Автоспорт "КАМАЗ сделал «покер» на «Дакаре»"


Александра НОВИЧКОВА,

фото автора и «КАМАЗ-Мастер»

 

Триумфально завершилось ралли «Дакар» для российской команды «КАМАЗ-Мастер»: в итоговой таблице грузового зачета экипажи из Набережных Челнов заняли высшие строчки – с первого по четвертое места.

 

Дома лидер, а в мире?

Сегодня в структуру компании «КАМАЗ» входит 96 предприятий, 13 из которых являются основными дочерними обществами. На заводе трудится около 59 тыс. работников. Производитель выпускает широкую гамму грузовиков: более 30 моделей, свыше 400 комплектаций грузовиков, включая автомобили с правым рулем, прицепы, автобусы, двигатели и силовые агрегаты, различные инструменты и оснастку. Каждый второй грузовик, собранный в странах СНГ, это «КАМАЗ». Компания занимает 14 место среди мировых производителей грузовиков, восьмое место в мире по изготовлению двигателей, десять раз была удостоена звания «Лучший российский экспортер», а теперь еще и является десятикратным чемпионом ралли «Дакар». В России КАМАЗ занимает долю в 50 % рынка тяжелых машин.

 

Динамика продаж ОАО «КАМАЗ», тыс. шт.

 

 

По результатам минувшего года КАМАЗ потерял 7 % своих рыночных позиций. По словам директора по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашота Арутюняна, это связано с тем, что пока в арсенале производителя с берегов Камы нет достойных предложений в магистральном сегменте. Между тем отрасль коммерческих перевозок по итогам 2010 г. практически вышла на уровень пикового 2008 г. Ее доля составила 22 % (а в 2011-м, по прогнозу экспертов, должна еще больше укрепить свои позиции). В то же время строительная индустрия, представители которой являются основными заказчиками челнинской продукции, еще далека от уровня двухгодичной давности. По мнению специалистов, для этого отрасли понадобится еще около двух лет. Пока же по итогам 2010 г. ее доля составила 16 % (в 2011-м ожидается 19 %).

Прогноз отраслевой структуры продаж КАМАЗ на 2011 г.

 

Кроме того, ожидается дальнейшее уменьшение доли поставок техники КАМАЗ силовым ведомствам (если в 2010 г. доля этого сегмента составила 23 %, то в 2011 г. ожидается его падение до 9 %), а значит этот сегмент потребителей камазовской техники вернется к уровню 2007 г. в натуральном выражении. Доля поставок для добывающих отраслей, строительства, торговли, коммерческих перевозок, машиностроения начнет расти в связи с улучшением экономической ситуации в стране. В 2011 г. доля поставок для отраслей металлургии, ТЭК, АПК, ЖКХ и лесопромышленного комплекса не изменится и составит 0 %, 2 %, 1 %, 5 % и 1 % соответственно.

Свою маркетинговую стратегию до 2020 г. ОАО «КАМАЗ» выстраивает исходя из мировых тенденций грузовых автомобилей, к которым относятся:

- снижение снаряженной массы, рост удельной энерговооруженности и топливной экономичности;

- уменьшение эксплуатационных расходов и стоимости владения;

- повышение энерговооруженности и топливной экономичности;

- улучшение экологических качеств автомобилей;

- усложнение конструкции, расширение применения электронных систем;

- повышение безопасности и удобства эксплуатации, улучшение эргономики;

- специализация и дифференциация автомобиля (для регионов, отраслей, видов транспортных работ).

Поэтому основные задачи, стоящие перед производителем, заключаются в том, чтобы улучшить потребительские свойства и соответствовать мировым стандартам выпускаемой в настоящий момент продукции, обеспечить производство нового продукта, создать новые направления бизнеса, обеспечивающие выход в другие сегменты, инвестировать в создание самостоятельных и совместных сборочных производств, торгово­-сервисных комплексов «КАМАЗ», региональных складов, расширить и вывести на новый качественный уровень товаропроводящую и сервисную сеть, обеспечить ценовую конкурентоспособность, а также подготовить достойные кaдpы.

Главной своей проблемой производитель считает то, что ключевым для него пока является домашний рынок. Однако только на территории России КАМАЗ не может набрать объемы, необходимые для того, чтобы стать глобальным игроком на рынке. Между тем руководство компании осознает, что становиться мировым брендом КАМАЗу необходимо исходя из рыночных реалий. Уже сегодня КАМАЗ реализует свою продукцию в некоторые страны, в том числе в Украину и Казахстан, Вьетнам, Индию (здесь уже открыто сборочное производство КАМАЗ) и страны Персидского залива. Некоторые надежды производитель возлагает и на Африку, которая начинает активно развиваться. К своим перспективным рынкам КАМАЗ относит Китай, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Восточную Европу. Однако о серьезной экспансии на другие рынки пока говорить не приходится.

Песчаные спуски экипажу Владимира Чагина не помеха

 

Между тем ОАО «КАМАЗ» продолжает развивать партнерские отношения с другими производителями транспортных средств и компонентов. Так, в апреле 2010 г. началось совместное производство среднетоннажных грузовиков с Mitsubishi Fuso. В сентябре минувшего года в Набережных Челнах запущено производство грузовых автомобилей тяжелого класса совместно с Daimler Trucks. Эксклюзивное стратегическое партнерство между концерном Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» продолжается уже не первый год. Daimler Trucks предоставляет для КАМАЗа передовые технологии и планирует передать всю необходимую техническую информацию, касающуюся узлов и агрегатов, включая кабину грузового автомобиля Mercedes-­Веnz Actros второго поколения, а финансовое участие Daimler AG усиливает позиции КАМАЗа и дает ему возможность стать конкурентоспособным на мировом рынке. В свою очередь КАМАЗ располагает разветвленной сетью станций технического обслуживания и дилерских предприятий, что позволит ему стать надежным партнером в области сервиса и продаж грузовиков Mitsublshi Fuso в России и оказать поддержку по выводу этих автомобилей на местный рынок. Рассматривается совместный проект по автобусам Mercedes-Benz. Учитывая рост таможенных пошлин на импортные автомобили в России, владение Daimler Trucks частью акций КАМА3а дает концерну Daimler AG дополнительное стратегическое преимущество.

А недавно Daimler AG и КАМАЗ подписали договор, согласно которому компании станут совместно выпускать оси для грузовиков. На начальной стадии размер инвестиций в проект достигнет 50 млн евро. Процесс локального производства осей Daimler в Набережных Челнах станет многоступенчатым. В ближайшем будущем начнутся поставки осей и компонентов для передних неприводных осевых систем и одно- и двухступенчатых задних приводных осевых систем. Кроме того, КАМАЗ станет поставлять отдельные компоненты осей на завод по производству осей Daimler в г. Кассель для последующей сборки.

Помимо альянсов, выпускающих грузовики, КАМАЗ развивает партнерские отношения и с производителем сельскохозяйственной техники – итальянской компанией Case New Holland. С июля прошедшего года на заводе в Набережных Челнах собирается дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника CNH. Что же касается компонентной базы, то у КАМАЗа есть несколько совместных предприятий и в этой области. Так, вместе с ZF - Kama компания производит коробки перемены передач, с Cummins - Kama - двигатели IsBe 4,5 – 6,7 л мощностью 140 – 300 л. с., с Knorr Bremze - Kama - тормозные механизмы, гасители крутильных колебаний и, наконец, с «Федерал Могул Набережные Челны» - цилиндро-поршневую группу. Продукция всех этих предприятий в дальнейшем используется для производства автомобилей КАМАЗ.

Целью таких объединений для КАМАЗа является оптимизация инвестиций с сохранением ключевых компетенций производителя, овладение целевыми рыночными сегментами, а также обеспечение прибыльности для каждого партнера.

Прогноз продаж грузовых автомобилей КАМАЗ, тыс. единиц

 

«Дакар-2011»: конкуренция возрастает

Участие в столь престижной и всемирно известной гонке, как «Дакар», является несомненным преимуществом для любого автопроизводителя. Неспроста многие из них подходят к подготовке к марафону очень тщательно: модернизируют машины, привлекают в свои ряды именитых пилотов, штурманов и механиков, договариваются о техническом сопровождении своих машин грузовиками-участниками ралли. «Дакар» привлекает в свои ряды как заводские, так и частные команды, а также любителей, мечтающих покорить южноамериканский континент.

Как и в предыдущие два года нынешний марафон проходил по территории двух стран – Аргентины и Чили. Дабы максимально приблизить атмосферу ралли к особенностям африканских этапов, организаторы «Дакара» максимально усложнили гонку, добавив несколько чилийских этапов и увеличив время, проведенное участниками гонки в пустыне Атакама. Пока говорить о возвращении ралли-рейда на свою историческую родину – в Африку - не приходится. Африканская сторона все еще не может гарантировать все необходимые условия безопасности. Поэтому организаторы «Дакара» продолжают приближать южноамериканские этапы к африканским.

На этот раз участие в «Дакаре» приняло намного больше экипажей, чем годом ранее, причем во всех зачетных категориях. Отрадно отметить, что россиян среди участников «Дакара» становится больше не только в грузовом, но и в других зачетных категориях. Так, впервые участие в марафоне в зачете мотоциклов принял российский мотогонщик Алексей Наумов. В зачете джипов выступили сразу два российских гонщика – Леонид Новицкий из команды Х-рейд на BMW и Александр Мироненко, выступающий на автомобиле Nissan.

Увеличилось и количество экипажей, представленных легендарной командой «КАМАЗ-Мастер». В составе спортсменов из Набережных Челнов на гонку было делегировано 50 человек (годом ранее – 27). В этом году команда была представлена тремя боевыми экипажами, боевой техничкой, а также двумя клиентскими машинами. Главной движущей силой команды были выбраны экипажи в составе признанного Царя пустыни - шестикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина, Сергея Савостина и Ильдара Шайсултанова, победителей «Дакара-2009». Фирдауса Кабирова, Айдара Беляева и Андрея Мокеева, а также молодежного экипажа, неожиданно для многих ставшего победителем ралли «Шелковый путь – серия Дакар» 2010 г. Эдуарда Николаева, Вячеслава Мюзикаева и Владимира Рыбакова. 26-летний спортсмен Эдуард Николаев, который уже успел получить от любителей «Дакара» прозвище Царевич, имеет опыт участия в ралли. Он дважды выступал механиком в экипаже Владимира Чагина и однажды – в экипаже Ильгизара Мардеева. В качестве быстрой боевой технички от команды «КАМАЗ-Мастер» выступал экипаж в составе Ильгизара Мардеева, Владимира Демьяненко и Айрата Мардеева. Задача, поставленная перед Ильгизаром, как всегда была усложненной – ему пришлось управлять многотонной машиной, груженой дополнительной тонной запасных частей. Впрочем, опытный автогонщик уже неоднократно доказывал, что ему по плечу любые трудности.

На пьедестале победители "Дакара" в грузовом зачете (слева направо):механик Ильдар Шайсултанов, руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов, штурман Сергей Савостин и пилот Владимир Чагин

 

Помимо боевых экипажей участие в «Дакаре» приняли два камазовских грузовика, которые команда любезно предоставила дебютанту гонки - казахстанской команде «Астана», а также команде BMW, которая в этом году проделала большую работу, чтобы суметь дать бой многократным победителям ралли – команде Volkswagen. Обе машины были окрашены в другие цвета, но принимали активное участие в ралли. Экипаж первой машины состоял из молодого гонщика Артура Ардавичуса, штурмана Дениса Березовского и механика Жанната Жалимбетова. А вот второй экипаж знаком поклонникам команды «КАМАЗ-Мастер»: пилот Сергей Решетников уже дважды участвовал в «Дакаре» в качестве боевой технички. Компанию ему составили Андрей Рудницкий и Мариус Адамек. Эта машина везла на борту запасные части для команды BMW, чтобы при необходимости обеспечить на трассе техническое обслуживание джипов.

Помимо непосредственных конкурсантов ралли «Дакар» команда «КАМАЗ-Мастер» взяла с собой пять машин технической помощи (в прошлом году их было три). Они перевозили запасные части, доставляли воду к бивуаку, а некоторые и вовсе заменяли собой мини-отель для сна боевых экипажей. Чего здесь только нет: кухня и душ, стиральная машина и холодильник, словом, все для того, чтобы обеспечить гонщикам комфортное времяпрепровождение перед очередным этапом.

Cловом, к «Дакару» команда «КАМАЗ-Мастер» подготовилась капитально. Впрочем, как всегда. Но конкуренты тоже не дремлют. Среди них команда Жерара де Роя – извечного соперника челнинцев. На этом «Дакаре» коллектив был представлен тремя экипажами, выступающими на грузовиках Iveco. Не менее опасным соперником для команды «КАМАЗ-Мастер» стал и экипаж честолюбивого чеха Алеса Лопраиса, выступающего на автомобиле Tatra. В этом году он стал еще сильнее благодаря участию опытнейшего штурмана Йозефа Калины и механика Милана Холана.

Скрупулезно к участию в «Дакаре» готовилась и команда MAN, пропустившая два последних «Дакара». Напомним, что в 2007 г. именно грузовик MAN под управлением Ханса Стейси стал владельцем золотого бедуина – главного дакаровского трофея. Только теперь команда стала частной, а не заводской, как ранее. В этой команде выступили опытные гонщики Франц Эхтер, Марсель Ван Влит (прошлогодний бронзовый призер «Дакара») и многие другие. Прибавим к этой компании упорного испанца Пэпа Вилу на IVECO, горячего бразильца Андре де Азаведо на Tatra, голландца Ван Гинкеля на Ginaf и знаменитого японца Йошимасы Суговары на Hino – и мы получим настоящую гремучую смесь. Всего в грузовом зачете приняло участие 74 экипажа, однако сошедших среди них было около половины. Среди них, к сожалению, оказался и российский экипаж Сергея Решетникова. Однако обо всем по порядку.

 

Злоключения «КАМАЗ-Мастера»

При подготовке к очередному – 18-му по счету для камазовцев «Дакару» команду будто преследовал злой рок. Как известно, грузовики доставляются до Аргентины морем. Погрузка автомобилей на паром осуществляется в г. Гавре, что на севере Франции. Однако перед этим КАМАЗы отправляются к партнерам команды в Клермон-Ферране, где проводятся заключительные работы с машинами: грузовики доукомплектовываются, с них снимаются специальные зимние принадлежности, используемые для перегона по России. Там команда проводит два-три дня. В этом году на машине Владимира Чагина тестировались запасные амортизаторы, имеющие множество регулировок. Дело в том, что эту деталь команда получила довольно поздно и не успела как следует их опробовать. Амортизаторы нужно было подрегулировать для того, чтобы машина хорошо себя чувствовала на бездорожье, «облизывала» кочки, а не отпрыгивала от них. Однако отыскать во Франции бездорожье - сродни тому, чтобы найти в России качественные дороги. Поэтому команда смогла использовать для испытаний не самый подходящий карьер. Во время теста шел сильный дождь, грунт размяк, в результате чего машина упала на левый бок. Восстановить грузовик в Клермон-Ферране было сложно, поэтому было принято решение вернуть машину в Набережные Челны, а после ремонта отправить ее в Аргентину самолетом. Камазовским механикам удалось восстановить машину за пять дней, после чего начались судорожные поиски возможных вариантов перелета. Однако все закончилось благополучно и будущий победитель «Дакара» прибыл в Аргентину вовремя, чего могло не случиться с самой командой.

Как известно, беда не приходит одна. В то время, когда ребятам нужно было лететь в Москву на пресс-конференцию, после чего вылетать в Аргентину, в российской столице прошел памятный ледяной дождь, доставивший немало проблем жителям Белокаменной. Аэропорт Домодедово, куда должна была прилететь команда из Набережных Челнов, временно не работал. Поэтому команде пришлось переезжать в Казань, откуда вылетать самолетом во Внуково. Приземлившись в Москве на обледенелую полосу, самолет резко занесло, после чего он вылетел с посадочной полосы. Однако благодаря мастерству пилота пострадавших в салоне не оказалось. Но и это еще не все злоключения, приключившиеся с командой на пути в Буэнос-Айрес. Запланированного вылета из Москвы ребятам добиться не удалось. Виной тому - все те же неблагоприятные погодные условия. Команда рисковала вообще не попасть на «Дакар», но все же россияне смогли вовремя прибыль в Аргентину.

 

Хитросплетения «Дакара»

Сколько же сюрпризов подготовили организаторы «Дакара» его участникам, сколько ловушек расставили они на всем протяжении гонки! Здесь были созданы все условия для того, чтобы проверить технику в деле, а гонщиков – на выносливость. Если аргентинские этапы, с которых стартовал и в которых финишировал «Дакар», изобиловали косогорами, бесконечными трамплинами, зарослями кустарников, которые сменялись слепыми поворотами, густой растительностью и сложной пересеченной местностью, причем все это было приправлено бесконечными дождями, то в Чили наблюдалась совсем иная картина. Засушливая пустыня Атакама, высокогорные участки, сопутствующий им разряженный воздух и кислородное голодание, крутые спуски, ведущие к берегам Тихого океана, соляное озеро, крупные камни и высокие дюны, бесчисленные колдобины и солончаки, скалы и каньоны – всего этого в Чили было более чем достаточно. Побеждали здесь только те участники, которые смогли сохранить холодный рассудок.

Первые сходы не заставили себя долго ждать. Главный конкурент команды «КАМАЗ-Мастер» завершил свое выступление на «Дакаре», не финишировав на нем ни разу. Кто бы мог подумать? Но спорт есть спорт. Травма спины, полученная голландцем Жераром де Роем на соревновании «Шелковый путь», снова дала о себе знать. Из-за сильнейшей боли опытный гонщик не смог бороться дальше. Спустя несколько дней перестал быть участником ралли чешский экипаж Мартина Коломны на Tatra. И тоже из-за серьезной травмы спины. На одном из этапов после прыжка грузовика пилот получил компрессионный перелом позвоночника, после чего экипаж был доставлен в госпиталь. Пожелаем спортсменам скорейшего выздоровления! Первая серьезная поломка произошла и у команды «КАМАЗ-Мастер». Организаторы «Дакара» предупреждали, что из-за большой высоты чилийских гор моторы подвергаются сильнейшему тепловому воздействию, что ведет к потере мощности, износу техники и даже кислородному голоданию. Вот и мотор на КАМАЗе, выступающем под номером 531, вышел из строя. В итоге экипаж Сергея Решетникова был вынужден сняться с гонки, а команда BMW лишилась столь важной подмоги. Но это была не единственная проблема команды: российский гонщик Леонид Новицкий, который так стабильно выступал на первых этапах «Дакара», тоже был вынужден прекратить борьбу. Это было вызвано травмой, полученной им после прыжка машины на одной из кочек. Диагноз – перелом запястья в двух местах. Через несколько этапов с гонки снялся и другой российский экипаж под управлением Александра Мироненко: сначала у машины возникли проблемы с подвеской, а затем сломался стартер.

Не обошлось на «Дакаре» без трагедий. На пути к бивуаку аргентинский гонщик столкнулся с автомобилем местного жителя. В результате участник «Дакара» погиб. Неприятное происшествие произошло и с экипажами команды Volkswagen, которые ехали в автобусе из гостиницы на бивуак. По пути в машину врезался автомобиль, но, к счастью, никто не получил серьезных травм.

Оставшиеся экипажи упорно продолжали борьбу. Жарко становилось и в грузовом зачете. Соотношение сил здесь менялось буквально на каждом этапе: то Владимир Чагин, навязывающий своим соперникам бешеный темп, приходил к финишу первым, то его партнер по команде Фирдаус Кабиров не допускал ошибок и примерял на себя желтую майку лидера, а то и чех Алес Лопраис принимал поздравления своих болельщиков. Порой разница между экипажами в грузовом зачете шла буквально на минуты.

На КАМАЗах тоже возникали проблемы: не удавалось избежать многочисленных проколов колес, вызванных как перегревом, так и наездом на острые камни, выходила из строя передняя подвеска и рулевое колесо, ломалась рессора, двигатель перегревался, расплавлялась пневмотрубка, ведущая к тормозам, обрывалась трубка пневмогидроусилителя сцепления, пропадало электричество, выходила из строя система накачки шин. Со всеми этими поломками блестяще справлялись механики команды, вынужденные бодрствовать все ночи напролет.

Однако роковая ошибка произошла на машине основного конкурента команды – Алеса Лопраиса. На его грузовике Tatra сломалась турбина двигателя, из-за чего чех не смог преодолеть несколько контрольных точек, расположенных на высоких дюнах. Добравшись до финиша не тем путем, который был задуман организаторами, упорный чех был дисквалифицирован, после чего исход гонки был уже практически решен. Лидерам – Владимиру Чагину и Фирдаусу Кабирову помешать выиграть золото и серебро «Дакара» могло только что-то экстраординарное, а молодой гонщик Эдуард Николаев в очередной раз удивил любителей автоспорта: на протяжении всей гонки пилот стабильно шел в первой пятерке и в итоге занял третье место на «Дакаре». Неплохой дебют, не правда ли?

После схода Алеса Лопраиса основная борьба развернулась за четвертое место. На поле боя – Ильгизар Мардеев и Франц Эхтер на MAN. Победа в поединке осталась за российским экипажем, который смог отыграть у француза буквально несколько минут.

Вряд ли команда «КАМАЗ-Мастер», сидя в московском аэропорту в конце декабря и не зная, успеет ли долететь вовремя до Аргентины, могла себе представить, что у нее получится одержать столь убедительную победу в гонке. В седьмой раз обладателем золотого бедуина стал экипаж Владимира Чагина. Около получаса ему проиграл Фирдаус Кабиров, «хэт-трик» КАМАЗ сделал благодаря бронзе Эдуарда Николаева, а «покер» довершил Ильгизар Мардеев (в футбольном лексиконе понятие «покер» означает четыре гола, забитых одним игроком в течение матча). Пятый результат показал Франц Эхтер на MAN, испанец Пэп Вила Росси на Iveco стал шестым, седьмой – Марсель Ван Влит на MAN, а вот восьмой – довольно приличный для дебюта - результат показал казахстанский экипаж «Астана» на КАМАЗе.

Команда «КАМАЗ-Мастер» в очередной раз предоставила болельщикам стран СНГ повод для гордости. Столь убедительной победы одной команды в грузовом зачете на «Дакаре» не было давно. И не случайно знаменитый гонщик Стефан Петрансель, неоднократный победитель «Дакара» в зачете мотоциклов и джипов, сказал: «Мне нравится российская команда «КАМАЗ-Мастер». Здесь царит порядок и четкая организация. Все думают только о гонке, поэтому вы столь успешны». И со словами французского спортсмена трудно не согласиться!