Тест-драйв "Скромный труженик ближнего боя, или Из мегаполиса в провинцию"


Федор КИРИЧУК

Фото автора

 

За последние годы я посетил десятки выставок, на которых ,были автобусные экспозиции. После всего увиденного можно сделать некоторые выводы. Большинство производителей из желания «по легкому»  срубить деньжат старается любой ценой, иногда вопреки здравому смыслу, выводить на рынок все новые и новые модели, зачастую  значительно более дорогие, хотя с технической точки зрения они мало чем отличаются от предшественников. Однако при этом существуют достаточно успешные фирмы, имеющие невысокие, но стабильные объемы выпуска. Удерживаясь от кардинальных решений, попахивающих псевдоноваторством, они делают прочные, добротные машины, которые уже стали визитными карточками своих марок, а то и стран. В модельных рядах этих фирм имеются ультрасовременные автобусы, но народ помнит и любит «стариков». Взять хотя бы относительно недавно снятые с производства двухэтажные английские «дабл-деккеры», или всего две серии капотных машин американской компании Navistar, которым принадлежит более 55 % рынка школьных автобусов и ¾ парка машин для тюремных и полицейских перевозок в США.

Не меньшее значение для Чехии имеют автобусы марки Karosa. На мой взгляд, появившийся весной позапрошлого года в Киеве автобус Karosa Axer является одним из лучших вариантов недорогих бюджетных машин, полностью отвечающих своему предназначению — использованию на пригородных и коротких междугородных маршрутах.

 

По уровню эргономики и комфорта рабочего места водителя Кarosa Axer несколько превосходит аналоги стран СНГ

 

Компания Karosa начала свою деятельность в 1895 г. в качестве механической мастерской. В 1925 г. фирма занялась автомобильными кузовами, а через три года — еще и автобусными. С тех пор эта продукция стала для предприятия основной и успешно продавалась по всей Чехословакии и за ее пределами. В 1993 г. Karosa, получив статус акционерного общества, организовала совместное предприятие с Renault V.I. После того как FIAT (IVECO) и Renault V.I. основали международный автобусостроительный холдинг Irisbus, туда в числе венгерских, испанских, немецких, французских и итальянских заводов автоматически вошла и Karosa. В докризисном году чешская компания выпустила и продала на своем и соседних рынках около 1850 двух- и трехосных автобусов разных классов.

Со слов представителя завода, в новом тысячелетии компания Karosa выпускает 11 вполне самостоятельных оригинальных моделей: в их числе несколько малых и средних городских машин (включая полностью низкопольные), две похожие модели автобусов для пригородных маршрутов, но в различной комплектации, три машины для дальнего туризма и роскошный международный лайнер. Это очень солидный показатель, который подстать только крупной фирме. Однако сегодня мы познакомимся с относительно «простой» машиной — Karosa Axer, по разным показателям вполне доступной нашим перевозчикам.

 

Дизайн и оборудование

Пригородный автобус Axer на французском, чешском и словацком рынке считается компромиссной моделью между «туристом-регионалом» Karosa C 955 E и магистральным Karosa LC 956 E, оборудованным спальным местом для второго водителя. Axer, как и другие дорожные братья имеет полурамную конструкцию. Точнее, речь идет о трех мощных подрамниках - для двигателя, передней и задней подвесок, которые закреплены на двух лонжеронах (переднем и заднем, объединяющих силовую линию (ДВС, КПП и ведущий мост). На эту конструкцию «одевается» стальной каркас, состоящий из шести соединяемых болтами крупноузловых модулей (днище, правый и левый борта, крыша, передняя и задняя панель), к которым крепятся кузовные панели и детали.

Справедливости ради замечу, что наружный дизайн Axer нельзя признать ультрасовременным. Такими были машины для междугородных перевозок 15 лет назад, а спустя еще десятилетие они были понижены до статуса «региональных туристов». Хотя, по-моему, передняя часть и сегодня смотрится вполне прилично, а внутри скромный пригородный автобус выглядит и вовсе безупречно. Салон обтянут прочной и мягкой тканью, на полу — износоустойчивое синтетическое ковровое покрытие, и имеется возможность для трансформации: — шаг между удобными пассажирскими сиденьями с откидными подлокотниками может меняться хоть каждый день. Над сиденьями, под потолком, во всю длину салона устроены очень емкие багажные полки, по заказу оборудованные сеткой, а под полом — запирающийся грузовой отсек. Хочу отметить, что в базовой комплектации присутствует такая приятная и редко встречаемая на просторах СНГ пригородных машинах мелочь, как центральный замок, который подключен к сигнализации и активируется нажатием единственной кнопки. При этом все двери, люки и крышки включая  багажный и моторный отсек, автоматически закрываются и принимаются под охрану.

Положительным моментом конструкции Axer при эксплуатации на наших замусоренных дорогах можно считать лобовое стекло на резиновом уплотнителе и фары, размещенные отдельно друг от друга. Раздельные фары дальнего и ближнего света, прожекторы, противотуманки и компактные (но мощные) указатели поворотов при движении по ночной трассе обеспечивают хорошее освещение в разных плоскостях дорожного покрытия и прилегающих зон. Кроме того, при их замене в случае попадания в стекло камня или после небольшого ДТП работа и стекла фар обойдутся дешевле. Все боковые оконные стекла затонированы и аккуратно приклеены к кузову с небольшим зазором. Это важно при столкновении в угловой плоскости.

Простенько оформленная торпедо развернута полукругом, и до каждого из переключателей, будучи пристегнутым ремнем безопасности, можно легко дотянуться рукой, не отрывая спины от глубокого кресла водителя

 

По уровню эргономики и комфорта рабочего места водителя Кarosa Axer несколько превосходит аналоги стран СНГ: простенько оформленная торпедо развернута полукругом, и до каждого из переключателей, будучи пристегнутым ремнем безопасности, можно легко дотянуться рукой, не отрывая спины от глубокого кресла водителя, перекочевавшего в автобус из последней модификации магистрального грузовика IVECO EuroTech. Дизайн торпедо выполнен в классическом стиле и без малейшего намека на футуризм. В основе  добротный пластик двух цветов - черный и темно-серый, местами обтянутый плотным кожзаменителем. Из привычных нам приборов — электрические тахометр и спидометр, да жидкокристаллический дисплей размером с пачку сигарет. В верхней части щитка — три блока контрольно-сигнальных ламп (всего 30 шт.) и 8 кнопочных выключателей. Зато по бокам приборного щитка установлены 21 клавишный, 7 реостатных переключателей для управления главными системами, входящими в базовую комплектацию. В полной комплектации их может быть соответственно 35 и 10. Добавьте к перечисленному два подрулевых мультиджойстика, и вы получите некоторое представление об органах управления на рабочем месте водителя. К ним же относятся удобные невысокие педали и мягкое рулевое колесо среднего диаметра на регулируемой в двух плоскостях колонке. Уровень шума в салоне воспринимается совершенно по-другому благодаря ультрасовременной конструкции бортовых панелей, обивке стен, потолка и пола, которая нивелирует аэродинамические и дорожные шумы от силовой линии, шин и… люков.

Компоновка двигателя стандартная — заднемоторная с продольным расположением силового агрегата, положенного на правый бок. На автобусе установлен 8-литровый IVECO Cursor 8 мощностью 310 л. с. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3 для автобуса подобного размера и назначения этого мотора более чем достаточно. Кarosa оборудован шестиступенчатой коробкой передач немецкой фирмы ZF. Такого классного привода переключения коробки (учитывая расстояние от рычага до КПП), да на недорогом автобусе, я не встречал достаточно давно. КПП включала передачи точно и легко. Она совершенно не требует привыкания, а передаточные числа подобраны очень удачно (именно под этот двигатель).

Передняя подвеска — пневматическая независимая, а задняя — зависимая, но тоже на пневмобаллонах. В результате автобус обеспечивает оптимальный комфорт при движении по любому типу дорожного покрытия- будь то асфальт, бетонка или булыжная мостовая. Но в основном тест проходил по далеко не лучшим дорогам. Тут по обыкновению много бугров и ям, и мне понравилось, как автобус преодолевает эти неровности. Он идет плавно, как корабль. И что особенно приятно — прогнозируемо и правильно работают механизмы управления, а именно рулевое, сцепление и тормоз.

Тормоза в автобусе — великолепные. Они не требуют ни малейшего привыкания и безукоризненно реагируют на нажатие педали именно в том объеме, в котором ожидаешь. Эти тормоза также позволяют совершать водителю некоторые небольшие оплошности при маневрировании и перестроении, поскольку над КПД системы работает интегрированная ABS, а педаль утапливается на стандартный для легкого коммерческого транспорта уровень. Водитель, который регулярно работал на больших микроавтобусах, пересев на Кarosa, справится с управлением Axer без малейших проблем. Что касается привода КПП и сцепления, то некоторые технари не без оснований считают, что на сегодняшний день это своего рода визитная карточка, демонстрирующая класс производителя, из разных узлов и агрегатов комплектующего силовую линию. Педаль сцепления находится на одном уровне с акселератором и «тормозом», поэтому перестановка ноги с одной педали на другую не грозит опасностью зацепиться рантом/подошвой обуви за ненужную педаль.

К положительным чертам этого автобуса можно отнести большой багажный отсек объемом почти 7м3, расположенный под полом салона между осями автобуса. Снаружи машина выглядит достаточно компактной, а на самом деле багажный отсек просто гигантский, и сложно представить себе объем поклажи пассажиров, живущих в пригороде или дачников, который бы не влез в этот отсек. Если же такое произойдет, то Axer может увезти багаж в прицепе полной массой 2,5 т (сзади имеются отверстия для крепления фаркопа).

 

Тест-драйв

Вырулив с территории НВЦУ, Axer влился в достаточно напряженный поток, двигавшийся в режиме стартстоп по Окружной дороге на запад. Пока машина не вышла «на оперативный простор»., мы еще не раз попадали в «пробки» и «тянучки». Расставшись с Окружной дорогой и перемахнув по Южному мосту через Днепр, мы оказались в тепличных условиях — на скоростном пятиполосном Бориспольском шоссе. На 3/5 загруженный автобус, почувствовав себя в родной стихии, полетел как птица.

Во время начального отрезка теста я без малейшего труда достиг скорости 100 км/ч. При этом стрелка тахометра находилась в начале зеленого поля. Это говорит о том, что крейсерская скорость этой машины рассчитана на 95 - 100 км/ч. Максимальная же кинематическая скорость, по всей видимости, может доходить до 140 - 145 км/ч без малейшего ущерба для силового агрегата, трансмиссии и шасси. Скорее всего, учитывая дизайн передней панели и угол наклона фронтального стекла, расход топлива на скорости 90 - 95 км/ч и при 120 - 125 км/ч будет существенно отличаться. Но это уж — кому что надо. Вопросы здравого смысла весьма иллюзорны…

Мне подсказали, что на время обкатки на машине установлен нестандартно отрегулированный ограничитель, а круиз-контроль этого автобуса может быть выставлен максимум на 98 км/ч, что не позволит перевозить пассажиров на слишком высоких скоростях в дальнем рейсе. Но топливо (при разгоне на высшей передаче педалью акселератора) «обрезается» только при достижении 103 км/ч (для удобства проведения обгонов).

Представитель завода подсказал мне, что ходовая часть автобуса (шасси) оборудована ретардером, который работает в двух режимах. Один вариант его использования — нажимаешь на педаль тормоза, и включается ретардер, а второй режим — агрегат активируется клавишей на приборной панели. В купе с моторным тормозом, этих систем вполне достаточно, чтобы управлять машиной на трассе, не пользуясь педалью рабочего тормоза слишком часто. По крайней мере, у всех водителей (и особенно — владельцев техники), кто хоть как-то сталкивается с сервисом, это вызывает положительные эмоции, т.к. им не придется переплачивать за преждевременный износ накладок тормозных колоднок и шин.

Очень понравилось рулевое колесо в Axer, — среднее по диаметру и мягкое на ощупь. То есть, нам хорошо известны автобусы, у которых рулевое колесо больше по диаметру (секонд-хенд) или значительно меньше (оттюнингованные машины, и у них несколько другое назначение). А Karosa со средним рулевым колесом позволяет точно дозировать угол поворота, и при движении через населенный пункт у водителя не должны возникнуть сложности с управлением этой машиной. По крайней мере, на мой взгляд, с точки зрения управляемости Axer — это один из лучших автобусов данного класса, с которыми мне приходилось сталкиваться в последние 2 - 2,5 года.

Что касается опций, то их перечень выглядит достаточно внушительно. Фирма Karosa тесно сотрудничает с компанией IVECО. Этим-то все и объясняется: на автобусе в базовой комплектации присутствуют все вспомогательные электронные системы в силовой линии и ходовой части машины, которые рекомендованы для эксплуатации на европейских автобусах и необходимы для того, чтобы Axer получил допуск на перевозку пассажиров по дорогам общего пользования в любой стране мира. К ним, естественно, относятся многоканальная ABS и ASR.

Салон обтянут прочной и мягкой тканью, на полу — износоустойчивое синтетическое ковровое покрытие. Шаг между удобными пассажирскими сиденьями легко меняет. Под потолком, во всю длину салона устроены емкие багажные полки, по заказу оборудованные сеткой

 

Кроме того, чешский завод выпускает модификации «Сибирь» и «Сибирь + Север», оснащенные более мощными печками, дополнительными отопителями, системой предпускового прогрева двигателя и топлива, двойными стеклопакетами, а также более надежными электронными приборами, которые контролируют работу и управляют основным и вспомогательным оборудованием на машине. Однако в Украине такой набор опционального оборудования не встречается за ненадобностью. С одной стороны, наши перевозчики их не заказывают так как редко бывают в указанных регионах, а с другой – местные производители не торопятся внедрять их в производство. Даже простеньких кондиционеров не устанавливают на 90-92 % выпускаемых автобусов. Получается, что совершенно замечательные приборы и системы, которые могли бы существенно облегчить жизнь водителя и пассажиров, в силу разных причин на наших автобусах не применяются.

И все же тестировавшийся Axer нес на борту кое-что из оборудования «для комфорта». Заботливые чехи установили на «украинскую» машину дополнительный отопитель салона Eberspaecher и два экономичных кондиционера: маленький работает только на водителя и на переднюю часть салона, а большой более производительный — Thermo King MRT 1004 — обеспечивает прохладный микроклимат для остальных 90 % пассажиров.

Компоновка двигателя стандартная — заднемоторная с продольным расположением силового агрегата, положенного на правый бок. На автобусе установлен 8-литровый Iveco Cursor 8 мощностью310 л. с.

 

Говоря об обзорности с водительского места, трудно удержаться от похвалы чешским конструкторам. Очень приятное впечатление оставили площадь остекления кабины и зеркала заднего вида этого автобуса. Во-первых, они действительно велики, во-вторых, регулируются из салона электроприводом, в-третьих, оборудованы электроподогревом, в-четвертых, имея дымчатые стекла и сферическую форму, такие зеркала скрадывают интенсивный свет фар идущих сзади автомобилей. Этим сегодня никого не удивишь в Западной Европе, но в пассажирских машинах производства стран СНГ подобные изыски до сих пор применяются крайне редко. Есть еще один интересный нюанс в подходе чехов к эргономике. В базовую комплектацию автобуса входит подогрев пневмоподвешенного водительского сиденья (в опциях — сиденье в исполнении Comfort). Оно имеет достаточно широкую амплитуду регулировок вперед/назад, вверх/вниз и раздельный подогрев для спинки и подушки.

Но кое-что в данной модели мне категорически не понравилось. Речь о металлопластиковом бампере. Умом-то я понимаю, что у него сложная для пресса конфигурация, но на душе неспокойно. Пластиковая обвеска для самоуверенных водителей на больших вседорожниках — отнюдь не преграда. А значит при лобовом столкновении он на треть длины своего капота влезет в салон автобуса… И вообще, иной раз кажется, что все эти противоподкатные фокусы — фикция или, как говорят водители, понты для приезжих. Весь этот пластик на ажурных кронштейнах так-сяк «работает» на скоростях до 55 - 60 км/ч, но после 80 км/ч ситуация кардинально меняется, а уже свыше 90 км/ч... Но не будем о грустном.

В заключение несколько слов об опыте эксплуатации этих машин. На холмистых дорогах Западной Украины и в предгорьях Карпат уже более трех лет работают почти полторы дюжины Кarosa Axer и еще несколько машин бегают в южных регионах. Водители хвалят эти автобусы за мощность и динамику, за качество обивки салона (боковых панелей, сидений и пола) и покладистый нрав. А механики и слесари буквально поют дифирамбы. Странно, но неподкупные работяги хвалят все: надежную и долговечную рулевую трапецию, прочные мосты и правильно подобранные узлы/агрегаты ,легко выдерживающие межсервисные интервалы, простую и беспроблемную электропроводку, износоустойчивые втулки и доступ к основным агрегатам при выполнении регламентных работ.

Под полом салона между осями автобуса расположен просто гигантский для вполне компактной машины багажный отсек объемом почти 7 м3

 

От себя добавлю вот что. Пару месяцев назад мне пришлось ехать в качестве пассажира на Axer из самой первой партии. Так вот, ни передняя, ни задняя подвески за всю дорогу от Тернополя до Львова не издали ни единого стука, все дверные уплотнители оказались в полном порядке, а обивка сидений и пола нигде не протерлась до дыр. Любопытно и то, что после трех украинских зим (с обилием соли на дорогах) кузовные панели снаружи автобуса не имели явных следов коррозии.

 

Вывод

Учитывая достаточно скромную цену Karosa Axer (около $ 85 110), при условии поставок в СНГ его ожидал бы если и не шумный успех, то гарантированно - беспроблемное будущее. Если бы не заградительные налоги… Повод для такого мнения один:  простота и надежность конструкции шасси автобуса обеспечивают запас его прочности на протяжении длительного периода эксплуатации. Силовая линия Axer имеет ресурс приблизительно равный 800 тыс. км, а работоспособность шасси, электроники и ДВС готова поддерживать вся весьма разветвленная сеть сервисных центров IVECO.

 

Итоги тест-драйва

Наружный дизайн

* * * *

Функциональность

* * * * *

Силовой агрегат

* * * * *

Динамика

* * * * *

Экономичность

* * * * *

Комфорт в салоне

* * * * *

Подвески

* * * * *

Безопасность

* * * * *

Управляемость

* * * * *

                                     

Примечание: * — 1 балл,  * — ½ балла.