Топливо "Дизтопливо: что такое хорошо и что такое плохо?"




Олег ЖАРКО

фото автора

 


На вопросы «АП» отвечает начальник научно-исследовательской лаборатории топлив для поршневых двигателей ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» кандидат технических наук Андрей Квашнин.

 

- Андрей Борисович, в последнее время на российских АЗС получили распространение дизельные топлива, розничные цены на которые ниже, чем даже оптовые цены нефтеперерабатывающих комбинатов. Чаще всего речь идет о ДТ, произведенном на так называемых мини-заводах. Что представляет из себя топливо, произведенное в соответствии с техническими условиями (ТУ)? При тех упрощенных технологиях, которыми пользуются эти мини-заводы, по каким показателям ДТ может отличаться от топлива, произведенного в соответствии с ГОСТ? Каким образом это может влиять на работу дизельного двигателя? Насколько могут различаться между собой ТУ разных заводов?

- В настоящее время нефтеперерабатывающая отрасль Российской Федерации переживает далеко не лучшие времена. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) страны имеют совершенно различный технологический уровень производства топлив.

Лидирующей компанией по модернизации производства является «НК «Лукойл». Руководство нефтяной компании планирует в 2011 г. перейти на единые стандарты организации (СТО) на производимую продукцию всеми НПЗ компании.

Все топливо, производимое в России по ТУ, СТО или ГОСТ, должно соответствовать требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.08 г. № 118 (далее Технический регламент).


Динамика цен на дизельное топливо по России и ближнему зарубежью в сентябре - декабре 2010 г., руб. *

 

 

РЕГИОНЫ

 

сентя

брь

октябрь

ноябрь

декабрь

Брянская область

17,39

17,39

22,00

22,73

Владимирская область

19,18

19,18

21,63

23,77

Волгоградская область

18,78

18,78

21,02

23,58

Вологодская область

19,01

19,01

20,50

23,58

Воронежская область

18,15

18,15

19,51

22,25

Краснодарский край

18,02

18,02

19,31

20,71

Курганская область

19,10

19,10

23,72

24,07

Курская область

18,32

17,43

22,07

24,27

Ленинградская область

20,04

20,04

21,18

24,66

Московская область

20,00

20,43

22,18

25,09

Нижегородская область

19,18

19,18

23,55

25,75

Новгородская область

19,94

19,94

20,80

24,46

Пензенская область

19,23

19,23

19,19

23,67

Псковская область

19,76

19,76

21,60

25,88

Ростовская область

18,68

18,95

19,67

23,62

Рязанская область

19,71

19,67

21,52

24,12

Самарская область

18,38

18,38

22,24

23,37

Свердловская область

18,68

19,01

21,44

23,96

Смоленская область

18,36

18,36

21,39

24,02

Татарстан

18,90

18,90

21,18

25,75

Тверская область

18,36

17,96

20,66

23,53

Челябинская область

19,96

19,96

22,32

24,36

Чувашия

19,31

19,31

22,66

23,77

Ярославская область

18,82

18,82

20,99

23,91

Беларусь

28,01

27,72

27,95

28,26

Казахстан

15,23

15,61

20,70

22,75

Украина

28,00

28,31

29,04

30,90

*По данным компании «Инфорком» (www.inforkom.ru).

 

- Кто и как сертифицирует и контролирует качество этого топлива? Есть ли тот минимум, ниже которого качество топлива не должно опускаться?

- Согласно требованиям Технического регламента производимые в стране моторные топлива (по ГОСТ, ТУ или СТО) подлежат обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия, который выдается только аккредитованными органами сертификации на основании результатов испытаний в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).

Государственный контроль НПЗ и нефтяных компаний производится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. ФЗ-294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля». Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановой проверке подвергаются организации не чаще одного раза в три года. Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии достаточно серьезных оснований. Информацию о плановых проверках фирмы-производители могут получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ: дата проверки, проверяемые вопросы, срок и исполнители.

Учитывая время, необходимое для организации плановой или внеплановой проверки, можно предположить, что подготовиться к ним фирме-производителю несложно.

По имеющимся сведениям, по Центральному федеральному округу на НПЗ производится не более 1 % некачественного топлива, а на АЗС реализуется около 30 % некачественного топлива.

Указанные цифры приблизительны, т.к. при объеме хранимого топлива на АЗС около 20 - 25 м3 его обновление при реализации составляет в среднем два - три дня, поэтому своевременно проверить АЗС при подозрении в продаже некачественного нефтепродукта не представляется возможным.

Основными причинами реализации некачественного топлива на АЗС является несовершенство систем налогообложения в нефтеперерабатывающей отрасли, сертификации нефтепродуктов и сбыте топлив.

Система налогообложения в нашей стране строится таким образом, что налог повышается на моторное топливо с понижением экологического класса. Стоимость низкокачественного и высококачественного автобензина уравнивают. Принимая во внимание, что в настоящее время более 50% автомобильной техники РФ составляют машины с двигателями класса 0, это вызывает недоумение.

Система сертификации моторных топлив требует реформирования. Получается, что производитель сам выбирает орган сертификации по различным признакам (по знакомству, более дешевый и т.д.) и сам оплачивает испытания и сертификацию топлив, а это не способствует объективности. К тому же орган сертификации, не имеющий собственной лабораторной базы, может сертифицировать топлива, прошедшие испытания в любых аккредитованных лабораториях или испытательных центрах. Естественно, что ответственность такого органа сертификации – минимальная. Максимум – отзыв лицензии. В США и Западной Европе сертификация нефтепродукции обязательна и проводится за государственный счет в том органе сертификации, в каком укажет государство, и при этом органы сертификации неотрывно связаны с испытательными центрами и лабораториями, т.е. составляют единое целое.

В настоящее время за качество реализуемой продукции отвечает АЗС, реализующая топливо под разными торговыми брендами, например, «НК Лукойл», «НК ВР», «НК Роснефть» и др. Однако именно на нефтебазах или АЗС может происходить смешение качественного горючего с различными углеводородами, которые хоть и имеют достаточно высокое октановое число, но никогда не применяются НПЗ в силу их эксплуатационных свойств, что приводит к ухудшению качества конечного продукта. В автомобильный бензин чаще всего добавляют октаноповышающие присадки или пакеты присадок, смешивают с некачественными продуктами нефтехимии.

Дизельное топливо могут смешивать с печным или судовым топливами, которые являются безакцизными. Чаще всего это происходит в летний период, когда возрастает потребление дизельного топлива в сельском хозяйстве, а также на загородных магистралях, где сложнее проконтролировать его качество, и в крупных городах, где высокая конкуренция АЗС.

- Зачастую топливо, к которому у перевозчиков возникают претензии, делается на мини-заводах из различных видов сырья, чаще всего – из газоконденсата. Влияет ли это на качество конечного продукта? Как это сказывается на последующей работе двигателя?

- Действительно, много вопросов у потребителей вызывает так называемое газоконденсатное дизельное топливо. Бензин и дизельное топливо, произведенные из газового конденсата, по эксплуатационным свойствам не отличаются от топлив, выработанных по ГОСТ, СТО или ТУ из нефти. Поэтому, если бензин и дизельное топливо, произведенное из газового конденсата, соответствует ГОСТ, СТО, ТУ или Техническому регламенту, то оно не оказывает отрицательного влияния на надежность двигателя. Однако практически всем крупным НПЗ нефть на переработку поставляется по магистральным трубопроводам. В этой нефти, как правило, содержится до 10 % газового конденсата. Так что все производимое топливо в Российской Федерации отчасти газоконденсатное. Так, в Европе достаточно давно производят топлива из газового конденсата, соответствующие европейским требованиям.

- Существует ли возможность хоть как-то минимизировать негативные последствия воздействия низкокачественного топлива на двигатель? Помогают ли этому существующие сегодня на рынке присадки (типа улучшителя дизельного топлива и многие другие)?

- Идеальный способ минимизировать негативные последствия влияния низкокачественного топлива на двигатель – это закрыть доступ такому топливу к реализации. Другой способ – заменить топливо в баке на соответствующее требованиям Технического регламента, ГОСТ, СТО или ТУ.

Применять различные присадки к топливам, имеющиеся в розничной продаже, в большинстве случаев нецелесообразно. Все необходимые присадки и добавки уже введены в топливо в ходе его производства на НПЗ. Добавлять в топливо неизвестную жидкость, так называемые присадки и модификаторы, небезопасно как для топлива, так и для двигателя. Введение в дизельное топливо присадок и модификаторов, имеющихся на рынке, может привести к расслоению топлива в результате несовместимости уже имеющихся в топливе присадок и дополнительно добавляемой, а также к ухудшению некоторых эксплуатационных свойств, таких как воспламеняемость, прокачиваемость и склонность к высокотемпературным отложениям.

- Как, по Вашему мнению, перевозчики могут минимизировать риски от использования некачественного топлива? Что следует предпринять, если из-за использования некачественного топлива нанесен ущерб двигателю?

- Российские потребители топлива могут минимизировать риски от применения некачественного продукта путем приобретения его только на тех заправках, где реализуется качественные нефтепродукты (в основном крупных фирм-производителей), требовать на заправках сертификат соответствия на топливо, паспорт качества, а также применять в технике только ту марку топлива, которая указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Также следует учесть, что низкая стоимость горючего по сравнению с другими АЗС должна насторожить потребителя.

Если же произошел отказ двигателя после заправки на АЗС, вы вправе, имея в своем распоряжении кассовый чек, потребовать проведения экспертизы приобретенного моторного топлива, отобранного из заправочной колонки. Однако следует понимать, что причиной отказа двигателя может послужить далеко не топливо, заправленное на данной АЗС, а неправильная эксплуатация силовой установки, несвоевременное или неполное техническое обслуживание, срок эксплуатации техники, влияние остатка топлива, которое было у вас до заправки, и многое другое.

В зависимости от сырья (нефти различных месторождений, газовый конденсат), из которого произведены топлива, технологии производства и качества добавок и присадок дизельные топлива могут по-разному влиять на эффективность эксплуатации двигателя. Это и увеличение расхода топлива, снижение мощностных характеристик и ухудшение пусковых свойств.

Другим источником некачественного топлива являются так называемые мини-заводики-«блендеры» (от английского слова «смешивать»), владельцы которых арендуют несколько резервуаров и технологическое оборудование на нефтебазах, в течение двух - трех месяцев производят путем смешения некачественное топливо и исчезают. За период существования такого мини-завода производится значительное количество некачественного топлива. Проверить технологию производства «блендеров» затруднительно, ведь производство нефтепродуктов не требует лицензирования.

Таких мини-заводов по стране не менее полутора тысяч с производством около 5 млн т топлива в год при общем объеме производства топлив в стране всеми НПЗ около 100 млн т в год.


Цены на дизельное топливо по странам Европы на 28.12.10 г.*

 

Страна

Валюта**

Средняя стоимость 1 л

Албания

ALL

148.00

Андорра

EUR

0.990

Австрия

EUR

1.199

Беларусь

EUR

0.648

Бельгия

EUR

1.298

Босния и Герцеговина

BAM

2.10

Болгария

BGN

2.31

Великобритания

GBP

1.260

Венгрия

HUF

327.00

Германия

EUR

1.280

Греция

EUR

1.326

Грузия

GEL

2.10

Дания

DKK

10.36

Ирландия

EUR

1.339

Испания

EUR

1.096

Италия

EUR

1.287

Казахстан

KZT

74.00

Косово

EUR

1.08

Латвия

LVL

0.812

Литва

LTL

3.90

Люксембург

EUR

1.037

Македония

MKD

59.50

Молдова

MDL

13.40

Нидерланды

EUR

1.295

Норвегия

NOK

12.80

Польша

PLN

4.60

Португалия

EUR

1.248

Румыния

RON

4.85

Сербия

RSD

119.90

Словакия

SKK

1.142

Словения

EUR

1.216

США

USD

0.854

Турция

TRY

3.23

Украина

UAH

7.25

Финляндия

EUR

1.263

Франция

EUR

1.237

Хорватия

HRK

8.32

Черногория

EUR

1.100

Чехия

CZK

30.70

Швейцария

CHF

1.750

Швеция

SEK

13.26

Эстония

EEK

18.65

*По данным МСАТ и национальных ассоциаций.

**Приведено европейское обозначение валют.

 

- Кроме неправдоподобно дешевых, на российских заправках появились и так называемые новые элитные виды топлива. Некоторые ведущие бренды России продвигают на рынке топлива, которые якобы соответствуют европейским экологическим требованиям. Если речь только об экологических характеристиках, то российским коммерческим перевозчикам это малоинтересно, поскольку у нас в стране, в отличие от Европы, не предусмотрено преференций за экологичность работы техники. Нашим читателям хотелось бы понять, чем отличаются те или иные виды топлива, по которым наши брендовые производители декларируют качественные отличия?

Некоторые брендовые компании декларируют особое качество своего топлива. На дорогах приходится видеть рекламные щиты типа «До качественного топлива – 18 км». Надо полагать, что все остальное – некачественное. Возможно, так оно и есть. Но чем регламентируется и в чем заключается такое «сверхкачество»? По моему пониманию, или топливо соответствует ГОСТ, или нет… А если соответствует – значит оно качественное у всех АЗС, которые взяли его на НПЗ?

Наши читатели – представители коммерческого транспорта, но и у них есть легковые машины, работающие на бензине. Поэтому хотелось бы понять ситуацию не только с дизельным топливом, но и с бензинами. Брендовые компании активно продвигают на рынке топлива с какими-то дополнительными качествами – с моющими свойствами и т. п. А нужно ли это потребителю? Есть ли это на самом деле? Что на самом деле входит в их состав?

- Что касается продажи на АЗС «элитных» видов топлив. В основном все так называемые «элитные» виды топлива производятся по ТУ или СТО. Согласно требованиям Технического регламента каждому виду топлива присваивается класс, соответствующий экологическому классу техники, для которой топливо предназначено (класс 2, класс 3, класс 4 и класс 5). С возрастанием класса повышаются требования к показателям качества топлива. Так, для автобензинов с возрастанием класса от второго до пятого повышаются требования к октановому числу (класс 2 – октановое число 92, а класс 3 и выше – не менее 95), снижается содержание серы (с 500 до 10 мг/кг), содержание бензола (с 5 до 1 % масс.), содержание ароматических углеводородов с 42 до 35 % масс.

С увеличением класса дизельных топлив снижается содержание серы с 500 до 10 мг/кг, увеличивается цетановое число с 45 до 51. Требованиями Технического регламента установлено также, что автомобильный бензин и дизельное топливо не должны содержать металлосодержащие присадки.

Топлива указанных классов соответствуют европейским требованиям. Зачастую производители, вырабатывая топлива для техники высоких экологических классов, при получении сертификата соответствия именуют свои марки топлив с применением слов «высокоэкологичный, экологически чистый, с улучшенными экологическими свойствами, ЕВРО и даже элитные», хотя это в большинстве случаев рекламный ход.

Некоторые производители нефтепродуктов вводят в состав бензинов и дизельных топлив моющие присадки для удаления из топливной системы двигателя веществ, способствующих образованию отложений и нагара в двигателе и выпускной системе. Потребителю это, конечно, на пользу, т.к. увеличивается ресурс силовой установки, смолистые вещества не накапливаются в топливном баке, в топливных насосах. Однако оценить эффект от применения топлив с такими присадками потребитель сможет только при постоянной эксплуатации техники на топливе с моющими присадками.

- Европа охотно и в больших количествах покупает дизтопливо российского производства. Какое дизельное топливо они у нас покупают – соответствующее ГОСТ, или для них выпускается топливо по каким-то особым требованиям? Или они его используют как полуфабрикат для производства дизтоплива?

- В настоящее время зарубежные нефтехимические компании закупают в России дизельное топливо, соответствующее классу 2, произведенное по ГОСТ 305-82, с содержанием серы до 2000 мг/кг и цетановым числом 45. Приобретенное в России дизельное топливо в основном используют для дальнейшей переработки.

- Насколько российские стандарты дизельного топлива отличаются от европейских?

- С введением в действие Технического регламента требования ТУ, СТО не отличаются от международных. Национальный российский стандарт ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное «Евро» полностью соответствует европейскому стандарту ЕН 590:2004.

- Что, по мнению специалистов института, необходимо сделать на российском рынке топлива для наведения элементарного порядка в ситуации с качеством?

- Для обеспечения требуемого качества моторных топлив прежде всего необходимо:

- НПЗ и всему комплексу нефтепродуктообеспечения исполнять существующие требования и регламенты. При соблюдении всех существующих требований и норм к моторным топливам при производстве, хранении, транспортировании и реализации товарные нефтепродукты будут иметь установленный законом и нормативными документами уровень качества;

- пересмотреть систему налогообложения при производстве и реализации нефтепродуктов. Стимулирующая система налогообложения позволит избавиться от желания недобросовестных производителей горючего и работников АЗС разбавлять и смешивать топливо с различными компонентами;

- реформировать систему сертификации нефтепродуктов. Сделать ее обязательной, под контролем и за счет государства в органах сертификации, имеющих в своем составе аккредитованные лаборатории или испытательные центры;

- ответственность за качество реализуемого топлива возложить как на АЗС, так и на компании-производители. Представители компании, поставляющей топливо на АЗС, должны иметь право в любое время осуществлять контроль за реализуемой продукцией. При обнаружении некачественного топлива необходимо налагать штрафные санкции в ощутимых размерах.