Топливо "Противостояние"


Цены на АЗС зашкалили не только из-за налогов, но и потому что российским монополистам гораздо выгоднее продавать сырье на экспорт…

 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Нынче Дед Мороз оказался как никогда щедр на неприятные сюрпризы. Один из них: цена дизельного топлива на АЗС во многих российских регионах сравнялась с ценой 95-го бензина. А на некоторых заправочных станциях Санкт-Петербурга и Ленобласти даже превысила ее: если в конце 2010 г. зимняя солярка на заправках стоила 22 - 23 рубля за литр, то в 2011-м - уже 26,5 27 рублей за литр. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обеспокоена ростом цен на дизельное топливо. Как сообщил глава ведомства Игорь Артемьев, в отдельных регионах цены на дизель превысили цены на 95-й бензин.

 

- Мы получили данные из Ханты-Мансийска. Там дизельное топливо стоит дороже 95-го бензина, - сказал он. ФАС подозревает, что нефтяные компании могли создать искусственный дефицит на рынке дизельного топлива.

На территории Псковской области произошло существенное повышение розничных цен на нефтепродукты, особенно на дизельное топливо. Как рассказал руководитель Псковского УФАС России Владимир Кобжыча, с октября по 26 декабря 2010 г. стоимость дизельного топлива повысилась примерно на 25 %. Это один их самых высоких показателей по России.

По факту повышения цен управление проводит проверку участников рынка. Псковский УФАС запросил у пяти самых крупных операторов на рынке нефтепродуктов региона пояснения, с чем связано такое синхронное повышение цен.

- Лидер псковского рынка - ООО «Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт», доля которого в розничной продаже бензина составляет 55 – 75 %, представил целую кучу бумаг, которые тем не менее ситуацию не проясняют. Поэтому сейчас мы готовим материалы для возбуждения антимонопольного дела в отношении этой организации по статье «Злоупотребление доминирующим положением», - пояснил Владимир Кобыжча.

С 1 января существенно выросла цена на бензин в Перми. Больше всего подорожало дизельное топливо, стоимость которого на отдельных АЗС превышает стоимость обычного бензина. Производители топлива и владельцы автозаправочных станций связывают удорожание бензина с повышением топливных акцизов (решение об этом принято в 2010 г.). 
Повышением цен заинтересовались в Управлении антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю.

И такая картина  по всей стране.

Можно много говорить о транспортном налоге и НДПИ (в Госдуме продолжают эксплуатировать эту столь популярную в народе тему). С 1 января произошло повышение стоимости топливных акцизов, выплаты в фонды обязательного социального страхования выросли с 26 до 34 %. В сумме налоговая нагрузка составит до 2 тыс. рублей за 1 т, или +12 %. Но дополнительная налоговая составляющая вошла в цену моторного топлива только с 1 января, а уже к этому моменту цены на АЗС вспучило так, словно Россия везет к себе нефть как минимум из Объединенных Арабских Эмиратов.

Полный абсурд: Россия добывает нефть, но во многих странах, например в США, цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть. Почему?

Ответ на этот вопрос хорошо знают в Федеральной антимонопольной службе России: практически на всей территории России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь оптовые), в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями – так называемыми ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий. Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Ответ на вопрос «Что происходит?» в Федеральной антимонопольной службе нашли давно. И все это время (особенно в последние три – четыре года) российские антимонопольщики ведут битву не на жизнь, а на смерть с вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Увы, говорить об успехе, как свидетельствуют ценники на АЗС России, пока преждевременно…

 

Кто они, олигархи?

Федеральная антимонопольная служба констатирует, что структура нефтяной отрасли в России имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально интегрированных нефтяных компании (ВИНКи). Эти широко известные бренды осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.

Все последние годы сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием.

Продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10 % от общего объема до 5 %). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70 % до чуть более 50 %. Расширение розничных сетей ВИНКов характеризуется  в том числе отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брендированных нефтепродуктов ВИНКов.

Высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа на рынки нефтепродуктов и осуществления рентабельной деятельности. Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются:

- ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработке нефти;

- ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;

- ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;

- наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов;

- наличие у ВИНКов большого административного ресурса;

- высокие первоначальные затраты.

ВИНКи доминируют (в том числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНКами («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром»), более 75 % российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНКами.

Почти вся добытая ВИНКами нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15 – 20 %. Небольшой сегмент независимого от ВИНКов рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40 % свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20 % - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5 – 7 %.

Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНКов. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНКов или трейдеров.

Доминирование ВИНКов на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ. ВИНКи используют давальческую схему переработки нефти как на чужих НПЗ, так и на собственных. Различные схемы замещения по объемам, перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

Вместе с тем при распределении нефтепродуктов для дальнейшего внутреннего потребления оптовый рынок непосредственно связан с региональными рынками хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Для осуществления хозяйствующим субъектом оптовой и мелкооптовой реализации нефтепродуктов на региональных рынках необходимы собственные мощности или доступ к мощностям по хранению иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, доминирование ВИНКов при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНКов, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНКами своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данной ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению.

На региональных рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов в 67 субъектах Российской Федерации (более 75 %) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в том числе совместно) с долей более 50 %, в 57 регионах это сбыты ВИНКов. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59ти – долю более 50 % занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНКов, в 9ти – независимые участники рынка.

На розничных рынках более 50 % АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНКов. В 57 регионах ВИНКи единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18-ти. Поскольку снабжение АЗС осуществляется регулярными поставками мелкооптовых партий нефтепродуктов, существенным препятствием развития конкуренции является наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНКам осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе России.

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

До сих пор используются схемы передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНКи перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применявшаяся в 90-х годах прошлого века в целях так называемой оптимизации налогообложения, не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, поскольку спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нее. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНКами, за исключением незначительных объемов, задействованных в так называемых схемах замещения, фактически отсутствует.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНКами, наносит ущерб эффективности самих ВИНКов. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНКов в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствуют недоверию между ВИНКами, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего (как правило, доминирующего) влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНКами нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами, между ВИНКами этого не происходит.

 

Картели с российской пропиской

Слово «картели» уже давно перекочевало из голливудских боевиков в российскую жизнь. Картели – это не только усатые загорелые миллиардеры, сидящие у бассейна под пальмой в окружении полуголых красоток и отсчитывающие прибыль от продажи кокаина. Говоря языком прагматичной экономики, картели это объединения предпринимателей, созданные с целью увеличения прибыли путем устранения конкуренции между участниками, и они имеют исключительную опасность для российской экономики.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие  как:

- небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей);

- сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат;

- превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей;

- низкая наукоемкость продукции.

Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства. Так, например, в 90-х годах регионы были закреплены за отдельными нефтяными компаниями. Много воды с тех пор утекло, а рынки так и остались жестко распределенными.

Картели никто не создает перед телевизионными камерами и при свете софитов, и раскрывать их непросто. Тем более что и заключения соглашения как такового может и не происходить, возможен так называемый молчаливый сговор (tacit collusion), когда существующие на одном рынке компании действуют на основе взаимопонимания без заключения жестких договоренностей. В результате в развитых странах средняя продолжительность существования картеля составляет шесть лет, иногда даже десять и более лет. При этом основными инструментами раскрытия картелей является оперативно-розыскная деятельность антимонопольных органов, получение информации от компаний-участников картелей в рамках программы смягчения наказаний, использование правовой концепции тайного сговора (когда доказывается не наличие соглашения, а невозможность объяснения действий компаний иными экономическими соображениями).

В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции», устанавливающий правовое определение коллективного доминирования и вводящий понятие «согласованных действий» (как действий, результат которых выгоден только при условии, что они заранее известны каждому из участников, и которые не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке).

Затем ФАС добился принятия так называемого второго антимонопольного пакета, потом – третьего…

 

Задолго до новогодних праздников цены на ДТ устремились к уровню 95-го бензина...

 

Больно ли, когда бьют рублем?

ФАС России в 2008 - 2009гг. рассмотрела две волны по четыре дела в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО ««Лукойл»», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов.

С мая по июль 2008 г. в ФАС России поступило большое количество обращений граждан, юридических лиц, законодательных собраний и губернаторов субъектов РФ, в которых указывалось на значительный рост цен на автомобильные бензины и авиационный керосин. ФАС России провела анализ состояния конкурентной среды на рынках нефтепродуктов, в результате которого установила, что ОАО «НК «Роснефть», ОАО ««Лукойл»», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» занимают существенную совокупную долю на товарных рынках автомобильных бензинов и авиационного керосина в границах РФ (в 2007 г. совокупная доля на оптовом рынке автомобильных бензинов в РФ составляла 73,44 %, совокупная доля на оптовом рынке авиационного керосина – 79,26 %). ФАС России установила, что ОАО «ТНК-ВР Холдинг» совместно с ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» занимает доминирующее положение на оптовых рынках автомобильных бензинов и авиационного керосина.

Компания «Лукойл» проиграла ФАС дело за 2008 г. еще летом 2009 г. Она подала апелляционную жалобу, но вскоре сама от нее отказалась.

По фактам повышения цен на оптовых рынках нефтепродуктов в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого было установлено, что ОАО «ТНК-ВР Холдинг» злоупотребило доминирующим положением путем:

- установления монопольно высоких цен на авиационный керосин и автомобильные бензины в четвертом квартале 2007 г. и первом полугодии 2008 г.;

- экономически необоснованного установления различных оптовых цен на авиационный керосин и создания дискриминационных условий на оптовых рынках автомобильных бензинов и авиационного керосина в РФ.

На основании решения ФАС России компании выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Кроме того, компания была привлечена к административной ответственности в виде оборотного штрафа в размере 1,1 млрд рублей.

ОАО «ТНК-BP Холдинг» оспорило решение, предписание и постановление ФАС России в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 6 апреля 2009 г., оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 г. и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2009 г., требования ОАО «ТНК-ВР Холдинг» удовлетворены в полном объеме. При этом суды исходили из того, что антимонопольным органом неправильно определены продуктовые и географические границы товарных рынков. Как следствие, не доказано наличие доминирующего положения компании, а также факты злоупотребления таким положением.

ФАС России обратилась в Высший арбитражный суд РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебных актов арбитражных судов.

Прецедентным стало постановление президиума ВАС от 25 мая по делу ТНК-ВР. Эта компания оказалась единственной из четырех других, которой удалось в трех инстанциях арбитражных судов Западной Сибири оспорить штраф за 2008 г. 25 мая 2010 г. Президиум ВАС РФ пересмотрел в порядке надзора судебные акты арбитражных судов по заявлению ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о признании недействительными решения и предписания ФАС России, а также постановления о привлечении к административной ответственности. Но президиум ВАС поддержал аргументы ФАС о коллективном доминировании компаний на рынке и монопольно высоких ценах, отменил судебные акты арбитражных судов и принял новый судебный акт об отказе ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом Президиум ВАС РФ дал толкование правовых норм, которое является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

За завышение цен «Лукойл», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Газпром нефть» получили первые оборотные штрафы в отрасли: по 1,1 – 1,5 млрд рублей с каждой компании за 2008 г. и по 4,2 – 6,5 млрд рублей (в тройном размере за рецидив) — за 2009 г.

ФАС согласилась снизить размер штрафа за 2009 г. до 1 % от оборота в обмен на то, что компании признают свою вину. Первой на это согласилась ТНК-ВР: 30 октября компания отказалась оспаривать решение ФАС за 2009 г., признав тем самым свою вину. В ответ апелляционный суд в Омске постановил снизить сумму штрафа для ТНК-ВР с 4,2 млрд до 1,17 млрд рублей.

Общая сумма штрафов, наложенных ФАС, приблизилась к 30 млрд рублей, а уже подлежащих уплате в бюджет РФ с учетом заключенных мировых соглашений - более 12450 млн рублей. За 2010 г. компания ОАО «ТНК-ВР Холдинг» оплатила штраф в полном объеме. ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Лукойл» в 2010 г. оплатили штрафы частично. Общая сумма оплаченных штрафов за 2010 г. составляет около 5 млрд рублей.

В конце декабря 2010 г. очередная вертикально интегрированная нефтяная компания - ОАО «НК «Роснефть»  перечислила в федеральный бюджет административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства в размере 2 039 872 680 рублей. В 2009 г. ФАС России вынесла решение о злоупотреблении ОАО «НК «Роснефть» доминирующим положением на рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина в первой половине 2009 г., а в октябре того же года антимонопольное ведомство оштрафовало ОАО «НК «Роснефть» на 5,28 млрд рублей (2,588 % от суммы выручки ОАО «НК «Роснефть» на оптовых рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина Российской Федерации в 2009 г.).

24 ноября 2010 г. ОАО «НК «Роснефть» в заседании Арбитражного суда г. Москвы заявило отказ от иска в части признания недействительными решения и предписания антимонопольной службы о злоупотреблении компанией доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов.

Кроме того, по ходатайству «НК «Роснефть» суд также принял решение о снижении размера санкции до 1 % от суммы выручки компании на оптовых рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина РФ в 2009 г. (смягчающим обстоятельством стало добровольное принятие «Роснефтью» мер по развитию биржевой торговли и увеличению объемов нефтепродуктов, реализуемых посредством биржевых торгов, а также обеспечение участия сбытовых организаций, входящих в группу лиц ОАО «НК «Роснефть», в биржевых торгах в качестве покупателей наряду с иными хозяйствующими субъектами). Штраф составил 2 039 872 680 рублей.

«Газпром нефть» успешно обжаловала в арбитражных судах в Санкт-Петербурге около 4,7 млрд рублей штрафа за 2009 г. 30 июля, уже после создания прецедента ВАС, кассационный суд Северо-Западного округа вынес постановление в пользу «Газпром нефти», посчитав, что служба не доказала факт доминирующего положения компании. Федеральная антимонопольная служба пожаловалась в ВАС.

Коллегия судей ВАС нашла основания для пересмотра дела. В определении от 30 ноября говорится, что коллегия не согласна с выводами судов о том, что ФАС неверно определила географические и продуктовые границы товарного рынка. Дело «Газпром нефти» президиум ВАС рассмотрит 15 февраля 2011 г. Президиум вправе пересмотреть дело в пользу ФАС или утвердить мировое соглашение. 7 декабря «Газпром нефть» отказалась оспаривать в Арбитражном суде Москвы решение ФАС за 2008 г., согласившись с претензиями и штрафом в 1,35 млрд рублей.

 

А что дальше?

Очевидно, что сегодня ФАС при некоторой поддержке правительства практически в одиночку пытается урезонить топливных монополистов. Но и, поддерживая ФАС, старается быть по возможности деликатным: ведь российский бюджет пополняется валютой в основном благодаря этим самым монополистам.

На минутку забудем о впечатляющих цифрах штрафов и посмотрим  что же сегодня происходит на российском топливном рынке?

Активизировался передел топливного рынка в Петербурге, эксперты связывают его с продолжением экспансии трех ВИНКов - «Газпром нефть», ТНК–ВР и «Роснефть». А доля независимых участников рынка неуклонно снижается. Независимые сети в городе сегодня представляют «Петербургская топливная компания», «Фаэтон», «Несте», «Шелл», «Линос» и ряд небольших операторов. По данным на июнь 2010 г., их доля на розничном рынке Петербурга снизилась до 53 % (всего сегодня в городе работают 438 автозаправок, которые принадлежат 27 компаниям).

В конце прошлого года «Газпромнефть-Тюмень» приобрела восемь и арендовала три АЗС «Экосиб» и «Пурнефтепродукт». Гендиректор ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» Владимир Дмитриев сообщил, что компания планирует приобрести оператора сети АЗС в Свердловской области. Нужны еще примеры? Их более чем достаточно, перечисление займет не одну страницу. Суть ясна: сегодня российским ВИНКам уже недостаточно той степени монополизма, которая у них есть. Они хотят больше…

- Мы не исключаем третьей волны дел против тех нефтяных компаний, которые сегодня завышают цену на этом рынке. Мы будем их (компании) рассматривать как рецидивистов, - заявил глава Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев, отметив, что пока рано говорить о том, когда будут вынесены решения и разосланы предписания.

Кроме того, у службы есть вопросы и к поставщикам авиационного керосина. Так, ФАС подозревает ОАО «Газпром» и ОАО «Славнефть» в искусственном создании дефицита этого вида топлива на внутреннем рынке. Об этом заявил журналистам заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, ОАО «Газпром нефть» снизило поставки авиакеросина на 47 %, а «Славнефть», которая управляется «Газпром нефтью» и ТНК-BP, - на 46 %.

- Мы считаем, что это серьезная проблема для внутреннего рынка, и этот вопрос будет рассматриваться ФАС отдельно, - сказал А. Голомолзин.