Компоненты "Третий кит, или Кто такой «зеленый спасатель»?"


Марина МАКСИМОВА

Фото автора

 

Вслед за восстановлением российского рынка автотранспортных средств и грузовых автоперевозок начинает приходить в себя и шинный сектор. Активизируются и производители, в частности компания Michelin, которая представила новую гамму энергосберегающих грузовых шин для дальних магистральных перевозок, а также объявила о скором открытии цеха по восстановлению шин на заводе в Давыдово Московской области.

 

На пути к выздоровлению

По итогам минувшего года шинный рынок в восточноевропейской зоне достиг отметки в 7,3 млн покрышек. Это выше показателя предыдущего года на 22 %. Причем наиболее быстро растет сегмент цельнометаллокордных (ЦМК) шин, на долю которых приходится около 2,5 млн штук. Этот сегмент по сравнению с 2009 г. прибавил 40 %. ЦМК-шины занимают третью часть рынка, а доля шин с текстильным каркасом и диагональных покрышек снижается (в 2010 г. она составила 58 и 12 % соответственно). Таким образом, рост сегмента ЦМК-шин в 2010 г. достиг 60 %, тогда как других типов шин – только на 25 %.

Российский рынок грузовых шин в прошедшем году достиг уровня в 5,3 млн штук, притом что в 2009 г. он снизился на 43 % по сравнению с 2008 г. и составил только 4 млн штук.

Тенденции, приведшие шинную отрасль к росту, вполне естественны. Наряду с 10-процентным увеличением уровня грузовых перевозок по итогам 2010 г. наблюдается процесс обновления парка грузовиков. Это достигнуто как за счет локального производства (в России выпускаются грузовики под брендами Volvo, Isuzu, Scania, Hyundai, а также развивается сотрудничество компаний Daimler AG и КАМАЗ), так и благодаря снижению ввоза подержанных импортных грузовиков, чему способствует введение повышенных таможенных пошлин. Многие зарубежные производители, имеющие локальное производство, а также российские автозаводы (КАМАЗ, ГАЗ, ПАЗ) уже на первичном монтаже устанавливают на грузовики ЦМК-шины.

В нынешнем году на российском рынке шин также ожидается положительная динамика. Общий рынок увеличится на 15 % по сравнению с 2010 г. Что же касается сегмента ЦМК-шин, то по прогнозам специалистов рост этого сектора в 2011 г. составит 60 %, а к 2015 г. достигнет 50 % от общего объем рынка грузовых шин. По словам главы представительства департамента грузовых шин восточноевропейской географической зоны группы Michelin Фаусто Казетты, руководство компании понимает, что шинный рынок России и других стран СНГ еще далек от насыщения и будет находиться в стадии роста еще долгие годы. Поэтому в октябре 2009 г. было принято решение о появлении в структуре компании Michelin восточноевропейской зоны. Помимо России она включает 11 стран постсоветского пространства: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Украину и Узбекистан. К ключевым рынкам среди этих государств компания относит Россию, Украину и Казахстан. Именно эти рынки представляют собой максимальный потенциал с точки зрения объема и роста. По оценкам Michelin, российский рынок занимает 70 % восточноевропейской зоны, Украина – 10 %, Казахстан – 7 %. Продолжая фокусироваться на этих рынках, в марте минувшего года компания открыла коммерческое представительство в Украине, а в конце минувшего года анонсировала появление производственных мощностей в сегменте грузовых шин, а именно на базе завода в Давыдово. В начале 2011 г. компания открывает цех по восстановлению грузовых шин на этом предприятии. В ближайшие годы фирма планирует инвестировать в данный проект порядка 10 млн евро. По словам Ф. Казетты, все это позволяет компании лучше сфокусироваться на рынке, проводить более глубокие его исследования, контактировать с конечным потребителем и предлагать адаптированный продукт для этого рынка.

 

«Три кита» шинного бизнеса

За годы работы в России компания Michelin выработала свою стратегию, которая базируется на «трех китах»: предоставление потребителю широкого ассортимента продукции для каждого сегмента, обеспечение сервисного обслуживания шин и оказание технической поддержки автопаркам специалистами компании.

Сегодня потребителям из России и других стран СНГ доступно более 250 вариантов грузовых шин Michelin. Все они представляют собой баланс характеристик в области безопасности, долговечности и топливной экономичности. Что касается сервиса, то с 2005 г. на территории России и других стран СНГ работает 53 шинных центров TyrePlus, которые обслуживают как автопарки, так и индивидуальных пользователей. В этих центрах осуществляется продажа шин, а также обеспечивается их сервисное обслуживание, в частности проводятся монтажные работы, ремонт и при необходимости сезонное хранение шин. Высокий уровень сервиса обеспечивается, в том числе благодаря регулярным аудитам, проводящимся специалистами компании Michelin в дилерских центрах. Эта шинная сеть создавалась на основе работы подобных центров, работающих в разных странах. Например, за основу были взяты крупнейший европейский шинный центр Euromaster, североамериканская розничная сеть TCI, а также розничные центры TyrePlus, функционирующие на территории Австралии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Таиланда, Индии и ряда других стран.

Третья составляющая стратегии Michelin - техническая поддержка потребителей. Специалисты компании ежедневно посещают различные автопарки своих клиентов, анализируют их работу и уровень эксплуатации грузовиков и шин и предлагают сбалансированные решения, которые позволяют предприятиям снизить эксплуатационные расходы, в том числе за счет уменьшения простоев, связанных с ремонтом шин, а также благодаря сокращению потребления топлива. Кроме того, эксперты Michelin предлагают сотрудникам автопарков обучение, для того чтобы они смогли правильно осматривать шины и идентифицировать появившиеся проблемы.

 

Для всех осей автопоезда

Несмотря на улучшение экономической ситуации, одной из главных задач любого автотранспортного предприятия является снижение эксплуатационных издержек. Поэтому представление новинки приходится как раз кстати. Michelin X Energy Savergreen (что переводится как «зеленый спасатель») – это линейка энергосберегающих шин, которая появилась еще в 2008 г. В нее входили покрышки для установки на ведущую и рулевую оси. Теперь компания презентовала шину из этой серии для установки на прицепную ось. Таким образом компания завершила гамму шин для установки на все оси автопоезда. К размеру 315/70 R22,5 добавился новый – 315/80 R22,5. При разработке новинки специалисты компании провели анализ потребностей потенциальных заказчиков. Среди них обеспечение рентабельности, безопасности и надежности перевозки. То есть шина должна способствовать минимизации операционных расходов, максимально исключать вероятность возникновения аварийных ситуаций, а также обеспечивать бесперебойность перевозки.

Снижению затрат автотранспортного предприятия в том числе способствует топливная экономичность и снижение износа шин. Поэтому важным свойством шины является сопротивление качению, ведь третья часть расходуемого автомобилем топлива уходит на преодоление сопротивления качению – силы, противодействующей поступательному движению шины.

По словам менеджера по продукту в сегменте грузовых шин компании Michelin в России и других странах СНГ Михаила Харсеева, самое сложное при создании новой шины – улучшить одну из ее характеристик, и при этом не нанести ущерб другой. Для достижения роста экономичности шины самым простым решением было бы убрать один из протекторов, но таким образом резко снижается ее ресурс. Такая же зависимость существует между сопротивлением качению и сцеплением: чем жестче шина и чем меньше она подвержена деформации, тем лучше для топливной экономичности. Но при этом снижаются сцепные характеристики такой шины, особенно в сложных дорожных условиях. Кроме того, каждая ось вносит свой вклад в топливную экономичность. Например, передняя ось – около 17 %, прицепная ось – порядка 50 %. Поэтому энергосберегающие шины, которыми полностью оснащено транспортное средство, способно обеспечить потребителю лучшие топливные характеристики.

Одна из технологических инноваций, примененная в данной шине, - каркас Energy Flex, позволяет снижать расход топлива на 1,7 л/100 км по сравнению со средним показателем других шин данной категории. Эта технология состоит из трех частей: в конструкции шины используются более тонкие элементы, более адаптивная резиновая смесь с низким коэффициентом теплообразования. Кроме того, нити каркаса имеют меньшую степень скручивания, поэтому они реже взаимодействуют между собой, что способствует снижению уровня теплообразования. Причем такой результат достигнут без ущерба для ходимости шины. Благодаря применению технологии ламели «двойная волна» повышается долговечность и сцепные характеристики шины. Суть технологии заключается в том, что байонетное замыкание блоков протектора и трехмерная структура ламелей обеспечивают максимальную прочность грунтозацепов. Она действует одновременно в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Другая технология, примененная в конструкции шины, – InfiniCoil, благодаря которой применяется стальной непрерывный корд, который намотан вплотную по окружности шины вокруг центра его вращения. Это обеспечивает оптимальную жесткость шины на окружности качения.

Высокий уровень безопасности при эксплуатации новой шины достигается благодаря все тем же технологиям – InfiniCoil (способствует стабилизации протектора шины, ограничивает уровень ее деформации и увеличивает пятно контакта шины с дорожным покрытием, что повышает сцепные свойства покрышки, а значит и уровень безопасности) и ламели «двойная волна» (улучшает сцепные характеристики шины на ведущую ось на 10 %).

Надежность шины обеспечивается благодаря таким характеристикам, как ее способность работать долго, под большой нагрузкой и противостоять различным повреждениям. Все та же технология InfiniCoil: металлический каркас, примененный в конструкции шины, защищает ее от различных воздействий. Благодаря этому увеличивается выносливость шины к нагрузкам.

Новинкой уже оснащают свои грузовики такие европейские автопроизводители, как MAN, Volvo, Renault Trucks, Scania, Iveco, Daimler, словом, почти вся «большая европейская семерка», что уже говорит о многом.