Практика эксплуатации "Золотая середина, или Четыре года каждый день на Daily"




 


Олег ЖАРКО

Фото автора и IVECO

 

Многие грузоперевозчики с тревогой наблюдают за тем, что предпримут новые московские власти в своей борьбе с пробками: обещание мэра Москвы Сергея Собянина изгнать тяжеловесный автотранспорт грозит им всем серьезными проблемами. Нервничают и владельцы торговых предприятий: как доставлять товары?

И вдруг – как-то совершенно неожиданно для себя - заметил, что в городской черте Минска уже давным-давно не встречал тяжелых грузовиков. На кольцевой – сколько угодно, на улицах, примыкающих к кольцевой, их тоже хватает. Ну а в самом городе – единицы. Оказывается, эту проблему здесь начали решать много лет назад. И водителю большегрузного транспорта с путевым листом в руках приходится доказывать невозмутимому инспектору ГАИ, что он едет под загрузку…

 

Разумеется, возник недоуменный вопрос: а на чем же возят грузы по белорусской столице? Вот вижу в дорожном потоке VW Crafter, вот натужно проревела группа пожилых на вид «Газелей», застыл перед светофором выкрашенный в алый цвет Coca-Cola среднетоннажный МАЗ. Довольно много Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer, FIAT Ducato, Citroën Jumper, неисчислима армия «каблучков» практически всех производителей. Пожалуй, чаще других на дорогах города можно встретить IVECO Daily, причем как новых, так и десятилетних, а то и старше – в самых разных исполнениях. Реже встречаются в дорожном потоке (но все же встречаются) пассажирские автобусы IVECO Daily, а вот грузовые модификации – и S, и C, и L полной массой от 3,5 до 7 т, бортовые машины, цельнометаллические и промтоварные фургоны - в весьма изрядном количестве.

Я не призываю к тому, чтобы всей Москве завтра пересесть на промтоварные фургоны и «каблучки», и лишь констатирую: в Минске - городе, не сопоставимом по масштабам и численности населения с Москвой, но и не маленьком, и ситуация с пробками не так катастрофична, как в Первопрестольной, и коллапса с доставкой грузов не случилось, и перевозчики не сидят без куска хлеба. Надо полагать, один из элементов решения проблемы – более активное и эффективное использование транспорта дистрибутивного назначения.

Но почему же все-таки такое отчетливое преобладание IVECO Daily? Ответ на этот вопрос я попытался найти в транспортном подразделении одной из крупных белорусских торговых компаний (ее наименование, как и фамилию нашего собеседника по некоторым соображениям мы решили не указывать). Что ни говори, а сто двадцать машин IVECO Daily (половина - 50С13 с изотермическим фургоном, половина - 65С15 с бортовой платформой и тентом) в парке предприятия – это серьезный повод для того, чтобы поговорить…

Чем руководствовалось транспортное подразделение компании, принимая решение о приобретении такого количества машин одного производителя, причем именно этого производителя?

- Прежде всего спецификой работы компании, - говорит главный механик Игорь Васильевич. – У нас развоз и по своим магазинам, и по магазинам заказчиков относительно небольших объемов грузов. Понемногу, но каждый день. Речь идет не о гипермаркетах, а о средних и мелких магазинах, у которых нет ни возможности, ни необходимости содержать большие складские помещения, и речь не идет о крупных запасах товара. Почему однотипные машины? Да потому что проще обеспечить достоверный учет их работы, контроль за работой водителей, обслуживание у одного сервисного дилера. Почему именно этой модели? Тут тоже особых секретов нет: во-первых, такой длинный модельный ряд на рынке предлагают только два производителя – Mercedes-Benz и IVECO. В нашем парке половина машин полной массой 4950 кг и грузоподъемностью 2950 кг, а половина – полной массой 6500 кг и грузоподъемностью 3000 кг. Хотя предложение производителя шире: нижняя планка полной массы – 3500 кг, а верхняя в 2010 г. пополнилась моделью, у которой этот показатель составил 7000 кг. В самых легких машинах этого модельного ряда у нас заинтересованности нет, а вот о семитонниках – на будущее – мы уже подумываем. Почему именно эта марка? Тут тоже все просто: при всех прочих равных – у машин IVECO несколько ниже цена. При этом – мы неплохо изучили местный рынок – репутация Daily у водителей и у механиков довольно высокая: наши коллеги считают машину достаточно надежной, выносливой, при своевременном и квалифицированном обслуживании – долговечной. Неплохие цены у IVECO Daily и на вторичном рынке. Зачем переплачивать? Тем более что потом можно будет, обновляя парк, вернуть приемлемую часть своих денег.

Некоторую тревогу у компании вызывало то, что, по мнению многих перевозчиков, проводка, которую использует итальянский производитель, довольно хлипкая, в местных условиях эксплуатации китайские провода истираются, под воздействием соли и влаги отгнивают контакты. Однако, как оказалось, к 2006 г. IVECO уже решила эту проблему, сменив поставщика электропроводки.

 

IVECO Daily 50С13: на коротком плече

Итак, в парке компании шестьдесят машин IVECO Daily 50С13 2006 года выпуска. У производителя компания заказывала шасси, а изотермические фургоны установили (при помощи дилера) местные, слуцкого производства. Разумеется, можно было договориться, чтобы производитель поставил машины с изотермами европейского производства. Но на этом компания решила сэкономить. Возможно, изотермические свойства белорусских фургонов и отличаются от европейских, но зато и цена существенно ниже. А при перевозках на сравнительно небольшом плече качества местных изотерм вполне достаточно.

Автомобили оснащены 4-цилиндровым рядным дизельным 16-клапанным двигателем HPI с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail второго поколения и турбонаддувом с интеркулером. Силовой агрегат рабочим объемом 2,8 л мощностью 125 л. с. обеспечивает довольно высокий максимальный крутящий момент 290 Н·м при частоте вращения коленвала при 1800 мин-1. По мнению водителей компании, этот надежный мотор – одно из сильных мест машины.

По словам главного механика предприятия, прошлой зимой, которая выдалась на редкость лютой, столкнулись только с одной проблемой: после ночи, проведенной под открытым небом, 2,8-литровые моторы заводились очень трудно. Не помогало и добавление в дизтопливо самых разных присадок. Единственное, что позволило снять остроту проблемы, – подкапотное пространство немного утеплили. Ближе к лету, разумеется, утепление пришлось снять.



Трехместная кабина достаточно комфортна для дистрибьюторских доставок


Люк в крыше ведет на спальное место, которым уже после покупки компания оснастила некоторые из машин. Их теперь используют и на дальние перевозки


Боковой противоподкатный брус в условиях интенсивного городского движения зачастую спасает от ненужных проблем…



IVECO Daily 50С13 оснащены 4-цилиндровым рядным дизельным 16-клапанным двигателем HPI с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail второго поколения и турбонаддувом с интеркулером

 

Двигатели очень эластичны, поэтому не так часто требуется переключать передачи, хотя в городском цикле без этого, увы, не обойдешься. Шестиступенчатая механическая синхронизированная КПП удобна, информативна, передачи – особенно вторая и третья – достаточно длинные. Хотя, наверное, автоматическая трансмиссия для машин, которые работают преимущественно в городских условиях, была бы не лишней. Отличный обзор, исключительная управляемость и удобный размер рулевого колеса улучшают маневренность этого грузового автомобиля. Двигатели экономичны, при этом интервал замены моторного масла и масляного фильтра составляет 40 тыс. км, а воздушного фильтра – 80 тыс. км пробега.

Специфика работы транспортного подразделения компании – доставка грузов в пределах Беларуси в собственные и партнерские магазины. Перевозятся как промышленные товары, так и продукты питания (не скоропортящиеся, так что оснащать изотермы холодильными установками нужды не было). Максимальное плечо – 350 км. Но такие перевозки скорее исключение, чем правило. Основной объем работы приходится на перевозки на гораздо меньшие расстояния. С этим и связано то, что за четыре года довольно активной работы пробеги каждой из машин – в пределах всего лишь 260 - 280 тыс. км.


Хотя в новом поколении IVECO Daily оптику поменяли, по мнению водителей, работающих на этой технике, и предыдущее поколение осветительных приборов было эффективным и надежным. А относительно небольшая площадь остекления фар удешевляет из замену в случае повреждения


Перевозки из-за пределов страны скорее исключение, чем правило. На них компания использует машины с фургоном и спальным местом над кабиной


Горловина топливного бака расположена за водительской дверью


Закрепленные на передней части двери на гибком рычаге зеркала заднего вида хорошо регулируются и обеспечивают водителю хороший обзор


Машины компании работают в самых разных условиях – и в крупных городах республики, и в сельской местности, т. е. приходится ездить и по дорогам с хорошим покрытием, и по сельским проселкам, и застревать в пробках (впрочем, по московским меркам здешние пробки считались бы затруднением движения). В общем, первая – вторая передача. Пробеги небольшие, но большой расход моторесурса, потому что в основном приходится обеспечивать развоз по городу. Развозы, подъезды к рампам - все это большая нагрузка на сцепление. Первая замена сцепления в таком режиме на фургонах IVECO Daily 50С13, принадлежащих компании, приходится на 150 - 180 тыс. км пробега.

В принципе, по словам Игоря Васильевича, ходовая, двигатель, коробка, задний мост нареканий особых не вызывали. Главное – этот транспорт не перегружать, поскольку сразу «вылетают» задние мосты.

- Сами проверяли?

- Проверяли, но, к счастью, не на своем опыте. Просто по опыту других компаний, технику которых я периодически встречаю на сервисе IVECO, знаю, что в результате перегруза чаще всего летит главная передача.

Как и за любой техникой, за Daily нужно следить, своевременно производить техническое обслуживание и диагностику подвески, узлов и механизмов.

В «пятидесятках» первыми начали вылетать подшипники передних ступиц. Предел у них в основном был 60 тыс. км. Задние – покрепче: они выхаживают до 150 - 180 тыс. км.

Шаровые опоры, рулевые наконечники мы не считаем, это расходный материал. У междугородных перевозчиков такой проблемы нет, но на местных перевозках по проселочным, периферийным асфальтным дорогам это вполне логично и приемлемо. Втулки торсионов передней подвески на Daily 50С13 начали вылетать при пробеге 150 тыс. км. И здесь опять та же причина – дороги: у дальнобойщиков эти же втулки торсионов служат тысяч до 300 км.

Надо очень внимательно следить за состоянием так называемых подвесных подшипников (опорных подшипников карданного вала), поскольку карданный вал - очень длинный, на нем три подвесных подшипника, на которые приходится серьезная нагрузка, в результате биения они разрушаются. Оригинальные заводские подшипники прошли на наших машинах около 60 тыс. км. Неоригинальные (поставленные на сервисе) выхаживали максимум по 40 тыс. км.

- Тогда зачем ставить неоригинальные? Или очень большая разница в цене?

- Просто так получилось, что мы в какой-то момент решили «прощупать» местный рынок сервиса и сменили несколько сервисных станций.

- И?..

- В результате вернулись в компанию «Мари», которая нам эти машины и поставляла. Если по ценам можно дискутировать - дешевле, что-то дороже. Главное же в том, что нынешняя техника, причем не только ивековская) – сложная, и для ее качественного обслуживания нужна достаточная квалификация сервисного персонала. Вот мы и вернулись…

Одна из важных особенностей грузовиков IVECO Daily – хорошая рама, которая выдерживает самые значительные нагрузки на скручивание и изгиб. Мы живем в реальной жизни, и как ни борись с перегрузами, они случаются. И если некоторые элементы подвески не выдерживают чрезмерной нагрузки, то к раме – никаких претензий даже в экстремальных условиях.

В целом же машины зарекомендовали себя как добротные, надежные, выносливые и достаточно комфортные. Но неприхотливыми их не назовешь: IVECO Daily требует своевременного техобслуживания, своевременной замены масел и фильтров, ему противопоказаны перегрузы. При соблюдении этих правил, которые можно обеспечить даже в большом водительском коллективе при соответствующей дисциплине, машина работает долго и безупречно.

 

IVECO Daily 65С15: от добра добра не ищут

Спустя два года после покупки Daily 50С13 компания приобрела у дилера концерна IVECO в Беларуси шестьдесят машин Daily 65С15 с бортовой платформой и тентом.

Для эксплуатационников дизайнерские изыски автопроизводителей играют третьестепенную роль, тем не менее стоит отметить, что IVECO Daily 2008 года выпуска – это уже машины нового поколения. Дело в том, что смена модельного ряда в Бреши произошла в 2006 г., и предыдущие «пятидесятки» белорусской компании достались от предыдущего поколения. Изменения в семействе малотоннажников итальянского производства коснулись и внешнего облика, и ходовой части, и содержимого моторного отсека.

Вместо прежних прямоугольных на обновленных машинах установлены фары каплевидной формы, с вертикально расположенными поворотниками. Стали удобнее боковые зеркала заднего вида: они теперь больше по размеру, увеличился угол их поворота. Корпуса зеркал жестко закреплены на двойных кронштейнах не к передней части двери, как у машин предыдущего поколения, а к задней части крыла, и дополнены боковыми повторителями указателей поворота. Благодаря всему этому обеспечивается прекрасный обзор.

Приподнятый по краям широкий бампер с внушительными воздухозаборными отверстиями создает дополнительную защиту автомобиля.

Кардинально изменился интерьер и прежде достаточно комфортной кабины. Дизайнеры переместили рычаг управления КПП на консоль, снабдив его тросовым приводом, исключающим передачу вибраций на руль. Удобнее расположился и рычаг стояночного тормоза. Эти два нововведения облегчили процесс перемещения внутри кабины и облегчили работу водителя, а новые более удобные сиденья с добротной обивкой и улучшенной боковой поддержкой повысили комфортабельность езды. Серьезно переработали рулевое колесо, дверные панели, конструкцию отопителя. Приятнее стали материалы, из которых собирают панель приборов. Возросло количество емкостей для мелких предметов. В компании взяли машины полной массой 6500 кг, грузоподъемностью 3000 кг.


Новые более удобные сиденья с добротной обивкой и улучшенной боковой поддержкой повысили комфортабельность езды

 


Практически не изменилась в новом поколении Daily передняя независимая подвеска, а также малолистовые рессоры, связывающие неразрезной задний мост с рамой


Установленный на автомобили Daily 65С15 4-цилиндровый дизель F1C E0481F*A с рабочим объемом 2998 см3 снабжен турбонаддувом, четырьмя клапанами на цилиндр, гидравлическими толкателями, двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, аккумуляторной системой впрыска топлива Common Rail Unijet второго поколения, управляемой электронным блоком

 


Надо очень внимательно следить за состоянием так называемых подвесных подшипников: карданный вал - очень длинный, на нем три подвесных подшипника, на которые приходится серьезная нагрузка, в результате биения они разрушаются


Установленный на автомобили Daily 65С15 4-цилиндровый дизель F1C E0481F*A с рабочим объемом 2998 см3 отвечает нормам Евро-4 благодаря применению системы рециркуляции отработавших газов EGR и сажевых фильтров DPF. Дизель снабжен турбонаддувом, четырьмя клапанами на цилиндр, гидравлическими толкателями, двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, аккумуляторной системой впрыска топлива Common Rail Unijet второго поколения, управляемой электронным блоком. Двигатели оснащены турбокомпрессором с перепускным клапаном и развивают мощность 146 л. с. и обладают крутящим моментом 350 Н·м в диапазоне 1400 – 2600 мин-1.


В Daily 65С15 стало удобнее рулевое колесо, дверные панели, конструкцию отопителя. Приятнее стали материалы, из которых собирают панель приборов.


Приборная панель информативна, легко читается, мягкая подсветка на раздражает


В машинах 2008 г. выпуска возросло количество емкостей для мелких предметов

 


В IVECO Daily 65С15 удобный вход в кабину, широко открывающаяся дверь оснащена объемным карманом для разного водительского скарба

 

Компания приобрела у дилера концерна IVECO в Беларуси шестьдесят машин Daily 65С15 с бортовой платформой и тентом. И здесь считают, что при своевременном обслуживании машинам, как говорится, сносу не будет…


- К этому двигателю нареканий в компании тоже не было – до прошлой зимы, - рассказывает Игорь Васильевич. - Если на «пятидесятках» была всего лишь такая мелкая проблема, как сложный запуск в сильный мороз и при высокой влажности, то «шестьдесятпятки» чуть не огорчили по-настоящему. Заводятся они прекрасно и при 30-градусных морозах, но прошлой зимой у них подмерзла система рециркуляции газов и вентиляции картера при морозах больше 30. В результате масло выгоняет через отверстие щупа. У нас у двух машин «повыплевывало» щупы и «повыгоняло» масло. Хорошо – водители вовремя замечали, лампочки загорались. Да и потом, слышно, как масло попадает на коллектор и появляется запах. Поэтому до капитального ремонта дело не дошло. Но, к чести итальянского производителя, получив информацию о проблеме от белорусского дилера, компания IVECO решила проблему конкретного белорусского перевозчика и внесла конструктивные изменения на заводском конвейере: теперь сюда поставляются исключительно машины с дополнительным подогревом топлива.

Практически не изменилась в новом поколении Daily передняя независимая подвеска, а также малолистовые рессоры, связывающие неразрезной задний мост с рамой. Эффективность тормозной системы повышена за счет применения тормозных дисков увеличенного диаметра и электронной системы распределения тормозных усилий. К этому можно прибавить антиблокировочную систему тормозов с электронной системой распределения тормозного усилия EBD, систему повышения курсовой устойчивости ESP8, имеющую функции помощи при трогании с места на подъеме (Hill Holder) и противобуксовочное устройство ASR.

Оригинальные подшипники передних ступиц на 65С15 «выхаживают» от 100 до 120 тыс. км. Втулки торсионов передней подвески на 65С15 начали вылетать раньше, чем на 50С13, уже на 100 тысячах км пробега. Видимо, все дело в том, что грузоподъемность автомобиля выше, конструктивно подвеска осталась та же, а нагрузка увеличилась, все принимает на себя – удары, неровности. Здесь тоже, по мнению главного механика компании, надо внимательно следить за состоянием опорных подшипников карданного вала. Оригинальные заводские подшипники «выходили» на машинах компании около 60 тыс. км.

Достаточно злободневный вопрос: как мало- и среднетоннажные «итальянцы» относятся к местному топливу?

- Спокойно. Машины работают. На одной машине регулятор давления вышел из строя, но это единичный случай.

- То есть никаких дополнительных систем очистки вы не используете?

- Нет. Единственное, что на «пятидесятках» изначально с завода заказали дополнительный фильтр грубой очистки, он на раме устанавливается. Ну а в «шестьдесятпятках» его нет, но пока разницы в эксплуатации мы не наблюдали.

Оценкой работы в компании итальянских грузовиков можно считать то, что сейчас здесь всерьез подумывают о семитонниках IVECO Daily нового поколения. Неплохой оценкой…

 

 

P. S.

Если парк из 120 машин работает на протяжении продолжительного времени в одной компании и не вызывает серьезных нареканий, не торчит месяцами на автосервисе, а просто возит грузы - это достаточно высокая оценка. Однако я все же решил «посоветоваться» еще и с интернетом: что пишут в «паутине» о семействе Daily?

Неплохо пишут… Приведу только один безымянный отзыв (лишь слегка подкорректировав грамматику и пунктуацию):

«...Заставило меня написать этот отзыв внезапное оживление отзывов по данной модели, вот я и решил тоже не отставать!

Живу я Мурманске и уже более трех лет владею IVECO Daily. До нее имел знакомство с Ford, а также с Газелью... К концу 2004 г. встал вопрос о приобретении нового авто, критерии которого были таковы: грузоподъемность не менее 2,500 кг длина не менее 4 метров! Наши авто типа Валдай или Бычок отпали сразу (после владения Газелью на российских авто я поставил крест!). Нашел Sprinter - фургон 2000 г., но цена меня поколебала: около 840.000 руб.

Искал дальше и вот нашел по Интернету в Москве будку самую большую и грузоподъемную! 2000 года выпуска с пробегом в 324 тыс. км! Ночь на поезде - и я возле нее. Внутри машина была изрядно подзагажена - видимо, водителей на ней много побывало! Первые впечатления - очень приятные! Многое понравилось - особенно тяга, расход меньше чем у газели, при том что г/п в два раза больше! В среднем литров 14 при скорости - 100 км/ч и при загрузке 2600 кг! Сколько бы ни было минусов при покупке машины в официальной конторе, столько же и плюсов - взять хотя бы то, что до моего приобретения авто обслуживалось на фирменном сервисе (следовательно, все расходники менялись вовремя)! Я всю жизнь занимаюсь тем что езжу – Москва – Мурманск, туда – обратно. 2500 км - туда - 2500 км обратно! Пробег набирается быстро…

С запчастями в моем городе все туго - есть только мелочи типа фильтров... Так что все в основном покупал в Москве. Первой моей поломкой была накрывшаяся турбина на 345556 км между Мурманском и Петрозаводском! За бортом - 32 машина не заводится, связь не ловит! На улице вечер - тормозил я долго, наконец, через 3 часа меня прицепил один дальнобойщик! В Мурманске я ждал турбину около 3 недель (27 тыс. рублей вместе с работой). После этого начал активно нагонять упущенную прибыль - два раза ходил в Москву с грузом в 3600 кг!!! Для тех кто владеет Daily: ребята, грузите - ничего с ней не будет!!! Конечно, тяга уже не та, но расход все равно больше 15 не уползает. На 400 тыс. км завис на фирменный сервис в Москве - делал многое-колодки (все + диски) амортизаторы, по электрике немного, пришлось менять шаровые вместе с рычагами в сборе (так как на тот момент отдельно их не было) цена расплаты - около 69 тыс. рублей.

После этого отъездил порядка 30 тыс. км без проблем, как вдруг начало подъедать маслице. Я в панике – думаю, все, двигатель накрывается- но один человек на стоянке в Москве меня успокоил сказав что это просто сальники коленвала текут, на сервисе мне их поменяли (6 тыс. рублей). На какое-то время помогло. Не буду рассказывать, что происходило с машиной до 500 тыс. км - ничего серьезного! На этой цифре я решил перестраховаться и вновь заехать на фирменный сервис, где мне вновь порекомендовали поменять сальники коленвала, некоторые сайлентблоки, настало время глушителя, а напоследок сцепление (естественно вместе с корзиной: на фирменных сервисах они всегда меняют все только в сборе! Нехорошие люди!!!!!).

Когда до родного города оставалось чуть более 100 км - я встал: накрылся электронасос. Благо связь есть - дотащили! Естественно электронасоса не нашлось, пришлось подбирать и самое смешное что подошел от Газели! Стоит в два раза дешевле!!! Всегда теперь запасной с собой вожу! Теперь я начал с ней общаться, как бы как с женой - ну дорогая, ну потерпи, ну потерпи! И что вы думаете: практически всю следующую 100-ку тыс. км отъездила без проблем, не считая расходников (типа ремней, роликов, фильтров, лампочек и т. д. т. п.). К пробегу 600 тыс. км накрывался ТНВД (цена которого меня приятно удивила), необходимо было менять форсунки, маслосъемные колечки, свечи накаливания, клапана!

Поднакопив деньжат, я вновь отправился до боли знакомый сервис, где мне, кроме этого всего, делали подвеску да и так по мелочи - цена расплаты около 120 000 тыс. рублей. Не зря говорят что с деньгами надо расставаться легко! Позже ни разу не пожалел о потраченных деньгах! Ездил, как на новой машине. На 666 666 км (хотите верьте - хотите - нет!) заклинило два (!) одновременно подшипника ступицы!!!! Ступица оказалась не дешевой (10 тыс. рублей - одна) Сейчас приближаюсь к отметке в 700 000 км! Машиной в целом доволен-даже нет желания продавать! По затратам выходит около 6 руб./км (достойный результат, я считаю!). У меня у знакомого LT - дак у него это показатель приравнивается к 8 рублям. Спасибо тем, кто дочитал мою душу изливающуюся историю».