Организация перевозок "Тысяча тонн из Поднебесной"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото автора

 

Послужной список совместного белорусско-российского предприятия «Белдортяжтранс» (г. Минск) год от года пополняется. Но если исходить из специфики деятельности (доставка крупногабаритных и тяжеловесных грузов), то вернее будет назвать не количество, а неординарность перевозок. К примеру, реакторы для гидроочистки дизельного топлива в диаметре были по 4 м при общем весе 800 т (два по 250 т и два по 150 т). 74-тонный автопоезд длиной 36 м с двухпалубным теплоходом на прицепе проследовал по всей территории республики. 170-тонные трансформаторы прибыли в Минск из Прибалтики. Самолет ИЛ-18 времен Великой Отечественной войны на автосцепке совершил 360-километровый путь по дорогам общего пользования, а авиалайнер ТУ-134 был перевезен по центральным улицам белорусской столицы. Этот далеко не полный перечень пополнился уникальной смешанной перевозкой от Херсона (Украина) до пригорода Минска груза суммарным весом более одной тысячи тонн.

 

– Фактически подготовку к перевозке мы начали в 2008-м, когда впервые узнали о предполагаемой поставке из Китая оборудования для энергоблока Минской ТЭЦ-5, – рассказывает директор СП «Белдортяжтранс» Валерий Приставка. – Рассматривали различные возможности доставки, учитывая изначально обозначенный вес самой тяжелой единицы – около 400 т, поэтому в заявке на участие в тендере указали оптимальный, с нашей точки зрения, вариант - смешанную перевозку. При этом предварительно проработали с предприятиями водного транспорта возможность прохождения барж с таким грузом на борту, а также согласовали с дорожниками и мостовиками весогабаритные параметры автоперевозки, обратились в другие службы и организации, которые выдают разрешения на подобные доставки.

 

Из Шанхая в Херсон груз был доставлен морским судном, оборудованным одним 130-тонным и двумя 350-тонными кранами

 

 

 

 

На влажном бетонном покрытии сцепной силы с дорогой трех специальных балластных тягачей оказалось недостаточно, чтобы преодолеть подъем от причала до основной дороги. Подсобил балластный четырехосный тягач МЗКТ

 

 

При прохождении автопоезда под высоковольтными линиями напряжение временно отключалось

 

 

Чтобы не допустить возможного повреждения обочины, на некоторых участках поворотов под боковые колеса сцепки модульных прицепов укладывались деревянные щиты


– Благодаря чему чаша тендерных весов склонилась в вашу сторону?

– Информацией о сути предложений иных участников, разумеется, не располагаю. Поэтому и примера для сравнения нет. Думаю, одной из причин была определенная уверенность в наших возможностях выполнить эту перевозку.

– И как дальше развивались события?

– После подписания в декабре 2009-го с китайской стороной контракта начали непосредственную детальную подготовку перевозки.

На белорусских судостроительных заводах металлическими фермами-подпорками усилили палубы трех взятых нами в аренду барж, чтобы они смогли выдержать концентрированную нагрузку до 500 т и выгрузку методом ro-ro. Также были изготовлены специальные подставки под грузы, стропы крепления и пр.

На берегу р. Березина с нуля построили причал, откуда оборудование должно было следовать до места назначения по суше. Его расчетная нагрузка составляет 1200 т, так что теперь здесь можно принимать другие крупногабаритные и тяжеловесные грузы для дальнейшей перевозки автотранспортом.

Одновременно шли проектно-документальные работы по доставке рекой, по обследованию дорог на 130-километровом пути автомобильной транспортировки. Особо тщательно готовились к проезду по мостам. На маршруте их было 18. После обследования и сложных расчетов специалисты мостового управления БелдорНИИ определили четыре моста, требовавших усиления. По трем из них особых проблем не предвиделось. Наиболее сложным оказался мост через р. Свислочь. Для усиления его грузоподъемности потребовались особенные конструкции опор, под которые были специально подготовлены песчаные подушки, а в русле реки – искусственный полуостров.

Словом, из 18-ти искусственных сооружений четыре были усилены, два объехали стороной, а по 12-ти расчеты показали, что нагрузку они выдержат. Под мостами автопоезд нигде не проходил, потому что по высоте - негабарит.

– Кстати, о габаритах…

– Всего четыре груза – турбина весом 392 т, статор-генератор (306 т), главный трансформатор (251 т) и главный корпус паровой турбины (98 т). Самая большая единица оборудования возвышалась над дорожным полотном на 6,8 м, а ширина сцепки составляла 6,3 м. При этом общая масса автопоезда с учетом груза, специальных подставок под него, элементов крепления, двух балластных тягачей и четырех прицепов составила 570 т. Ранее в Беларуси никто не выполнял автоперевозку груза с такими параметрами, поэтому подготовка проекта шла, как говорится, с чистого листа.

– Какова общая схема маршрута?

– От четырех заводов в Китае оборудование доставлено в порт Шанхая, откуда морским путем дошло до Херсона. Далее на баржах по Днепру через всю Украину груз прибыл в Беларусь, где опять же по Днепру, а затем по р. Березина дошел до причала. Компетенция нашей ответственности за доставку – от Херсона до конечного пункта выгрузки непосредственно на строительной площадке Минской ТЭЦ-5.

 

\

Во время автомобильной перевозки неожиданно налетела снежная пурга

 

 

Конечный пункт выгрузки – строительная площадка Минской ТЭЦ-5

 

Измерение контрольных параметров состояния дорожного полотна подтвердило, что после прохождения грузов урона дороге не нанесено

 

– Понятно, что такая уникальная перевозка предполагает тщательную подготовку, и все же форс-мажорные ситуации были?

– Да, и причиной тому… вода. Весной из-за обильного паводка на две недели позже запланированного начались работы по возведению причала, а после аномально жаркого лета уровень воды в реках оказался ниже обычного, потому возникли проблемы на перекатах устья Днепра и при прохождении Березины. Из-за отсутствия необходимых глубин случались незапланированные простои.

Вода внесла коррективы и в график автомобильной доставки. От причала до основной дороги предстоял 50-метровый подъем с уклоном порядка 13 %. Незадолго до начала перевозки прошел обильный дождь, и на влажном бетонном покрытии сцепной силы с дорогой трех специальных балластных тягачей, мощность двигателя каждого из которых более 600 л. с., оказалось недостаточно, чтобы преодолеть этот участок. Пришлось вызывать дополнительный четырехосный балластный автомобиль-тягач Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), который в сцепке с тремя другими тягачами подсобил вытащить груз от причала на дорогу.

– Вы назвали суммарный вес автопоезда 570 т. Как это значение соотносится с нагрузками на дороги?

– Специалисты БелдорНИИ провели детальное обследование дорог по маршруту доставки грузов и пришли к заключению, что перевозка допустима. Впоследствии измерение контрольных параметров состояния дорожного полотна подтвердило, что после прохождения грузов урона дороге не нанесено.

Здесь вся суть - в применяемой для перевозки технике. Так, общий вес турбины с ложементами крепления составлял 405 т. Но если учесть, что вся эта масса распределяется на 192 колеса четырех модульных прицепов, соединенных в одну погрузочную площадку, то удельная нагрузка на колесе при контакте с дорогой порядка 2,5 т. (Для сравнения: у обычного грузовика этот параметр превышает 3 т.)

 

 

 

Наиболее сложным оказался мост через р. Свислочь. Для усиления его грузоподъемности потребовались особенные конструкции опор, под которые были специально подготовлены песчаные подушки, а в русле реки – искусственный полуостров


– Если не касаться коммерческой составляющей, какова значимость этой перевозки для предприятия «Белдортяжтранс»?

– Наше будущее – это возможность заявить о себе делом и доказать, что мы не только умеем возить обычные негабариты, но и готовы решать сложные задачи доставки уникальных крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данная перевозка дала возможность каждому сотруднику оценить свой профессиональный уровень. А если учитывать, что все работники предприятия внесли свой вклад в подготовку, организацию и непосредственное проведение перевозки, то это уровень профессионализма всего коллектива, сплоченного в единую команду.

Успешное завершение такой перевозки – это безусловная заслуга специалистов департамента «Белавтодор», треста «Мостострой», мостового и дорожного управлений БелдорНИИ, предприятия «Белдорцентр», водного транспорта, сотрудников Госавтоинспекции, организаций энергообеспечения и связи. Благодаря скоординированной и слаженной работе всех служб мы это сделали!