Обзор рынка "Десять месяцев после кризиса"


 

Олег ЖАРКО

Фото Алексей ШУХАРДИНА

 


Транспорт (особенно автомобильный) – зависимая отрасль экономики. Если товары не продаются, их перестают возить, прекращается их производство – останавливается перевозка комплектующих, сырья и материалов на промышленные предприятия. В общем, происходит все то, что мы наблюдали с середины 2008-го до конца 2009 года.

В декабре Росстат и Минэкономразвития подвели итоги десяти месяцев 2010 года. И картина, нарисованная сухими столбцами цифр, оказалась во многом оптимистичной. Наконец-то оживился потребительский рынок и зарычали моторы и 500-сильных магистральных тягачей, и 130-сильных развозных фургонов. Пошла работа!

 

Кто везет? Что везет?

По данным Росстата, в январе - октябре 2010 г. объем перевозок грузов организациями всех видов экономической деятельности (здесь и далее не учитывается трубопроводный и железнодорожный транспорт необщего пользования) составил около 5403,2 млн т (101,3 % к уровню соответствующего периода 2009 г.), а грузооборот – 1969,5 млрд т-км (108,6 %).

Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта, в январе - октябре 2010 г. составил 2399,8 млн т (99,7 % к уровню соответствующего периода 2009 г.), а коммерческий грузооборот – 1883,3 млрд т-км (108,8 %). Из общего объема перевозок доля коммерческих перевозок грузов в общем объеме перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта, в январе - октябре составила 38,3 %.

Объем коммерческих перевозок грузов транспортом в октябре 2010 г. составил 271,4 млн т, что на 4,3 % выше, чем в сентябре. При этом индекс тарифов на грузовые перевозки снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 9,2 %. С начала 2010 г. наблюдается рост 2,7 % к соответствующему периоду 2009-го.

Увеличение дальности перевозок в октябре позволило коммерческому грузообороту транспорта вырасти на 3,2 % к сентябрю 2010 г., а к соответствующему периоду предыдущего года - на 6,5 %. Завершение периода отпусков отмечено снижением пассажирооборота транспорта общего пользования на 17,3 % к сентябрю 2010 г.

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

  Все большую часть в работе российских перевозчиков занимают перевозки морских контейнеров. Здесь работы у них прибавилось, потому что грузооборот морских портов России за десять месяцев 2010 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,8 % и составил 404,4 млн т. За десять месяцев объем перевалки сухих грузов в российских портах составил 177,24 млн т (+7,6 %), в том числе угля – 57,72 млн т (+4,8 %), грузов в контейнерах – 27,07 млн т (+31,7 %), минеральных удобрений – 10,65 млн т (+28,1 %), грузов на паромах – 6,12 млн т (+1,5 %), лесных - 5,62 млн т (+10,7 %), металлолома - 2,33 млн т (+3,1 %), и сахара - 1,88 млн т (+31,4 %). Объем перевалки наливных грузов составил 263,16 млн т (+6,3 %), в том числе: нефти – 175,18 млн т (+4,2 %), нефтепродуктов – 86,59 млн т (+11,2 %).

В октябре 2010 г. выросли объемы перевозок грузов и грузооборот на морском транспорте на 22,1 и 72,8 % соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет значительного увеличения перевозок грузов ОАО «Мурманское морское пароходство».

В январе-октябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. Минэкономразвития отметило увеличение перевозок грузов железнодорожным транспортом на 9,3 %, внутренним водным – на 3,6 %, морским – на 1,3 %.

Перевозки строительных грузов увеличились на 9,6 %, кокса - на 23,4 %, каменного угля - на 5,5 %, руды цветной - на 9,7 %, черных металлов - на 13,2 %,  лома черных металлов - на 26,1 %, железной и марганцевой руды - на 7,1 %, нефти и нефтепродуктов - на 11,4 %, химических и минеральных удобрений - на 17,6 %, лесных грузов - на 3,3 %, цемента - на 13 %. Погрузка импортных грузов составила 141,6 % к январю - октябрю 2009 г.

 

В структуре общего объема коммерческих перевозок по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля автомобильного транспорта снизилась с 56,8 до 53 %, часть грузов у автомобилистов «перехватили» железнодорожники: доля железнодорожного транспорта увеличилась до 41,8 против 38,1 %. В структуре коммерческого грузооборота приоритет остается за железнодорожным транспортом – 88,4 %. Доля автомобильного транспорта составила 4 %, внутреннего водного – 2,7 %, морского транспорта –   4,7 %.



 

 

 

 


 

Пассажирооборот всеми видами транспорта общего пользования за  январь - октябрь 2010 г. по предварительным данным Росстата составил 360,2 млрд пасс.-км или 104,5 % к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе железнодорожного транспорта – 89,8 %, автомобильного транспорта – 99,6 %, внутреннего водного транспорта – 100,9 %.

 


 

 

 

   В структуре пассажирооборота доля воздушного транспорта  составляет 34,6 %, автомобильного - 32,3 %. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте за январь - сентябрь 2010 г. снизилась и составила 32,9 % (в соответствующем периоде предыдущего года – 38,3 %).

 

Автопром оживает

Индекс производства транспортных средств и оборудования в январе - октябре 2010 г. составил 131,8 % к уровню соответствующего периода 2009 г. Производство легковых автомобилей в январе - октябре 2010 г. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. увеличилось на 95,7 %.

 

 В январе - октябре 2010 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 66,8 % к уровню января - октября 2009 г., что также связано с низким уровнем производства в 2009 г., обусловленным значительным сокращением лизинговых продаж автомобильной техники, а также сложностями российских предприятий (как производителей, так и потребителей автомобильной техники) в получении кредитов на пополнение оборотных средств, реализацию проектов по обновлению автомобильного парка и погашении текущих кредитных обязательств.

По данным ФТС, импорт грузовых автомобилей с января по октябрь 2010 г. составил 38 тыс. штук на сумму 1157,6 млн долларов США (в 2009 г. – 16,9 тыс. штук на сумму 518,7 млн долларов США). Из-за кризиса закончившийся срок службы российского и зарубежного большегрузного автотранспорта из-за кризиса не был поддержан заменой новым автопарком. Кроме того часть автотранспорта, приобретенного в лизинг, была заморожена на стоянках тех же лизинговых компаний принудительно из-за риска потерять залог автотранспортного средства неплательщиков. Обновление автопарка напрямую связано с возможностью оформления его в лизинг. А в период кризиса провал сделок по лизингу оказался четырехкратным. Соответственно, по этой причине на маршруты не вышло большое количество грузовой автомобильной техники. Сейчас пришло время наверстывать упущенное…

Кроме того, реализация мер Правительства Российской Федерации по стимулированию спроса на автомобильную технику в совокупности с нормализацией финансово-экономического состояния предприятий автомобильной промышленности, по мнению Минэкономразвития, будет содействовать в ближайшее время увеличению заказов на продукцию всех автосборочных площадок, что в свою очередь обеспечило увеличение объемов производства грузовиков в 2010 г. относительно уровня 2009 г.

Экспорт грузовых автомобилей за январь-сентябрь 2010 г. составил 9,1 тыс. штук на сумму 221,3 млн (за аналогичный период 2009 г. экспорт составил 11,62 тыс. штук на сумму 259,2 млн долларов США).

Выпуск шин, покрышек для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в январе - октябре 2010 г. по сравнению с январем - октябрем 2009 г. составил 113,7 %, для легковых автомобилей – 132,1%, для сельскохозяйственных машин – 122,9 %, что связано с увеличением потребления со стороны производителей легковых и грузовых автомобилей.

 

Международные перевозки       

На международных перевозках у российских автомобилистов работы за десять месяцев привалило. Предыдущие полтора года вынужденного простоя вспоминаются как страшный сон. Тем не менее на этом рынке не все благополучно. Грузы-то пошли, но пошли они, как и прежде, в основном в одну сторону – в Россию. Импорт растет, экспорт по-прежнему падает. И если по некоторым экспортным позициям экономисты отмечают рост, то он происходит в основном в цене. А это, как известно, не добавляет груза в полуприцепе…

За десять месяцев 2010 г. импорт товаров составил 157,4 млрд долларов США, и увеличился по сравнению с аналогичным периодом  2009 г. на 37 процента США. Импорт продолжает быстро восстанавливаться благодаря укреплению рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров, постепенному оживлению экономики,  частичному восстановлению внутреннего спроса, а также улучшению условий кредитования. 

В географической структуре российского импорта  в январе - сентябре 2010 г. темпы роста импорта из стран СНГ (147 %) превосходили темпы роста импорта из стран дальнего зарубежья (135,6 %). Такая динамика объясняется в основном ускоренным  ростом импорта из стран СНГ машиностроительной продукции и продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.  Доля стран дальнего зарубежья в стоимости импорта сократилась на 0,9 процентных пункта и составила 86,2 %, доля стран СНГ увеличилась до 13,8 %.

В товарной структуре российского импорта в  январе-сентябре 2010 г. увеличилась доля металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви, продукции химической промышленности, машин, оборудования и транспортных средств и минеральных продуктов. Продолжают  снижаться доли по группам продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

В январе - сентябре 2010 г. было закуплено машин, оборудования и транспортных средств  на 37,7 % больше, чем в январе - сентябре 2009 г. Выросла стоимость импорта легковых автомобилей - на 21,3 %, грузовых автомобилей - в 2,2 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей к соответствующему периоду 2009 г. вырос на 19,5 %, грузовых автомобилей -  в 2,2 раза.

Импорт продовольствия из стран СНГ увеличился на 37,3 %, из стран дальнего зарубежья – на 17,6 %. Правда, по отдельным  товарам наблюдалось сокращение закупок в натуральном выражении: ввоз свежего и мороженого мяса птицы уменьшился в 2,3 раза (при повышении цен на 33,8 %), злаков – на 19 % (при снижении цен на 0,3 %). В то же время возросли закупки (по физическому объему) сахара-сырца в 1,6 раза, масла подсолнечного – в 1,8 раза, молока и сливок сгущенных – в 2 раза (при росте цен  на 37,6 %, 16,8 % и 86,5 % соответственно).

Увеличиваются темпы восстановления импорта текстиля, текстильных изделий и обуви, этот показатель превысил уровень января - сентября 2009 г.  на 50,7 %, что объясняется увеличением стоимостного объема ввоза одежды, физического объема ввоза хлопчатобумажных тканей и кожаной обуви и ростом цен на волокно хлопковое и кожаную обувь.

Импорт продукции химической промышленности и каучука в январе-сентябре 2010 г. увеличился по стоимости на 40 %, доля химической промышленности и каучука достигла 16,9 %. Наблюдался рост стоимостных объемов импорта лекарственных средств на 47,1 %, каучука – в 2,2 раза.

 

Показатели импорта Российской Федерации в январе - сентябре 2010 г.

по сравнению с январем - сентябрем 2009 г.

Наименование товара

Январь - сентябрь     2009 г. 

Январь - сентябрь   2010 г. 

темпы роста в % 

млн долл.

в % к итогу

млн долл.

в % к итогу

стоимости

физического объема

цены**

Всего

114859

100,0

157411

100,0

137,0

130,8

101,2

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

(кроме текстильного)                                                                               

20780

18,1

25056

15,9

120,6

106,7*

105,8*

   мясо свежее и мороженое (без мяса птицы)

3146

2,7

3322

2,1

105,6

106,2

99,4

    рыба свежая и мороженая

973

0,8

1152

0,7

118,3

105,9

111,7

   молоко и сливки сгущенные

123

0,1

467

0,3

378,6

203,0

186,5

    злаки

173

0,2

140

0,1

80,8

81,0

99,7

    масло подсолнечное

23,4

0,02

48,7

0,03

208,1

178,1

116,8

Минеральные продукты

2689

2,3

4170

2,6

155,1

128,7*

104,3*

   топливно-энергетические товары 

1539

1,3

2685

1,7

174,5

138,7*

104,0*

Продукция химической промышленности, каучук  

19057

16,6

26676

16,9

140,0

123,2*

106,4*

   лекарственные средства

4789

4,2

7044

4,5

147,1

121,2

121,3

   шины и покрышки

 747

0,7 

1038 

0,7 

139,0 

144,7 

96,1 

Текстиль, текстильные изделия и обувь  

7107

6,2

10712

6,8

150,7

157,4*

103,0*

   одежда

2939

2,6

4368

2,8

148,6

   обувь кожаная

1066

0,9

1905

1,2

178,7

135,7

131,7

Металлы и изделия из них  

7523

6,5

11745

7,5

156,1

156,8*

98,9*

    черные металлы

2406

2,1

3703

2,4

153,9

149,0

103,3

    трубы стальные

694

0,6

1356

0,9

195,3

222,5

87,8

 Машины, оборудование и транспортные средства

49294

42,9

67893

43,1

137,7

136,5*

97,4*

    бульдозеры, грейдеры и др.

464 

0,4 

867 

0,6 

186,7 

245,5 

76,1 

    вычислительные машины и их блоки

 1637

1,4 

3015 

1,9 

184,2 

137,0 

134,4 

    телефоны проводной и беспроводной связи

 2631

2,3 

4070

2,6 

154,7 

158,7 

97,5 

аппаратура приемная для телевизора

803 

0,7 

838 

0,5 

104,4 

127,1 

82,2 

    тракторы

 382

0,3 

627 

0,4 

164,0 

146,6 

111,9 

    автомобили легковые

6174

5,4

7487

4,8

121,3

119,5

101,5

    автомобили грузовые

519

0,5

1158

0,7

223,2

224,9

99,2

Другие товары

8409

7,4

11159

7,2

132,7

* Индексы средних цен и физического объема исчислены ФТС без учета Республики Беларусь

** Индексы средних цен  в целом по импорту и по товарным группам исчислены ФТС в среднегодовых ценах 2009 г.

 

Традиционно ключевые торговые партнеры России - страны дальнего зарубежья. В январе - сентябре 2010 г. их доля в товарообороте составила 86,2 %, в том числе в экспорте – 86,3 %, в импорте – 86,2 %.Международные перевозки: и мед, и деготь – все те же…

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья  составил 379,8 млрд долларов США и относительно января - сентября 2009 г. увеличился на 38,4 %. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали Нидерланды, Германия и Италия, на долю которых приходилось 48,2 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС  являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходилось 85 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

 В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. сократился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), увеличилась доля продукции химической промышленности и каучука, текстиля, текстильных изделий и обуви, металлов и изделий из них и  минеральных продуктов.

  Закуплено машин, оборудования и транспортных средств на 35,2 % больше, чем в январе - сентябре 2009 г. В товарной структуре импорта увеличились закупки (по стоимости) механического оборудования на 31,7 %, электрооборудования – на 42,9 %, инструментов и аппаратов оптических – на 29,9 %, средств наземного транспорта – на 45,8 %, летательных аппаратов – на 28 %. Закупки легковых автомобилей увеличились в физическом выражении на 9,9 %, грузовых автомобилей – в 2,1 раза.

Увеличение стоимостного объема текстиля, текстильных изделий и обуви на 51,4 % связано с ростом  стоимостных объемов одежды на 46,1%, обуви кожаной на 82 % и увеличением физических объемов импорта хлопчатобумажных тканей – на 43,4 %.

Увеличение стоимости импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) на 17,6 % произошло за счет роста  физических объемов импорта мяса свежего и мороженого, рыбы, сыров и творога, чая, сахара-сырца.

Стоимость импорта продукции химической промышленности и каучука  выросла на 40,7 % в основном за счет роста физических объемов. Увеличился физический объем ввоза мыла и моющих средств, экстрактов дубильных или красильных, пластмасс и изделий из них, лекарственных средств и удобрений.

Импорт металлов и изделий из них увеличился по стоимости на 60,8 %, за счет роста физических объемов плоского проката в 2,1 раза и стальных труб – в 3,4 раза.

Внешнеторговый оборот России с другими странами СНГ в январе - сентябре 2010 г. увеличился на 29,2 % по сравнению с январем - сентябрем 2009 г. Доля стран СНГ в общем товарообороте снизилась с 14,6 % в январе - сентябре 2009 г. до 13,8 % в январе - сентябре 2010 г. Экспорт России в страны СНГ увеличился на 20,9 %, импорт – на 47 %. Доля стран СНГ в общем экспорте снизилась с 15,6 до 13,7 %, в импорте – увеличилась с 12,9 до 13,8 %.

 


 

 

 

  Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в январе - сентябре 2010 г. оставались Украина (5,8 % внешнеторгового оборота России), Беларусь (4,4 %) и Казахстан (1,8 %). На их долю пришлось 87,6 % торговли со странами СНГ (в январе - сентябре 2009 г. – 85,8 %).

В структуре импорта России из стран СНГ в январе - октябре 2010 г. увеличились удельные веса минеральных продуктов, машин, оборудования и транспортных средств. Снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности, металлов и изделий из них. Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви практически не изменился.

В результате увеличения физического объема поставок и роста средних цен по ряду товаров импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился в стоимостном выражении на 67,8 %. Физический объем закупок легковых увеличился в 2,1 раза, автомобилей, грузовых – в 3,7 раза.

 

 

 Увеличение стоимости импорта по металлам и изделиям из них на 45,5 % вызвано ростом физических объемов закупок по большинству видов продукции черной металлургии. Стоимостной объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) возрос на 37,3 %. Значительное увеличение физических объемов поставок наблюдалось по мясу птицы свежему и мороженому, мясу свежему и мороженому, молоку и сливкам сгущенным. Максимальный рост цен отмечен по молоку и сливкам сгущенным, маслу сливочному и прочим молочным жирам.

Стоимостной объем импорта топливно-энергетических товаров увеличился на 74,1 % вследствие роста физических объемов закупок нефтепродуктов в 4,8 раза, а также роста цен на сырую нефть на 50,8 %, уголь каменный - на 28,1 %.

Стоимость импорта продукции химической промышленности возросла на 32 % за счет роста стоимостных объемов по большинству товарных позиций группы. Закупки лекарственных средств увеличились по стоимости на 54,5 % за счет роста цен на 52 %. Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви увеличился по стоимости на 45,7 %.

Здесь мы отметили основные тенденции, которые благоприятно влияют на работу российских международных автоперевозчиков. Дальше речь пойдет о здоровенной ложке дегтя в этой бочке меда – о российском экспорте.

В структуре экспорта России в другие страны СНГ снизилась доля продовольственных товаров и сырья для их производства, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств. Одновременно увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров и других минеральных продуктов и продукции химической промышленности.

Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в январе - сентябре 2010 г. возросла на 30,8 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Увеличение физических объемов поставок наблюдалось лишь по сырьевым ресурсам.

Стоимостной объем российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 20,3 % по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. Стоимость поставок по автомобилям легковым увеличилась на 33 %, а по грузовым уменьшилась на 17,7 %. Физические объемы поставок легковых автомобилей увеличились на 17,2 %, а грузовых - уменьшились на 24,2 %.

 В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья тоже увеличилась доля топливно-энергетических товаров; сократился удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного),  металлов и изделий из них, продукции химической промышленности и каучука, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств.

 

 Почем перевозка?

Грузовые перевозки автомобильным транспортом за октябрь 2010 г. подорожали на 0,4 % (с начала года – на 3,4 %), авиационным транспортом – на 1,1 % (+3,7 %). Второй месяц подряд дорожают грузовые перевозки морским транспортом – в октябре на 4 % (за сентябрь - октябрь – на 6,2 %, а с начала года – на 4,5 %) вследствие увеличения объемов морских перевозок. На железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые ОАО «РЖД», тарифы повышены с января 2010 г. на 9,4 %.

 

Динамика цен в отдельных секторах экономики

 

В октябре отмечено ускорение роста цен на услуги городского пассажирского транспорта до 1,2 % (сентябрь – 0,3 %), с начала года по октябрь рост цен составил 11,7 %, как и год назад.

 

Цена вопроса

Отметим: железнодорожные тарифы повышены на 9,4 %, а грузовые перевозки автотранспортом подорожали всего на 3,4 %.

В стоимости транспортной работы немало составляющих. И ни одна из них за 10 месяцев не подешевела. Не секрет, что рентабельность большегрузных автоперевозок невысока и колеблется в пределах 5 – 7 %, в некоторых случаях не превышая 10 %, в период высокой конкуренции и сильного рынка. А когда наступает кризис, некоторые перевозчики вынуждены работать и с отрицательной рентабельностью, дабы сохранить квалифицированный персонал и хороших клиентов.

Так, цены на автомобильный бензин выросли в октябре на 0,4 % (0,1 % в сентябре), с начала года прирост – на 4,2 %.

Непродовольственные товары без бензина также подорожали в октябре на 0,7 % (в сентябре – 0,6 %), а с начала года – 3,8 % (год назад – на 8,9 %).

В январе - октябре 2010 г. на российских НПЗ переработано 206,5 млн т нефтяного сырья (105,6 % к соответствующему периоду 2009 г.), в том числе в октябре – 21,2 млн т (110,6 %).

  Доля переработки нефти в объеме ее добычи возросла до 49,2% против 47,6% за соответствующий период прошлого года. В январе-октябре 2010 г. произведено 29,8 млн т автомобильного бензина (100,1 % к соответствующему периоду 2009 г.), 58,1 млн т дизельного топлива (104,6%) и 56,8 млн т топочного мазута (108,3 %). При этом в октябре 2010 г. темп роста производства автомобильного бензина составил 107 % к октябрю 2009 г., дизельного топлива - 108,1 % и топочного мазута - 114,4 %.

Откуда быть недорогому топливу, если глубина переработки нефтяного сырья продолжала отставать от уровня прошлого года и в январе - октябре 2010 г. составила 71,5 против 72,2 % за соответствующий период 2009 г.?

Темпы роста объемов переработки нефти на НПЗ выше среднероссийского уровня имели место в ОАО «НК «ТНК-ВР» (111,4 %), Салаватнефтеоргсинтез (120,7 %), ОАО «Татнефть» (106,3 %), Хабаровском НПЗ (109,3 %) и ОАО «Газпром» (109,2 %). 

Сохраняют лидерство по наибольшим объемам переработки нефти ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НК «Лукойл» (41,9 млн т и 37,9 млн т соответственно).

В структуре выпуска продолжает наблюдаться высокая доля мазута и дизельного топлива, предложения которых превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки.

В январе-октябре 2010 г. нефтеперерабатывающими предприятиями на внутренний рынок отгружено 27,1 млн. т автомобильного бензина (104 % к январю - октябрю 2009 г.), 28,3 млн т дизельного топлива (106,2 %) и 14,4 млн т топочного мазута (113,2 %), в том числе в октябре – 2,9 млн. т автомобильного бензина (110 % к октябрю 2009 г.), 3 млн т дизельного топлива (113,1 %) и 1,4 млн т топочного мазута (112,8 %).

По данным Росстата, за январь - сентябрь 2010 г. экспортировано 96,8 млн т нефтепродуктов (105,4 % к соответствующему периоду 2009 г.),  в том числе 2,4 млн т автобензина (66 %), 31,6 млн т дизельного топлива (106,8 %) и 50,8 млн т мазута (108,7 %). При этом в страны дальнего зарубежья экспорт нефтепродуктов увеличился (до 108,7%) при его снижении в страны ближнего зарубежья (до 62 %) вследствие снижения спроса и платежеспособности потребителей.

В структуре экспорта нефтепродуктов продолжает сохраняться тенденция роста доли мазута при снижении доли основных видов светлых нефтепродуктов (с 50,8 % в январе - сентябре 2009 г. до 52,5 % в январе - сентябре 2010 г.). Одной из причин такого положения является сложившееся действующее соотношение экспортных пошлин на нефтепродукты (на «светлые» нефтепродукты – 0,7 и на «темные» 0,4 от экспортной пошлины на нефть).

За этот период, по данным таможенной статистики, темп роста средних экспортных цен по нефтепродуктам составил 148,2 % к соответствующему периоду 2009 г., в том числе по автобензину - 155,9 %, дизельному топливу - 139,8 % и мазуту - 154,6 %, что повлекло увеличение поступления валютной выручки в целом от экспорта нефтепродуктов в 1,6 раза против января - сентября 2009 г. Доля экспорта нефтепродуктов в общем объеме экспорта возросла с 15,8 % в январе - сентябре 2009 г. до 18 % в январе - сентябре 2010 г.

По информации Минэнерго России, цены на мировом рынке на 28 октября 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. на бензин автомобильный выросли на 14,7 %, на дизельное топливо – на 18,8 %, на мазут топочный – снизились на 5,5 %. При этом стоимость  на внутреннем рынке в октябре 2010 г. составила на автомобильный бензин 75,8 % от цен мирового рынка (в одинаковых налоговых условиях), на дизельное топливо – 64,3 %, на мазут топочный – 59,5 %. Однако с учетом вычитания вывозных экспортных пошлин в сентябре 2010 г. (по информации ООО ИАЦ «КОРТЕС») разница  между средними ценами на автобензин и дизтопливо на внутреннем рынке  и приведенными мировыми ценами была в пользу внутреннего рынка, и реализация указанных нефтепродуктов на внутреннем рынке была привлекательнее их экспорта (за исключением одной недели в октября по дизельному топливу). По топочному мазуту поставки на экспорт практически в течение всего октября были привлекательнее его реализации на внутреннем рынке.

В октябре 2010 г. индекс цен производителей к предыдущему месяцу составил на автобензин всех марок – 100,4 %, дизельное топливо – 105,4 % и мазут топочный – 104,2 %, а к декабрю 2009 г. соответственно 120,9, 116,4 и 103,7 %. Значительный рост цен производителей на дизельное топливо в октябре вызван увеличением спроса в основном, в связи с завершением уборочных сельскохозяйственных работ.

При этом индекс потребительских цен на автобензин и дизельное топливо в октябре 2010 г. к декабрю 2009 г. составил – 104,2 и 104,9 % соответственно при индексе потребительских цен на товары и услуги 106,8 %, а к предыдущему месяцу прошедшего года соответственно 100,4 и 100,6 % при индексе потребительских цен на товары и услуги 100,5 %.

И это речь идет об январе - октябре, когда нефтепереработчики и топливные сети еще не начинали решительного штурма цен, предпринятого в конце ноября – декабре, в «предвкушении» транспортного топлива и акциза на топливо…

 

По материалам Росстата, Минэкономразвития, ФТС России.