Компоненты "Резиновая жизнь"


Goodyear открыла в России завод по восстановлению грузовых шин

 

Олег ДОЛИЧ

Фото автора

 

На одном из интернет-форумов наткнулся на вопрос, показавшийся поначалу наивным: какие шины выгоднее покупать – новые или восстановленные, ведь восстановленные дешевле, но насколько они надежны? И далее шел целый ворох советов, которые, по сути, крутились в этой же плоскости: что выгоднее – новые или восстановленные. Думается, некорректна сама постановка вопроса. В станах Европы, США, Канаде и т. д. автоперевозчики давно уже воспитаны совершенно на другом отношении к автомобильной шине. Этот подход заключается не в сравнении новой и восстановленной шины, а в том, что шина не должна проживать всего лишь одну жизнь. При бережном и грамотном отношении перевозчика к автопоезду и соответственно, к шинам (без наших диких перегрузов, ударов корда о края ям на дороге или бордюры) они способны выдерживать порой до двух восстановлений. Не станем просчитывать пробеги шин по европейским дорогам, они значительно больше, чем у нас. В России грузовая шина выхаживает в среднем около 120 - 130 тыс. км (если повезет – 150 тыс. км), а западноевропейские коллеги и конкуренты имеют возможность восстанавливать шины и увеличивать пробег до 600 тыс. км (сделаем поправку на российские дороги: до 400 – 500 тыс. км). В экономически развитых странах грузовики, а также прицепной состав, находящиеся в эксплуатации, на 40 - 70 % комплектуют восстановленными шинами. В условиях, когда ставки фрахтов совсем не торопятся вслед за ростом цен на топливо, любая возможность уменьшить затратную часть автоматически превращается в конкурентное преимущество. А те российские перевозчики, которые не умеют получать и использовать преимущества в условиях жесткой конкуренции, заведомо оказываются в проигрышном положении по отношению к своим европейским конкурентам.

Вот и считайте теперь, можно ли сравнивать новую и восстановленную шины, если это одна и та же шина на разных стадиях своей резиновой жизни…

 

В декабре 2010 г. в поселке Зеленовка под Тольятти состоялся торжественный запуск завода по восстановлению грузовых шин. Церемония выпуска первой восстановленной шины Goodyear прошла на заводе по восстановлению шин «Поволжской шинной компании» - сертифицированного партнера ООО «Гудиер Раша». Восстановление шин в Зеленовке под брендом Next Tread проводится холодным способом по технологиям и с применением материалов, разработанных Goodyear. До сих пор эти технологии были доступны только западноевропейским автоперевозчикам.

На восстановленную шину завод дает такую же гарантию, как и на новую, и устанавливать ее можно в том числе и на ведущую ось

 

На заводе для восстановления шин будут использоваться каркасы, отработанные ЦМК - шины автотранспортных предприятий региона. Каждая шина с момента поступления на завод имеет собственный паспорт, и перевозчик получает именно ту шину, которую сдал на восстановление. Если учесть, сто до сих пор шины здесь не восстанавливались вообще, пока у завода работы хватает. Что будет в отдаленной перспективе? Вопрос сложный, поскольку дороги в России идеальными назвать сложно, и нагрузки на каркас шины здесь экстремальные, а перегруз транспорта – явление довольно распространенное. Для восстановления принимаются изношенные шины с неповрежденным каркасом. Импорт же каркасов, бэушных шин по инициативе российских производителей с 1 января 2011 г. ограничен повышенной ввозной таможенной пошлиной.

Вопрос о состоянии каркаса особенно актуален, если учесть, насколько придирчива (если не сказать - предвзята) процедура отбора пригодных к восстановлению каркасов: сначала визуальный осмотр на смотровом стенде, потом проверка под давлением на станке Collman, и только потом проверка на станке шеарографии. На станке применяется технология шеарографии в условиях вакуума, при которой для выявления возможных повреждений материала внутри каркаса применяется интерферометрический лазер. В сравнении с другими методами неразрушающего контроля, здесь идет речь о высокоточной и надежной технологии. Читатель наверняка не раз в своей жизни проходил в поликлинике флюорографию – здесь происходит примерно то же самое, только флюорограмму делают не человеку, а шине.

Такая придирчивость при отборе каркасов объясняется тем, что на восстановленную шину завод дает такую же гарантию, как и на новую, и устанавливать ее можно в том числе и на ведущую ось.

Затем наступает очередь шерохования: с каркаса удаляются остатки старого протектора и боковин до толщины резины над первым слоем корда не более 1 - 1,5 мм, поскольку каждый миллиметр, оставленный над слоем корда, дает дополнительный нагрев резины. Если не выдерживать этот параметр, впоследствии возможен перегрев и отслаивание протекторной ленты. Поверхность шины в результате такой обработки становится неровной, благодаря чему увеличивается площадь соприкосновения с протекторным кольцом, гарантирующая абсолютное прилегание. Трехосный шероховальный станок с полностью автоматизированным управлением создает на основе размеров каркаса индивидуальный профиль, обеспечивающий максимальный контакт наложенного протектора с каркасом и оптимальное пятно контакта шины с дорогой.

При необходимости каркас ремонтируют, на него наносят специальный клеящий состав, поверх которого при помощи автоматического экструдера накладывается однородный прослоечный слой резины.

Восстановление шин Next Tread производится по технологиям от Goodyear Unicircle (наложение протектора в виде кольца) и Uniwing (наложение протектора в виде ленты).

 У протекторов Unicircle нет концов, которые необходимо соединять вручную: он представляет собой сплошное бесшовное кольцо. Машины автоматически надевают, центруют и прижимают кольцо на каркасе. Этот процесс позволяет равномерно разместить протектор по периметру каркаса без деформирующего напряжения. Применение машин исключает ( в силу полностью автоматизированных процессов) влияние пресловутого человеческого фактора. После наложения протектора Goodyear на подготовленные боковины шины накладываются матрицы, на которые наносят новую информацию о шине Next Tread (размер, модель, индексы нагрузки и скорости т.д.). После того как произведена операция наложения протектора на подготовленный каркас, шину помещают в оболочку, затем эту оболочку подключают к вакуумной системе и из-под оболочки откачивают воздух.

Церемония выпуска первой восстановленной шины Goodyear прошла на заводе по восстановлению шин «Поволжской шинной компании» - сертифицированного партнера ООО «Гудиер Раша»

 

Осталось вулканизировать шину в автоклаве для полного соединения протектора и каркаса. При холодном способе восстановления температура вулканизации составляет всего +100 °С. Считается, что основное отличие и преимущество холодного способа восстановления заключается в том, что этот процесс не ускоряет существенно старение резины, каркаса и протектора (при горячем способе температура достигает -125 °С и выше, поэтому считается, что после вулканизации резина каркаса стареет, покрывается сеткой мелких трещин, а сам каркас становится менее эластичным и прочным. Впрочем, это утверждение не бесспорно).
         Теперь – еще одна проверка на станке шеарографии, и перевозчик может забирать свои шины.

Все производители шин, имеющие оригинальные технологии и заводы по восстановлению шин, подчеркивают: они – единственные и неповторимые… На первый взгляд это может показаться даже смешным, ведь технология холодного восстановления в принципе у всех примерно одинакова, горячего – тоже. Тем не менее каждый из них прав: химический состав соединительной резины, клеевого раствора является ноу-хау каждого производителя и держится в строжайшем секрете. Смотрите, фотографируйте сколько хотите, но химический состав важнейших компонентов – тайна за семью печатями.

На станке Collman применяется технология шеарографии в условиях вакуума, при которой для выявления возможных повреждений материала внутри каркаса применяется интерферометрический лазер

 

 

Производство восстановленных шин Goodyear, стартовавшее в поселке Зеленовка, – одна из трех площадок официальных партнеров Goodyear по восстановлению грузовых шин в России. Аналогичное производство начато в Москве на базе компании «Протектор Некст» и в Санкт-Петербурге на базе компании «Хорошие колеса». Эти три завода на первом этапе должны обеспечить потребность в восстановлении грузовых шин в центральной и западной европейской части России. На втором этапе планируется создание аналогичных заводов в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, что должно обеспечить потребности южной европейской части России и Урала.

Читатель наверняка не раз в своей жизни проходил в поликлинике флюорографию – здесь происходит примерно то же самое, только этому процессу подвергается шина

 

В 2011 г. российские заводы Goodyear по восстановлению грузовых автомобильных шин смогут восстанавливать шины для ведущих осей грузовиков и прицепов в следующих типоразмерах: 385/65R22.5, 315/80R22.5, 315/70R22.5, 295/80R22.5.