МАФ - Конференция "Тахограф – всему голова?"


 

 


Третий день шестого Международного автотранспортного форума «МАФ-2010» привлек внимание участников круглого стола по вопросам применения средств технического контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей. В самое ближайшее время эти приборы значительно изменят стиль работы как водителей, так и владельцев подвижного состава.

 

С приветственным словом перед участниками конференции выступил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и пассажирского городского транспорта Минтранса РФ Леонид Липсиц


Постановление есть, что дальше?

Мероприятие, инициированное научным центром ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), держало его участников в неослабевающем напряжении в течение нескольких часов. Ключевым вопросом стало обсуждение возможных вариантов внедрения в российскую практику автоперевозок цифровых тахографов – приборов, которые позволяют осуществлять технический контроль за режимами труда и отдыха водителей.

Главное выступление на круглом столе - доклад старшего научного сотрудника НИИАТ Лены Арбатской, посвященный порядку реализации требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, в части внедрения цифровых контрольных устройств.

В принятом 3 августа 1996 г. Постановлении Правительства РФ № 922 «О повышении безопасности международных и междугородних перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» говорилось о безопасности перевозок пассажиров и грузов и именно о процедурах контроля режимов труда и отдыха водителя.

- Регламент, о котором мы сегодня говорим, устанавливает исключительно требования к конструкции транспортных средств и не дает никаких механизмов получения данных с применением данного контрольного устройства. И получается, что у нас в РФ сегодня существуют требования к оснащению транспортного средства, а по применению их, по разделению полномочий между надзорными органами, по возложению обязанностей на контрольно-надзорные органы, по изменению административной ответственности опять ничего пока не появилось. Поэтому не надо думать, что утверждение этого технического регламента является некой панацеей для решения всех проблем, – сказала в своем выступлении Л. Арбатская.

Далее она отметила, что в этом техническом регламенте контроль и надзор за соблюдением требований к контрольным устройствам возлагается на Ростехрегулирование. И состоит он только лишь в том, что эта организация должна контролировать соблюдение требований к конструкциям. Таким образом, это не имеет никакого отношения собственно к контролю за охраной труда водителя. В связи с этим Министерство транспорта РФ совместно с МВД сегодня продолжает работу над внесением изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающий именно эти недостающие механизмы контроля, в развитие которого должно появиться еще одно постановление правительства. В нем будет четко определено, кто осуществляет контроль, как используются эти контрольные устройства, очередность оснащения, словом, все недостающие механизмы.

 

Представитель Калужского завода телеграфной аппаратуры


Административный кодекс и вопросы финансирования

Помимо изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» Министерство транспорта продолжает работать над внесением изменений в Административный кодекс РФ. Почему это сегодня актуально? С технической стороны: все разработчики готовы предоставить сегодня производителям некое устройство, которое сможет до мельчайших подробностей показывать любые нарушения, совершенные водителем. Но вопрос в том, как это будет использоваться сегодня в России, если ныне действующий Административный кодекс устанавливает просто ответственность за нарушение режима труда и отдыха и лишь за отсутствие или неработоспособность тахографов.

 

Статьи действующего КоАП РФ, которые предполагают ответственность за нарушение режимов труда и отдыха водителя.

 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 

Статья 11.23. Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха.

1. Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей.

2. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.


 

Старший научный сотрудник научного центра ОАО "НИИАТ" Лена Арбатская

 

Также к перечисленному выше перечню можно добавить ряд статей гл. 12 Кодекса об административных правонарушениях. Это статьи, связанные с нарушениями требований в области безопасности дорожного движения, а именно: статьи о нарушении правил дорожного движения и нарушении требований к выпуску транспортных средств в эксплуатацию.

Кроме того, в связи с введением технического регламента возникла задача разработки порядка оснащения контрольными устройствами тех транспортных средств, которые находятся сегодня в эксплуатации. Минтранс уже задумывается сегодня над этой проблемой и, конечно же, необходимо понимать, что оснащение транспортных средств должно производиться с учетом структуры парка подвижного состава, который сегодня эксплуатируется в РФ и насчитывает около 5 млн грузовых автомобилей и около 1 млн транспортных средств. При этом обновление подвижного состава составляет около 10 %, и следует понимать, что через два года, когда наступит период оснащения транспортных средств, только 20 % впервые выпускаемых в обращение будут оснащены контрольным устройством. И тогда возникнет проблема: как оснастить для эксплуатации несколько миллионов транспортных средств? Кроме того, это будет парк машин различных по возрасту и разных стран-производителей. Также транспортные средства могут быть совершенно не готовы к оснащению какими-либо измерительными приборами. Поэтому перед Министерством транспорта сегодня стоит задача разработать порядок этого процесса, в том числе и определенные технологии, связанные с установкой контрольных устройств на те транспортные средства, которые эксплуатируются сейчас в России. Нельзя забывать и про вопрос финансирования. Сейчас Министерство экономического развития назвало сумму, которую должны сегодня вложить юридические лица и предприниматели, для того чтобы оснастить весь парк тахометрами, – это 6 млрд рублей. Поэтому перед разработчиками должна стоять задача минимизации стоимости, в противном случае может возникнуть волна противоборства как со стороны федеральных ведомств, так и со стороны самих перевозчиков.

 


Мероприятие, инициированое научным центром ОАО "Научно иследовательский институт автомобильного тарнспорта (НИИАТ), держало его участников в неослабевающем напряжение в течение нескольких часов

- Возникает вопрос: чем оснащать наш транспортный рынок? Мы надеемся что аналоговые топографы в России (как и в европейских странах) смогут уйти в прошлое. В этом плане Минтранс ведет разговоры о том, что сегодня необходимо поставить некоторые барьеры против появления в эксплуатации неаналоговых топографов. Тем не менее мы знаем, что они продолжают устанавливаться, причем не только на уже эксплуатируемый, но и на новый подвижной состав. Сегодня Минтрансу и Минпромторгу предстоит решать этот вопрос, дать соответствующие разъяснения и принять необходимые меры, – рассказала Л. Арбатская.

Соответственно, будут предусмотрены меры ответственности за установку контрольных устройств, не отвечающих требованиям, действующим в России. Таким образом, РФ сегодня вместе с европейскими странами переходит на электронно-цифровые контрольные устройства, и для России сегодня является очень актуальным вопрос использования средств навигации. Поэтому целесообразно, чтобы в рамках своих наработок разработчики помнили об этом и осознавали, что все транспортные средства в РФ будут оснащаться навигационными приборами.

 

Выбор производителя

На сегодняшний день есть четыре европейских производителя тахографов, которые имеют одобрение в соответствии с европейскими требованиями - это Continental VDO, Stoneridge Electronics, EFKON, ACTIA.

 

Директор-руководитель научного центара ОАО "НИИАТ"  Алла Птрова


- Европейские производители делают значительные шаги в плане разработки и выпуска контрольных устройств. Но тем не менее мы должны признать сегодня, что пока ни один из наших приборов не прошел никаких процедур, связанных с международным признанием. То, что сегодня сертификат измерения имеют отдельные приборы, - это хорошо, но, учитывая сложность данного прибора, его связь с различными приборами информационной безопасности, необходимость обеспечения его технической совместимости с другими приборами, мы считаем, что нельзя признавать сертификацию измерения тем самым средством оценки соответствия, которое можно было бы использовать для данного прибора. При этом совместно с Министерством транспорта мы проводили консультации в Министерстве промышленности и торговли и там тоже существует достаточно четкое понимание этого вопроса и однозначно высказывалось мнение, что необходимо разделять «контрольное устройство» и «средства измерения». Контрольное устройство может вбирать в себя средства измерения, а может им и не являться, т. е. по этим вопросам Минтранс продолжает давать консультации. И делается это именно в целях того, чтобы исключить двоякость процедур оценки соответствий, – отметила Л. Арбатская.

Что же касается требований к тахографам, которые разрабатываются сегодня в РФ, то год тому назад Министерство транспорта РФ разработало пакет требований к контрольному устройству. Затем была создана экспертная группа в НИИАТе. Сегодня в России идет дискуссия, связанная с требованиями к контрольным устройствам. При этом следует помнить, что Россия является участницей соответствующего международного соглашения и подписалась под теми требованиями, которые она разрешила использовать на своей территории. РФ в настоящее время не производит цифровых контрольных устройств, имеющих одобрение типа на соответствие требованиям «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)», но такая работа ведется. Разрабатываются новые подходы на основе единой интерфейсной платформы с обязательным использованием средств спутниковой навигации.

Второй важный момент, по словам Л. Арбатской, заключается в том, что сегодня в России эксплуатируются пока только контрольные устройства, отвечающие требованиям ЕСТР. Поэтому если говорить о создании новых устройств, то необходимо понимать, что это вопрос времени. При этом следует учесть готовность конструкции всего транспорта в стране. Поэтому целесообразно вести этот диалог совместно с европейскими специалистами и необходимо осознать, что сегодня мы не должны изобретать велосипед, следует отталкиваться от уже имеющегося технологического уровня и никоим образом не прорабатывать эти технические вопросы с самого начала.

Следующие докладчики осветили проблему внедрения тахографов с самых разных сторон. Российские и зарубежные представители Группы компаний Continental рассказали о применении цифровых тахографов в Европе, а сотрудник компании Stoneridge Electronics Приит Карьюс - об этапах процесса сертификации тахографов. О своем вкладе в разработку и производство высокотехнологичных моделей средств технического контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей рассказали представители компании Efkon и Группы компаний Actia.

Не отставали от зарубежных гостей и российские производители. «Корпорация аэрокосмическое оборудование» сообщила о производимом ей цифровом тахографе ТЦА-02. О своей разработке «Касби DT-20», обладающей возможностью подключения телефонной гарнитуры и даже тревожной кнопкой, рассказал представитель Калужского завода телеграфной аппаратуры. Компания «Штрих-М» представила комплексную автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками с контролем режимов труда и отдыха водителей «Штрих-М: транспорт».

В завершение круглого стола директор-руководитель НИИАТ Алла Петрова подвела итоги, отметив, в частности, необходимость самого тесного сотрудничества разработчиков, производителей и властных структур для максимально скорого и благоприятного разрешения всех вопросов применения средств технического контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей.

- Мы, Россия, сегодня идем по пути инноваций предложенных правительством, и мы, безусловно, страдаем от того, что у нас нет четких стандартизованных решений. Давайте попробуем решить эти вопросы. Сегодня внедрение тахографов в России нужно осуществлять, не дожидаясь утверждения каких-либо требований. Министерством транспорта сегодня подготовлены требования, и поскольку принято решение утвердить их в виде постановления Правительства РФ, они будут еще только направлены в Правительство Российской Федерации. А зная наши юридические процедуры, можно предположить, что этот процесс может продолжаться еще пару лет. Хорошо, если правительство быстро утвердит их, но внедрение тахографов нужно уже сегодня. Поэтому мы очень надеемся, что по завершении этой встречи ее участники продолжат свое сотрудничество, расскажут о ней своим сотрудникам и конечно, будут держать связь с нами, НИИАТ, обмениваясь информацией и побуждая нас к дальнейшим действиям, – сказала А. Петрова в своем заключительном слове.