Логистика "Аутсорсинг доставки спецгрузов"


 

 

 

Валентин ОЖГО,

Не каждое предприятие сегодня владеет достаточным парком АТС  с морозильным оборудованием, позволяющим доставлять скоропортящиеся продукты за десятки, а то и сотни километров. Если в докризисные времена передать такую транспортную логистику в аутсорсинг многие хозяйства Украины боялись, то сейчас это направление начало активно развиваться.

 

 

Не посредники, а партнеры

Рефрижераторный парк Украины в сегменте автотранспорта хотя и обновляется, но пока его явно недостаточно для постоянно растущего спроса. К тому же транспортная логистика агропродукции в Украине лишь на стадии становления: долгое отсутствие профессионального подхода к созданию продуманной логистической цепочки ударило по отрасли не меньше, чем дефицит современных машин, распределительных центров и обустроенных для такого товара складских терминалов.

Сейчас Киев практически со всех сторон окольцован терминалами, в том числе и для продуктовой группы товаров. В некоторых местах рядом с такими площадками вырастают целые предприятия для переработки овощей, ягод, фруктов, рыбы, мяса в готовую продукцию или полуфабрикаты быстрого приготовления. Это тоже одна из составляющих логистики в аграрном секторе и перерабатывающей промышленности: не нужно возить за тридевять земель и бесчисленное количество раз перегружать сырье – все в пределах одной территории.

Журнал «АП» решил поинтересоваться особенностями работы таких предприятий и для знакомства поехал в поселок Счастливое, что в десяти километрах от городской черты Киева. Там на семи гектарах взятой в аренду земли ООО «Ольвита» построило современные складские корпуса с примкнувшими к ним цехами по переработке сельхозпродукции, парковочными стоянками транспорта, вспомогательными помещениями и солидным логистическим центром.

 

Сразу бросается в глаза, что на подъездах к огромному распределительному и производственному центру прибывающий с сырьем или за готовой продукцией транспорт не простаивает в очередях. Если в наряде и договорных документах прописано, что машина должна стать под загрузку такого-то числа в 11 утра, то именно в это время ее начнут загружать и пробудет она там ровно столько, сколько предусмотрено технологией погрузочных операций. Под эти задачи заблаговременно резервируются рампы, выделяются погрузчики, машинисты, что практически исключает ненужные расходы, вызванные простоем бригад грузчиков и скоплением автомобилей.

Просчитывать здесь приходится буквально все, даже то, рефрижератор какого объема будет подан на загрузку и какая температура воздуха должна быть на этот момент в его кузове: скоропортящиеся продукты со склада готовой продукции должны при перевозке попасть в такую же температурную среду. Потому температура внутри фургона всегда соответствует температуре в зоне хранения.

С этой целью все погрузочные дверные проемы обустроены докшелтерами (герметизаторами) в виде фартука. Эти специальные механические устройства призваны снизить потери тепла/холода, а также защитить от попадания пыли внутрь помещения или в загружаемый/разгружаемый термоизоляционный кузов.


Конечно, в зимнее время защитные фартуки в дверных проемах при погрузке рефрижераторов не столь важны, но если это продукты глубокой заморозки с хранением при -25 ºС, то даже 10-градусный мороз на улице может существенно повлиять на качество сберегаемой там продукции.

…Сентябрь радовал солнечной погодой и теплом в +26 ºС. Разница температуры в складе продукции и на улице составляла порядка 18 градусов, потому дверной проем 13-й рампы был плотно зашторен по всему периметру поставленного под загрузку рефрижератора с холодильным оборудованием компании Thermo King. Аналогично было и у других погрузочно-разгрузочных площадок.

Водитель заблаговременно запрограммировал холодильное устройство на создание нужного микроклимата в фургоне и ко времени погрузки температура внутри кузова и склада была одинаковой. В логистической цепочке «производитель-перевозчик-распределительный центр-магазин» это условие оговорено и выведено отдельным пунктом в договорных документах всех сторон, поскольку речь идет о сохранности продукта на всех этапах его перемещения.

 

Для этой перевозки холодильная установка модели SB 111 SLE будет удерживать в фургоне Chereau всего пять градусов тепла. Если температура повысится, то продукты испортятся еще на полпути к распределительному центру крупной торговой сети.

Быть виноватым в цепочке поставки продукции перевозчик не захочет, поскольку за порчу придется платить из собственного кармана. В дальнейшем нерасторопность скажется на имидже и любой владелец груза вряд ли доверится ему снова, а логистические компании попросту откажутся включить его в цепочку логистических услуг.

Потерять хлебное место владельцы автотранспорта не хотят: логистический терминал хранения и дистрибуции свежей продукции (площадь 6500 м²) компании «Ольвита» имеет номинальный суточный оборот продукции более 200 т. Это не считая оборота присутствующих здесь арендаторов площадей: холодильные склады комплекса рассчитаны на 17 тыс. м² одновременного хранения более 17 тыс. т продукции  при температурах хранения от -25 до +10 °С. Потому к таким объемам транспортировки продукции тянутся многие перевозчики: гарантированная и регулярная загрузка.

Кроме этого здесь же расположены два морозильных склада с температурным режимом от -10 до -25 °С. Один из них имеет площадь 1500 м² для хранения 2 тыс. т, а другой с площадью 9000 м² принимает 15 тыс. т продукции. Для бизнеса это хорошая статья дохода, поскольку максимальные ставки аренды 2010 г. на холодильные склады в Киеве составляют 12-22, а на морозильные – 21-50 долларов США. Обслуживать такие центры для перевозчиков престижно.

Если учесть, что склады находятся за городом и их услуги значительно дешевле киевских, то здесь нет недостатка в желающих размещать свой скоропортящийся товар в надлежащих условиях хранения. Главное, что транспортные издержки на плече в 10 км к городской черте и столько же (или чуть больше) к торговому предприятию получаются минимальными. И если логистику вместе с организацией маршрутов и сроков доставки товара передать в аутсорсинг, то сбоев в цепочке практически не будет.

 

Киев с его транспортными заторами непредсказуем. Потому графики и маршруты по всей логистической цепочке пришлось разрабатывать и прокладывать с учетом транспортировки грузов. Во-первых, хороших объездных дорог вокруг украинской столицы нет, весь тяжеловесный автотранспорт идет через город и его окраины. Во-вторых, по решению местных властей въезд в Киев тяжелого магистрального автотранспорта с 7:00 до 20:00 ограничен.

В дневное время тяжелый автотранспорт с холодильным оборудованием загружают с учетом регламентных часовых поясов украинской столицы и маршрутов. Поскольку логистический центр расположен на левом берегу, то все маршруты в харьковском и симферопольском направлениях не подвластны киевским заторам и ограничениям. Эти транспортные коридоры всего в двух километрах от базы открыты для движения круглосуточно.

Маршруты львовского, одесского, коростеньского направлений разрабатываются с таким расчетом, чтобы избежать пробок и простоев в Киеве. Под такие графики резервируются и погрузочные рампы, техника, грузчики. В ночные смены и утренние часы магистральные фуры-рефрижераторы грузятся реже, такое время обычно отводится для загрузки развозных машин по украинской столице и близлежащим городам-спутникам – Бровары, Борисполь, Вишневое, Белая Церковь. Эту сферу доставки отдали в аутсорсинг специализированному предприятию с малотоннажным рефрижераторным парком.

Перевозки между большими городами и местными дистрибуторами «Ольвита» осуществляет как своим транспортом, так и в сотрудничестве с фирмой «Логика Транc», а международные перевозки из Западной и Восточной Европы - надежным и эксклюзивным партнером «Полфрост Интернешнл Спедишн. Полфрост», который специализируется на перевозках замороженных продуктов.

 

Машины городской развозки покидают территорию рано утром, в основном до восьми часов. Если выедут позже, то пробок с левого берега Днепра на правый и в самом Киеве не миновать. К полудню «четверки» - как здесь называют «газончики» из-за их грузоподъемности в 3,7 - 3,8 т - возвращаются обратно.

 

Фактор выбора: на грабли наступать противопоказано

Сейчас в Киеве многие компании начинают осваивать рынок логистических услуг, но реальный профессионализм в сегменте сельхозпродукции и продуктов питания могут предоставить немногие, поскольку это направление требует сжатых сроков доставки и автотранспорта с оборудованием для создания необходимого температурного режима. В первую очередь это касается овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных продуктов.

Компании с громким названием «транспортно-логистические» и двумя-тремя автомобилями развозки, один из которых - фургон с холодильным оборудованием на шасси ГАЗ-3307 или -3309, конечно, будут стараться. Однако опыт показал, что в последнее время от таких услуг лучше держаться в стороне: любая поломка машины или ее холодильного оборудования срывает отлаженный график доставки продуктов по определенному маршруту и очень часто влечет за собой убытки не только из-за потери целой партии продуктов, но и их утилизации.

На рынке логистических услуг больше котируются компании с конкретной специализацией и опытом работы с продуктовой номенклатурой товара. Та же «Ольвита» неразрывно связана с компанией «Логика Фреш», деятельность которой связана с сетью розничных магазинов «Велика кишеня» (в переводе - «Большой карман») и «Экомаркет», оптовой сети «Метро Кеш энд Керри», кондитерских корпораций «Рошен» и «Конти», импортера и дистрибутора рыбы и морепродуктов в Украине СП «Украинская Восточная рыбная компания». Обслуживает она и маленькие компании, организовывая качественную и своевременную доставку их продукции.

Рейтинга и популярности ей добавляет надежный автопарк из нескольких десятков автомобилей европейского производства грузоподъемностью от 1 до 20 т. Есть даже рефрижераторы с двумя камерами для одновременного поддержания плюсового и минусового температурных режимов. Такой диапазон технических возможностей выступает гарантом стабильности на рынке логистических услуг, что подкупает. Как и то, что у компании разработаны маршруты по всем  регионам Украины.

 

В аутсорсинге комплексных логистических услуг заметно выделяется компания «Рабен Украина», которая входит в состав европейского лидера Raben Group. Одно из направлений ее деятельности – комплексное логистическое обслуживание свежих продуктов (от +2 до +6 ОС). Это транспортные и складские программы, которые успешно развивает входящая в Raben Group компания Fresh Logistics с постоянными маршрутами специализированного транспорта в 22 европейские страны, включая Украину.

Клиентами этой компании являются производители и дистрибуторы молочных продуктов, копченостей, рыбных консервов, полуфабрикатов, масла, жиров. Под прямым управлением «Рабен Украина» находится семь отделений. Но поскольку сеть терминалов Raben Group расположена по всей Европе, то клиенты любого украинского представительства могут пользоваться их услугами, сервисными площадками, складской техникой, что в системе доставки свежих продуктов весьма важно.

 

В режиме постоянного холода

Складская техника, механизмы и оборудование, обслуживающие цеха переработки сельхозпродукции и производства продуктов питания, терминалы и распределительные центры, практически постоянно находятся в среде пониженных температур. Хорошо, если это диапазон от нуля до пяти градусов тепла. Помещения с минусовой температурой намного агрессивнее.

Практически внешнего климатического воздействия на температуру внутри помещений, где заданный температурный режим поддерживается холодильными комплексами, нет даже через дверные проемы у погрузочно-разгрузочных рам. При въезде кормовой части рефрижератора в док фронтальные листы докшелтера плотно облегают кузов по всему периметру, изолируя тем самым внутреннее пространство дока от внешней среды. При отъезде автомобиля рама шелтера автоматически раскладывается в исходное положение.

Находящиеся внутри погрузчики, гидравлические электротележки, транспортировщики палет с площадкой для оператора в некотором роде холодостойкие. Их, правда, приходится чаще ставить на профилактику и подзарядку, чем работающих в тепличных условиях собратьев. Но такова специфика этого производства. Здесь даже рабочие в летний зной одеты в теплые свитера и куртки – холодновато…

 

В цехах и складских помещениях компании «Ольвита» вся складская техника работает на электроприводе от аккумуляторных батарей. Станции подзарядки находятся там же или в примыкающих помещениях и могут принимать от одной до четырех единиц техники.

В основном здесь эксплуатируются вилочные погрузчики Still, Toyota, BT. Они адаптированы к эксплуатации в условиях пониженных температур. Это малый класс грузоподъемных транспортных машин, способных работать как с палетами, так и с продукцией, упакованной в тару, для чего вилочные подхваты сдвигаются к центру оси.

 

Каждый склад оборудован собственными станциями подзарядки транспортно-погрузочной техники, в некоторых помещениях их даже по несколько штук, что практически исключает простои. В день визита в этот логистический центр постоянно наблюдал подзаряжающиеся машины, но производственный процесс от этого не страдал – в цехах и складах достаточно резервной техники. И пока одни машины подпитывались, другие обслуживали технологическую цепочку всего  производства.

 

Логистика сыграла «в ящик» и не проиграла

Нынешняя цепочка логистических услуг, в которой производители сельхозпродукции, распределительные центры и торговые предприятия тесно взаимосвязаны продвижением продукта по всему маршруту, потребовала соответствующих вспомогательных атрибутов качества, начиная от тары для перевозки и заканчивая упаковкой выкладки товара на прилавок.

Что касается тары, то времена одноразовых картонных коробок уходят в прошлое – дорого и нерентабельно. Вторично такой упаковочный ящик можно использовать, но процесс его санитарной обработки, обратной доставки, повторного использования по назначению весьма хлопотный. Логисты начали заменять картонную тару ящиками из полимерных материалов. Во-первых, они моются легче и не так часто ломаются. Правда, их повторная доставка к аграриям требует такого же объема перевозки, что и в груженом виде. К тому же не каждое хозяйство может закупить нужное количество такой тары, а уж тем более вернуть ее обратно.

Прорыв в этом направлении сделала Украинская пулинговая компания (УПК), которая на рынке услуг чуть больше года. Она пока первая и единственная в Украине из тех, кто предоставляет логистические услуги по аренде пластиковой тары (пулинг). Оборотная тара УПК коренным образом отличается от другой пластиковой тары и при перевозке к отправителю экономит 70 % объема площади кузова, позволяя взять в дорогу попутный груз или же отправить ящики малотоннажной машиной, а рефрижератор в это время использовать по прямому назначению.

 

Если учесть то, что УПК берет на себя все процессы и затраты, связанные с закупкой, хранением, учетом и обслуживанием полимерной тары, то сельхозпроизводитель выигрывает: аренда тары обходится не дороже, чем приобретение одноразовой упаковки. Главное, что селяне экономят на издержках, связанных с владением собственным парком тары, – ее закупкой, учетом, хранением, маркировкой, контролем движения, очисткой, поддержанием в рабочем состоянии и т. п.

Технология проста: собранный урожай загружается в ящики прямо на поле и доставляется в распределительный центр сети. Такая тара сертифицирована для упаковки овощей, фруктов, молочной продукции, мясных и колбасных изделий, консервов и др. Прежде всего данная услуга интересна поставщикам продукции в торговые сети Украины.

Дальше заботы производителя продукции о таре заканчиваются. Логисты компании УПК отслеживают перемещение ящиков, организовывают их возврат в депо и очистку. Вернувшаяся из оборота тара проходит инспекцию в депо. Там ее проверяют на целостность, ремонтируют, если есть повреждения, и отправляют в цех санитарной обработки, где она проходит три этапа санации – мойку и обработку, ополаскивание и сушку. Эта услуга потребителю (арендатору) предоставляется бесплатно, поскольку уже включена в стоимость аренды тары.

 

Тару заказчик может брать самовывозом из ближайшего депо или получать непосредственно у себя от арендодателя. Поскольку в сложенном виде ящик представляет собой пластину 5-сантиметровой высоты, то на палету поместится 250 штук. В десятитонный автомобиль становится 12 палет, где будет размещено 3000 ящиков.

Специалисты многих компаний подсчитали: при использовании оборотной универсальной пластиковой тары Schoeller можно сократить потери при транспортировке и ускорить прием продукции на складах магазинов и РЦ. Резон в том есть: автор этих строк без предварительной подготовки в течение неполной минуты собрал ящик и даже несколько раз грохнул его о булыжник. Никаких механических повреждений и поломок не произошло, он попросту пружинил от удара и возвращался в первоначальный вид.

Пока в Украине парк оборотной пластиковой тары Schoeller невелик, к сентябрю в городах по обе стороны Днепра находилось полмиллиона ящиков. Но если учесть, что пополнение идет каждый месяц, то в логистике автоперевозок свежих продуктов произошел положительный сдвиг, и это не может не радовать.