Пасажирские превозки "«Разумный ход» в защиту автобуса"


 

 

Виктор СТЕПАНОВ

Фото Кирилла СЕРГЕЕВА

 

Во всех странах мира правительства стремятся найти пути повышения безопасности на дорогах, уменьшения вреда для окружающей среды и обеспечения потребностей своих граждан с наименьшими затратами времени и денег. По мнению инициаторов кампании Smart Move («Разумный ход») все эти задачи способен выполнить автобусный транспорт.

 

Инициаторы

Автобусу часто неверно приписывают те проблемы, которые обычно связывают с автомобильным транспортом, такие как загрязнение окружающей среды, дорожные пробки и шум, в то время как автобусный транспорт – это наиболее безопасный, экологичный, доступный, удобный и эффективный вид коллективного пассажирского транспорта.

Все эти качества автобуса предоставляют возможность оптимального решения целого ряда задач в области транспорта в современном обществе. Сюда относятся изменения климата, безопасность на дорогах, линии связи, социальная коммуникабельность, борьба с заторами на дорогах и многие другие.

Однако люди, ответственные за принятие решений, и лидеры общественного мнения нечасто признают эти достоинства за автобусным транспортом. Это создает ситуацию, при которой автобусный транспорт не только не используется соответственно своим возможностям и той роли, которую он может играть в обществе, но и становится жертвой безразличного отношения со стороны политиков и зачастую непродуманных, опрометчиво принятых и даже просто ограничительных законов.

Для того чтобы полностью использовать потенциал автобусного транспорта в обеспечении экологичных ("зеленых"), безопасных и эффективных услуг по перевозкам для всех и каждого, крайне важно и далее расширять его применение с помощью простых, разумных и доступных по стоимости мероприятий.

Таковы вкратце некоторые из программных положений кампании Smart Move, начало которой положили в 2009 г. Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Международный автобусный салон Busworld.

Официальные документы МСАТ прямо заявляют о том, что эта организация выражает интересы транспортных операторов – перевозчиков автобусами, такси и грузовыми автомобилями. МСАТ поддержал усилия по достижению соглашения между странами ЕС и Восточной Европы, которое допускало бы более гибкую систему движения туристических автобусов в Европе. Такое соглашение могло бы предусматривать соответствующие технические нормы надежности, безопасности и экологической чистоты.

Еще одна инициатива МСАТ в поддержку развития международного туризма заключается в разработке типовых контрактов для перевозчиков туристическими автобусами, охватывающих их соглашения с гостиницами и туристическими агентствами. Эти типовые контракты позволяют избежать разногласий между коммерческими партнерами, обеспечивая туристам возможность полностью оправдать затраченные ими деньги.

Когда стало известно, что муниципалитеты некоторых городов ввели ограничения на движение и стоянку туристических автобусов, союз провел массово-просветительскую работу, обратившись к экипажам и пассажирам туристических автобусов, местным органам.

Торговля в туристических городах слишком часто задыхается в результате введения чрезмерных ограничений на движение и стоянку туристических автобусов. При поддержке гостиничного сектора и индустрии туризма МСАТ провел кампанию с целью добиться от правительств и местных органов обязательства по выделению мест парковок и надлежащих маршрутов для автобусов.

МСАТ не только защищает интересы своих членов - ассоциаций. Он также заботится о пассажирах городских и туристических автобусов и такси, тесно сотрудничает с гостиницами и турагентствами с целью обеспечить туристам качественные услуги.

Кроме того, МСАТ выступил за принятие более жестких требований в области безопасности пассажирских перевозок по сравнению с действующими в настоящее время в ЕС.

При участии МСАТ проходит ежегодный форум автобусного транспорта, который вначале проводился только в европейском масштабе, а затем приобрел международный характер. В этом году проводится уже первый Евро-Азиатский форум в Стамбуле (Турция).

Официальное начало кампании «Разумный ход» было приурочено к проведению старейшей и крупнейшей в мире специализированной выставки автобусного транспорта Busworld Европа, которая проходила октябре прошлого года в Кортрейке (Бельгия). Эта выставка проводится раз в два года, и в 2009 г. проводилась в 20-й раз.

Ее организатором является выставка-продажа Busworld, которая служит глобальной площадкой для официальных лиц, профессионалов, а также представителей компаний-производителей автобусов и транспортных компаний (общественный транспорт и автобусный туризм) из всех стран мира. Busworld организует обсуждения и обмен последними достижениями и техническим ноу-хау, занимается изучением различных рынков и способствует расширению международных обменов в сфере бизнеса.

 

Цели

В среде профессионалов транспортной индустрии автобус признан одним из наиболее экологичных, надежных и доступных средств транспорта. Он призван лишать ряд проблем, связанных с обеспечением транспортных потоков. Например, изменение климата, безопасность на дорогах, транспортные заторы, социальную интеграцию и обеспечение линий связи.

К сожалению, эти данные зачастую остаются неизвестными как гражданам, так и политикам и СМИ. Более того, политики и общественность нередко относят на счет автобусов проблемы, обычно связываемые с автомобильным транспортом вообще, такие как загрязнение воздуха и заторы на дорогах.

Подобные неверные представления приводят к тому, что потенциал автобусного транспорта не только не используется полностью на благо общества, но также остается вне поля зрения политиков. Кроме того, законодательство по автобусному транспорту нередко основано на недостоверных данных и страдает излишними ограничениями.

Тем временем год за годом повсюду на планете автобусы успешно доставляют пассажиров к местам назначения и при этом наносят наименьший из всех видов транспорта ущерб экологии.

Инициатива «Разумный ход» призвана объединить усилия и ресурсы отрасли с тем, чтобы поднять уровень осведомленности политиков и СМИ и чтобы в конечном итоге привлечь внимание общественности к автобусному транспорту и тому комплексу услуг, который он предоставляет, сделав эту тему центральной в политических дебатах.

Необходимо осознание той роли, которую способен играть автобусный транспорт в качестве важнейшего средства обеспечения нынешних и будущих потребностей в местных и дальних пассажирских перевозках которому присущи такие качества, как надежность, экологичность, доступность, комфортабельность и эффективность.

Участники кампании считают, что, оформляя документально и отстаивая политику, направленную на поддержку и развитие автобусных перевозок на местном, национальном, региональном и глобальном уровне, можно освободить дороги от сотен миллионов машин.

По их мнению, политические решения, а также соответствующие документы, которые будут основываться на достоверной информации и поощрять людей при любой возможности пересаживаться с личных автомобилей на автобусы.

Это будет способствовать значительному повышению безопасности на дорогах и принятию правительствами всех государств более жестких стандартов по ограничению углеродных выбросов, что служит интересам всех и каждого.

По мнению зачинателей широкого общественного движения за реабилитацию и дальнейшее развитие автобусных перевозок, более отчетливое осознание возможностей автобусного транспорта в политических кругах и СМИ позволит достичь удвоения масштабов применения автобусного транспорта на уровне Евросоюза и за его пределами.

Согласно данным, на которые ссылаются инициаторы кампании в своих пропагандистских материалах, даже просто в рамках Европы такое расширение масштабов может дать достаточно серьезные результаты, в том числе:

- снижение выбросов СО2 по крайней мере на 50 млн т в год;

- сокращение смертности на дорогах и улицах в ЕС более чем на 3 тыс. инцидентов в год;

- радикальное сокращение заторов в городах при нулевых затратах для налогоплательщика в результате уменьшения присутствия на улицах легковых автомобилей, по расчетам на 10 – 15 %;

- создание 4 млн новых рабочих мест.

 

Задачи

Одной из своих главных задач инициаторы кампании считают содействие более широкому использованию автобусного транспорта.

Для этого, по их мнению, необходимо принятие законов в поддержку автобусного транспорта, чтобы полностью реализовать его потенциал, а власти должны создавать и расширять системы периферийных парковок и стоянок и помещать на видных местах информацию о предлагаемых услугах.

Действуя совместно с операторами автобусной индустрии, власти могли бы также разработать инструменты маркетинга и программы стимулирования для более широкого использования автобусного транспорта.

Кроме того, по мнению участников кампании, властям следует создавать на улицах специальные автобусные полосы или обеспечивать автобусам приоритетный проезд у светофоров, чтобы ускорить их движение. Как показал опыт, эти меры уже успешно оправдали себя в нескольких городах.

Властям также следует создавать вблизи городских центров и туристических достопримечательностей достаточно большие парковочные площадки для автобусов, обустроенные наблежащими приспособлениями и знаками.

Необходима полная интеграция автобусного транспорта в системы коллективного общественного транспорта и обеспечение его справедливого статуса в системе налогообложения.

Кроме того, властям нужно способствовать совершенствованию систем обеспечения билетами и схем пересадки, что позволит пассажирам быстро и удобно перемещаться с одного вида транспорта на другой. Следует также поощрять кооперацию между различными видами транспорта.

Одним из важных условий раскрытия потенциала автобусного транспорта является обеспечение равных условий налогообложения (акцизных сборов, НДС и т.п.) для всех видов транспорта.

Необходимы также инвестиции в улучшение дорожной инфраструктуры, включая мультимодальные автобусные терминалы, с тем чтобы автобусные службы могли оптимизировать предоставляемые услуги во взаимодействии с другими видами транспорта, что будет на пользу и каждому отдельному пассажиру, и обществу в целом.

По мнению инициаторов кампании «Разумный ход», власти должны поддерживать сдачу служб общественного транспорта в аренду частным автобусным операторам, поскольку именно они зачастую могут предложить наиболее эффективные и рентабельные решения.

Более того, в рамках кампании широко пропагандируется расширение государственно-частного партнерства. Как отмечают организаторы кампании, операторы автобусных линий уже получают положительные результаты от своей деятельности по совершенствованию парка машин и повышению качества предоставляемых услуг. Местные власти также получают выгоды от своей инновационной стратегии и планирования в области транспорта.

В итоге главным результатом является изменение интересов потребителей в отношении видов транспорта, о чем свидетельствует переключение внимания на автобусы, отмеченное во многих странах и городах по всему миру.

Для того чтобы полностью реализовать потенциал автобусного туризма, местные власти, операторы автобусного транспорта, компании и владельцы туристических достопримечательностей должны и далее работать как партнеры, обеспечивая условия, в которых может процветать автобусный туризм.

Как указывают участники кампании, если власти стремятся сделать свой город или район еще более привлекательным для путешественников на автобусах, большое значение имеют соответствующие парковки, места посадки и высадки пассажиров в сочетании с удобным доступом к линиям транспорта.

Организаторы кампании подчеркивают, что «Разумный ход» открыт для прямого участия или поддержки со стороны любых заинтересованных лиц, фирм и организаций, разделяющих цели и задачи кампании.