Автобизнес "Автобусное изобилие-2011"


Минувший год запомнится тем, что продажи новых автобусов в России шли вверх. Весь рынок вырос на треть и достиг отметки в 18300 ед. Наиболее заметных успехов в реализации готовой продукции добились заводы «Группы ГАЗ»: они реализовали 13198 новых машин и по количественному росту недосягаемы для конкурентов. В процентном отношении существенный рывок вперед сделали поставщики южнокорейских и шведских автобусов, но с российскими брендами тягаться они пока не могут.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Емкость рынка новых автобусов в России в 2011 г. в денежном выражении составила 48,5 млрд руб. и по динамике роста почти сравнялась с показателями докризисного 2007 г. Более половины этих средств пришлось на крупнейшего игрока – «Группу ГАЗ», сумевшую добиться выручки от реализации в 25 млрд руб. (без НДС).

 

 

Такой рост эксперты связывают не только с количественным увеличением продаж новой автобусной техники, но и с выходом в товаропроводящую сеть более дорогих пассажирских машин. Лидеру рынка существенно помогли четыре госконтракта на общую сумму в 18 млрд руб., по которым заказчикам (в основном, муниципалитетам крупных городов РФ) было поставлено 2070 ед. техники. Внушительные контракты производители заключали с потребителями и раньше, а всего с 2003-го по 2010-й гг. «Группа ГАЗ» отгрузила своим клиентам в общей сложности 3,2 тыс. пассажирских машин.

 

 

Крупнейшим заказчиком городских автобусов по-прежнему остается Москва. Департамент транспорта и связи российской столицы приобретает новую технику для ГУП «Мострансавто». И, по словам чиновников, выбор российской техники себя оправдывает. По данным заказчика, коэффициент выхода на линию составляет 0,98. Межсервисный интервал установлен в 20 тыс. км. Время нахождения на ТО составляет максимум 48 часов. Срок службы для городских машин установлен до 12 лет.

 

 

По словам директора дивизиона «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» Николая Одинцова, рост продаж продукции их предприятий составил 22 %. Существенный скачок вверх сделал Ликинский автобусный завод, увеличивший сбыт на 916 ед. (+74 % к уровню 2010 г.). Курганский автобусный добился роста продаж, в основном, за счет иностранных контрактов. При этом в натуральном выражении основную долю на рынке новых пассажирских транспортныъх средств (75 %) занимает Павловский автобусный завод, поднявший реализацию на 1262 ед. или на 17 %.

 

 

В период кризиса не все предприятия автобусной отрасли смогли быстро выйти из убыточности, но лидеру рынка это удалось во многом благодаря оптимизации бизнеса. В частности, были закрыты три проекта, количество платформ сократили с 11 до семи, а основное внимание сконцентрировали на развитии дилерской сети. По словам топ-менеджеров компании, амбиции коллектива стали более умеренными, но в то же время и более рыночными.

 

 

Согласно статистическим данным, 88 % продаж в 2011 г. занимали отгрузки в РФ, остальные поставки пришлись преимущественно на страны ближнего зарубежья и Никарагуа. При 33-процентном росте рынка доля «Группы ГАЗ» уменьшилась с 70 % в 2010-м до 64 % в 2011-м. Но за отчетный период экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 26 % за счет контрактов в Никарагуа и Сербию. В настоящее время в четырех странах (Вьетнам, Венесуэла, Колумбия и Никарагуа) идет омологация некоторых моделей и, в частности, ПАЗ-3204 с китайским двигателем Cummins. Наряду с популярной «Авророй» появился и ПАЗ-320412 «Вектор», а доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственной программе предприятия составила 14 %.

 

 

В финансовом выражении доля лидера рынка среди конкурентов в 2011 г. выросла до 56 %. В 2012-м «Группа ГАЗ» намерена улучшить данный показатель и планирует реализовать 12,5 тыс. автобусов на общую сумму 23,5 млрд. руб. Объем реализации ЛИАЗ в прошлом году вырос на 74 % и, по данным самого предприятия, составил 2258 автобусов. Это немного больше, чем отражено в официальной статистике Ассоциации Европейского Бизнеса, но тут уж ничего не поделаешь: данные по одним и тем же производителям в разных источниках очень часто не сходятся, хотя все утверждают, что берут цифры из первоисточника…

 

 

Такая же ситуация по марке ПАЗ: потребителям отгружено 9930 автобусов малого и среднего класса, что на 15 % больше уровня прошлого года. КАВЗ произвел 800 автобусов, что отвечает производственному плану по Соглашению о социально-экономическом партнерстве между «Группой ГАЗ» и правительством Курганской области. Еще один член «Группы ГАЗ», завод ГолАЗ реализовал перевозчикам 209 междугородних и туристических лайнеров.

 

 

В минувшем году лидер рынка инвестировал в развитие бизнеса 300 млн руб., из которых 200 млн руб. были направлены на НИОКР. Эти средства будут работать как на создание новых моделей, так и на совершенствование уже существующих. Например, в 2011 г. дополнительные средства позволили модернизировать все типы автобусной техники, поставляемой для российской столицы. В частности, удалось внести около 40 изменений в конструкцию, включая установку датчиков давления воздуха в шинах, более совершенных систем видеонаблюдения, контроля пассажиропотока и т. д.

 

 

В феврале 2012 г. начался второй этап испытаний туристического лайнера ГолАЗ «Вояж», который планируется поставлять Оргкомитету зимней Олимпиады-2014 в г. Сочи. Всего в рамках данного проекта планируется реализовать 960 автобусов различного назначения. Большие контракты ожидаются и в преддверии Универсиады 2013 г. в Казани. В перспективе рост продаж обеспечит проведение чемпионата мира по футболу 2018 г., но так далеко большинство производителей сейчас не заглядывает.

 

 

Самый злободневный вопрос для производителей подвижного состава – чем для них обернется вступление России в ВТО? В принципе, вступление уже случилось, остались лишь нюансы, а именно – согласование компенсационных мер. Но уже сейчас производители автобусов не питают особых иллюзий и прогнозируют уменьшение собственного рынка на 3 - 3,5 млрд руб. Основания для таких опасений есть. Сегодня некоторые машины российского производства дороже китайских. Есть серьезная опасность в массовом поступлении на внутренний рынок РФ новых автобусов из Европы и Южной Кореи. Нельзя сбрасывать со счетов и натиск со стороны импортеров подержанного транспорта.

 

 

Таким образом, 2012 г. внесет существенные изменения в структуру продаж автобусной техники и не факт, что участникам бизнес-процесса с российской стороны удастся нарастить свое присутствие. Тут важно удержать завоеванное.

 

 

Продажа автобусов (за исключением микроавтобусов) в России в 2011 г. (данные Ассоциации Европейского Бизнеса)

 

Марка

автобуса

Квартальное пр-во 2011 г.

Весь 2011 г.

Весь 2010 г.

2011 г. к 2010 г., ед.

2011 г. к 2010 г., %

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

ПАЗ

1761

1743

2491

2728

8723

7461

1262

17

ЛИАЗ

147

180

637

1192

2156

1240

916

74

КАВЗ

65

107

164

183

519

642

123

–19

Hyundai

63

145

123

178

509

130

379

292

MAN

28

87

44

65

224

152

72

47

ГолАЗ

38

57

47

68

210

202

8

4

Scania

2

15

6

15

38

22

16

73

Mercedes-Benz

1

0

7

11

19

17

2

12

Setra

0

1

0

1

2

3

–1

–33

ИТОГО

2105

2335

3519

4441

12400

9869

2531

26