Страхование "Украинская «автогражданка» переходит на новые правила"


Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора

 

Наступление Нового года совпало с пятилетием начала обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Украине, а за этот период страховые компании выплатили потерпевшим в общей сложности 8 млрд рублей.

 

Правда, за этот же период страховые компании собрали 20 млрд рублей, 4 млрд из которых они взяли себе на расходы, еще 1,6 млрд заплатили в виде налогов, а оставшаяся сумма «засела» в неурегулированных делах по ДТП и в свежих полисах, которых за последний год продали на 5,2 млрд рублей.

И хотя число ДТП в Украине за последние годы пошло на убыль, оно все еще слишком велико. Так, за 2010 г. здесь произошло более 200 тыс. аварий, в которых 4523 человека погибли и более 38 тыс. получили травмы различной степени тяжести. При этом главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что, несмотря на весьма существенный лимит ответственности по жизни и здоровью в 400 тыс. рублей, в реальной жизни эта величина достижима исключительно теоретически. Дело в том, что украинское законодательство защищает отнюдь не потерпевшего, которому необходимо подтвердить причиненный ему ущерб при помощи многочисленных чеков и квитанций, без предъявления которых он не получит ни копейки. Причем особо это усугубляется условно-бесплатной медициной, которая деньги берет всегда, но только «без протокола». Но даже предъявив чек о приобретении бинта и зеленки, пострадавший в ДТП должен представить справку, подтверждающую, что эти медикаменты были ему необходимы. В цивилизованных странах ничего подобного нет. Там четко установлено, сколько положено заплатить за ту или иную травму, а потому потерпевшие могут спокойно лечиться, а не бегать в поисках оправдательных документов.

Но и по «железу» получить страховое возмещение не так-то просто. Здесь тоже все упирается в различные документы, которые должен предоставить потерпевший в страховую компанию виновника ДТП. Поэтому несмотря на то, что страховщик обязан выплатить возмещение на протяжении одного месяца со дня получения последнего документа, на самом деле этот срок неоправданно растягивается. В 2005 г., например, он тянулся в Украине до 900 дней, сегодня же по 95 % страховых случаев решение принимается по истечению полугода, а около 80 % урегулируются за четыре месяца.

Еще одна проблема - наличие на украинском рынке страхования значительного количества поддельных полисов. Прежде всего, речь идет о настоящих бланках полисов «автогражданки», около 400 тыс. штук которых бесследно пропали в процессе банкротства ряда страховых компаний, занимавшихся данным видом страхования. И кроме того, в последнее время все чаще стали появляться поддельные бланки, отличить которые на глаз достаточно сложно, поскольку средства защиты на настоящих бланках скрыты.

Полисами «автогражданки» покрыто лишь около 80 % транспортных средств. Поэтому около 5 % выплат было произведено за счет средств фонда защиты потерпевших, созданного при Моторно-транспортном страховом бюро Украины (МТСБУ). В эту сумму вошло погашение ущерба, причиненного по вине водителей льготных категорий, которые страховать свою гражданскую ответственность не обязаны, а также водителей незастрахованных транспортных средств. При этом на долю последних приходится около 85 % выплат из данного фонда, или 335 млн рублей. Проделав несложные подсчеты, можно прийти к неожиданному выводу: ущерб, причиненный по вине незастрахованных водителей, которых насчитывается 20 %, составляет всего 4,3 % от общей суммы выплат, т. е. незастрахованный водитель в 4,6 раза менее опасен, чем застрахованный. Это наводит на размышления…

Впрочем, чтобы исправить недочеты, имеющиеся в Законе «Об обязательном страховании…», в него готовится целый ряд изменений.

Прежде всего, должен быть узаконен Европротокол, позволяющий застрахованным водителям, ставшим участниками ДТП без потерпевших, решать все свои проблемы в страховых компаниях, не привлекая к этому ГАИ. Соответственно, не теряя времени, не платя штрафы и не подвергаясь риску лишиться «прав». Правда, предельно возможную выплату в данном случае планируется установить на уровне 38 тыс. рублей, что не соответствует размеру среднего ущерба при ДТП.

Планируется ввести и так называемое прямое урегулирование, когда потерпевшему нужно будет обращаться непосредственно в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. И именно своя страховая компания будет выплачивать ему полагающееся возмещение, самостоятельно потом решая вопросы со страховой компанией виновника. Естественно, и прямое урегулирование, и Европротокол будут действовать только в том случае, если участники ДТП имеют действующий полис «автогражданки». Как ожидается, прямое урегулирование позволит автовладельцам на собственном опыте убедиться в качестве услуг, предоставляемых страховыми компаниями, что уже в ближайшем будущем позволит перейти к свободному ценообразованию в данном виде страхования.

При этом готовящимися нововведениями предусмотрено, что страховщик обязан выплачивать возмещение не на протяжении одного месяца со дня получения последнего документа, а в течение трех месяцев с момента сообщения о ДТП. И заниматься сбором и оформлением всех необходимых документов в этом случае придется уже страховой компании.

Планируется также решить проблему оценки вреда, причиненного жизни и здоровью, установив определенные правила автоматического начисления сумм возмещения при получении тех или иных травм, независимо от наличия документов, подтверждающих расходы потерпевшего.

И, наконец, с 1 января 2011 г. выдаются страховые полисы только нового типа, которые отличаются бирюзовым цветом (вместо желтого), а также наличием двух голограмм, подделать которые достаточно сложно. Одновременно изменились и стикеры. При этом полисы, выданные ранее, остаются действительными.

Свои «пять копеек» в нововведения хочет внести и ГАИ. Так, на сегодняшний день водитель обязан предъявить полис «автогражданки» инспектору ГАИ только во время составления протокола о нарушении Правил, при причастности к ДТП, при прохождении техосмотра и при регистрации/перерегистрации транспортного средства. Однако поговаривают, что в ДГАИ хотят «подправить» данную ситуацию и ввести в число причин остановки и необходимость проверки наличия у водителя данного полиса.

И хотя важно страхование гражданской ответственности автовладельца в принципе, а не наличие соответствующего полиса у водителя, в ГАИ и МТСБУ считают по-иному. Поэтому за 11 месяцев 2010 г. по данному нарушению, за которое предусмотрен штраф 1625 - 3250 рублей, было составлено около 62 тыс. протоколов.

Кстати, во многих странах существуют краткосрочные полисы, и для того чтобы не платить лишние деньги за страховку, многие владельцы транспортных средств, которые не эксплуатируют их в зимний период (прежде всего мотоциклисты), снимают на этот период свою технику с регистрации, а весной регистрируют снова. Можно представить, сколько времени и средств потребует подобная экономия в Украине…