Автобусный парк "Пробный камень: Irisbus Magelys"


 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора

 

Компанию Karex в Чешской республике знает и стар и млад. В России ее название хорошо знакомо сибирякам, северянам и жителям тех регионов, куда поставлялись автобусы Karosa. В настоящее время Karex снова на слуху у россиян: компания намерена выиграть контракт на поставку туристических автобусов для обслуживания Всемирной студенческой универсиады 2013 года в Казани. Сразу после предварительного показа в столице Татарстана участник будущего тендера Irisbus Magelys HD (4х2) сделал плановую остановку в Москве. Я потратил несколько часов на то, чтобы ознакомиться с лайнером, и готов поделиться впечатлениями.

 

Четверть миллиона

Вопрос, без которого не может обойтись ни одна сделка: «сколько стоит?» - обычно задают в конце знакомства с предметом торга. Но мы пойдем другим путем и сразу раскроем карты – нужно знать, за что бороться. Автобус, о котором пойдет речь, поставщик готов продавать в России за 260 тыс. евро. С учетом изменения комплектации цена может меняться в сторону увеличения или некоторого уменьшения, но в любом случае ясно, о какой сумме идет речь.

За 260 тыс. евро в России можно приобрести ряд пассажирских машин с тремя осями, только не все они будут с иголочки. Новыми окажутся лайнеры китайского, корейского и российского производства, а также некоторые «европейцы». В половину указанной стоимости (или чуть меньше) обойдутся сделанные в ЕС «туристы» 10-летней давности. В сумму можно уложиться, выбрав достойный по уровню оснащения люксовый Setra TopClass 400, но его возраст окажется в пределах двух-трех лет. Однако на обслуживании универсиады автобусный секонд-хенд никому не нужен.

Одним словом, цена у Irisbus Magelys HD (4х2) хорошая. Не исключено, что она будет скорректирована в сторону уменьшения, ведь ко времени универсиады модель немного морально устареет, да и при объемных заказах это обычная практика: на таких контрактах не столько зарабатывают деньги от продаж, сколько работают на имидж и последующую активизацию покупательского спроса.

Представленный в России лайнер прибыл к нам не с завода Annonay во Франции, где его производят, а был снят с маршрута. Рабочее происхождение «туриста» выдала заклеенная черной пленкой реклама автоперевозчика на фронтальной панели под ветровым стеклом. Самое интересное в этой истории то, что после выставки в Казани и показа в Москве лайнер тут же отправился домой, в Чехию, где его ждут очередные асфальтовые дали и новые пассажиры, жаждущие комфортабельного перемещения в пространстве.

Любопытно, что для России Irisbus Magelys поставляется в северном исполнении Евро-4/-5 с использованием мочевины. Межсервисный интервал составляет 80 тыс. км, а заводская гарантия – два года без ограничения пробега. Техническое обслуживание французских автобусов, в том числе и данной модели, будет осуществляться сервисными пунктами Iveco в РФ, а в самой Казани, где и начал продвижение на наш рынок этот «иностранец», появится фирменная СТО на базе созданной компании. Цена лайнера будет зависеть от комплектации, но в любом случае надо рассчитывать не меньше чем на четверть миллиона евро – это правильный ориентир.

 

Понравиться клиенту!

Задача номер один любого производителя – понравиться заказчику. В том смысле, что требуется выпускать товар, необходимый перевозчику. Поэтому к проектированию Irisbus Magelys компания подошла со всей основательностью. Сначала полгода работал огромная группа исследователей. В нее вошли 150 автоперевозчиков, 118 водителей коммерческого транспорта, 30 гидов, 20 туроператоров и 520 пассажиров. За шесть месяцев они проехали свыше 18 тыс. км по дорогам четырех европейских стран, которые были оценены по целому комплексу критериев. В принципе, такая практика не нова и применяется другими производителями подвижного состава.

 

Головная оптика – сплошь прожекторного типа. Для би-ксеноновых фар лучшей и не придумаешь, кроме того, маленькая площадь рассеивателей уменьшает возможность повреждения камнями или твердым дорожным мусором

 

Любопытен результат контрольной эксплуатации. При подведении итогов выяснилось, что сама конструкция лайнера устраивает все категории специалистов. К ходовой части, двигателю и трансмиссии не было высказано сколь-нибудь обоснованных претензий. Зато по дизайну экстерьера и оборудованию интерьера поступило несколько десятков дельных предложений. Львиная доля замечаний касалась оснащения места водителя. Речь шла не только о креслах и потолочных светильниках, но также о мусоросборниках, карманах, подлокотниках, подставках для ног. Количество внесенных изменений никто не считал, главное – то, что получили на выходе. А на выходе получили хороший конкурентоспособный продукт. За три с половиной года конструкторских работ автобус довели до ума, потратив на его создание около 23 млн евро. Настало время «отбивать» инвестиции.

Компания Karex планирует поставлять в Россию не только двухосный Irisbus Magelys габаритной длиной 12,2 м, но и трехосный вариант длиной 13,8 м. При формуле 6х2 салон автобуса будет рассчитан на 57 - 58 пассажирских мест (при максимально возможных 61), а при формуле 4х2 (как в нашем случае) он предоставит перевозчикам 50 кресел. Правда, желающим приобрести автобус немедленно придется немного подождать: лайнер пока сертифицирован только в Европе, а российский сертификат он получит не раньше января-февраля 2011 г.

Примечательно то, что продавцы настолько уверены в достоинствах своего продукта, что уже заявляют о готовности к участию в тендерах на поставку автобусов для нефтяных и газовых компаний. Опыт такого сотрудничества у компании есть, подтверждением чему служат отгрузки пассажирских машин компаниям «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и др. К слову, парк автобусов, реализованных зарубежной стороной в России, составляет около 2900 единиц. Львиная их доля колесит по дорогам Западной Сибири от Нижневартовска до Ханты-Мансийска, а также в Татарстане, куда поставлено до 700 машин. Продажи 2009 г. составили около 80 единиц (навскидку руководство точную цифру назвать не смогло), а в текущем году за первые десять месяцев новых владельцев обрели 60 единиц техники.

Самый востребованный среди поставляемых автобусов – 12-метровый Irisbus Crossway в северном исполнении с двигателями экологического стандарта Евро-3 и -4. Сбыт таких лайнеров составляет около 95 % от общего объема продаж, а основными покупателями выступают все те же «сырьевые» компании. Мягкие автобусы туристического класса расходятся единицами, а спрос на городские модели вообще нулевой. Это объясняется поддержкой российских производителей и льготой федерального центра по оплате в пропорции 70/30.

Понятно, что рассуждать о больших перспективах Irisbus Magelys на нашем рынке пока преждевременно, но один такой автобус уже заказал спортивный клуб «Ак Барс». Возможно, французский «турист» приглянется и остальным. Однако для начала важно понять, что это за фрукт и с чем его едят.

 

Паспортные данные

Говорят, о вкусах не спорят. Возможно, так и есть, но применительно к Irisbus Magelys HD (4х2) можно сказать, что спорить особенно не о чем. Дизайн экстерьера получился самобытным, современным, запоминающимся. Собственно, а что еще нужно?!

 

Такую корму трудно спутать с «затылком» автобуса другого производителя. На то и расчет: узнаваемость – одна из черт фирменной продукции Irisbus

 

Агрегатная база, не вызвавшая претензий у участников пробной эксплуатации, состоит из множества компонентов, и ключевым из них является горизонтальный 6-цилиндровый рядный двигатель Iveco Cursor F3A Cursor 10 Евро-5 с турбонаддувом и прямым впрыском топлива. Рабочий объем мотора – 10,3 л, максимальная мощность – 380 л. с. В качестве опции возможен монтаж такого же мотора мощностью 449 л. с. (для трехосника он поставляется в качестве серийного оборудования). Экономичный режим движения обеспечивается работой турбокомпрессора с переменной геометрией лопаток турбины и электронной программой управления впрыском. Для холодных пусков силового агрегата предусмотрен предварительный подогрев всасываемого воздуха, что также улучшает топливную экономичность. Запас возимого горючего на борту составляет 480 л (у трехосного – 640 л), что обеспечивает пассажирской машине достаточную автономность: автобус, как говорят транспортники, не ездит от заправки до заправки.

 

В заднем свесе двухосного «туриста» установлен горизонтальный 6-цилиндровый 380-сильный рядный двигатель Iveco Cursor F3A Cursor 10 Евро-5 с турбонаддувом и прямым впрыском топлива рабочим объемом 10,3 л

 

Табличка на тыльной стороне лючка заправочной емкости напоминает, что для данной модели существует только один вид горючего – дизельное топливо

 

Хорошие эксплуатационные показатели обеспечивает и 6-ступенчатая механическая полностью синхронизированная трансмиссия ZF 6S 1600. Для сравнения: на модели с колесной формулой 6х2 применяется роботизированная 12-ступенчатая коробка передач AS-Tronic того же производителя. Она проста в обращении, надежна в работе, что доказано на примере целого ряда других автобусов, для которых она предназначена. В принципе «автомат» доступен и для двухосника: за эту опцию вместе с более мощным двигателем придется выложить 7200 евро.

Трансмиссия передает крутящий момент на ведущий мост модели U 177E с передаточным числом 3.36. Третья ось является управляемой, с независимой подвеской. Передний мост IR 75E в обеих модификациях также независимый, с гидроусилителем руля. В таком сочетании двухосный «турист» способен разгоняться до максимальной скорости 125 км/ч, а трехосный – до 152 км/ч. Только сделать это на серийной версии не получится: на борту стоит электронный ограничитель, который не позволяет выходить за рубеж 100 км/ч.

Скептики могут сказать, что этого мало, дескать, на трассе во время обгона иногда требуется запас скорости. Но, позвольте, кто разрешит рисковать жизнями пассажиров и других участников дорожного движения? Сидящему за рулем необходимо рассчитывать маневр таким образом, чтобы выполнять его без малейшего риска. Для этого в конструкции двигателя предусмотрели двухступенчатый декомпрессионный моторный тормоз. Есть также круиз-контроль, делающий управление лайнером на больших расстояниях и долгой езде по трассе более комфортным. А в трансмиссии имеется встроенный гидравлический замедлитель. Наконец, тормозные механизмы всех колес дисковые, с аварийной деблокировкой при экстренном торможении. В единую цепь завязаны электронные системы ABS, ASR, EBS и ESP.

 

Сферические элементы наружных зеркал заднего вида улучшают видимость с места водителя, но не дают представления о реальном расстоянии до приближающегося объекта

 

Кузовная Франция

Кузов двухосного лайнера растянули в длину на 12,2 м (трехосного – на 13,8 м), что обусловлено большой пассажировместимостью. Для обеспечения высокого уровня комфорта ширину задали по максимуму – 2,55 м. «Рост» автобуса определил установленный на крыше кондиционер: с ним габаритная высота двухосника составила 3,62 м, трехосника – 3,815 м.

Такому большому кузову нужна высокая механическая прочность, и ее добились с помощью установленных под полом поперечных балок и сварных стальных профилей. Кроме того, свою лепту внесли вклеенное остекление и панель крыши из штампованного металла. С целью снижения собственной массы автобуса и увеличения его полезной нагрузки переднюю панель и заднюю маску выполнили из композитного материала. Дорогостоящий кузов надо было сделать и долговечным, а потому французы применили антикоррозионную защиту методом катафорезной обработки путем полного погружения в ванну. Затем металлический остов обработали тонким слоем грунтовки и покрыли лаком на основе полиуретановых смол. В общем-то, ничего необычного – точно так же автобусы обрабатывают в Германии, Турции и даже в Китае. Другое дело, что все это выполнено на новом оборудовании и прошло строгий контроль качества.

Для обеспечения высокой плавности хода и хорошей управляемости конструкторы выбрали для Irisbus Magelys пневматическую подвеску. Передняя и третья (поддерживающая) имеют по две подушки, а средняя ведущая – четыре. Точно таким же является число установленных телескопических амортизаторов, а количество клапанов для регулировки уровня подвески вдвое меньше. Наконец, все три оси имеют по одному стабилизатору поперечной устойчивости.

Для удобства пассажиров передняя и средняя двери открываются наружу, освобождая вход шириной 800 мм. Для водителя есть своя «калитка», которой он может пользоваться, не выстуживая салон в зимнее время и не впуская в него тепло в жаркую пору. Боковые багажные отсеки закрыты подъемными крышками-панелями из металла, что увеличивает срок их службы и бережет от повреждений, требующих ремонта или замены. Они оснащены пневматическими подпорками, позволяющими избежать несчастных случаев при укладке и выемке багажа.

 

Крышки багажных и технологического отсеков поднимаются вдоль борта, сокращая тем самым пространство, необходимое для пользования ими

 

Двухосный французский «турист» предоставляет путешествующим 9,5 м3 полезного объема багажных отсеков, тогда как трехосный – 12,4 м3. Кстати, нижняя часть багажных отсеков обита плюшем, что бережет личные вещи пассажиров от загрязнения. Наконец, на борту есть спальный отсек для сменного водителя, расположенный в пределах колесной базы.

После работы со стилистами коммерческого транспорта дизайн французского лайнера стал самобытным и четко идентифицируемым с маркой Irisbus. Важно и то, что он понравился большинству транспортников и пассажиров, ведь именно этого и добивались создатели Magelys.

 

Символика на заднем стекле туристического лайнера позволяет оценить уровень комфорта не заходя в салон

 

Зимний вариант

После броской внешности не менее красочное оформление рассчитываешь увидеть внутри лайнера, и не обманываешься в этих ожиданиях. Интерьер проработан и оформлен почти безупречно, и видно это в мелочах. Впрочем, постигаешь это не сразу, одномоментно, а по мере изучения и освоения нового пространства. Лично я изучал его в качестве пассажира и сделал для себя несколько пометок.

При входе в салон лайнера (в северном исполнении) обращаешь внимание на пластмассовые ступени с противоскользящим покрытием. Это не пустячок, поскольку вход и выход из автобуса с высоким салоном – все равно, что взлет и посадка для авиалайнера. Пластмасса встречается и в других деталях интерьера, например на внутренних рамах окон и обшивке боковин, а также на багажных полках и тыльной обивке крыши. От глаз пассажиров скрыта уложенная в стенках теплоизоляция, но она точно есть (обманывать вас никто не станет, это ведь северное исполнение). Утеплены и трубопроводы системы охлаждения, а без этого говорить о зимней эксплуатации в Сибири не приходится.

 

Входной проем передней двери шириной 800 мм достаточно свободный для того, чтобы один человек смог без проблем подняться или спуститься. А двоим тут точно не место

 

Но внутренне пространство Irisbus Magelys – это не только и не столько пластик, сколько комбинация различных материалов. Скажем, боковины обтянуты тканью, что создает дополнительный уют и хорошую изоляцию. Боковые окна представляют собой двойные стеклопакеты, без этого сохранить тепло в студеную пору совсем непросто. Даже прозрачные люки имеют двустороннее остекление - изнутри и снаружи. Забота о сохранении приемлемого микроклимата видна в установленном на борту независимом отопителе Eberspächer Hydronic мощностью 30 кВт. «Северный пакет» включает также подогрев топлива, размораживатель створок передних дверей, охлаждающую жидкость с температурным минимумом –45 ˚С.

 

Лестница в салон во втором дверном проеме шириной 800 мм оборудована так же, как и передняя. Кроме того, две нижние ступени снабжены подсветкой

 

 Края ступенек окантованы желтой лентой, что делает их заметными даже при плохой освещенности

 

Как и у большинства современных аналогов ведущих производителей автобусов, внутри салона применяется полностью автоматизированное управление микроклиматом. Встроенная система подогрева и охлаждения воздуха подает его в специальные каналы вдоль каждого борта. Кроме того, каждый пассажир может воспользоваться индивидуальными вентиляционными соплами, приоткрыв или полностью закрыв их, а также направив поток воздуха в нужном направлении. Мне не довелось опробовать систему отопления при минусовой погоде, а потому судить о ее эффективности не возьмусь. Но если работники российского Севера и Сибири доверяют выбранной технике, значит она их устраивает и оснований для сомнений нет. Тем не менее останусь при своем мнении и раздавать необоснованных авансов не стану.

 

Салон красоты

За счет продуманных дизайнерских решений и не в последнюю очередь за счет гармоничной цветовой гаммы салон Irisbus Magelys выглядит не просто достойно, а очень привлекательно и даже роскошно. Наверно, такими теплыми тонами украшают интерьеры люксовых кают океанских яхт и VIP-салоны частных реактивных самолетов. Ну а чем хуже туристический автобус, на борту которого пассажиры проводят по несколько часов, не вставая с места, и совершая порой многодневные туры.

 

Центральный проход освещается по-авиационному. Бело-лунный цвет выбран для этого неспроста: он не раздражает и обеспечивает нужный уровень интенсивности

 

Над внутрисалонным зеркалом установлен дисплей, попеременно отображающий время и температуру воздуха за бортом. Другая необходимая информация выводится на ЖК-мониторы, установленные в передней и средней части салона

 

В салоне двухосника расположено 13 рядов кресел (в салоне трехосника – 16). Почти все они имеют по четыре кресла в ряд, и только напротив второго выхода их по два. Кроме того, у трехосника один ряд в корме (так называемая Камчатка) содержит пять кресел. Все остальные размещены по стандартной схеме: попарно слева и справа от центрального прохода. В общей сложности в салоне Irisbus Magelys HD набралось 48 мест, а в салоне Irisbus Magelys HDH – 61 место. К этому количеству нужно приплюсовать  место водителя и место гида около переднего входа.

Для обустройства внутреннего пространства конструкторы применили сиденья Sublimeo со встроенными светодиодными лампочками, выполненными по LED-технологии. По бокам от горизонтальной гирлянды таких лампочек расположены две кнопки: синяя – для включения светодиодной подсветки и красная – для вызова бортпроводника. Откидные столики очень низкие – при опускании они ложатся прямо на колени, и ты боишься переместить ноги, если на поверхности лежит ручка, конфета или другой незакрепленный предмет. Слева на пластмассовой крышке стола зияет отверстие под чашки, баночки и бутылки с напитками. В принципе стандартная бутылка объемом 0,33 л или одноразовый пластмассовый стаканчик здесь будут стоять прочно и никуда не денутся даже при резком торможении.

 

Слева от второго выхода установлена кофе-машина. Она позволяет быстро приготовить горячие напитки и устроить импровизированный ланч прямо на ходу


Эталон хорошего вкуса: даже туалетная кабина по тону совпадает с цветовой гаммой интерьера, а ведь французы могли бы пойти по пути наименьшего сопротивления и остановиться на беспроигрышном белом…

 

Сплошного кармашка в спинке впередистоящего кресла нет – вместо него есть модный угловой зажим. Красота красотой, но лично для меня удобнее традиционный сплошной кармашек или банальная сетка. А в эту пластмассовую рамку кроме газет и журналов ничего не вставишь. Вы можете сказать: мол, для мелких предметов есть верхняя полочка, но удобно ли то и дело вставать, когда нужно что-то достать сверху или убрать, чтобы не мешалось, не знаю…

Вот подставки для ног в виде распахнутых крыльев бабочки – вещь и красивая, и удобная: хочешь – откинул ее и поставил на нее ступни, а понадобилось распрямить конечности и размять суставы – поднял, и на полу образовалось свободное пространство.

 

В спинке каждого пассажирского кресла сделано по две ручки. В принципе это удобно: в дальней дороге можно размять кисти рук

 

Под креслами переднего ряда закреплен огнетушитель. Здесь он в безопасной зоне и в то же время всегда под рукой водителя

 

Между креслами на уровне подставок для ног есть коллективный мусоросборник. Коллективный, потому что рассчитан на двоих пассажиров, а не для каждого в отдельности. У большинства конкурентов емкости для мусора вообще нет ее, как правило, выполняет карман или корзина, расположенная в проходе.

Обшитые плюшем сиденья снабжены устройством перемещения в сторону коридора. Это удобная опция: после того как все заняли свои места, ничто не мешает увеличить зазор между вами и сидящим рядом пассажиром и занять комфортную позу – для чтения, созерцания дорожных пейзажей или здорового сна. А при необходимости вернуть кресло в исходное положение можно в буквальном смысле слова одним движением.

Как и положено настоящему «туристу», на борту имеется туалетная кабина, холодильник и кофе-машина. С таким набором можно смело отправляться в путь, не переживая за то, что в дороге вам чего-то не хватит.

 

Место гида с откидной подушкой оборудовано трехточечным ремнем безопасности. Спинка не опускается, но рядом с водителем сидеть в вальяжной позе противопоказано

 

Справа от выхода через переднюю дверь расположен запираемый бокс для личных вещей водителя. На внутренней стороне крышки предусмотрительно вставлено зеркало

 

Королевский трон

Место водителя в автобусе удобное, можно даже сказать - очень удобное. По эргономике придраться к нему трудно. Все действительно под рукой, только вот символика клавиш не очень крупная – без привычки приходится всматриваться. Да и самих переключателей могло быть меньше.

Рулевое колесо легкое, послушное, с дозируемым усилием при повороте даже на максимальный угол. Щиток приборов как на ладони, и даже разнесенные по разным углам тахометр со спидометром и прописанным в центре дисплеем бортового компьютера находишь там, где надо.

В передней части пассажирской машины есть беспроводной микрофон гида и встроенный холодильник в районе двери. Но для сидящего за рулем это не так важно, как наличие звукового сигнала, включаемого при движении задним ходом. Серьезным помощником выступает и камера заднего вида, а также камера контроля за средним входом, изображение с которой выводится на щиток приборов. Хорошему контролю за боковыми полусферами способствует и наличие электропривода у зеркал с подогревом.

Уют в рабочей зоне создает ковровое покрытие пола и перегородка за креслом водителя с остекленной верхней частью. Важно для водителя и наличие противотуманных фар. А исходным пунктом удобств является оптимальная посадка с хорошим обзором. Чувствовать себя за рулем Irisbus Magelys HD как в своей тарелке человеку помогает кресло на пневмоподвеске с обогревом и трехточечным ремнем безопасности. Не последнюю роль играет регулировка рулевого колеса по высоте и углу наклона, а также передние противосолнечные шторки с электроприводом. Есть и боковые шторки, но они с механическим приводом.

В общем, сколько ни говори «халва» - во рту слаще не станет. Так и с французским «туристом»: сколько его не описывай, лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать. А потому желаем вам приятного знакомства. После получения сертификата нынешней зимой наверняка появится повод снова вернуться к теме под названием Irisbus Magelys HD. А пока – удачи вам и до встречи на страницах «Автоперевозчика»!

 

Фланги передней панели развернуты к водителю, что упрощает пользование приборами. Спицы рулевого колеса и обод не перекрывают показаний важнейших приборов и в то же время удобны в охвате. Копки отвечают за управление бортовым компьютером и мультимедийной системой

 

А вот с клавишами явный перебор: тут без 100 грамм не разобраться… Во-первых, символика задействованных кнопок должна быть более четкой. Во-вторых, «пустышки» могли бы иметь (как заглушки) гладкую поверхность, а не копировать углубления рабочих клавиш

 

На передней панели оборудованы две четко выраженные зоны с навигатором, цифровым тахографом на двух водителей и радио с CD, MP-3 и DVD-проигрывателем. Есть и встроенный усилитель