Техосмотр "Украинскую ГАИ хотят отлучить от техосмотра"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

То, как в Украине проводится техосмотр и для чего он нужен, – ни для кого не секрет. Любой автовладелец может легко договориться за определенную плату и без предъявления автомобиля купить талон техосмотра стоимостью около 400 рублей. И именно так поступает подавляющее большинство украинских водителей. В ГАИ, например, эта процедура (в зависимости от региона) обходится сейчас в сумму от 600 до 1600 рублей. Что же касается сервисных станций, аккредитованных для проверки технического состояния транспортных средств, до здесь для того, чтобы закрыли глаза на ту или иную неисправность, требуется выложить еще около 400 рублей.

Так что в итоге нововведений возросли только поборы, а техосмотр в Украине сейчас, как и прежде, гарантированно может пройти автомобиль в любом техническом состоянии.

При этом в ГАИ никакой проверки технического состояния не проводят, а лишь перебирают бумажки и придумывают все новые и новые способы выворачивания карманов автовладельцев. Кстати, исключительно за счет так называемого техосмотра сейчас кормятся более 10 тыс. работников ГАИ, не считая милицейского руководства. Во всяком случае именно такую цифру обнародовал в Верховной Раде начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец.

Нужен ли такой техосмотр и кому – вопросы риторические. Тем не менее в Верховной Раде депутаты «прокатили» достаточно сырой законопроект «Об отмене государственного технического осмотра», поданный Анатолием Гриценко. И вот появился аналогичный законопроект № 5066 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по отмене государственного технического осмотра транспортных средств», но уже доработанный с учетом всех высказанных замечаний.

С начала нынешнего года техосмотр в Украине проводится по новым правилам. Если раньше техническое состояния транспортных средств проверяла ГАИ (и Минагрополитики), то сейчас этим занимаются субъекты хозяйствования за отдельную плату. А это ввело еще одну общеобязательную платную «услугу» для автовладельцев, стоимость которой составляет для различных транспортных средств в среднем от 400 до 800 рублей. В то же время при так называемом государственном техническом осмотре в ГАИ сейчас проверяют только наличие полиса ОСАГО, уплату автовладельцами обязательных платежей и налогов, прохождение ими медосмотра и оплату штрафов за нарушение Правил.

Таким образом, государственный технический осмотр стал исключительно бумажным и никак не связан с проверкой технического состояния транспорта. И ликвидацию именно этой бюрократической процедуры предусматривает данный Законопроект. При этом намечено полностью исключить из данного процесса ГАИ, упразднив прежде всего те составляющие, которые не имеют никакого отношения к техническому состоянию транспортных средств.

Например, закон «О дорожном движении» предусматривает, что полис ОСАГО водитель должен постоянно иметь при себе и предоставлять его для проверки. Поэтому требование предъявлять его еще и при прохождении техосмотра явно лишнее.

Контроль за уплатой транспортного сбора является прямой функцией налоговой инспекции. ГАИ же участвует в этом только как регистратор транспортных средств, что также не имеет никакого отношения к техническому состоянию. Ведь транспортный налог должен начисляться на все транспортные средства, а не только на исправные. И к тому же периодичность его уплаты не совпадает с периодичностью прохождения ТО.

Нецелесообразно увязывать с техосмотром и контроль за уплатой штрафов, поскольку это функция государственной исполнительной службы.

И, наконец, медосмотр водителей точно так же не имеет никакого отношения к техосмотру. Тем более что управлять автомобилем или мотоциклом может не только его владелец, но и любой другой человек, которому автовладелец предоставит такое право.

А поэтому отмена государственного технического осмотра является совершенно безболезненной и фактически не меняет порядок контроля за техническим состоянием транспортных средств. И это несомненно доказывает, что государственный технический осмотр стал лишним, поэтому должна быть упразднена и плата за прохождение техосмотра.

Что же касается других предлагаемых новшеств, то предусматривается, что порядок оплаты и стоимость проверки технического состояния транспортных средств должны устанавливаться Кабинетом министров.

Кроме того, предлагается отменить лицензирование субъектов хозяйствования, которые проверяют техническое состояние транспортных средств, поскольку ст. 35 закона «О дорожном движении» предусматривает их государственную аккредитацию. А двойная система разрешений для одного и того же вида деятельности является слишком бюрократической и коррупционной. Тем более что подобное лицензирование не предусмотрено ни законом «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», ни законом «Об автомобильном транспорте».

Не обходят новшества и порядок уплаты транспортного сбора. Так, те из автовладельцев, которые освободят от обязательной проверки технического состояния, обязаны будут платить транспортный сбор лишь дважды – при регистрации или перерегистрации транспортных средств.

Таким образом, в случае принятия данного законопроекта сохранится лишь процедура проверки технического состояния транспортных средств на СТО. Более того, она не будет обязательной для автовладельцев - физических лиц, за исключением тех, которые используют свой транспорт в коммерческих целях.

Учитывая же, что отмена платы за техосмотр и уменьшение объемов транспортного сбора несколько снизит поступления в бюджет, данные новшества предлагается ввести в действие с 1 января 2011 г.

Одним словом, данный законопроект, без сомнения, достаточно прогрессивен и в случае его принятия существенно облегчит жизнь миллионам украинских автовладельцев. Главное, чтобы депутаты перед голосованием вникли в суть данного документа…