично я почему-то не поверил этому представителю – ни в том, что перекрытия «не было», ни в том, что правоохранительные органы что-то «пресекли». Наверное, потому, что сам был на месте и увиденное своими глазами запечатлел на фотокамеру).

В тот же день, пятницу, 13 ноября, полтора часа спустя после перекрытия МКАД, Госдума Российской Федерации приняла в третьем (окончательном) чтении закон, который увеличивает ставки транспортного налога в два раза. В пояснительной записке отмечается, что это делается для повышения налоговой автономии органов власти субъектов РФ, а также для повышения доходов региональных бюджетов.

Водители передних автомобилей, выяснив причины пробки, поддерживали забастовщиков

Согласно принятому Госдумой закону, предлагается с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в два раза и разрешить региональным властям уменьшать установленные ставки не в пять раз, как сейчас, а в десять и увеличивать не более чем в пять раз. При этом субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Гаишник снова остановвил движение и "выцепил" машину организаторов из потока

С легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.) налоговая ставка устанавливается в размере 10 рублей за каждую лошадиную силу (в настоящее время - 5 рублей), от 100 л.с. до 150 л.с. - 14 рублей (сейчас - 7 рублей), от 150 л.с. до 200 л.с. - 20 рублей (сейчас - 10 рублей), от 200 л.с. до 250 л.с. - 30 рублей (сейчас - 15 рублей), свыше 250 л.с. - 60 рублей (сейчас - 30 рублей).

 Налог на мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовики, снегоходы, мотосани, теплоходы, катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы, самолеты с обычными и реактивными двигателями, вертолеты также увеличивается в два раза.

Напомним, что в настоящее время действуют ставки транспортного налога, которые были установлены в 2003 году.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал решение Думы очередным хамством по отношению к владельцам транспортных средств:

- При том, в каком состоянии находятся наши дороги и дорожная инфраструктура (а из тех денег, которые автомобилисты ранее платили, только 9 % шли на эти цели), сейчас увеличивать транспортный налог - это хамство, другого слова я не подберу, хамство и наглость.

         В субботу и воскресенье несколько акций протеста прошло в других уголках России. Реакция последовала довольно быстро: уже в понедельник стало известно, что в некоторых регионах власти отказываются от своего права поднимать транспортный налог. Ряд губернаторов поспешили выступить с обещаниями не пользоваться своим правом повышения транспортного налога, ограничившись лишь федеральным подорожанием. Однако и без того «оброк» получается немалым, в особенности для владельцев подержанных машин с большим объемом двигателя.

От повышения налога отказались в Нижегородской области, где и так уже установлены почти максимальные ставки. Многие автовладельцы в этом регионе предпочитают ставить машины на учет в соседних областях, где налог значительно ниже. Не будут повышать налог и в Красноярском крае. По мнению депутатов Законодательного собрания региона, его повышение будет способствовать обострению социальной напряженности в крае. Такой же позиции придерживаются и в Санкт-Петербурге: там транспортный налог и сегодня уже взвинчен до максимальных значений. По словам Валентины Матвиенко, повышение базовой ставки крайне негативно скажется на и без того тяжелом положении местных транспортных компаний. Не планируют повышать налог и в Самарской области. Там своя – специфическая - причина: на «носу» выборы, в 2010 году будет сформирована новая областная дума – в самом деле, не очень подходящее время для того, чтобы навлекать на себя гнев народа…

         Многие автолюбители уже готовились снимать свои машины с учета, чтобы повесить на них транзитные номера («отстегивать» гаишнику сто рублей за просроченный транзитный номер все же дешевле, чем платить этот неподъемный транспортный налог). Но этот вариант подходит для владельцев легковушек. А как быть профессиональным перевозчикам, которые имеют по несколько машин? Тоже переходить на «транзиты»? А как же репутация в глазах заказчиков, а как же долгосрочные договоры, а как, наконец, развиваться, как выходить на тот же международный рынок? Госдума оставила им лишь два варианта – либо снять и отдать в казну последние портки, либо становиться временщиками в своем Отечестве. На этом фоне как-то глумливо выглядит замечание из пояснительной записки о том, что субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса. Оказывается, таким образом ГД позаботилась об экологии страны…

Впрочем, на этом история не закончилась. Уже в понедельник, 16 ноября, председатель высшего совета партии «Единая Россия» спикер Госдумы Борис Грызлов (той самой Госдумы, которая тремя днями ранее приняла этот закон) после встречи с представителями общественных организаций заявил:

- Необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, уменьшив ее в два раза и оставив право ее изменения за регионами.

Более того: спикер нижней палаты предложил своим коллегам из другой палаты - верхней - вернуть проект с тем, чтобы его доработать.

И это еще не все. В тот же день лидер «Справедливой России», председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что Совет Федерации намерен отклонить закон об увеличении ставки транспортного налога вдвое.

         По мнению С. Миронова, увеличение транспортного налога приведет к удорожанию себестоимости всех коммерческих и пассажирских перевозок - от международных до муниципальных, включая маршрутки и такси. Это, в свою очередь, даст новый толчок инфляции, поскольку все издержки будут закладываться в потребительские цены.

По его мнению, такой законопроект может к тому же сделать дорожное движение еще менее безопасным, поскольку коммерческие перевозчики для снижения расходов пересядут на менее мощные автомобили и «станут перегружать их сверх меры».

По словам спикера СФ, в России сейчас насчитывается несколько сотен тысяч небогатых индивидуальных перевозчиков и небольших логистических компаний, которые владеют недорогими грузовиками и минивэнами. Напомнив, что разработанный законопроект дает региональным властям право повышать ставку транспортного налога в пять раз, он предположил, что принятие закона может затронуть уже владельцев автомобилей средней мощности.

- Несложные подсчеты показывают, что 15-20 % автовладельцев новый транспортный налог могут просто не потянуть, они вынуждены будут либо продать свои автомобили, либо, что более вероятно, в массовом порядке уклоняться от выплат, - считает Миронов.

С. Миронов заявил, что сенаторы рекомендуют депутатам создать согласительную комиссию для дальнейшей работы над законом.

Аргументация проста: если власти увеличат налог, россияне его не будут платить. Снимут машины с учета да так и будут ездить, уплачивая скромную мзду автоинспекторам.

По мнению лидера эсеров, для пополнения региональных бюджетов следует не увеличивать транспортный налог, а вводить дополнительные региональные акцизы на топливо или увеличивать трансферты территориям, «сэкономив на все еще избыточных федеральных расходах».

Впрочем, вряд ли история с повышением транспортного налога на этом закончится. При самом благоприятном для автовладельцев исходе до 25 ноября (уже после сдачи номера журнала в печать, потому и пишу об этом в сослагательном наклонении) законопроект пересмотрят и вновь отправят в Совет Федерации. Потому что ключевое слово в ней – «деньги». В региональных бюджетах, судя по этому законопроекту, – мышь повесилась, а федералы им ничем помочь не могут.

Так что вполне возможно, что все эти бурные заклинания больших начальников 16 ноября о защите обездоленных автовладельцев – не более чем ход конем: деньги все равно где-то надо брать. И через некоторое время, когда страсти поутихнут, этот вопрос всплывет вновь (авось, проскочит)…