Дороги "«Разрулили» строительный бум"


Белорусские дорожники увеличат объемы более чем в пять раз

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

На фоне ранее звучавших сетований по поводу нехватки средств на обустройство и содержание белорусских магистралей утверждение заместителя министра транспорта и коммуникаций республики – директора департамента «Белавтодор» Анатолия Михайловича Лытина о том, что в ближайшие три года «предстоит бум реконструкции и строительства дорог», вызвало удивление. Неужели ситуация кардинально изменилась? И если так, то чем это обусловлено: осознанием важности проблемы, критическим положением, когда отступать некуда, или другими посылами?

 

– Сеть автомобильных дорог общего пользования Беларуси составляет более 85 тыс. км, – говорит А. Лытин. – Она сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны, социальных потребностей населения и практически не требует строительства новых направлений за некоторым исключением. На протяжении нескольких лет департамент настойчиво продвигал идеи развития, реконструкции и ремонта существующих дорог, обращая внимание на нехватку средств на эти цели. Встречали понимание, но до конкретных решений дело не доходило. Теперь все разом разрулилось.

 

В кармане густо…

Масштабы «разруливания» впечатляют. В следующем году предполагается увеличение объемов дорожных работ в 5,5 раз по сравнению с выполненными в 2010 г. Это модернизация автомагистралей на всех направлениях международных транспортных коридоров, повышение технического уровня республиканских трасс, соединяющих столицу с областными центрами, внедрение современных дорожно-строительных материалов и технологий.

Для выполнения запланированных работ помимо целевых бюджетных средств будут привлечены дополнительные источники финансирования. В частности, на реконструкцию республиканской автомобильной дороги М-4 Минск – Могилев ОАО «АСБ «Беларусбанк» выделено более 275 млн долларов США заемных средств. Всемирный банк и китайские компании подтвердили намерение о предоставлении кредитных ресурсов на усовершенствование трассы М-5 Минск – Гомель. Евразийский банк развития проявил инвестиционный интерес к отдельным участкам дорог М-5 и М-8 (граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины), реконструкция которых планируется в 2011-2013 гг. Кроме того, разработан перспективный план модернизации автомагистралей от Минска к другим областным центрам – Витебску и Гродно. Перечисленные направления будут соответствовать параметрам первой категории на всем пути следования.

Значимый проект – вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг белорусской столицы протяженностью 158 км (с использованием уже существующих участков). Реализация проекта планируется в два этапа. На первом – 2011-2014 гг. – по новому направлению будет построен участок от М-3 Минск – Витебск до М-6 Минск – Гродно – граница Республики Польша протяженностью 44 км. Окончание строительства второго участка от М-6 до М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации протяженностью 41 км предполагается завершить в 2017 г. В государственном целевом бюджетном фонде национального развития на реализацию проекта предусмотрено 300 млн долларов США.

В 2011-м намечено завершить строительство автодорожного обхода территории Национального парка «Беловежская пуща». Помимо реконструкции 98 км местных и 41 км республиканских дорог будет введен новый 43-километровый участок, а также построены 10 мостовых сооружений. На все про все из государственной казны выделено 110 млн долларов США.

 

…А на ремонт пусто

Посещая один из возводимых дорожных объектов, президент Беларуси наказал обеспечить самое высокое качество работ, например, как в Германии, заключив при этом: «Мы сейчас много будем вкладывать в дорожное строительство. Если сделали дорогу, то чтобы без ремонта лет 15».

Увы, с ремонтным обеспечением транспортных артерий республики дела обстоят не столь оптимистично, нежели с перспективами дорожного строительства.

– Ни одна страна мира не может похвастаться отсутствием ямочного ремонта, – считает заместитель министра транспорта и коммуникаций – директор департамента «Белавтодор». – Однако суть – в сравнительных объемах данного вида работ. Есть общеевропейские нормативные сроки, когда через определенное количество лет необходимо снять слой износа дорожного покрытия, или выполнить капитальный ремонт. Если бы в республике они соблюдались, то проблемы с ямочностью были минимальны.

В связи с этим, насущная задача убедить Минфин и другие ведомства, задействованные в распределении бюджетного финансирования, в необходимости выделения достаточных средств на проведение своевременных текущих ремонтных работ, – говорит А. Лытин. – Ведь только в отдельных государствах, например, Италии и Франции строительство и ремонт дорог осуществляется за счет частного капитала, когда концессионеры возвращают вложения благодаря высокой интенсивности движения на платных магистралях. Большинство же западноевропейских стран выделяют на это бюджетные средства. Соответствие их объема потребностям и определяет качество дорог. При этом учитывается использование качественных материалов, применение современных технологий.

В течение нескольких лет в Беларуси построено много новых мостов. Наиболее крупные из них через Западную Двину в Витебске и Верхнедвинске (протяженность обоих более 300 м), через Сож в Гомеле и Кричеве, через Днепр под Шкловом. А вот поддержание дееспособности «возрастных» мостовых сооружений происходит по остаточному принципу, что опять-таки является прямым следствием нехватки средств на своевременный текущий ремонт дорог, поскольку их обустройство подразумевает одновременное приведение в порядок имеющихся мостов. Подтверждением существующего положения дел может служить пример, когда прошедшим летом на международной автомагистрали М1/E-30 в течение трех месяцев был перекрыт один из мостов, поскольку металлическая ферма утратила допустимые несущие параметры.

– Хотелось бы, конечно, чтобы мосты были отремонтированы даже несколько раньше, чем дороги, – поделился своим мнением А. Лытин. – Потому что если по дороге еще допускаются определенные возможности пропуска транспортного потока, в том числе и большегрузных машин, то мосты – это иная категория.

 

Оплатите за проезд

В департаменте «Белавтодор» придерживаются мнения о целесообразности введения взимания платы с пользователей за проезд по белорусским автомагистралям.

– Данный вопрос требует изучения и пристального внимания, – считает А. Лытин. – Чтобы обеспечить стабильное финансирование отрасли и улучшить дорожную ситуацию в республике в целом, необходимо также возобновить дорожный фонд, в котором будут аккумулироваться целевые средства на дороги общего пользования. В России, например, к такому пониманию возвращаются. Из каких доходов он будет формироваться, говорить преждевременно. Ранее это были акцизы на топливо, транспортный налог (составлял 45-процентную часть фонда). Но все это отменено и осталось в прошлом. Будем предлагать идеи, готовить проекты соответствующих документов. Это не обязательно будет по аналогии международного транспортного коридора М1/Е-30, где расположены пункты взимания сборов за проезд, но тем не менее пользователи все же должны платить за дороги. Каким способом – это перспективная тема.

Пока же стало известно, что с начала 2011 г. в Беларуси изменяется порядок взимания платежей за транзитный проезд автотранспорта иностранных государств таким образом, чтобы при сохранении действующих ставок общая сумма сбора осталась на прежнем уровне. Ставки устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства, его грузоподъемности или вместимости и будут исчисляться в белорусских рублях по отношению к евро по официальному курсу Национального банка на дату уплаты. В настоящее время исчисление и взимание сбора за проезд в долларах США создает ряд неудобств для основной категории плательщиков – резидентов еврозоны, приводит к потерям бюджета в связи с необходимостью перевода стоимости одной валюты в другую по определенной шкале (применение курсов конвертации евро/доллар). От уплаты сбора будут освобождены владельцы легковых автомобилей, зарегистрированных в государствах – членах Таможенного союза, въезжающие на территорию Беларуси с территории России с последующим выездом в государства – члены Таможенного союза без заезда в третьи страны.

 

Сервис привяжут к АЗС

У директора департамента «Белавтодор» мы поинтересовались: коль дорожная сеть республики реконструируется и расширяется, означает ли это и одновременное развитие придорожного сервиса?

– Координатором развития инфраструктуры вдоль автомобильных дорог определено министерство транспорта и коммуникаций, – говорит А. Лытин. – Разработанная при непосредственном участии департамента генеральная схема развития придорожного сервиса на всех трассах, постоянно корректируется в поиске оптимального решения данной задачи. При этом учитывается как имеющийся опыт в республике, так и зарубежный. Базой для инфраструктуры придорожного сервиса должны стать автозаправочные станции, расположенные по трассе через 40-50 км. Коль к ним подведены соответствующие коммуникации, именно с АЗС необходимо увязывать объекты, где водитель и пассажиры могут перекусить, выпить прохладительные напитки, кофе, чай, приобрести необходимые в пути товары. Не обязательно, чтобы на каждой автозаправочной станции были кемпинги, гостиницы, рестораны. Однако необходимый минимум санитарно-бытовых услуг должен быть обеспечен на каждой АЗС.

В качестве примера заместитель министра транспорта и коммуникаций – директор департамента «Белавтодор» привел автодорожный обхода территории Национального парка «Беловежская пуща». Здесь уже на стадии реконструкции и строительства определены места размещения современных комплексов придорожного сервиса. «Знание их расположения позволяет предусмотреть площадки для стоянки транспорта, удобные съезды, переходы на скоростные полосы», – говорит он. По мнению А. Лытина, именно так будут создаваться новые дороги в Беларуси, и тогда трасса будет привлекать полноценной возможностью проезда по ней.

***

К 2015 г. в Беларуси предполагается рост объемов доходов от развития транзитного потенциала на 60 %. Прогнозируя ситуацию, начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Павел Божанов одним из преимуществ республики считает международные автотранспортные коридоры, которые проходят по территории страны с севера на юг и с запада на восток. «Наша задача сделать их привлекательными за счет качественного состояния, комфортных и безопасных условий проезда», – сказал он, упомянув, что для достижения этих целей, в том числе на строительство, модернизацию и содержание автомобильных дорог в ближайшее пятилетие потребуется более 3 млрд долларов США.

Думается, если финансирование белорусской дорожной отрасли будет поддерживаться хотя бы на уровне, начало которому положено ныне, то означенная цифра вполне реальна, а там, смотришь, и желаемый результат вырисуется. Только ведь и о своевременном текущем ремонте и содержании дорог тоже не следует забывать.

 

 

     

Кстати…

 

В Российской Федерации решение о создании системы целевых дорожных фондов принято в 2010 г. В основном предложения по законодательному регулированию дорожных фондов сосредоточены на федеральном дорожном фонде. Весь комплекс вопросов о формировании, уровне доходов, порядке функционирования и расходовании средств региональных дорожных фондов будет определяться региональными властями. Вместе с тем очевидно, что дорожное хозяйство требует комплексного похода и обязательной координации. Как предполагается обеспечить единый порядок работы всех органов управления дорожным хозяйством и возможность реализации совместных транспортных проектов?

 

В Министерстве транспорта России пояснили, что в отношении дорожных фондов субъектов ведомство руководствуется исключительно действующим принципом единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство принципов ее организации и функционирования, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов. Следовательно, если на федеральном уровне в рамках создания системы дорожных фондов принимается, что к дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд и дорожные фонды субъектов, то региональные дорожные фонды также должны быть в обязательном порядке сформированы в целях финансового обеспечения дорожной деятельности без всякого сослагательного наклонения.

По мнению Минтранса, формирование таких фондов должно осуществляться преимущественно за счет налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов федерации, плательщиками которых являются владельцы (пользователи) транспортных средств, а именно:

– транспортного налога;

– акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

– иных доходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации (возможно по аналогии с Федеральным дорожным фондом).